Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Я ДЫШАЛА ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ

Когда Рами Гарипов приезжал в нашу глухую башкирскую деревню Мякаш Давлекановского района Республики Башҡортостан с товарищами по перу, мне исполнилось всего несколько месяцев. Так что наша встреча зимой 1975 года не состоялась. Тем не менее, у нас дома было достаточно его книг. При жизни поэта вышли полюбившиеся читателям: «Юрюзань» (1954), «Каменный цветок» (1958), «Песни жаворонка» (1964), «Полет» (1966), «Заветное слово» (1969), «Рябинушка» (1974) – мама приобрела их все.

Лариса Абдуллина



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
3. З001.jpg
3. З001.jpg
Памяти художника.jpg
Памяти художника.jpg Расим НАСИБУЛЛИН
Зима.jpg
Зима.jpg
Мартьянова Ольга. Зухра
Мартьянова Ольга. Зухра

Публикации

Светлана Рустэмовна Чураева родилась 13 июня 1970 г. в Новосибирском Академгородке. Окончила БашГУ. Автор нескольких книг прозы, поэзии, публицистики. Соавтор перевода на русский язык Государственного гимна РБ. Лауреат более десятка республиканских и федеральных литературных и драматургических премий. Член Союза писателей России, Башкортостана и Санкт-Петербургской ГО. Заместитель главного редактора журнала «Бельские просторы».

Психотерапия фашизма, или О чём говорят чебурафки

 

То, что у женщины есть душа, постановили недавно – на III Вселенском соборе в 431 году. И не все ещё успели привыкнуть. Да и как тут привыкнешь, если она наклоняется к тебе каждое утро всей своей рыжей мордой и сюсюкает: «Ах ты, мой чебура-а-ашка…» Нет, не так – «чебура-а-а-ф-ка…» Фу! Кобыла и есть кобыла…

Ну, не человек – это точно. В лучшем случае – фея. Такая, как сказочная блондинка Нона Гришаева в фильме «О чём говорят мужчины». Или не менее фольклорная Фриске, не сумевшая разогреть женатику… гм… кипятильник – всё в том же эпохальном кино. О том, что фильм эпохальный, мне сообщили специально – если вдруг не пойму: всё-таки женщина…

Фильм «О чём говорят мужчины» спродюсирован, снят и сыгран четвёркой создателей потешных комедий «День радио» и «День выборов». На этот раз они решили сделать кино с претензией на диагноз. Этакий русский «Декамерон» – сборник весёлых новелл о том, что бабы, как водится, дуры, а все мужики… Нет, не сволочи, конечно, – мальчишки.

Главные персонажи – успешные с виду мужчины, разорвав круг ежедневных проблемок, садятся в джип и едут в Одессу: на концерт, извините, группы «Би-2». По дороге болтают о женщинах и еде. И с тем и другим у них вроде бы полный порядок. Но «помнишь, какая была фанта…», а сегодня приходится жрать в ресторане всякую гадость за баксы. Только в дороге и поешь нормально – когда накормят грузины или хохлы.

О еде всё снято с любовью. Прекрасен эпизод с сакральной для советского человека колбаской. К ней – округлой и нежной – стремится даже не плоть, а душа: люблю! И близок упоительный миг единенья, но, как всегда, все радости рушит дура-жена. И к кому взревновала – к продукту!

Авторы фильма доводят ситуации до абсурда, чтобы получилась немножко сатира. Сатира, наверное, на женщин – про них снято не как про еду. Ведь у женщин кривые мизинцы, обалденные ноги, они слишком лёгкие, с ними слишком тяжело, они донимают своей любовью или равнодушием, часто звонят, не звонят вообще, почему-то требуют верности, а главное – нелогичны. И совершенно НЕ ПОНИМАЮТ прекраснодушных героев. Тьфу, не героев, конечно, – персонажей: которые успешные и с виду – мужчины. А на самом деле, как справедливо сказано в начале кино, – чебура-а-ашки. Нет, не так – чебурафки, не путать с обаятельным ушастым зверьком!

Чебурафки самонадеянны и бестолковы. Они не хотят взрослеть, поскольку не поняли, как. Когда они болтают про баб, им странно, смешно и страшно – как уличным подросткам у окошка в женскую баню. Они хихикают и «травят» друг другу байки о том, какие у них были… – ого! И было их десять, нет – двадцать… Да что там – целый пароход! И капитан сказал, что пора уже прицеплять баржу, а то не поместятся все тёлки, которых удалось отыметь. И не говорят эти создания, а щебечут, трогательно жеманясь друг перед другом, пока не чебурахнутся под откос.

Тогда, по идее, наступает прозрение и катарсис. По идее: потому что всё до падения – довольно естественно, после – отвечается наспех, как у доски. И этот контраст очень точно сигналит о главной беде чебурафек – они знают, что такое «хорошо», но им хочется, как плохишам, получить по бочке варенья.

