Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации
Извините, информация отсутствует

Нашему педуниверситету - полвека. БГПУ им. М. Акмуллы: от светлых истоков к надежным перспективам

 

№ 9 (226), Сентябрь, 2017

Башкирскому государственному педагогическому университету имени Мифтахетдина Акмуллы исполняется 50 лет. Что такое полстолетия для вуза? В масштабах истории всей цивилизации, конечно, это капля в море. Но разве не из таких капель складываются моря человеческих судеб и превращаются в цивилизации. Ведь за каждым озарением, рожденной мыслью, за каждым словом наставников и педагогов, мыслителей и ученых, романтиков, мечтателей, реалистов – достижения тысяч выпускников, учителей и специалистов многих других отраслей социальной действительности. В их профессиональных успехах просматривается ежедневный кропотливый труд многих людей – тех, кто стоял у его истоков, кто продолжает и преумножает его традиции сегодня, кто рождает и продвигает инновации, кто удерживает высокий образовательный и научный рейтинг нашего вуза.[1]

История Башкирского педагогического вуза уникальна, ее особенность состоит в том, что вуз не появился как вновь организованный в 1967 году, а был возрожден. Его прототипом был Учительский институт, созданный в 1909 году и позже преобразованный в классический университет. Возрождение педагогического вуза в республике было продиктовано необходимостью подготовки квалифицированных педагогических кадров и общей логикой развития образования. В 1950–1970-е годы в отечественной школе происходят радикальные изменения – переход к обязательному восьмилетнему, а затем и среднему образованию. За двадцать послевоенных лет численность учащихся в общеобразовательных учебных заведениях постепенно растет. Значительно увеличилось число учащихся средних школ. Самой насущной проблемой становится подготовка достаточного количества педагогических кадров, особенно с высшим образованием.

В нашем регионе эта проблема ощущалась остро, по названному показателю Башкирская АССР занимала одно из последних мест в целом по стране. Так, к концу 1965 года в республике работало всего 42 тысячи педагогов, особенно не хватало учителей математики, физики, литературы, русского и иностранных языков. Потенциал действующих вузов: Башкирского государственного университета, Бирского и Стерлитамакского педагогических институтов не соответствовал насущным потребностям особенно сельских школ республики. Единственным выходом в создавшейся ситуации могло быть открытие еще одного высшего педагогического учебного заведения. Поэтому по ходатайству Башкирского обкома КПСС, Совета Министров Башкирской АССР, а также Министерства просвещения республики было принято решение об организации нового педагогического вуза.

Башкирский государственный педагогический институт был образован по Распоряжению Совета министров РСФСР № 40-р от 9 января 1967 года и Приказу Министерства просвещения РСФСР № 12 от 18 января того же года. Первыми факультетами становятся филологический, физико-математический и факультет иностранных языков. Одновременно формируется управленческое и научно-педагогическое ядро, состоящее из ректората и шести кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, русского языка и литературы, иностранных языков, физики и математики, физического воспитания. Начинает создаваться инфраструктура: библиотека, учебные кабинеты для реализации учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса.

Первым ректором института Министерством просвещения РСФСР был назначен кандидат исторических наук, доцент Марван Янгирович Янгиров, проработавший в этой должности до 1971 года. Как он вспоминал впоследствии, самой главной задачей был набор педагогических кадров. Их комплектование осуществлялось за счет привлечения специалистов из других вузов, а также за счет выпускников аспирантуры. Уже в первые пять лет функционирования института в целевую аспирантуру вузов Москвы, Ленинграда, Казани и Свердловска направили пятнадцать человек. Опыт большинства преподавателей, конечно, был небольшим, около 60 % педагогов имели стаж работы в вузе до пяти лет. Поэтому был разработан и организован «Лекторий для молодого преподавателя», планы проведения методических и научных конференций. В первые годы проведены такие конференции, как «О вузовской педагогике», «О языке лектора», «Методика приема экзаменов». Были составлены и стали внедряться «Рекомендации по планированию и учету учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы преподавательского состава».

Организационная работа по многим направлениям была проведена огромная, и к началу 1970-х годов в вузе работало уже 160 преподавателей. При этом уровень «остепененности» профессорско-преподавательского состава не соответствовал требуемым нормам, среди педагогов было всего 40 кандидатов наук, это составляло 25 % всего контингента. Кафедры были укомплектованы квалифицированными кадрами крайне неравномерно. Наиболее благополучным являлось положение на кафедре марксизма-ленинизма, где 67 % преподавателей имели ученую степень. На кафедре педагогики и психологии их удельный вес составлял 57 %, на кафедрах русской и зарубежной литературы – 62 %, русского языка – 45 %, на кафедре иностранных языков было только два кандидата наук. Это отражало общереспубликанскую ситуацию нехватки кадров с научными степенями. Для решения этой проблемы руководство вуза и администрация республики проводили последовательную работу по привлечению квалифицированных кадров (к примеру, в эти годы квартиры преподавателям выделяли в достаточном количестве), преподаватели направлялись в аспирантуру и докторантуру в ведущие вузы страны, что вскоре дало зримые результаты.

