Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Воспоминания коллег, друзей, поклонников о Дмитрии Масленникове


С того светлого пасхального дня, когда не стало Дмитрия Масленникова – легендарного ДБ, поэта, ведущего ЛИТО «Тысячелистник», учёного секретаря БГПУ им. М. Акмуллы, преподавателя, – никто из его друзей, родных, студентов, просто знакомых не стирает переписку в телефоне, подписанную «ДоБраJ». Как будто, сохранив весёлые и тёплые сообщения, можно удержать рядом их автора… 



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Портрет пастуха. 1974. Офорт
Портрет пастуха. 1974. Офорт Эрнст Саитов
Анатолий Чечуха. Букетик (на углу Пушкина и Гоголя). 1987
Анатолий Чечуха. Букетик (на углу Пушкина и Гоголя). 1987
Стерлитамак. Базарная площадь.
Стерлитамак. Базарная площадь.
Февраль. В ожидании весны
Февраль. В ожидании весны

Публикации
Наталия Николаевна Санникова родилась в д. Васильевке Ермекеевского района РБ. В 1998 году окончила отделение журналистики БашГУ. Автор и ведущая программ «Переплет», «Мысли вслух», «Такая история» и других на «Радио России – Башкортостан». Дважды финалист международного фестиваля «Живое слово» (Большое Болдино), дипломант всероссийского конкурса «Родная речь» (Ясная Поляна), лауреат международного конкурса «Кубок мира по русской поэзии – 2014» (г. Рига), обладатель Приза симпатий «Рижского альманаха» и Литературного интернет-журнала «Русский переплёт».

Четвертая революция. 90 лет радиовещанию в РБ

№ 11 (228), Ноябрь, 2017

 

В начале была первая информационная революция. Она разгорелась из искры слова и охватила племена и народы. Это было время, когда из кипящей лавы протоязыка отливались чеканные формы древних наречий. Вторая информреволюция, по мнению ученых, связана с распространением чтения и письма, третья – с вступлением в «Галактику Гуттенберга». Наконец, с развитием кинематографа, звукозаписи, телефонной и радиосвязи начался новый этап в истории человечества.

В десятую годовщину Великого Октября – 7 ноября 1927 года – жители разных уголков Башкирии стали свидетелями докатившейся до республики мощной волны четвертой информационной революции: из репродукторов, установленных на площадях, в клубах и библиотеках, впервые на башкирском и русском языках прозвучали слова: «Алло-алло! Говорит Уфа!»…

 

 

Чудо под названием «радио»

 

Радио в областях и республиках СССР создавалось по образу и подобию Всесоюзного: сеть радиовещания должна была связать огромную территорию страны единой системой информационного словообращения, добравшись до каждой глухой деревни, и вовсе не с развлекательной целью. Радио – «газета без бумаги и расстояний» – осознавалось и использовалось как мощный инструмент пропаганды, агитации, просвещения и воспитания. Миллионы людей, собираясь в деревенских клубах, избах-читальнях, на сельских площадях, слушали по радио речи на митингах, доклады, лекции, газетные передовицы. В Башкирии энтузиасты создавали общества друзей радио, а в деревне Чукалы Балтачевского района в конце 30-х годов двадцать девять семей объединились в колхоз «Радио», державший марку передового хозяйства. Республиканский радиокомитет в благодарность помог «радиоколхозникам» наладить местное вещание.

Сегодня мы можем судить о том, что творилось тогда в умах и душах людей, по отдельным воспоминаниям. Летчик и журналист Алексей Соколов был одним из тех добровольцев, которые в 1961–1962 гг. посещали созданный при Башкирском радиокомитете «Клуб общественных радиорепортёров». Под руководством редактора Михаила Левитина внештатники готовили материалы об интересных событиях в Уфе для радиожурнала «В нашем городе». В своей книге «Здравствуй, небо!» А. Соколов вспоминает, как во время войны в его родной деревне местные «спецы» установили антенну на куполе церкви, потом что-то долго соединяли, паяли, вертели ручки, а люди, собравшиеся в большом доме перед «ящичком-приемником», напряженно ждали, и «вдруг хрипловатый голос произнес:

– Говорит Москва! Работает радиостанция имени Коминтерна! Добрый вечер, товарищи радиослушатели!

Люди повскакивали с мест и тесным кольцом окружили говорящий ящичек. Молодые хлопали в ладоши, улыбаясь. Некоторые пожилые крестились, произнося:

– С нами крестная сила!..»

