Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Воспоминания коллег, друзей, поклонников о Дмитрии Масленникове


С того светлого пасхального дня, когда не стало Дмитрия Масленникова – легендарного ДБ, поэта, ведущего ЛИТО «Тысячелистник», учёного секретаря БГПУ им. М. Акмуллы, преподавателя, – никто из его друзей, родных, студентов, просто знакомых не стирает переписку в телефоне, подписанную «ДоБраJ». Как будто, сохранив весёлые и тёплые сообщения, можно удержать рядом их автора… 



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Портрет пастуха. 1974. Офорт
Портрет пастуха. 1974. Офорт Эрнст Саитов
Анатолий Чечуха. Букетик (на углу Пушкина и Гоголя). 1987
Анатолий Чечуха. Букетик (на углу Пушкина и Гоголя). 1987
Стерлитамак. Базарная площадь.
Стерлитамак. Базарная площадь.
Февраль. В ожидании весны
Февраль. В ожидании весны

Публикации
Айсылу СынтимеровнаСагитова – преподаватель кафедры истории и теории искусства УГАИ им. З.Исмагилова. Окончила театральный факультет УГАИ им. З.Исмагилова по специальности «Театроведение»; ученица профессора С.Г. Кусимовой.

"Главное - иметь отважное сердце". О премьере спектакля Антона Федорова "Таганок"

№ 11 (228), Ноябрь, 2017

Осень в этом году выдалась необычайно тёплой. Погода, словно извиняясь за долгое, моросящее, дождливое лето, щедро одарила нас в октябре необыкновенными пейзажами, будоражащими фантазию яркими красками, согревающими душу и тело солнечными лучами. В один из таких прекрасных дней мне посчастливилось увидеть премьерный спектакль Стерлитамакского башкирского театра драмы (сегодня находящегося под ведомством Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения) «Таганок» по одноименной повести Мустая Карима в постановке небезызвестного театральному миру Башкортостана Антона Фёдорова. В этом спектакле, который (в чём я нисколько не сомневаюсь) еще заявит о себе на крупных российских и международных фестивалях, всеми любимая проза Мустафы Сафича раскрылась по-новому. Режиссер, сохраняя бережное и трепетное отношение к автору, вывел материал на новый уровень художественного мышления.

Спектакль начинается с громкого и резкого птичьего крика. Вместе со звуком в зрительный зал направляется прохладный воздух, от дуновения которого по коже пробегает легкий озноб. Свет даётся очень мягко, неторопливо и отдельными точками. На сцене, посередине которой расположен пандус, занимающий всю ширину сценического пространства, на разных уровнях возникают фигуры людей. Сценография Лилии Сулеймановой и Антона Фёдорова метафорическая. Костюмы Натальи Югановой вне времени и вне национальной принадлежности: на женщинах длинные юбки и блузки благородных цветов, на мужчинах – брюки и рубашки. В центре, на самом верху этой наклонной площадки, как образ матери, или земли, или вселенной, на скамейке у дерева, положив руки на колени, сидит Бабушка в исполнении чудесной актрисы Стерлитамакского театра, народной артистки РБ Нисы Бакировой. Слева от нее, также неподвижно, устремив взор в плотную завесу зрительного зала, расположились трое зрелых мужчин – актеры Ильфир Баймурзин, Расиль Сынбулатов, Марат Зубаиров, над которыми сверху устрашающе нависает гипсовая бычья голова – символ взрослости и в то же время ненастоящности, приземленности, грубости. Справа, как в зеркальном отражении копируя позы мужчин, сидят три мальчика – впервые вышедшие на сцену совсем ещё юные актеры Ильгам Гималов, Ильдар Тимергалиев и Арслан Нагаев. Над ними – большое, пушистое облако из овечьей шерсти, с помощью нити-пуповины соединённое с матерью-землей. Постепенно эта застывшая картина оживает: Бабушка не спеша начинает раскручивать веретено, отпуская шерсть-облако, которое под божественное Adagietto Густава Малера осторожно взмывает вверх и останавливается где-то сбоку (когда мы услышим звуки дождя, облако будет двигаться); затем на сцене появляются и остальные персонажи повести – улыбающиеся и счастливые герои вселенной Мустая Карима.

Да, именно ощущение бесконечного счастья охватывает тебя целиком во время просмотра спектакля – от самого начала, когда лодка со звенящими серебрянными рыбками «поплывёт» вдоль сцены, и до конца, когда озеро из пластика вдруг придёт в движение и в его отражении как бы с высоты птичьего полёта внезапно увидим всех персонажей этой повести. Здесь нет главных героев, так как для режиссера Антона Фёдорова в полифоническом мире Мустафы Сафича каждый голос принципиально важен. Спектакль «Таганок» – это, прежде всего, органичный и безупречный актерский ансамбль. Даже рассказчик Шарифулла в исполнении заслуженного артиста РБ Ильхама Рахимова, несмотря на то, что образ этот крайне необходим для понимания всей сюжетной линии спектакля, режиссером отведен на второй план. Ведь именно Шарифулла, как рассказчик, начинает, ведёт, заканчивает историю, и появляется только в самые важные моменты повествования – когда кому-то больно или, напротив, – радостно. Однако и его голос, как и другие, незаметно растворяется в этом гармоничном космосе, имя которому – детство. Интонации Ильхама Рахимова мягкие, ровные, неторопливые; движения – неспешные, несуетливые; голос – негромкий, но звучный. Он не делает выводов, умозаключений, назиданий. Нет, он слегка иронично улыбаясь, отстраненно наблюдает за событиями, где-то сам вступая в действие.