Конечно, молодому институту необходимо было создавать собственную материальную базу. Начало было положено с корпуса, где сегодня находится Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций. Областной комитет партии и Совет Министров БАССР предоставили освободившееся здание научно-исследовательского института имени И. Мечникова. Горисполкомом было выделено общежитие. «Башкиргражданпроект» разработал проект строительства нового учебного корпуса. Институт приступил к работе в капитально отремонтированном, с учетом особенностей организации учебного процесса четырехэтажном здании. Одновременно приобреталось необходимое оборудование.

В начале 1967/1968 учебного года прошёл первый прием студентов в количестве 280 человек. За неделю до начала занятий учебный корпус на 1000 мест и общежитие были готовы к приему своих питомцев, что стало возможным в результате настойчивых усилий первого ректора – М.Я. Янгирова, огромной помощи республиканских органов власти и работы всего персонала, институту был дан заряд его ускоряющегося движения.

Торжественное открытие нового учебного заведения состоялось 1 сентября 1967 года в Доме политического просвещения. Уверенности нашему вузу прибавило и то, что в том же году было получено разрешение на строительство нового учебного корпуса на 1200 мест, который вступил в строй уже в 1972 году.

В 1968 году в вузе стало формироваться заочное отделение. Срок обучения по направлению «русский язык и литература» составлял четыре года, а по остальным специальностям – пять лет. С тех пор количество специализаций на заочном отделении с каждым годом увеличивалось.

В 1968 году в институте был открыт факультет общественных профессий, на котором было организовано множество творческих кружков, студий и объединений. Факультет стал важной дополнительной формой подготовки будущих учителей к педагогической работе. В рамках этого подразделения студенты, с одной стороны, развивали творческие способности и удовлетворяли внеучебные интересы (танцевальные, вокальные, спортивные, театральные). С другой стороны, это способствовало формированию в них навыков организатора внеклассной воспитательной работы в школе. Как свидетельствуют факты, только за пять лет (1976–1980 гг.) на 23 отделениях этого факультета было подготовлено более 4 тысяч студентов.

Для улучшения организации учебного процесса в целом и поддержания здоровья студентов и сотрудников в 1971 году были приняты в эксплуатацию столовая, спортивный зал, а также построен спортивно-оздоровительный лагерь «Бирюса».

1971-й становится для института знаменательным: в этом году состоялся первый выпуск на филологическом факультете. Республика получила педагогов-словесников, руководителей образования, писателей и журналистов, подготовленных молодым вузом. Сколько было бессонных ночей, сомнений, поисков, находок, сколько было затрачено энергии и эмоций, чтобы приблизить этот светлый праздник! Было и будет еще множество подобных праздников, но этот был первым, поэтому особенно дорогим. Совершенно не случайно, что одна из выпускниц этой группы Насима Нурлыгаяновна Алмаева, с отличием окончившая институт и получившая диплом № 1, впоследствии почти всю свою профессиональную жизнь посвятила Alma mater.

В 1971 году происходит смена руководства, ректором вуза становится Рустем Гумерович Кузеев – фронтовик, доктор исторических наук (с 1972 г.), профессор, известный исследователь развития рабочего класса БАССР – возглавлял вуз до 1982 года. Из его воспоминаний узнаем имена тех, кто стоял у истоков становления института. Среди них проректоры по учебной работе – А.Х. Хайбрахманов и по научной работе – А.И. Грекова, деканы факультета иностранных языков – А.И. Фролова, физико-математического факультета – К.Г. Малов, филологического факультета –Р.Н. Порман. Первые заведующие кафедрами: педагогики – М.Г. Сагдетдинова, марксизма-ленинизма – Ф.Х. Гумеров, русского языка – И.Б. Ишемгулова, литературы – В. Б. Смирнов, немецкого языка –Я.И. Гельблу, физики –Э.Ш. Хамитов, математики – Х.А. Мустафин, физического воспитания – Е.И. Огинская, председатель месткома Н.В. Гильмиярова, секретарь комитета комсомола С. Шароварова. Вместе они преодолевали все сложности взросления нового учебного заведения.