«Говорит Москва!», – так начинала ежедневный эфир засекреченная РВ-1 имени Коминтерна. Центр информационной войны с фашизмом в 1942–1943 гг. находился в Доме связи по улице Ленина, где ныне расположен Главпочтамт Уфы. К ноябрю 1940 г. там были оборудованы радиостудии, помещения для редакторов, комнаты для хранения грамзаписей и тонфильмов. К слову, именно в Дом связи в 1941 году законопослушные граждане несли свои радиоприемники, выполняя приказ руководства, согласно которому на время войны полагалось сдать личную радиоаппаратуру.

 

 

«Башкирский изумруд» в честь РВ-1

 

«Он стоит целой дивизии», – говорили про знаменитого Юрия Левитана, ставшего в 1945 году голосом Победы. Известно, что Гитлер назвал Левитана личным врагом номер один, и фашисты обещали триста тысяч рейхсмарок тому, кто заставил бы советского радиоведущего замолчать. Это к вопросу о значимости и ценности радио в информационной войне.

В Германии фюрер под страхом тюремного заключения запретил населению слушать зарубежные радиостанции. Бывало, что во время выступлений Гитлера по радио в его речь вклинивались голоса из России с издевательскими репликами или ругательствами. Никто не знал тогда, что этими голосами на восемнадцати языках двадцать часов в сутки разговаривала Уфа, точнее эвакуированные в Башкирию лидеры Коминтерна Долорес Ибаррури, Пальмиро Тольятти, Клемент Готвальд, Морис Торез, Отто Куусинен, Георгий Димитров.

В книге «Глубокий тыл» Сергей Синенко подробно описывает, как в конце 1941 года в Уфу спецпоездом прибыла необычная компания европейцев. Иностранцы приехали с семьями, нагруженные чемоданами, коробками, ящиками. Поселились они в гостинице «Башкирия», где спать приходилось на полу, а питаться – печеной картошкой. Зато до редакции – пять минут.

Однако сначала было необходимо подключить студию к оборудованию, размещенному в здании бывшего лесного техникума, там же – в деревне Глумилино – возвели четыре трансляционные вышки. Группе мобилизованных уфимцев было поручено за день продолбить в мерзлой земле траншею под специальный кабель протяженностью более шести километров. Разумеется, держалось в секрете, что он соединит студию с мощнейшим по тем временам передатчиком, позволявшим «докричаться» до всей оккупированной Европы.

В мае 2015 года в уфимском парке «Кашкадан» появилась аллея из семидесяти саженцев яблони сорта «Башкирский изумруд». Деревья сажали журналисты ГТРК «Башкортостан», республиканских и федеральных газет интернет-СМИ, ветераны войны, труда, а также родные и близкие ветеранов телевидения и радио. Аллея заложена в память о журналистах-фронтовиках, а также в честь легендарной РВ-1 имени Коминтерна.

 

 

И радиослово к штыку приравняли…

 

С началом Великой Отечественной войны эфир Башкирского радио был кардинально, говоря современным языком, переформатирован. Главная тема – «Все для фронта, все для Победы!». Так и называлась одна из передач того времени. Были еще «Письма с фронта и на фронт», «Защитникам Родины», в эфире звучали рассказы о героях фронта, передовиках тыла, сводки Совинформбюро, передовицы газеты «Правда» на русском и башкирском языках. За точностью передаваемой в эфир информации строго следили дежурные ответственные редакторы. Возглавил политическое вещание Давлет Фархиев, прошедший путь от простого счетовода до работника аппарата обкома ВЛКСМ, ведущего сотрудника газет «Ленинсе» и «Кызыл тан», редактора Башкирского радиокомитета.

Работа не прекращалась и в ночное время: сбор, подготовка, перевод новостей на башкирский язык к утреннему выпуску. Сотрудники радио устраивали концерты для раненых в госпиталях. Десять литров крови сдала во время войны и стала почетным донором СССР Юлия Пермякова (Евдокимова), начавшая свой долгий творческий путь на Башкирском радио в 1942 году сотрудником редакции новостей. Позже она стала одним из ведущих журналистов, собкором Всесоюзного радио и радиостанции «Маяк», заслуженным работником культуры БАССР.