Они смешные, и правильно, ведь жанр – комедия. Но они – настоящие, и это уже не смешно. Мы посмеялись бы и разошлись, но чебурафки по нашу сторону экрана восторженно таращат глаза: видали, мол, какое кино? Про нас! А этот вот, на переднем сиденье, вылитый я, только лысый. Приглядишься, и вправду – точь-в-точь.

Они – школьники выпуска 88-го года прошлого века – подобны японским авто. Японские автомобили попадают после смерти в ад, и советские школьники после детства попали туда же – в современную Russia.

Они выросли в СССР на фильмах про хороших грузин и мультиках про Чебурашку: о том, как строить скворечники, собирать лом, помогать старшим и малышам. И о том, как прекрасна Дорога. Их учили, что мужчины не плачут, а богатые – да; что тот, кто обсуждает с друзьями анатомию жён и подруг, – трепло; что «не стоит прогибаться под изменчивый мир», и так далее.

А жить пришлось в другой стране – в такой России, где если у тебя нет джипа последней модели и кучи моделей женщин, то ты вроде как уже не мужик. Или если ты не будешь делать маникюр и носить модные шмотки – ты не мужик? Или если не будешь заниматься аэробикой?.. нет – фитнесом! Или если ты не – не гей, то не мужик? Уф, – ужас, ад! И бедные чебурафки слетают с колёс.

Они смутно помнят, что женатым нельзя в Бельдяшки, но окончательно заплутали и, бедные, блуждают по аду, как известный ёжик – в тумане, полном старух, фашистов и указателей, которые врут.

Указатели лживы, и старухи, которые во всех сказках дают точный маршрут, чешут прочь и виляют перед авто, провоцируя ДТП. Особенно подводят фашисты – герои лучших эпизодов кино: иллюстраций из детских фантазий. А ведь фашистам, по фильму, известны ответы на каждый вопрос! Они-то как раз и вправду – герои: знают всё, кроме сомнений. Они бэтменами возникают в тяжёлый момент, твёрдой рукой направляют лампу в круглые чебурашьи глаза и пытают: кого ты любишь?

Без них как-то и не поймешь, зато с ними всё становится ясным.

И ясно, прочему ровесники-«Одноклассники»-чебурафки в реальной жизни часто говорят о войне. За стаканом виски они значительно цедят: «Этот кризис закончится следующей Мировой». Они мечтают о войне и вторжении инопланетян или, на худой конец, конце света – чтобы не нужно было вытирать задницы детям и смотреть, как стареет твоя джульетта. Чтобы всё стало понятным и не пришлось больше плутать по грязи.

Но инопланетяне манкируют, и даже родные фашисты, построившись привычной свиньёй, подло тонут в Чудском. А чебурафкам без фашистов – никак, ведь они чудовищно бескультурны. Не потому, что не могут отличить живопись от мазни, а потому, что как раз по их поколению кризис культуры шибанул окончательно.

Культура – это дорога, проложенная предками, чтобы человек уверенно прошёл свой жизненный путь. На ней стоят указатели: «хорошо» или «плохо», и ты, разумеется, можешь пойти налево, но будешь знать, что не прав.

А дорога, по которой пришлось двигаться чебурафкам, поросла бурьяном и разделилась на тысячи троп. Человечество плутает как минимум с начала ХХ века, а то и гораздо раньше. И постепенно заходит в тупик. Его внутренний навигатор – искусство – сигналит: SOS! Посмотрите кино: почти каждый фильм – против идеи превосходства над ближним, которая и есть, как известно, фашизм. И не важно – мультик это или элитарная заумь: везде нас просят поверить в переставшие – раньше или позже – быть очевидными вещи: в одушевлённость того, кто рядом.

Нам кажут славных таджиков в «Яйцах судьбы», сострадательных и умных драконов в «Как приручить дракона», невзоровских читающих лошадей, синих человечков планеты Пандора – все не хуже, а то и лучше нас. Не знаю, как уж там работает информационное поле Земли, но оно однозначно задаёт творчеству импульс: нужна прививка против фашизма!

Камерон ещё в «Титанике» напоминал о бесконечной гордыне человека как вида: мы, мол, строим громадный роскошный корабль, где играет музыка и пьют дорогое вино, и думаем, что мир подчинён нашим вкусам и прихотям, но достаточно куска бездушного льда, чтобы всё развалилось. И в «Аватаре» он снова кричит: человек заигрался в машинки, возомнил, что он единственный имеет право на выбор и суд. Его поселенцы на планете Пандора – те же фашисты, зачищавшие Белоруссию, Украину, Россию, страны Европы от неполноценных народов.

