Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Уважаемые читатели и авторы!

Сайт bp01.ru заканчивает свою работу, с января 2018 года журнал "Бельские просторы" переходит на сайт http://bp.rbsmi.ru Декабрьский номер (№12.2017) залит уже на нем. Вся информация на старом сайте останется доступной до того момента, пока сайт bp01.ru поддерживает хостер.

Главный редактор Юрий Горюхин



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Дома. 1979. Офорт
Дома. 1979. Офорт Эрнст Саитов
14. З015.jpg
14. З015.jpg
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Подразделение царандоя
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Подразделение царандоя
Выемка на 613 версте
Выемка на 613 версте

Публикации

Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа».

Классика в ажуре. Из цикла "Прогулки по старой Уфе"

№ 11 (228), Ноябрь, 2017

Знаете ли вы, что есть в Уфе необыкновенное ожерелье из драгоценностей с классической огранкой в узорчатой оправе? Оно почти две сотни лет хранится не в ларце, не в антикварной лавке и не в музее, а в более людном месте. Ваяли его не ювелиры, а плотники по эскизам губернских архитекторов. Нетрудно догадаться, что речь идет о старой улице с деревянными домами.

Кто-то наряды зданий сравнивает с одеждой, кто-то с ювелирными украшениями, так как они имеют общие рисунки, схожи и техники их исполнения, термины. А кто первый для них придумал узоры – древние ювелиры, швейных дел мастера или плотники? Кто из них у кого и что перенял? По-моему, выяснится тогда, когда станет ясно, какое искусство старше: ювелирное, швейное, строительное.

Деревянное зодчество в нашем Отечестве было всегда и всегда занимало ведущее место. Рисунок узоров наличников, карнизов преображался вместе со сменой архитектурных стилей. Например, резные фигурки солнышка, петушков, змеек, лебедушек, пташек, деревьев, цветочков и пр. во времена классицизма (XVIII–XIX вв.) заменили колоннами, капителями, пилястрами, полочками на кронштейнах и др. Они обрабатывались профилями. Бревенчатые фасадные стены штукатурились или забивались гладким тесом, иногда на нем с помощью желобков создавался рисунок каменной кладки. Делалось все вышеперечисленное для того, чтобы деревянная архитектура напоминала каменную, поэтому получила название «деревянного» классицизма.

В этот период узоры с народными орнаментами исчезли с городских фасадов. Строительство велось только по образцовым проектам, которые заказчики строительства и местные архитекторы выбирали сообща. Так обновлялись и улицы Уфы, в том числе улица Большая Казанская (сегодня Октябрьской Революции). Какая из ее построек самая древняя? Известно, что самая старая её часть (от проспекта С. Юлаева до Монумента Дружбы) знала барокко и классицизм. Западная часть (до ул. Цюрупы) застраивалась в основном после 1819 года, то есть по градостроительному принципу классицизма – регулярность, строгость, порядок, стилистическое единство, а не однотипность, странность, неожиданность, хаотичность. Достигалась эта правильность с помощью прямых линий: помогала ровная полоса деревянных глухих заборов, объединявших фасады по красной линии улицы, а также скрывавших беспорядок во внутренних дворах усадеб и вид на глубокие овраги на задах.

Даже при отсутствии изображений западной части улицы эпохи классицизма, понятно, что застройка ее была менее компактной и более упорядоченной, чем в более поздние времена. Потому что все фасады были симметричными и композиционно уравновешенными, отдельные из них имели один или два портика (выступающая за пределы несущей стены часть, состоящая из треугольного или плоского фронтона кровли на колоннах). Симметричность главного фасада с портиком – обязательный признак стиля. Конечно, не каждый россиянин имел средства для возведения дома с портиком, поэтому государство предлагало образцовые проекты, а также рекомендовало несложные конструкции, которые были похожи на здание с портиком благодаря мезонину (жилая надстройка).

Например, большой мезонин поставлен на главный фасад одноэтажного дома № 42, у него и декор простой, как подобает классицизму – строгие, без витиеватой резьбы, наличники окон и дверей, кровельные профилированные карнизы и гладкий фриз. Аналогичные элементы украшают дома №№ 27, 37.

Изменилась ситуация во времена перехода от классицизма к эклектике (в провинции – вторая половина XIX века): на классические фасады жители начали прибивать ажурные с народными мотивами рисунка наличники, карнизы. Известно, что царь не давал распоряжения таким образом менять облик городов, а местные власти не запрещали, но контролировали через профессиональных архитекторов, которые и утверждали проекты домов, и проектировали. На улицах губернской Уфы без препятствий вышеописанный официальный «деревянный» классицизм, соединясь с юным тогда стилем «эклектика», сделался неофициальным (негосударственным), но остался профессиональным.