Перед институтом стояло множество насущных задач его дальнейшего развития. Словно соревнуясь со временем, в вузе разворачивается работа по многим направлениям, поощряются и поддерживаются все новаторские начинания. Рождаются новые традиции, методично собирается команда единомышленников, нацеленная на устойчивое повышение качества всего образовательного процесса. Как говорил Р.Г. Кузеев, «мы стали внедрять свой стиль руководства и свое понимание того сложного комплекса проблем, связанных с повышением всего уровня подготовки учительских кадров. При этом инициатива, развитое чувство нового, высокая компетентность, профессионализм, общая культура, творческий подход во всем становились главным в кадровой политике, в оценке деятельности каждого». А еще: «Нам ничего нельзя было откладывать на завтра, каждый шаг был связан с внедрением нового, с реализацией новых мыслей, новых подходов. Мы были обязаны успевать, делать все – и успевали!».

В эти годы завязались дружеские связи с коллегами из педагогического института имени Н.К. Крупской г. Галле (ГДР). Сотрудничество постепенно расширялось, стали организовываться поездки преподавателей для обмена педагогическим опытом и студенческих групп с целью прохождения учебных практик, позже формируются интернациональные строительные отряды. В рамках этого взаимодействия также было организовано сотрудничество школы имени А. Кабрала в городе Галле с базовой, подшефной институту школой № 40.

В 1972 году состоялся первый выпуск еще на двух факультетах: физико-математическом и иностранных языков. Школы республики получили высококвалифицированных учителей физики, математики, немецкого, английского, французского языков. Такие результаты работы коллектива института, старания сотен людей не могли не радовать общественность. Уже первые выпуски значительно облегчили решение важнейшей задачи обеспечения школ, особенно сельских, учителями с высшим образованием.

В этом же году Совет института принял решение об открытии новых факультетов: историко-английского и естественно-географического (открыты в 1973 году), художественно-графического (открыт в 1974 году). Взрослеющему вузу были крайне необходимы учебные помещения, поэтому строительство нового восьмиэтажного главного корпуса стало огромным достижением и радостью одновременно. Введенное в эксплуатацию летом 1973 года здание возвышалось как утес, красивое, привлекающее внимание. В новом здании начали заниматься студенты физико-математического, естественно-географического и историко-английского факультетов. Художественно-графический факультет начал свою работу в пристроенном здании школы № 11, а филологический и факультет иностранных языков продолжали функционировать в корпусе № 1.

В 1974 году было открыто подготовительное отделение, в народе по старинке называемое рабфаком: сюда поступала молодежь, уже имевшая практический опыт работы в школе, на производстве, демобилизованные солдаты. Через рабфак прошло множество талантливых молодых людей, пополнивших впоследствии ряды студенчества нашего вуза. В этом году был создан и первый интернациональный строительный отряд «Товарищ», организованный совместно с Башкирским государственным университетом.

С этого года начала издаваться институтская газета «Учитель» (ныне «Аудитория»). Вокруг редколлегии газеты сплотился творческий актив – студенты и преподаватели различных факультетов, кафедр, общественных организаций. Заметки, эссе, корреспонденции «Учителя» рассказывали о вузовской жизни, лучших студентах, о преподавателях, сотрудниках и выпускниках. Газета приветствовала членов первого педагогического десанта, которые поехали работать в отдаленные районы республики.

Институт взрослел, складывались и становились традиционными новые формы работы, возникали новые связи. Одним из направлений деятельности становится знакомство и сотрудничество с учителями-новаторами, известными педагогами. Гостями института стали В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин. Они знакомились с особенностями работы, делились своим педагогическим опытом. Это сотрудничество, которое развивалось и крепло постоянно, позволяло ориентироваться на самые передовые теории, на все лучшее и действенное, тем самым повышало уровень научно-педагогической квалификации педагогов и подготовки студентов.

В 1975 году начала работу психолого-педагогическая лаборатория А.З. Рахимова. В результате деятельности коллектива этого подразделения педагогическая наука обогатилась такими направлениями, как «Психодидактика», «Педагогическая акмеология», «Нравология».

В 1976 году в 40 километрах от Уфы была открыта агробиостанция, территория площадью в 12 гектаров, на которой была организована полевая практика студентов естественно-географического факультета.

В этом же году на коллегии Министерства просвещения РСФСР был заслушан доклад нашего вуза об «Итогах выполнения плана IX пятилетки и план развития института на 1976–1980 гг.». Показатели были достаточно оптимистичные – по результатам работы институт был переведен в первую категорию вузов. БГПИ стал девятнадцатым по счету институтом первой категории среди педагогических вузов РСФСР, что иллюстрировало достижения и, безусловно, повышало статус. Был завершен первый, один из самых важных, этапов развития института, за которым стоял огромный труд педагогического и, конечно, студенческого коллектива.