А в фильме «О чём говорят мужчины» фашисты анекдотичны, полезны и симпатичны, и уже не фашисты вовсе, а лечащие душу врачи. Они даже вешают – не партизан! – объявления: «Поможем разобраться во внутреннем мире». А вот симпатичные вроде бы главные персонажи сбиваются на откровенный фашизм, хотя им хочется думать, что они – всего лишь мальчишки.

Впрочем, фашизм чебурафек локален. Чебурафечьи мамы когда-то получили обязанность на отдых и труд, и брошенные в яслях детишки теперь декларируют, что бабы – не люди. И не могут и не хотят понимать этих чужих, непонятных существ противоположного пола.

А мамы-то не виноваты – тропинка культуры была такова: декретный отпуск – не больше года, ясли, садики-пятидневки, доктор Спок… Памперсы – из области научной фантастики, няня – только у пушкиных.

В детстве у меня была подруга по имени Лена с маленьким братиком, их мама работала в НИИ через дорогу от дома. И когда с младенцем случался крупный конфуз, первоклассница-Ленка вешала пелёнку в окно: караул! Мама бежала якобы в туалет, а сама на скорости пересекала дорогу, мыла младенцу зад и мчалась обратно, пока не углядело начальство. Женщины разрывались между домоводством и КЗоТом, а их дети чувствовали себя брошенными, горестно плюхая ладошками по дерьму. Может быть, поэтому к чебурафке бесполезно взывать: «Папа, я обкакалась!» – он испугается и убежит.

Хотя что я говорю, конечно, корни мужского фашизма гораздо древней – они тянутся от одного столкновенья культур до другого: когда сшибались язычество и христианство, социализм и ислам… Список можно продолжать почти бесконечно.

По сути, чебурафки в брендовых костюмах и туфлях не так уж далеко ушли от одного жителя закавказской страны, о котором мне недавно рассказывал мой хороший знакомый. Этот житель – майор армии, кстати, – не мог к тридцати годам найти себе достойной жены, и отец купил ему в деревне девчонку лет 15. Бравый майор её изнасиловал, избил – чтобы знала, кто в доме хозяин, и отправил на кухню к матери на воспитание. Мол, когда войдёт в брачный возраст, можно оформить всё по закону, а пока пусть привыкает к семье.

Мой знакомый – действительно вроде хороший – на моё возмущенье равнодушно сказал: да чё там, эти девки в деревнях – животные, вроде козы, неграмотные и бессловесные. С такой женой хорошо: на работу не пойдёт, шашни не закрутит, будет рожать детей. Да и матушку майорову, мол, тоже когда-то так привезли. «Вот она и воспитала сынка», – подумала я. А мужчины той страны, надо сказать, точат кинжалы, мечтая пойти резать соседей – до последнего человека. Потому что, мол, соседи – не люди. И если, не дай Бог, они всё же к соседям придут, то, конечно, не будут спрашивать: «Кого ты любишь – Ленку из 5 “Б” или, допустим, Олю?»

Казалось бы, странные ассоциации к рядовой комедийке, – где наши пушистые чебурафки, а где суровый Кавказ! Но мир стал маленьким, а человек, потерявший дорогу, чересчур уязвим. И офисные вояки на самом деле не верят в войну: они умеют выбрать нужный сорт вискаря, но вряд ли смогут правильно выбрать ответ на вопрос – умереть или струсить?

И личный психотерапевт не светит им лампой в глаза и не грозит автоматом, поэтому можно уютно красоваться перед ним в кожаном кресле, а после сводить любовницу или супругу в кино. И шептать ей, по-детски хрустя попкорном: «Тебе не стоит смотреть этот фильм! Он выдаёт меня с головой!»

А ведь женщина рядом тоже выросла на мультиках про Чебурашку и хорошем кино, тоже помнит фанту времён Московской олимпиады. Ей понятна ностальгия весёлой экранной четвёрки, их тоска по «правильно» и мечта, чтобы «правильно» стало одновременно и «хорошо». Ей тоже хочется, чтобы дорога на внутреннем навигаторе и та, что под колёсами джипа, совпали. Опять как в случае с японской машиной – если её делали «для себя», а не для «красноволосых мартышек», её бортовой компьютер настроен на линию японских дорог и показывает безумный маршрут: авто колесит по просёлкам Рязанщины, а на экране – дно Тихого океана. И можно шутить над ней сколько угодно: мол, врёт фашистская техника, взятая в плен, или сошла с ума, оказавшись в аду…

А если мы будем помнить, что женщины – тоже люди, и грузины – люди, и таджики, и что не только у всех соседей, но даже у кобыл, как уверяет Невзоров, есть душа, то, может быть, туманный ад немного отступит? И никто не ворвётся к нам с бластером, кинжалом, автоматом и бомбой?

В любом случае, к счастью, из мальчиков конца СССР выросло немало мужчин. И если придут фашисты, инопланетяне, драконы, уверена – мужчины не будут болтать.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.