С самого начала вещания вокруг радио сконцентрировались лучшие творческие силы, в том числе писательские. В 30-е годы в прямом эфире звучали литературно-музыкальные композиции, литературные чтения. В передачах участвовали Мажит Гафури, Даут Юлтый, Тухват Янаби. В 1938 г. ответственным редактором детского вещания, а в 1939–1951 гг. редактором литературной редакции была прозаик, поэт, драматург, переводчик Зайнаб Биишева. С Башкирским радиокомитетом сотрудничали писатели-фронтовики, в том числе Гайнан Амири, Ханиф Карим. В апреле 1943 года в Уфе состоялся радиовечер, посвященный творчеству поэта Сайфи Кудаша, награжденного Указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с его 30-летней литературной деятельностью орденом Трудового Красного Знамени. Исследователь истории радиовещания в Башкирии Рашит Аюпов пишет, что стихи юбиляра в эфире прочли Елена Ильина (Шумская) и Рафаил Скоморовский. Рискну предположить, что тогда в эфире могло прозвучать стихотворение «Спички», датируемое 1942 годом, в переводе с башкирского Е. Шумской. Там есть такие строки:

 

По рытвинам дорог, через снега и воды,
В слепящую метель и в пламенный мороз,

В честь родины своей, в честь своего народа
В походе доблестном он спички те пронес.

Он их достал вчера. И тратит их недаром:
В украинском селе, преследуя врага,
Он чьей-то матери, больной, иззябшей, старой,
Вернул тепло ее родного очага.

 

Вообще, тема Украины была близка башкирским поэтам. Владимир Сосюра, находившийся здесь в эвакуации, перевел на украинский язык поэмы Рашита Нигмати «Украина», Сайфи Кудаша «Дума об Украине». Сохранились свидетельства о том, как в 1942 году поэты Павло Тычина, Максим Рыльский, Владимир Сосюра и их башкирские собратья по перу Сайфи Кудаш и Баязит Бикбай выступили перед ранеными в одном из эвакогоспиталей, читали стихи на русском, украинском и башкирском языках. Голоса Павло Тычины и Максима Рыльского часто звучали в эфире республиканского радио. Известно, что они интересовались историей башкирской литературы, дружили с местными литераторами, переводили их произведения на украинский язык, в своем творчестве воспевали тему братства и дружбы народов. К примеру, в 1943 году по следам героического рейда в глубокий тыл противника на территорию Донбасса Башкирской кавдивизии Павло Тычина написал поэму «Гроза» о подвиге славных сынов Башкирии. В Уфе в память о пребывании на башкирской земле украинских поэтов установлены мемориальные доски, именем Максима Рыльского названа улица в микрорайоне Сипайлово.

Многие башкирские литераторы в последующие годы получили закалку на радио, среди них Ахтям Ихсан, Мухитдин Тажи, Максуд Сюндюкле, Ахняф Киреев. Начинали свою творческую деятельность на радио Мукарама Садыкова, Александр Филиппов, Барый Нугуманов, Юрий Дерфель, Рим Ахмедов, Реан Бикчентаев, Рашит Шакур, Амир Муратов, Мадриль Гафуров, Марс Ахетшин. На посту председателя Комитета Совета Министров по радиовещанию и телевидению в 1986–1988 гг. был Динис Буляков. Но вернемся к первым десятилетиям истории радио.

«Гражданский подвиг журналиста Лутфи Гадилова» называется статья, опубликованная в июньском номере 2016 г. журнала «Бельские просторы», в которой внучка Лутфи Закировича Зарема Гиндуллина описывает, как ее дед в страшные годы репрессий, рискуя жизнью, собирал и хранил материалы о «враге народа», знаменитом «аравийском визире Кремля» Кариме Хакимове. Лутфи Гадилов в 1942–1950 гг. был председателем Башкирского радиокомитета. В те годы радио дало путевку в жизнь многим молодым талантам.

 

 

Самая большая «концертная площадка»

 

«Единственным источником музыки у нас в доме было радио, – пишет Рудольф Нуреев в «Автобиографии», – мы привезли его с собой из Москвы. Радио было с нами в маленькой башкирской деревне, затем в Уфе. Я мог часами просиживать около него, тихо слушая музыку... Именно благодаря музыке я уходил из комнаты с ее десятью обитателями, убегал из моего одинокого детства. С самых ранних дней своих я смотрел на музыку как на друга, как на религию, как на путь к лучшему будущему».

Рудик Нуреев – далеко не единственный ребенок, в котором радио пробудило любовь к музыке. Народный артист СССР Загир Исмагилов вспоминал, как в 1928 году в его родном селе Серменево из «тарелки», прикрепленной к верхушке высокого столба, доносились человеческий голос и музыка: «Удивляясь этому волшебству, мы, дети, забирались на этот столб и искали там спрятавшегося человека». По словам Загира Гариповича, изначально все его музыкальные произведения доходили до сердец слушателей через радиоэфир. Радио взращивало национальное искусство, и его роль в воспитании музыкальной культуры народа неоценимо велика.