В сценографии и в режиссуре сохранён основной принцип двоемирия. Пандус, который разделяет сценическое пространство на две части, – это два мира человеческой души: детство и взрослость, воспоминания прошлого и настоящее, сказка и реальность. С обеих сторон центрального дерева на возвышении вертикально установлены два прозрачных круга – два озера – Калкан-Куль и Кылыс-Куль, которые переводятся как Озеро-Щит и Озеро-Меч, что тоже несёт в себе двойственный смысл. «Меч – злое оружие, сделанное для того, чтобы убивать, а щит – доброе оружие, оно защищает людей», – написано в повести. Путь мустаевских мальчишек – это путь инициации, путь возмужания и осознания своих границ, когда человек становится способным различать, что такое добро, а что есть зло.

Необычно придумана сцена взросления примерного мальчика-отличника Якупа. Его поочередно играют Радик Галиуллин и Револь Гималов. Вот его, испуганного и беспомощного, ловят храбрые сверстники и испытывающе спрашивают: «Хочешь быть батыром?» Этот вопрос режиссер с помощью хореографа – лауреата Государственной премии имени С. Юлаева Ирины Филипповой решает пластически: смелые ребята как будто бросают его с горы, а на самом деле поднимают часть пандуса и толкают Якупа прямо к обрыву. Вот тут-то считываются образы и ассоциации мустаевского текста. Аул Беркутный иллюстрируется буквально: живущие здесь люди как птицы. Якуп нервно и суетливо бьется руками в воздухе, а потом, поймав ветер и широко раскинув руки-крылья начинает летать. С этого момента наступает период отказа от себя прежнего – неуверенного, пугливого, зависимого маменькиного сыночка, и поиски себя нового – сильного, смелого, храброго. Выбегает совсем маленький мальчик, актер Ислам Давлетбаев, alter ego Якупа и начинает толкать, таскать, бить большого, чтобы тот оторвался от земли. И Якуп меняется: он со всей силой бьёт в барабаны, которые установлены слева на сцене, он залезает на дерево, стреляет из рогатки. Осанка его выпрямляется, движения становятся свободными, а взгляд уверенным. Птенчик превращается в беркута.

Но за физическим возмужанием Якупу и остальным ребятам предстоит еще и духовное взросление. Режиссер вместо представления детских образов и попыток психологического перевоплощения в детей, выводит на сцену далеко не молодых актёров. Мальчиков играют мужчины. Именно играют. Это такие взрослые дяденьки, которые в детстве не наигрались. И получается, что, на первый взгляд, безобидные выяснения отношений – далеко не детские. Всё очень по-мужски серьёзно и моментами даже страшно и неприятно. Например, сцены, когда Габдулла – Ильфир Баймурзин по-настоящему бьёт Вазира – Марата Зубаирова за то, что тот украл нож у Шарифуллы-агая. Или когда глава «Таганка» жестоко трясёт мальчика Вазира в воздухе, думая, что тот ворует рыбу. Грубость и хрупкость, сила и слабость в этом мужском мире находятся в постоянном противобосртве (причем, первое демонстративно пытается показать безграничную власть над вторым).

Женский мир другой – он материнский, нежный и милосердный, иногда, правда, своей излишней опекой, доходящий до полного абсурда. Например, вместо одной мамы Якупа режиссер ввёл сразу двух, как символ чрезмерной заботы. Актрисы Алия Зарипова и Резеда Амекачева непрерывно бегают за сыном, пытаясь с помощью каната привязать его к себе, чтобы не дай Бог с ним ничего не случилось (думаю, многие зрительницы, сидящие в зале, в образах-наседках узнали себя). Другая мамочка, в исполнении заслуженной артиски РБ Ляйсан Каримовой, а во втором составе – актрисы Зиляры Юлтаевой, – совсем иная, одухотворенная, наполненная тоской и тихой мудростью. Она появляется в окне, откуда, высыпая желтые листья, зовёт коровушку: «Хэу-хэу-хэу, хэу-хэу-хэу»...

Животный мир в этом спектакле тесно связан с миром людей. Домашняя скотина кормит , от нее во многом зависит жизнь человека, поэтому Антон Фёдоров, выросший недалеко от сельской местности (г. Стерлитамак) встречу коров с пастбища наполняет чуть ли не сакральным смыслом: столько радости и удовлетворения в лицах хозяев! Вернулась корова, значит, будет благодать, больше ничего и не надо для счастья. Но животный мир и опасен.