В создании и работе каждого факультета, каждой кафедры, каждой лаборатории принимали участие квалифицированные организаторы и специалисты, люди, понимавшие особую роль педагогического института в жизни общества, умеющие радоваться общим успехам. Благодаря таким людям росло и развивалось учебное заведение.

Воспитание целостной высокообразованной личности, творчески обогащающей общечеловеческую культуру, является основным ядром в подготовке педагога. К достижению этой цели стремились в вузе, поэтому особое внимание уделялось кафедре педагогики, которой в эти годы заведовал Г.П. Ников. Небезосновательно считалось, что эта кафедра в педагогическом вузе – ведущая, именно отсюда исходило множество педагогических инициатив, разрабатывалась значительная часть общеинститутских материалов.

В целях улучшения быта и здоровья студентов в 1977 году был открыт студенческий санаторий-профилакторий на 130 мест, институт полностью оснастил его необходимым оборудованием, что позволяло успешно выполнять оздоровительную функцию. Не случайно, санаторий-профилакторий многие годы подряд удостаивался дипломов победителя конкурсов ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов).

Институт быстро развивался, в нем ежегодно открывались новые подразделения: в 1977 году создаются социологическая лаборатория, лаборатория технических средств обучения, лаборатории по формированию творческого мышления у учащихся на базе средней школы № 40, научно-исследовательский сектор для развития научного потенциала; в 1978 году открываются зооморфологический музей и студенческий тир; в 1979 году начал свою работу факультет повышения квалификации для руководящих работников школ Башкирской АССР, в учебном процессе стали использоваться новые технологии и телевидение.

Вместе с вузом росла и квалификация профессорско-преподавательского состава: свыше 170 человек были подготовлены в аспирантурах Уфы, Москвы, Ленинграда и других городов. К 1979 году количество преподавателей с учеными степенями составило уже 48 %. Многие сотрудники прошли путь от лаборантов и ассистентов до профессоров, заведующих кафедрами и деканов.

Наблюдалась значительная результативность в создании условий для подготовки квалифицированных специалистов. Прежде всего, укрепилась материальная база кафедр. Выросли масштабы вовлеченности в научную работу преподавателей и студентов. В 1970-е годы в научных кружках и проблемных группах занимались 300 студентов, из них 196 – в кружках общественно-гуманитарного профиля. Так, при кафедре марксизма-ленинизма работал кружок социальной психологии; при кафедре педагогики и психологии – педагогический кружок; при кафедре русской литературы имелись кружки советской и зарубежной литературы, литературного краеведения, литературный клуб; при кафедре русского языка – лингвистический кружок, а также кружок при кафедре немецкого языка. Конечно, увлеченность студентов-кружковцев теоретическими и практическими вопросами в будущем перерастала в любовь к большой науке.

В 1981 году институт получил право самостоятельно издавать печатную продукцию, что способствовало повышению уровня научно-исследовательской деятельности, а также обеспечению образовательного процесса авторскими учебниками и пособиями.

В 1982 году был открыт новый, шестой по счету, факультет педагогики и методики начального обучения. Факультет, занимающийся подготовкой учителей, чаще всего запоминающихся и вспоминаемых благодарными учениками.

За первые пятнадцать лет работы институт сформировал собственное «лицо», стал узнаваемым не только в регионе, но и в России. За это время в материально-техническом обеспечении, в научно-педагогической, в учебной деятельности произошли изменения. Жизнь вуза определялась общим деловым и созидательным настроением всего коллектива преподавателей и студентов, стремлением равняться на лучших и быть лучшими. Комсомольская организация вуза и профсоюз объединяли и направляли молодых преподавателей и студентов, концентрируя усилия на приоритетных молодежных инициативах – самоуправление, строительные отряды, научные и спортивные состязания.

С 1983 года Р.Г. Кузеев по состоянию здоровья оставляет пост руководителя вуза и сосредоточивает свои силы больше на научно-исследовательской работе. На должность ректора был назначен прежний проректор по учебной работе Эдуард Шайхуллович Хамитов, Заслуженный деятель науки БАССР, профессор (1991 г.), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почётный академик АН РБ (1998 г.), доктор педагогических наук (2000 г.).

Как вспоминал впоследствии Э.Ш. Хамитов: «когда меня представляли коллективу, Рустем Гумерович… поздравил с новым назначением и сказал много лестных слов в мой адрес… В дни своих занятий на историческом факультете, а он преподавал, можно сказать, до последней минуты, он обязательно заглядывал в ректорат, и мы часто обсуждали и решали институтские проблемы».