В 1928 году с началом регулярного вещания Башкирского радиокомитета была сформирована музыкальная редакция, которая стала организатором всей музыкальной жизни республики. Первый «музред» – советский композитор, дирижёр и пианист Александр Ключарёв – записал в фольклорных экспедициях свыше 200 башкирских песен, среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик» и другие.

В 1930 году творческий коллектив музыкальной редакции возглавил на ту пору уже известный башкирский композитор Камиль Рахимов. Судьба его сложилась непросто. В 1938 году арестовали и расстреляли его отца, священнослужителя в двенадцатом поколении, а сам он долгое время находился под следствием, затем был сослан на пять лет в Бурзянский район Башкирии, на свой пост ненадолго вернулся в 1945 году. В его отсутствие в 1941–1944 гг. музыкальным редактором поработал Хусаин Ахметов, один из первых учеников башкирской национальной студии при Московской консерватории.

В Башкирском радиокомитете зародились первые в республике инструментальные и вокальные творческие коллективы. В 1939 году гобоистом в штат оркестра радио был зачислен 14-летний Владислав Пищальников, который за пару лет освоил звукорежиссуру и вплоть до 1959 г. работал за пультом на радио, став признанным мастером звукорежиссерского искусства, создателем позывных Башкирского радио и телевидения.

Еще одного мэтра звукорежиссуры – Георгия Мельникова – называли «крестным отцом» многих композиторов и певцов. Кстати, среди первых звукорежиссеров радио была профессиональная вокалистка: Джамиля Халикова (Байбурина) в 1943 г. пела в Уфимской филармонии, позже училась в Московской консерватории, но по семейным обстоятельствам вернулась в Уфу и в 1961 г. пришла работать на радио.

В первые десятилетия в штат Радиокомитета было принято несколько солистов, кураистов, баянистов, пианистка, концертмейстер. Лучшие певческие голоса привлекались для участия в «живых» радиоконцертах. Альда Валеева в книге «Бану» пишет о народной артистке России и Башкортостана Бану Валеевой: «Большую популярность певице принесло участие в концертах, передаваемых по радио. Вот как вспоминала Бану своё участие в работе Башкирского радиокомитета: «В те годы записей ещё не было. Всё пелось по радио “живьём”. Поскольку вещание начинались в 7 утра концертом, из дома мы с нашим замечательным концертмейстером Веточкой Крыловой выходили очень рано, когда ещё трамваи не ходили. Исполняли такие прекрасные башкирские народные песни, как “Ашкадар”, “Зульхиза”, “Таштугай”, “Сандугач” в обработке Камиля Рахимова. Исполнялось немало произведений татарских композиторов».

Известная оперная певица Магафура Салигаскарова в одном из интервью упомянула первого диктора Башкирского радио Елизавету Цибульскую: «Мне было семнадцать лет, занималась в русском и башкирском хоре при радиокомитете, о театре даже не мечтала. Руководила нами некая Цибульская, хормейстер из Москвы. Она говорила: «Ты – девочка голосистая, тебе надо петь!» – и все время выдвигала меня в солистки. Однажды, это было в начале 1938 года, я иду по улице и вижу объявление: «Готовятся артисты хора для оперного театра». Я – к Цибульской, а она говорит: «Иди обязательно!» Прихожу в театр, а там замечательный, как я потом узнала, хормейстер Анатолий Георгиевич Тихомиров прослушал меня и решил: «Музыкальная девочка! Беру!»

Анатолий Тихомиров – организатор и руководитель первых музыкальных коллективов, один из основоположников хорового искусства БАССР. В 1944 году он возглавил так называемый взрослый хор Башкирского радиокомитета, состоявший из двадцати восьми человек. В годы войны хор выступал с концертами не только по республиканскому радио, но и в воинских частях и госпиталях. В архиве радио сохранились записи хора, где солируют Жигания Рахматуллина, Салих Хуснияров, золотой голос башкирской оперы Магафур Хисматуллин – один из первых исполнителей партии Салавата Юлаева – в 1949 г. был принят в штат радио солистом.

