Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь


Авторы номера:

масленников.jpg

Дмитрий Масленников

2009_S.G.Kara_Murza_interview.jpg

Сергей Кара-Мурза

Гафуров Т.М. фото.jpg

Тимур Гафуров

ya-s-trubkoy_ejw_1280.jpg

Владимир Кузьмичёв

Борис Курчатов.jpg

Борис Курчатов

Коркотян.jpg

Эдди Коркотян

мария Асадуллина.jpg

Мария Асадуллина

ольга ощепкова.jpg

Ольга Ощепкова

klassen15.jpg

Генрих Классен

Савельев Игорь.JPG

Игорь Савельев



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Вечерная Уфа (2003)
Вечерная Уфа (2003) Ильдар Гильманов
Владислав Меос. Лето и осень на Социалистической. 1970-е
Владислав Меос. Лето и осень на Социалистической. 1970-е
Мечты о ёлке
Мечты о ёлке
У Пулемёта. Архивные фотографии 1-й Мировой
У Пулемёта. Архивные фотографии 1-й Мировой

Публикации
Юлия Юрьевна Ломова-Устюгова родилась 18 июля 1979 года в Уфе. Окончила Республиканскую художественную гимназию им. Давлеткильдеева, истфак БГПУ им. Акмуллы, сейчас студентка последнего курса факультета киноведения СПБГУКиТ. Участвовала в форумах молодых писателей в Липках (2002, 2006, 2007). Член СП Москвы. Публиковалась в республиканской прессе, в московских журналах «Кукумбер» и «Пролог».

Кино в 3D. «Аватар»


Желание пойти на фильм «Аватар» не было напрямую связано с анонсированными крутыми спецэффектами. Желание видеть фильм не было связано и с любовью к творчеству Джеймса Камерона. Люблю не слишком.

Но страшно хотелось видеть «Аватар», потому что это первый фильм в формате 3D, который притязает быть чем-то больше аттракциона. Первый фильм, который действительно невозможно отнести ни к анимации, ни к игровому кино и который тем не менее пробует быть киношедевром. Ну, может, не такой уж первый… Но по масштабу, по слиянию того, что снимают, с тем, что рисуют, «Аватар» можно считать первым. Тем более что Камерон – талантливый человек. Талантливый и очень сильный, очень предприимчивый, трудяга, плоть от плоти Голливуда в лучшем смысле этого слова. Верилось, что он справится с той грандиозной задачей, которую для себя поставил.

Короче, мое страстное желание пойти на «Аватар» объяснялось стремлением испытать то, что чувствовали зрители первого звукового фильма «Певец джаза» в 1929 году. Тоже, кстати, не первого (т. к. первое звуковое пытался снимать еще Эдисон в XIX веке), но вышел в 1929-м «Певец из джаза», снискал шумный успех, и началась новая эра: звуковое кино.

Чувствовалось, что «Аватар» именно с этой целью и задумывался – закрыть старую эру и определить новую. Обрубить концы. Добиться такого слияния творчества, новых технологий и пиара, после которого возврат назад будет невозможен, а падение кино в бездну 3D-формата необратимо. Все ринутся в образовавшийся пролом.

Все, по крайней мере зрители, и ринулись. И я ринулась вместе с толпой. Толпа – не метафора. Теперь надо передать свои впечатления. И поскольку в творческом акте под названием «Аватар» технология и творчество неразделимы – начну с главного.

Для начала нужно сказать, что у фильма есть проблемы, обусловленные недостаточным развитием технологии, торжество которой фильм и должен являть. Крутейшие в мире инновационные разработки не поспели за размахом фантазии Джеймса Камерона. Существующего количества планов объемного кино не хватило для передачи самой сложной театральной иллюзии. Иллюзии леса. То, что нормально смотрелось – в интерьерах, в урбанистическом пейзаже, а также в условном пространстве анимационных лент, – пока неспособно отразить зеленую природу. Джунгли в «Аватаре» часто выглядят неестественно. В каком-то смысле это даже на пользу фильму. Но об этом скажу позднее. Сейчас же позволю себе предположить, что со временем Камерон неминуемо переделает лесные сцены. (Как режиссеры немого кино, задним числом добавлявшие побольше звука.) Ведь Камерон заметил, что технология не поспела за ним, в будущее, что лес театрален. Это ясно по тому, как в джунглях он то обыгрывает театральность (упираясь в кусок коры, камень), то театральными же способами маскирует (туманами, облаками и водопадами).