Под руководством ректора Э.Ш. Хамитова была сформирована новая концепция развития института, стратегия которой определяла жизнедеятельность вуза вплоть до начала 2000-х годов. В ее основу были положены: образовательные стандарты, ориентация на современные отечественные и зарубежные научные достижения, сохранение и приумножение национальных культур и традиций республики, свобода, плюрализм, демократический характер профессиональной подготовки. Создана комплексная научно-практическая программа опережающего характера, позволяющая учитывать не только современные реалии, но и высветить перспективные стратегические направления развития высшего педагогического образования, обеспечить последовательность в решении приоритетных задач формирования учителя нового типа.

Вуз эффективно функционировал, оставаясь хранителем и продолжателем лучших традиций отечественного педагогического образования. Рос научный и инфраструктурный потенциал: в 1983 году было открыто заочное отделение дошкольной психологии и педагогики, а в 1986 году впервые в республике была начата подготовка учителей по специальности «Математика и информатика». В 1988 году на филологическом факультете было открыто башкирское отделение, на факультете педагогики и методики начального обучения – очное отделение дошкольной педагогики и психологии, развернутое затем в самостоятельный факультет.

В 1989 году был открыт факультет физической культуры, его организация способствовала оживлению спортивной жизни и в вузе и в целом в республике. Спорт в вузе принял массовый характер, стал профессиональным. Успехи демонстрировались на ежегодных спортивных состязаниях, фестивалях и смотрах. Серьезную помощь оказывали в повышении физической культуры в школах, учащиеся стали постоянными гостями спортивных состязаний вуза. В этом же году было создано национальное отделение на факультете педагогики и методики начального обучения. В 1990 году открываются аспирантура по педагогике и филиал института в городе Сибае.

Позитивная деятельность педагогов, сотрудников и студентов не оставалась незамеченной органами управления и общественностью. Успехи вуза часто выражались и форме различных триумфов: например, только в 1987 году наш институт победил в соревновании педагогических вузов РСФСР, также занял первое место среди высших учебных заведений г. Уфы, газета «Учитель» стала победителем в городском конкурсе многотиражек города.

В переходный период в системе образования нередко наблюдались негативные явления, связанные и с определенным самоустранением власти из этой сферы. Несмотря на сложные времена, отечественная система образования, с одной стороны, устойчиво адаптировалась ко всем социальным потрясениям, с другой – способствовала созданию условий для позитивного выхода страны из сложных социальных катаклизмов, при этом играла роль скрепы, сохраняя государственную и культурную идентичность народов России. 

Приведение сферы науки и образования в соответствие с запросами времени приобретало поистине стратегическое значение. Ректоратом института проводилась целенаправленная работа по открытию новых специальностей, востребованных временем, по укреплению рейтинговых позиций, по увеличению числа хоздоговорных работ.

В 1992 году отделение башкирской филологии было преобразовано в отдельный факультет, что способствовало более концентрированной подготовке специалистов этого профиля. В этом же году по инициативе члена-корреспондента РАО, профессора Камиля Шаехмурзиновича Ахиярова при нашем вузе был открыт первый и единственный в республике Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по педагогике. Сегодня в Совете защищаются и кандидатские и докторские диссертации по двум педагогическим специальностям. К этому времени в вузе уже действовало 40 кафедр и работало 450 преподавателей. В системе работы стали широко использоваться внутривузовские, межвузовские, региональные и всероссийские конференции, круглые столы, научные семинары, деловые игры по важнейшим проблемам теории и практики обучения и воспитания, выставки достижений, конкурсы, олимпиады. На факультетах формируются новые учебные планы с ориентировкой на более широкую практическую подготовку студентов к работе в школах разного типа.

Продолжает успешно действовать психолого-педагогическая лаборатория, основателем и руководителем которой был А.З. Рахимов. Научная проблема лаборатории «Формирование творческого мышления учащихся на основе принципа диалектической логики» нашла широкое применение в школах республики. Не случайно на базе этой лаборатории были созданы новые учебники по географии и химии (авторы – В.П. Сухов и С.Т. Сатбалдина), которыми пользуются в школах всей страны.

С каждым годом возрастал научный потенциал института. За 1968–1992 годы в целевую аспирантуру поступили 190 преподавателей, защитили докторские диссертации 7 человек, кандидатские – 155 человек. В 1992 году преподаватели с учеными степенями составляли уже 71 %, работали 19 докторов наук, профессоров. В их числе было 7 заслуженных деятелей науки РСФСР и БАССР, 11 – заслуженных учителей БАССР, 78 отличников народного просвещения, четыре человека награждены орденами и медалями, более 100 преподавателей и сотрудников удостоены почетных грамот вышестоящих органов народного образования. Около ста студентов-активистов стали лауреатами премии института, учрежденной еще в 1977 году.