Сулейман Абдуллин вспоминал, как его отец, уходя на фронт, поднялся вместе с ним, тогда еще подростком, на гору Бирдегул, долго смотрел на округу, а затем, прощаясь с родной землей, спел песню «Долина Касмарки» и попросил сына, когда кончится война, поехать в Уфу и исполнить эту песню по радио. В 1948 году будущий заслуженный артист БАССР Сулейман Абдуллин этот наказ выполнил.

В разные годы на радио поработали Гумар Абдульманов, Диана Нурмухаметова, Рамазан Янбеков и другие певцы, основоположники башкирской профессиональной музыки композиторы Халик Заимов, Хабибулла Ибрагимов, Рафик Сальманов, большую роль в развитии башкирской хоровой музыки сыграл Шамиль Ибрагимов (руководил хором Радиокомитета в 1953–1960 гг.), ценный вклад в Золотой фонд радио внес композитор Абрар Габдрахманов циклом радиопередач «Большая любовь к народной музыке», посвященным фольклорной деятельности крупнейших башкирских композиторов Х. Ахметова, З. Исмагилова, К. Рахимова, Р. Муртазина.

Как пишет музыковед Эльмира Давыдова, на радио еще в начале 60-х годов существовал «черный список», в котором был и опальный композитор Газиз Альмухаметов. В ноябре 1968 года по Башкирскому радио прозвучала первая большая передача, посвященная его творчеству (авторы Г. Сабитов и Р. Хайруллин), это было, по сути, возвращение имени, долгие годы находившегося под запретом.

В конце 50-х радио отказалось от ставок артистов, солистов, перестал существовать детский хор радио, созданный при средней школе № 9 г. Уфы (ныне гимназия № 91), взрослый хор продержался до 1960 года, а затем лучшие артистические силы ушли в театры, филармонию, режиссерскую группу зарождающегося телевидения.

 

 

«Театр у микрофона»

 

Рубрика с таким названием в эфире Башкирского радио появилась еще в конце 40-х гг. Одна из первых постановок, сохранившихся в архиве, – спектакль «Тимур и его команда» по произведению А. Гайдара. В Золотом фонде хранятся записанные в 1957 году силами актеров Башкирского театра драмы радиопостановки по произведениям Б. Бикбая «Салават Юлаев», Б. Ишемгулова «Трактористка Айсылу», Г. Кутуя «Неотосланные письма», Н. Исанбета «Муса Джалиль», в 1958 г. – по пьесе М. Карима «Похищение девушки» и многие-многие другие.

Приглашали на радио актеров разных театральных коллективов: скажем, «Утренняя звезда» К. Даяна записана артистами Уфимского русского театра, а в создании радиопостановки по пьесе З. Биишевой «Гульбадар» были задействованы артисты Салаватского драматического театра. Ставили в те годы также русскую и зарубежную классику. Особой популярностью пользовались радиоспектакли, каждый из них становился событием в культурной жизни республики. По воспоминаниям ветеранов радио, ежегодно готовилось и выдавалось в эфир свыше пяти премьерных театральных постановок, которые репетировались, записывались и оформлялись на базе радио.

Во многих радиоспектаклях и постановках звучит голос известного диктора, народной артистки Башкортостана Наили Галяутдиновой, актрисы по образованию. «Бесприданница» А. Островского, «Кровь» Д. Юлтыя, «Мы вернемся» А. Карная, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Ступени жизни» М. Гафури и другие произведения записаны с ее участием.

Недавно «оцифрована» радиопостановка 1962 года «Письма рассказывают» по произведению Якуба Кулмыя, который в 1958–1978 гг. работал в редакции литературных передач Башкирского радиокомитета. Сохранился также дебют на радио студента режиссерского отделения Рифката Исрафилова и студентки театрального отделения училища искусств Наили Фазыловой (девичья фамилия Н. Галяутдиновой. – Авт.). Фактически с 1962 года и по сей день Наиля Гизетдиновна не расстается с эфиром радио на радость коллегам и слушателям.

 

 

Диктор: «человек у микрофона»

 

Долгие десятилетия радио оставалось «дикторским», и в историю республиканского радиовещания вошли имена многих замечательных дикторов. Как правило, красивые и «поставленные» голоса были у артистов и вокалистов. Известно, что во время войны диктором Башкирского радио работал выпускник Московской консерватории имени П. Чайковского, певец-баритон БТОиБ Александр Сутягин. Позже он служил в Ленинградском Малом театре оперы и балета (ныне – Михайловский театр), был удостоен почетных званий народного артиста РСФСР и БАССР.