Но довольно о недостатках, перейдем к достоинствам. К тем законам нового кино, тем правилам, которые своим «Аватаром» хотел найти Камерон.

В 3D-технологии есть некоторые особенности построения изображения, отличающие ее от плоского кино. Первая такая особенность: изображение не должно заходить за два противоположных края экрана. Иначе (особенно на первом плане) оно выгибается и деформируется. Авторы видимых мною доселе объемных фильмов отчаянно пренебрегали этой особенностью, снимая 3D как обычное кино, отчего кадр приобретал сходство с яичницей-глазуньей, вздувающейся пузырями на сковороде. Потому было особенно любопытно, как решит проблему вдумчивый человек Джеймс Камерон. Нужно заметить, что очень большой и очень изогнутый экран во многом компенсирует проблему. Но помимо больших изогнутых экранов есть и маленькие, не говоря о возможности смотреть 3D дома, в очках, и Камерон находит решение. Свое решение. Не избегая, а обыгрывая возникающий дефект изображения, заходящего за края. Можно предположить, как дома на мониторе гипертрофированно будет вздуваться парусом спина дракона или круглиться огромный глаз.

Но не забывает режиссер обыграть и вторую особенность 3D, именно применительно к большому изогнутому экрану кинотеатра. Подобная технология выдвигает действие в зал, помещая зрителя не перед плоскостью экрана, а внутри дробящегося на планы изображения. Таким образом «Аватар» распадается на множество равноценных фильмов-планов, и каждый зритель получает право выбирать самое интересное из происходящего, игнорируя остальное. Каждый сам выбирает, какое кино смотрит, тогда как раньше зритель был целиком зависим от диктата режиссера (светом, фокусировкой, композицией указующего зрителю, на что в кадре смотреть, а на что – не надо). Режиссер нового формата Камерон принимает новое положение вещей – и снимает первый-второй-третий планы с одинаковой степенью четкости. Только изредка он пробует вернуться назад. И старым, дедовским приемом фокусировки на одном плане указать зрителю его прежнее место. Но будто лишь для того, чтобы убедиться, что в новом 3D-кино этот прием не работает. Вернее, работает не так, вызывая скорее чувство растерянности, чем желание сосредоточиться на выделенном автором. Так что камера и автор теперь не одно и то же.

Это подводит к третьей особенности нового кино, которую придется учитывать в будущем. Она заключается в том, что многие приемы, наработанные киноискусством за время существования кино, в 3D работают по-другому либо не работают вовсе. Есть такой неработающий, пустой прием даже в «Аватаре». Стандартное для Голливуда сведение экранной картинки к «и все заверте…» в 3D-технологии нефункционально более трех секунд. На обычном плоском экране глаз человека успевает следить за общим контуром событий. А вот на многомерном его, извините, «зашкаливает», и ничего с этим не поделаешь – физиология. Поэтому вместо «заверте…» получается натуральное выпадение зрителя из действа. Очень существенное ближе к финалу, в сцене противоборства героев со своим идейным противником, когда изображение в формате 3D по целым минутам не напоминает ничего, кроме брызг в лицо из жерла бетономешалки. Таким образом, и за Камероном тянется шлейф прошлого, приводящий к ошибкам, применительно к новой эре. Но даже эти ошибки расширяют познание, ведь они сделаны человеком, понимающим, что 3D требует своих выразительных приемов, человеком ищущим и находящим приемы, подходящие новому формату.

Так, режиссер осознанно использует ту же особенность 3D, о которой уже упоминалось. Большой изогнутый экран как бы пускает зрителя внутрь фильма. Но «впускание» изменяет не только взгляд каждого отдельного зрителя, но и общую картинку. Что усиливает некоторые старые находки до почти религиозного воздействия. Так, любая экранная толпа теперь физически видимо, по головам, сливается с толпой зрителей в зале. Этот киноприем Камерон использует трижды, применительно и к инопланетянам (в начале и конце), и к землянам (в середине фильма, в сцене дополнительного инструктажа). А создание иллюзии полета через качающуюся камеру – в 3D доходящее до физиологического уровня авиасимулятора… Охотно верю, что укачиваемых в самолете укачивало по-настоящему, но, как говорится, и на «Прибытии поезда» в обморок падали… А резкая расфокусировка всего изображения, вызывающая в 3D натуральную панику, а «проход по лабиринту»… Все эти приемы старого кино, заново найденные Камероном, оказывают новое, чрезвычайно сильное и даже не всегда приятное воздействие. Но об этом также позднее. Сейчас – о жертвах, на которые пришлось пойти Камерону. О сюжете. Ради гармонии технологии и искусства, ради того, чтобы «Аватар» не выглядел подобно фильмам-предшественникам, перегруженными технологиями, как лодка контрабандистов товарами, – Камерон предельно упростил сюжет.