На кафедрах велись исследования по проблемам, имеющим теоретическое и практическое значение. За четверть века истории института были изданы 70 монографий, 75 сборников научных трудов, 150 учебных пособий, свыше двух тысяч статей, получены 38 авторских свидетельств. Психолого-педагогическая проблематика в исследованиях занимала свыше 40 %; большая их часть посвящена проблемам педагогики высшей школы.

В институте сложилась эффективная система исследовательской работы студентов, связанная с их профессиональной подготовкой. На Всесоюзных, республиканских смотрах и олимпиадах студентами завоеваны десятки медалей, дипломов и грамот. Ежегодно возрастает число студентов, участвующих в хоздоговорных исследованиях.

В 1995 году на базе факультетов педагогики и методики начального и дошкольного образования создается факультет педагогики и психологии. Новый факультет активно влился в работу по подготовке необходимых не только школе, но и другим сферам общества психологов. В этом же году газета «Аудитория» вновь становится дипломантом конкурса «Газета года» среди многотиражек вузов Уфы.

В 1996 году, по рейтингу Госкомвуза России и Ассоциации российских вузов, наш институт занял 13-е место среди педагогических вузов страны, что, с одной стороны, иллюстрировало позитивное его развитие, с другой стороны, конечно, вдохновляло и внушало оптимизм. Важным достижением уже следующего, 1997 года становится открытие докторантуры по педагогике, в которой проходили обучение не только преподаватели нашего вуза, но и представители учебных заведений республики и страны в целом.

В ноябре 1997 года в здании театра оперы и балета институт праздновал свое тридцатилетие. К этому дню была подготовлена и издана книга об истории становления и развития учебного заведения. В выступлении ректора института профессора Э.Ш. Хамитова была обрисована впечатляющая картина его созидания. За такой небольшой отрезок времени создано новое высшее педагогическое учебное заведение, давшее республике более 22 тысяч учителей высокой квалификации, талантливую молодежь, овладевшую глубокими знаниями.

К концу 1990-х годов наш вуз вырастил 42 доктора наук, профессора, 221 кандидата наук. Особое внимание ректорат уделял созданию условий для подготовки докторов наук: не случайно к настоящему времени их число выросло до 100 человек. Институту уже принадлежало шесть учебных корпусов, шесть зданий общежитий, 60 прекрасных кабинетов и лабораторий, оснащенных современным оборудованием, собственное издательство, агробиологическая станция, два спортивно-оздоровительных лагеря и многое другое. На факультетах велась подготовка по 19 специальностям; число обучающихся очной и заочной форм обучения превышало восемь тысяч студентов. Успешно работали совет по защите кандидатских диссертаций и десять научных школ по педагогике. 50 кафедр осуществляли руководство учебно-педагогической и научной работой коллектива преподавателей и студентов. На кафедрах работали 523 высококвалифицированных преподавателя, из них 26 докторов и 234 кандидата наук. В аспирантуре обучалось 80 аспирантов по 23 специальностям, 44 из них – по очной форме обучения. Четыре аспиранта получали стипендию Президента и Правительства РБ и один аспирант – стипендию Президента России. Со дня открытия аспирантуры 23 выпускника успешно защитили кандидатские диссертации. В 1997 году вышел в свет первый номер научного журнала «Вестник Башкирского государственного педагогического института».

В 1999 году вуз успешно прошел комплексную аттестацию. Этот год памятен и тем, что был открыт еще один новый факультет – социально-гуманитарный с отделениями социальной педагогики и культурологии. Также были открыты музыкальное отделение на факультете педагогики и психологии и представительства института в городах – Белебее, Белорецке, Кумертау, Мелеузе, Нефтекамске, Туймазы, селе Месягутово. В 2000 году было создано отделение коррекционной педагогики и открыто представительство в селе Кушнаренково.

27 июня 2000 года Приказом № 1920 министра образования Российской Федерации наш институт был переименован в Башкирский государственный педагогический университет. Как говорил Э.Ш. Хамитов: «Стремление к качеству было в нашем вузе всегда. Я бы вспомнил времена перестройки… Приметой тех лет был и парад университетов. Это иногда походило на моду: институты повсеместно получали университетский статус. И видя, что его добились даже те, кто явно уступал БГПИ, мы начали “примерять” университетскую одежку. Посетивший в ту пору наш вуз министр образования страны был удивлен: до десяти защит только докторских диссертаций в год – такое могли себе позволить лишь самые крупные вузы страны. В ежегодных рейтингах, проводимых министерством, наш институт вошел в десятку лучших педвузов страны. Последние три года были потрачены коллективом на наработку университетских показателей, зато никто сегодня не может сказать, что нас подтянули. Напротив, мода на вывески прошла, за последние десять месяцев большинству претендентов на университетские регалии было отказано, а мы прошли с большим запасом прочности. Мы добились достойного уровня работы, и это только начало».