В 1948–1956 годах солисткой Башкирского радиокомитета и одновременно диктором была Фарида Кудашева. Как вспоминала позже прославленная певица, с Башкирским радио связаны истоки ее творческого пути. Петь приходилось между передачами. В редакцию приходило огромное количество писем, в которых слушатели просили её больше петь в эфире, приглашали на гастроли, интересовались, когда будет концерт.

В 50–70-е гг. лишь самым опытным журналистам начали доверять озвучивать свои программы, все остальное по-прежнему читали дикторы. В эфир выходило огромное количество радиожурналов, передачи для детей, юношества и молодежи, музыкально-литературные композиции, объемные праздничные репортажи и т. д., причем всё – в прямом эфире, в записи давали разве что речи первых секретарей ЦК КПСС.

В начале 50-х годов учился в Уфимском музыкальном училище и одновременно работал диктором и редактором в Башкирском радиокомитете Шакир Янбаев – один из ярких и талантливых представителей башкирской прозы. Совмещала «дикторство» с подготовкой артистов художественной самодеятельности к записи и заведованием нотной библиотекой Альфия Ахметова. Позже пришли на радио любимицы многих поколений радиослушателей – Лира Файзуллина, Римма Хусаинова, Наиля Галяутдинова. Первый диктор Башкирского телевидения Расима Каримова несколько лет своей блестящей карьеры также посвятила радио. Еще совсем недавно работала в эфире «Радио России – Башкортостан» Зухра Бахтизина.

Красивые мужские голоса на радио ценятся особо. Сорок лет, начиная с 1957 года, звучал в эфире голос «башкирского Левитана» Галимнура Бикбулатова. Перед своим уходом на заслуженный отдых он подготовил «преемника» – Ахата Муртазина. На русском языке в 90-е и в начале нулевых вел передачи Александр Кузьменко. В настоящее время в эфире «Радио России – Башкортостан» дикторскую эстафету подхватил Фирдат Галиев.

 

 

«Между Волгой и Уралом»

 

На Башкирском радио всегда были программы на темы межнационального общения, дружбы народов, выходили «обменные» передачи, межрегиональные и международные проекты, радиомосты. Но есть совершенно уникальная история под названием «Между Волгой и Уралом». Единственный в СССР межрегиональный радиожурнал, объединивший шесть автономных республик, родился в 1958 году, и в наше время продолжает выходить в эфир теперь уже семи регионов страны. Редакция базируется в Казани. Первым редактором по Башкортостану был Михаил Левитин, а затем многие ведущие журналисты радио поработали «на журнал», среди них – редактор новостей Юлия Евдокимова, мастер очерка Лилиана Соколова, главный редактор радиовещания (в 90-е гг.) Альфира Баргусова, журналисты Роза Тухбатова, Рима Сарварова и другие. С 1975-го по 1992 г. бессменным корреспондентом журнала была Лилия Шарипова. Лилия Алексеевна проработала на радио почти 30 лет, ей доводилось брать интервью у Юрия Гагарина, Майи Плисецкой и других знаменитостей, её передачи звучали и по Всесоюзному радио, и в эфире радиостанций союзных республик, а в радиожурнале «Между Волгой и Уралом» фирменные «шариповские» материалы всегда шли первыми – по негласному правилу первыми в эфир всегда ставили самые лучшие сюжеты.

 

 

От пионерской искры до радиоуниверситетов

 

29 апреля 1928-го на Башкирском радио впервые прозвучала передача для пионеров, а также комсомольская радиогазета на башкирском языке. Цикловые программы начали выходить в эфир с 1949 года. Большой популярностью пользовался цикл «Веселая почта», в котором дети принимали участие наряду с писателями и артистами. В дальнейшем детское вещание развивалось в русле политики Всесоюзного радио, то есть выходили «детские» серии научно-художественных и образовательных передач.

В 80-е гг. редакция программ для детей и юношества Башкирского радио готовила передачи, как для самых маленьких, так и для ребят постарше, к примеру, выходила еженедельная радиогазета «Пионерская искра» на башкирском и русском языках. Журналист Шаура Гильманова придумала адресные передачи для старшеклассников и студентов, в которых впервые зазвучала рок-музыка. В 1988 г. по Башкирскому радио транслировался первый легальный уфимский концерт Юрия Шевчука.