Зная сюжет повести, весь спектакль ждёшь, когда и как сработает гипсовая голова быка. Сделана эта кульминационная сцена захватывающе красиво. Вот выбегает маленькая Гульнур, совсем еще юная актриса Алина Нагаева. На сцене, кроме неё, больше никого нет. Она весело прыгает на скакалке, бегает по пандусу вверх и вниз, кружится, демонстрируя свое яркое красное платье, машет руками зрительному залу, где расположились и все остальные участники спектакля, а те, в свою очередь, отвечают ей аплодисментами. И вот она останавливается прямо под бычьей головой! На мгновение игривая музыка замолкает, часть стены, на которой установлено рогатое чудовище, на металлических цепях медленно начинает опускаться прямо на заворожённо застывшую девочку (в этот момент, действительно, останавливается дыхание, потому что на миг пугаешься за неё). И вдруг на сцену из зрительного зла выбегает долгожданный Маленький Габдулла – Ильгам Гималов, который, поднимая девочку, быстро уносит её в сторону и сам, такой же хрупкий, отталкивает большую падающую конструкцию.

Пронзительно трогательно и с долей доброго юмора решена сцена чтения письма Габдуллы, которое он написал Бабушке из больницы: о том, как ему было больно, но он терпел; и о том, что ему нравится больничный компот и что собрал одиннадцать штук печенья, восемь конфет и десять кусков сахару для неё. Философия и мудрость Мустая Карима очень точно передаются режиссером в неторопливых, длительных, наполненных переживаниями паузах, в углубленном и медленном погружении в текст и в концентрированном внимании к каждому слову. Музыкально-звуковой ряд не существует в качестве аккомпанемента, но непосредственно участвует в действии, погружая зрителя в трансцендентное состояние. Музыкальное решение подчеркивает высокий уровень музыкальной культуры режиссера, который всегда сам занимается этой частью оформления спектакля. Здесь звучит и вышеупомянутый Густав Малер, и Дмитрий Шостакович, и Сергей Прокофьев, Ральф Воан Уильямс, Эрик Сати, Аарон Копленд.

В финале дети заговорят. И это один из самых светлых, поэтических моментов спектакля, когда их нежные, чистые и неокрепшие голоса растворятся в обволакивающих аккордах «Лунного света» Клода Дебюсси. В больнице, вдали от маминого тепла, в одиночестве, вместе с телесной болью и происходит тихое прозрение, духовное взросление мальчика. Бабушкины слова о том, что «оставшаяся после отца слава – это не шапка!» – режиссер поручает именно маленькому Габдулле. «В книге ничего необычного не произошло, – пишет Мустай Карим. – Ведь герои остались живы-здоровы, с ними ничего не случилось, если не считать, что попал в беду Габдулла. Но и раны вскоре зажили. Мои друзья пока еще не успели совершить особых подвигов, ничем особенно не прославили ни свой родной аул, ни себя. Но все же с ними случилось нечто важное. За несколько летних недель ребята многое передумали, во многом изменились к лучшему, показали себя готовыми на мужественные поступки, к подвигу. Если потребуется, они непременно совершат их».

Нечто важное происходит и со зрителем, который долго не отпускает полюбившихся актеров со сцены. Мне кажется, это важное – чувство полёта.  


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера в БГПУ им. М. Акмуллы прошел вечер памяти Дмитрия Масленникова ДБ
Ректор.jpg
Ректор Р. М. Асадуллин
Артю.jpg
Света.jpg
еще2.jpg
садоков и санникова.jpg
еще3.jpg


радио.jpg

В начале была первая информационная революция. Она разгорелась из искры слова и охватила племена и народы. Это было время, когда из кипящей лавы протоязыка отливались чеканные формы древних наречий. Вторая информреволюция, по мнению ученых, связана с распространением чтения и письма, третья – с вступлением в «Галактику Гуттенберга». Наконец, с развитием кинематографа, звукозаписи, телефонной и радиосвязи начался новый этап в истории человечества.

В десятую годовщину Великого Октября – 7 ноября 1927 года – жители разных уголков Башкирии стали свидетелями докатившейся до республики мощной волны четвертой информационной революции: из репродукторов, установленных на площадях, в клубах и библиотеках, впервые на башкирском и русском языках прозвучали слова: «Алло-алло! Говорит Уфа!»…

Наталия Санникова



хамитов.JPG

Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

В этом году позитивные тренды продолжились. За 10 месяцев индекс промышленного производства составил 102,3 процента. Доходы консолидированного бюджета достигли 160 млрд рублей. Поступления по налогу на прибыль выросли более чем на 14 процентов – до 40 млрд рублей. Почти на два процента прибавил оборот розничной торговли. Средняя заработная плата увеличилась на 6,3 процента – до 29,3 тысячи рублей. Отмечается миграционный прирост населения. Снизилась смертность по многим заболеваниям. Впервые преодолён рубеж ожидаемой продолжительности жизни в 71 год.


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.