Архивы скрывают или не имеют фактов с датами развития описанного переходного процесса в Уфе. К счастью, архив г. Кирова свидетельствует о губернской Вятке (сегодня Киров). Так, вятчанин Прозоров перестроил купленный им в 1884 году дом и при этом устроил окна с наличниками, которые, по его утверждению, якобы, были «первыми наличниками в городе» (А.Г. Тинский. Архитектурная резьба по дереву Арhttp://www.archidesignfrom.ru/839-arxitekturnaya-rezba-po-derevu.html). Конечно, Прозоров данную инициативу согласовал с властями.

Скорее всего, и в Уфу узорочье вернулось в последней трети XIX века. По-моему, архивные документы не так уж необходимы, чтобы представить картину названного преобразования, – достаточно пройтись по улице Большой Казанской.

Когда пришла эклектика (разностилье, стилизация, трансформация и т. п.), то истреблять классицизм не стали, а соединили с возродившимся народным зодчеством. Тогда-то уфимские градостроители и обыватели, руководствуясь идеей создать «ожерелье» на одной из главных транспортно-торговых улиц, вспомнили о родственной связи резьбы по дереву с ювелирным делом. Если это не так, то с какой целью от ювелирных украшений его создатели переняли следующую роскошь: «диадемы» – дома №№ 21 и 32 , «кокошники» – №№ 15 и 25/1, «очелье» – №20/1, «серьги» – №25/1, а также «бриллианты» (квадры) – №№ 15, 23а и 25/1, «бусины на таблетках» – № 51 и т. п. Поверхность одних из них покрыли ажуром из завитков (№2 0/1), стелящихся листьев и стеблей, геометрических фигур (№ 23). Почти все карнизы кровель, наличников, козырьков перечисленных домов обрамили кружевной каймой, прорезными подзорами из сердечек, капелек, ромбиков и др.

Из перечисленного видно, что рисунки резьбы делали не под копирку, что было бы экономичнее. Действуя сообща, архитекторы, заказчики и резчики по дереву явно создавали эскизы узоров не по шаблонам, а индивидуально для каждой постройки. Вписывали ли они в орнаменты знаки (в том числе трудно узнаваемые лигатуры, тотемы, руны) с тайным смыслом, заклинаниями, оберегами или соединяли язык символов культур разных народов Евразии? А может быть, занимаясь модным тогда формотворчеством, пытались получить необычное пересечение линий, чтобы удивить? Историки и искусствоведы пока однозначного ответа на эти вопросы не дают. К примеру, никто не будет спорить и со мной, если я уверенно заявлю, что улица Октябрьской Революции украшена узорами с мотивами древнего орнамента, включающего утрированные знаки растений, животных (№ 25/1), небесных светил (№№ 29, 31а) и др. Встречаются здесь знаки тайных обществ – розы и лилии (№ 21), а также колдовские – с магией чисел.

Что во времена эклектики строительных дел мастера оставили от классицизма? Во-первых, на классические по форме наличники окон и дверей добавляли из народного зодчества и других стилей разные фигурки, например: солнышки (дом № 31), барочные букли (дом № 32) и др. Во-вторых, подозреваю, что некоторые классические мезонины просто переделали. Так, сегодня некоторые мезонины и ризалиты (выступы несущей стены) очень напоминают части конструкции портика. Вероятно, они и были когда-то таковой до утраты колонн и замуровывания досками и переплетами с расстекловкой. К примеру, похожа на портик лицевая часть мезонина с открытой террасой дома № 15. Его сильно выступающий треугольный фронтон с арочным углублением, вероятно, держался на колоннах. Узкий и гладкий подкарнизный фриз (полоса) мезонина профилирован (окантован рейками с профилями), угловые лопатки (вертикальные выступы) фасада оформлены под классическую пилястру (выступ в виде полуколонны). Вместо капители (верхняя часть колонны) прибит накладной «бриллиант» (квадр) – это примета эклектики.

Для многих домов сохранили центрально-симметричный силуэт главного фасада с помощью новых и прежних приемов. Во-первых, как выше отмечено, мезонин не потерял актуальность, в то же время, появились разного рода его декорации – ложный мезонин (ненастоящий, фальшивый, декоративный). Как определить фальшивку? Что установлено посередине крыши на главном фасаде домов №№ 56, 23а? То ли крупная с треугольным фронтоном люкарна1, то ли маленький мезонин? Если возник подобный вопрос, значит, видите ложный мезонин – замаскированную люкарну.