Во второй половине 80-х на радио были популярны «народные академии», в которых преподносились основы теории и практики всех отраслей хозяйственной деятельности. Их героями становились передовики производства, новаторы, труженики. К примеру, почти два десятка лет выходил в эфир «Радиоуниверситет сельскохозяйственных знаний». Над этой программой в тесном сотрудничестве с журналистом Марией Карякиной работал внешкором Георгий Шушпанов, а в качестве экспертов привлекались ведущие ученые республики. В 1978 г. программа получила Почетную грамоту от Центрального правления научно-технического общества сельского хозяйства СССР.

 

 

Техническая революция

 

В послевоенные годы в распоряжении Башкирского радиокомитета появилась трофейная аппаратура. Самая первая магнитофонная запись была сделана для литературно-музыкальной программы «В передовом колхозе после сева» в 1948 году в Давлекановском районе Башкирии.

По воспоминаниям музыкального редактора Марьям Габдрахмановой, в 50-е годы певцов, музыкантов стали больше записывать на магнитофонную ленту. Сначала записи, прозвучавшие в эфире, пылились где придется. Она начала складывать коробки с бобинами первое время у себя в кабинете, а потом предложила тогдашнему руководству выделить отдельное помещение под фонотеку. Собирать по крупицам музыкальную часть Золотого фонда радио в дальнейшем продолжили редакторы Шавкат Месягутов и Фания Халитова.

В 1959-м Башкирский радиокомитет переехал в новое здание Телецентра, которое было построено по последнему слову архитектуры и техники того времени. Таких зданий в те годы в Волго-Уральском регионе было всего два – в Уфе и Свердловске. В Телецентре разместились редакции, аппаратные и вещательные студии радио, имевшие специальное акустическое покрытие и оснащенные отечественным ламповым оборудованием, изготовленным на основе трофейных немецких магнитофонов. Позже его заменило профессиональное ламповое оборудование Венгерской республики.

В начале 60-х журналисты стали предпринимать попытки создания «живых» репортажей, так как в их профессиональном арсенале появились портативные магнитофоны «Репортер-2», «Репортер-3». По воспоминаниям Лилианы Соколовой, проработавшей на радио три десятка лет, в том числе половину из них собкором ЦТ и Всесоюзного радио, тогда происходило это так: на единственной редакционной машине привозили на место события магнитофон, который с трудом волокли двое крепких мужчин, тянули провода, включали в электросеть. Темы первых репортажей – отправка отряда башкирской молодежи на целину, пуск нового производства Уфимского завода синтетического спирта, Стерлитамакского химического завода, завершение жатвы на колхозном поле.

В 70–80-е годы монтаж звука все еще представлял собой примитивный процесс: магнитная лента разрезалась на куски в нужных местах и вручную склеивалась с помощью состава из смеси ацетона и уксуса. По воспоминаниям Эльвиры Салимовой, работавшей в 60–90-х гг. звукооператором, для того чтобы получить пятиминутный репортаж, журналисту надо было прослушать и застенографировать запись, выбрать из нее нужные для передачи фразы и даже отдельные слова, соединить их собственным авторским текстом, все это изложить на бумаге, потом машинописный текст поступал вместе с пленкой к звукооператорам, они заправляли в бобину пленку и гоняли ее часами вперед-назад, чтобы найти те самые слова, сложить их в предложения, сделать цельной радиопередачей.

В 1980–1990-е гг. был сделан огромный скачок в техническом развитии: радио теперь можно было беспрепятственно слушать практически в любой точке республики. Ежегодно в редакцию поступало около восемнадцати тысяч писем. В городах и районах регулярно проходили слушательские конференции. Штат сотрудников оставался небольшим, и Башкирское радио опиралось на внештатных корреспондентов, собкоров, местные радиостудии, которые выходили в республиканский эфир со своими новостями.

После известной фенольной трагедии в 1990 году, когда экологические проблемы стали главной темой, родилась радиопрограмма «Экология и мы», завоевавшая огромную популярность у слушателей и множество наград всероссийских фестивалей. Передачу долгие годы вели писатель-публицист Борис Павлов и журналист Рима Сарварова, сейчас ее автор и ведущий – профессиональный эколог Александр Веселов.

В 1994 г. с переходом со средних волн на длинные расширилась зона уверенного приема передач «Радио России – Башкортостан». В редакцию стали поступать отклики от слушателей из стран СНГ, Европы, из Финляндии, Австралии, США.

С 1 мая 1995 г. стартовал развлекательный канал «Радио-2», на котором ежедневно в течение 12 часов на башкирском, татарском и русском языках ведущие общались со слушателями, выполняли музыкальные заявки, делились разнообразной информацией. Этот канал стал предшественником «дочерних» информационно-музыкальных радиостанций – «Юлдаш» и «Спутник FM», на стыке тысячелетий отпочковавшихся от «Радио России – Башкортостан».