В 2001 году были открыты Институт педагогики и диссертационный совет по защите докторских диссертаций по двум педагогическим специальностям. В 2005 году открыт Институт профессионального образования и информационных технологий.

Заложенные первыми руководителями традиции вуза получили дальнейшее творческое воплощение в деятельности нового ректора – Раиля Мирваевича Асадуллина (с 2005 года), доктора педагогических наук, профессора. Необходимо отметить, что в этот период в системе образования страны происходили радикальные преобразования, обусловливающие всемерную мобилизацию научного, материального, технологического и главное – человеческого потенциала университета. С этого времени и в тактическом и в стратегическом отношении начинается не просто новый, а инновационный виток развития вуза. Одной из главных проблем становится идея сохранения не только нашего вуза, но и всего педагогического образования страны. Раз за разом надо было доказывать всему российскому сообществу актуальность сохранения системы педагогического образования, и ее всемерного развития. Множество инициатив и мероприятий именно нашего вуза дали свои всходы в пространстве всей России. В Министерстве образования и науки РФ и в целом в руководстве страны идея сохранения педагогического образования была услышана.

Пришли новые времена, вместе с этим возникли новые задачи и возможности. Университет столкнулся с определенными проблемами и трудностями, связанными с ростом конкуренции среди вузов, объективным включением в рыночные отношения, расширением самостоятельности высшей школы как субъекта финансово-хозяйственной деятельности, сохранением жестких бюджетных ограничений, интеграцией страны в мировое научно-образовательное пространство. В эти годы чрезвычайно важна была и остается позиция ректора, ректората, всего коллектива – образование должно жить в режиме постоянного развития, оно не может находиться даже в относительном покое, иначе оно начинает давать «сбой».

Как говорил в одном из своих программных выступлений ректор Р.М. Асадуллин, «университет должен стать эффективным научно-методическим и образовательным центром Республики Башкортостан, осуществляющим подготовку педагогических кадров, инициирующим и координирующим процессы развития инновационной деятельности в системе образования региона». Принятые за основу в эти годы ориентиры на инновационный путь развития продолжают оставаться ведущими для всех видов деятельности вуза и сегодня.

Страна, определяющая свою национальную модель движения к прогрессу, нуждалась и нуждается в творческих, нестандартно мыслящих специалистах. В этих условиях именно педагогическому университету принадлежит одна из важных ролей в организации духовного пространства при подготовке будущих поколений и в целом в формировании общественного мировоззрения.

В этот период, когда проблемы образования вызывали большой общественный резонанс, остро встала необходимость создания «трибуны», дискуссионной площадки всего педагогического сообщества. Поэтому основание в 2005 году профессионального издания «Педагогический журнал Башкортостана» стало закономерным ответом на перемены в системе отечественного образования. В 2010 году журнал выдержал экспертизу и был включен в реестр ВАК. На страницах журнала слово предоставляется не только ведущим республиканским, российским и зарубежным исследователям, но и практикующим преподавателям средних специальных учебных заведений, школьным учителям, – всем, кому дороги идеалы обучения и воспитания.

Совершенно не случайно одним из первых достижений этого времени стало присвоение нашему университету имени Мифтахетдина Акмуллы – выдающегося просветителя, поэта и педагога XIX века (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2006 года). Присвоение этого имени означало и означает верность вуза наследию отечественного просвещения, культуры, стремление всемерно повышать уровень научно-педагогической деятельности. В 2008 году на главной площади университета был открыт памятник Мифтахетдину Акмулле. Сегодня этот памятник стал одним из брендов нашего вуза и города. Здесь проходят торжественные мероприятия, памятные фотографирования, это место встречи делегаций, гостей университета, здесь назначают свидания, сюда приезжают молодожены в первый день своей совместной жизни.

В конце августа 2006 года на базе Центра дополнительного профессионального образования и факультета повышения квалификации был открыт Институт дополнительного образования. Его целью являлось повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров. На курсах повышения квалификации традиционно работали ведущие специалисты университета в области психологии, педагогики, информационных технологий. Организация курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы, системы среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений также стала одной из визитных карточек вуза. Сегодня институт обеспечивает не только формальное, но и информальное, неформальное дополнительное образование детей и взрослых, используя и предлагая инновационные формы, методы и технологии взаимодействия учительского профессионального сообщества республики и России, профессионального роста и развития педагогов всех ступеней образования.

Развитие университета требовало не только обогащения содержательных, методических и технологических основ, менялась и его организационная и управленческая структура. Факультеты, набирая опыт, обрастая многочисленными научными связями, увеличивая динамику развития, преобразовывались в институты. Так, в 2007 году на базе исторического факультета был организован Институт исторического и правового образования, в 2011 году на базе факультетов иностранных языков и филологического – Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций.