Во-вторых, при эклектике не исчез и портик, а преобразовался в ложный портик. А именно, обманку формировали с помощью или лопаток – выступов из прибитых к стене вертикальных досок – дом № 21, или выступа несущей фасадной стены (ризалит). К примеру, дом № 17 корпус 2 имеет центральный большой с плоским фронтоном ложный портик – ризалит (выступ несущей стены), который на высоту этажа выше боковых частей главного фасада. Угловые лопатки (вертикальные выступы из досок) украшены накладными деталями с профилями, имитирующими пилястру (полуколонну).

В-третьих, в эпоху эклектики в моду вошли издавна известные аттик (декоративная стеночка на крыше) и аттик-люкарна (будочка с вентиляционным окном), которым по форме конструкции в Европе давали разные названия: капуцин (капюшон), «шляпа жандарма», «летучая мышь» и др. Их модернизировали за счет эклектичного декора и устанавливали по краю кровли над центром фасада, чтобы исполняли роль фронтона портика – дом № 21.

Нельзя не заметить, что в этот период уфимцы применяли один из видов романского окна – «бифорий» (арочное окно, разделенное колонкой или столбиком на две части), а также балясину (фигурный столбик), балюстраду (ограждение из балясин). Так, тремя бифориями украшен второй этаж ложного портика дома № 17 корпус 2, одной бифорией – ложный мезонин одноэтажного здания № 23а, балюстрадой – терраса второго этажа дома № 32. Одним словом, соединив пирамидальный силуэт древнерусских теремов и симметричную с выступами форму здания классицизма, уфимская эклектика явила миру дома с романскими окнами, ложными портиком и мезонином – № 17 корпус 2, № 23а и др. Подобные образцы я встретила на улице Гоголя. Попробуйте найти и вы!

Исходя из вышесказанного, можно ли заключить, что уфимцы изобрели местный «деревянный» классицизм периода эклектики?» Думаю, да, и для него нужно придумать имя. Понятно, его нельзя наречь «неоклассицизмом», у которого несколько иные признаки. Уверена, дизайнеры предложили бы название «классика с этностилем». По-моему, больше подходит почти гламурное наименование – «классика в ажуре». Надеюсь, с помощью этой статьи оно войдёт в обиход.

Резные ворота не сохранились, поэтому в данный момент улица Октябрьской Революции выглядит как дорогое ожерелье с несколькими пустыми гнездами оправы, откуда выпали меньшие по величине ценные бусины.

Европейцы считают, что подобные щербинки и трещинки только увеличивают ценность благородной старины, которая никогда не выходит из моды. Поэтому, если ее бережно ремонтируют, то ни в коем случае не ставят несоразмерно огромные заплатки из инородных материалов – тонированного стекла, пластика, профилированного железа. Разве брошь с бриллиантами обрамляют стеклярусом? Названные иноземные мнения и методы реставрации игнорируют наши современные градостроители. Но почему в новом строительстве иностранцам подражают и стараются улицу Октябрьской Революции, как и весь город, сделать копиями новостроек Западной Европы? Дабы отобрать у Уфы самобытность, которую ей дает отечественная древность?

Есть мнение, что Уфе, якобы, не повезло с приличной старой архитектурой, кроме отдельных каменных построек, например, прозванного в народе «особняк с масками» по ул. Пушкина, 86. По-моему, архитектурных вариаций последнего найдется достаточное количество в крупных городах России и Европы, а вышеописанного драгоценного «ожерелья» нет нигде. Ведь оно уникальное – раритет не только Уфы, но и всего региона, достопримечательность, которую с гордостью надо бы показывать туристам и гостям Башкортостана. Именно его нужно сделать архитектурным символом (визитной карточкой) старой Уфы, а не космополитичный облик «особняка с масками».

В этой статье я специально не называла имен бывших домовладельцев, чтобы не отвлекать читателей. Моя задача – представить красоту как результат богатства архитектурной мысли и большого труда нескольких поколений уфимцев – показатель высокой материальной культуры города ушедших эпох, которую чиновники не замечают и позволяют быстрее уничтожить.

Итак, выше я пыталась объяснить, как, на мой взгляд, можно увидеть «классику в ажуре» на примере только одного роскошного «ожерелья», разложенного прямо на красной линии Большой Казанской улицы. А сколько еще сокровищ осталось в старом городе!


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


новый.jpg
Читайте двенадцатый номер журнала за 2017 год на новом сайте http://bp.rbsmi.ru/


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.