В начале 90-х радио стало трибуной общественного мнения по вопросу, как будет развиваться республика дальше. В 1993 году в прямой эфир вышел авторский канал «Даира» («Круг общения»), «хозяевами» в нем были уже не дикторы, а журналисты. Инициатор создания и один из первых ведущих этой информационно-аналитической программы – Рамис Давлетбаев, в 1994 году возглавивший студию радиовещания, затем – телевидения и ГТРК «Башкортостан», директором которой он оставался вплоть до 2015 года, когда на посту руководителя башкирского филиала ВГТРК его сменил Азамат Салихов.

XXI век «Радио России – Башкортостан» встретило новыми грандиозными техническими переменами: были переоборудованы студии, на смену громоздкому «Репортеру-7» пришли компактные профессиональные диктофоны, в кабинетах появились первые компьютеры, журналисты начали осваивать компьютерный монтаж, печатать сценарии, пользоваться Интернетом.

 

 

90 лет от сердца к сердцу

 

«Радио России – Башкортостан», являясь преемником Башкирского радио, продолжает создавать звуковую летопись нашего времени – радио-историю в звуке. Сегодня это делается на лучшем современном цифровом оборудовании, с безупречным качеством звучания. Разнообразные по тематике программы – от регулярных новостей и информационно-аналитических программ до музыкальных, литературно-художественных программ, развлекательных шоу и передач для детей и молодежи – транслируются на ультракоротких волнах, по радиотрансляционной сети, а с 2017 года в Уфе – в FM-диапазоне на частоте 89,5 FM. Аудитория радиостанции – жители Башкортостана и соседних регионов, онлайн в интернете на сайте GTRK.TV – соотечественники по всему миру.

Разумеется, радио – это, прежде всего, люди, личности. Наша девяностолетняя радиоистория вобрала в себя сотни замечательных биографий, удивительных судеб, о которых можно писать книги. Это не только дикторы и журналисты, но и звукооператоры, звукорежиссеры, инженеры эфира. И сегодня на «Радио России – Башкортостан» работает команда профессионалов, среди которых есть заслуженные работники культуры, печати и СМИ, народные артисты Башкортостана, лауреаты премий имени Ш. Худайбердина, Ш. Бабича, победители республиканских, всероссийских и международных профессиональных конкурсов.

Мы знаем, что наш слушатель умен, интеллигентен, он следит за событиями в республике, стране и мире, интересуется культурой, читает книги, размышляет о жизни, ценит слово. И мы верим, что пока люди не научились общаться телепатически, радио будет звучать в эфире. Ну, а если когда-нибудь наши потомки найдут способ обходиться без слов, это будет уже совсем другая революция.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера в БГПУ им. М. Акмуллы прошел вечер памяти Дмитрия Масленникова ДБ
Ректор.jpg
Ректор Р. М. Асадуллин
Артю.jpg
Света.jpg
еще2.jpg
садоков и санникова.jpg
еще3.jpg


радио.jpg

В начале была первая информационная революция. Она разгорелась из искры слова и охватила племена и народы. Это было время, когда из кипящей лавы протоязыка отливались чеканные формы древних наречий. Вторая информреволюция, по мнению ученых, связана с распространением чтения и письма, третья – с вступлением в «Галактику Гуттенберга». Наконец, с развитием кинематографа, звукозаписи, телефонной и радиосвязи начался новый этап в истории человечества.

В десятую годовщину Великого Октября – 7 ноября 1927 года – жители разных уголков Башкирии стали свидетелями докатившейся до республики мощной волны четвертой информационной революции: из репродукторов, установленных на площадях, в клубах и библиотеках, впервые на башкирском и русском языках прозвучали слова: «Алло-алло! Говорит Уфа!»…

Наталия Санникова



хамитов.JPG

Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

В этом году позитивные тренды продолжились. За 10 месяцев индекс промышленного производства составил 102,3 процента. Доходы консолидированного бюджета достигли 160 млрд рублей. Поступления по налогу на прибыль выросли более чем на 14 процентов – до 40 млрд рублей. Почти на два процента прибавил оборот розничной торговли. Средняя заработная плата увеличилась на 6,3 процента – до 29,3 тысячи рублей. Отмечается миграционный прирост населения. Снизилась смертность по многим заболеваниям. Впервые преодолён рубеж ожидаемой продолжительности жизни в 71 год.


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.