Новый формат требует оперной строгости в отношении сюжета. Одно из двух: или вы сводите к минимуму технологию, или упрощаете сюжет. Потому что опера с театральными эффектами, прологом и эпилогом на сюжет многотомного психологического романа – непонятна. Просто вспомните, сколь маловразумительны сюжеты почти всех последних блокбастеров при всей их занимательности. Сколько в них дыр и оборванных нитей. Сюжет Камерона после стольких кинограблей приведен в идеальную гармонию с технологией. Он кристально ясен, до примитивизма. Что ж, опера, как и поэзия, «должна быть глуповата». 3D-фильму глубину, объем во всех смыслах, в том числе и философском, придает не сюжет, а технология. И в том числе ее недостатки, о которых уже говорилось.

Недостаток технологии, сделавший интерьерные съемки станции живее «природных» сцен, придает какую-то двусмысленность не только сюжету о бегстве в природу, но и масштабам. «Кукольность» джунглей превращает туземцев в муравьев под микроскопом, но в совместных сценах «муравьи» оказываются гигантами по сравнению с людьми. А то, что единственная по фильму надежда человечества имеет вид иллюзии, декорации, обманки с плоским задником, играет с авторским сюжетом странные штуки. «Аватар» приобретает тонкий оттенок бреда, детской игры с фонариком в шкафу. Ведь если Пандора – галлюцинация, то подлинно ли спасение?..

Другой момент неоднозначности, не дающий «Аватару» скатиться в банальную военно-экологическую агитку, в фильм-аттракцион-демонстрацию, состоит в парадоксальности самого Камерона как творческой личности. В изначальной двусмысленности его замысла. Ведь в фильме, знаменующем новую веху в развитии кино как сплава технологии и искусства, Камерон воплощает свою любимую тему. Тему порочности технического прогресса и его конечного краха. Словно воспевая, осваивая и изучая технологию будущего, Камерон одновременно стремится заглянуть еще дальше и готовит ей же обвинительный приговор, объявляя и ее недостаточной. Ударяя технологию в самое уязвимое место, Камерон в то же время как бы стремится дезорганизовать ее критиков. В том числе и тех, кто будет пенять автору на морскую болезнь и клаустрофобию зрителей.

Вот тут я полностью на стороне режиссера. Его совершенно не интересовали вопросы (как в свое время совершенно не интересовали они Сергея Эйзенштейна и других манипуляторов), будет ли зрителю приятно, впадут ли зрители в буйство? Он стремился найти приемы, которые работают в новом изображении, и проверить – до какого максимума каждый прием можно выжать, чтобы получить тот или иной результат. Чистый творческий эгоизм экспериментаторов и первооткрывателей. И слава богу. Потому что и приемы новой выразительности Камероном отчасти найдены, и максимум достигнут, и грань перейдена, и жребий брошен. Выполнены задачи, которые он себе ставил. А остальное – дело осторожных режиссеров-последователей с высокохудожественным вкусом и ученых комиссий по здравоохранению (которые, конечно, долго будут исследовать, до какого уровня экстаз полезен зрителю, а после какого голова кружится).

Победителей не судят. А Камерон действительно победил технологию, заставив ее служить творчеству. А значит, и зрителю. Найдя те приемы, которых не было и не могло быть в кино до этого. Эта победа над технологией, над зрителем, прорыв в планетарном масштабе, ради которых и задумывался проект «Аватар», – и есть суть фильма. Он выбежал из прежнего круга. Он спаял технологию, искусство и человека. Отныне изображение не потерпит старого подхода. Все стало другим.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Первый заезд Летней литературной школы "Корифеи"
9vRm_9_lDbw.jpg
DSC00790.JPG
DSC00858.JPG
DSC01066.JPG
DSC01162.JPG
DSC01249.JPG
DSC01273.JPG


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.