Университет развивается и взрослеет, растет его авторитет в республике и России, и в международном сообществе. Ярким подтверждением этого является и то, что в 2013 году в Москве на заседании совета головных вузов Университета Шанхайской организации сотрудничества наш вуз был включен в состав сетевого Университета ШОС по направлению «Педагогика». Факт, с одной стороны, свидетельствующий о признании университета широкой международной общественностью, с другой – способствующий приобщению всего нашего региона к мировому образовательному пространству. Вуз имеет широкие международные связи, обладает опытом обучения зарубежных студентов; программа «Русский язык как иностранный» становится все более популярной. Методическое, информационное и материально-техническое обеспечение, наличие педагогов высокого класса позволяют осуществлять образовательное и научное сотрудничество со странами Европы, ближнего зарубежья, странами Востока. Студенты, обучающиеся по программе Университета ШОС, имеют возможность продолжить свое образование в иностранном вузе-партнере и получить два диплома. 

Сложно представить хотя бы один год, когда не происходило бы каких-либо знаковых событий в жизни университета, которые непосредственно влияли на его статус и авторитет. Так, по инициативе вуза, с целью интеграции научно-образовательного потенциала и реализации совместных фундаментальных исследований и инновационных проектов, в 2016 году был создан Башкирский научный центр Российской академии образования (БНЦ РАО). Задачами Центра являются консолидация научных усилий ученых – педагогов, психологов, социологов образования и всего педагогического кластера; экспертиза результатов научных исследований, консультационная деятельность, повышение квалификации профессорско-преподавательского сообщества. Особого внимания требуют вопросы обмена научной информацией между коллективами образовательных организаций Башкортостана, Поволжья и России в целом; развитие междисциплинарных исследований, направленных на повышение потенциала непрерывного образования; разработка методологии и методики научно-педагогических исследований в сфере образования; совершенствование качества подготовки научно-педагогических кадров. БНЦ объединил усилия ученых нашего вуза, РАО, Оренбургского государственного педагогического университета, Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, Оренбургского государственного университета, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинского государственного университета. Открыты инновационные площадки, сетевые лаборатории по исследованию социально-гуманитарных проблем современности. Кроме того, университет тесно взаимодействует с Российской академией наук и Академией наук Республики Башкортостан.

Сегодня университет входит в 10 лучших гуманитарных, в том числе педагогических, вузов России. Наш вуз – крупнейший в регионе и в стране образовательный, научно-методический, инновационный, культурный и общественный центр, обеспечивающий подготовку конкурентоспособных педагогических кадров. В его составе пять институтов, семь факультетов, 45 кафедр. Университет является лауреатом ежегодного Всероссийского конкурса в области менеджмента качества, входит в состав сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества, сотрудничает с известными научно-образовательными центрами страны и мира, является базовым вузом по продвижению русского языка в страны ШОС.

В инфраструктуре университета работают и динамично развиваются департамент «Открытый электронный университет», департамент непрерывного педагогического образования, библиотека, издательско-полиграфический комплекс, институт этнокультурного образования, информационно-техническое управление, контрактная служба, межведомственный научно-исследовательский центр развития мусульманского образования, научно-производственный институт инновационных технологий, отдел документационного обеспечения, отдел кадров, отдел материально-технического снабжения, отдел мониторинга деятельности университета, отдел по связям с общественностью и рекламе, отдел развития карьеры студентов, отдел эксплуатации зданий и сооружений, первичная профсоюзная организация сотрудников и преподавателей, первичная профсоюзная организация студентов, приёмная комиссия, профилакторий, ректорат, служба безопасности, социально-образовательный оздоровительный центр «Салихово», спортивно-оздоровительный комплекс, студенческий городок, управление научной работы и международных связей, управление по воспитательной работе и молодежной политике, учебно-методическое управление, финансово-экономическое управление, центр «Творчество», центр инклюзивного образования, центр тестирования по русскому языку как иностранному, юридический отдел, «второй» отдел.

Наш вуз – обладатель сертификата соответствия системы менеджмента качества; номинант международного гранта Tempus; лауреат Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России»; победитель Партийного проекта «500 бассейнов – вузам России»; участник федеральной программы «Электронное правительство»; автор Образовательного портала Башкортостана, Электронного книгоиздания «Вагант» и Системы дистанционного образования «SDO»; разработчик инновационного проекта «Нанообразование»; основатель Регионального центра параолимпийского движения; чемпион Всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни»; грантодержатель множества проектов и фондов федерального уровня.

Университет является признанным региональным экспертом в области образовательной деятельности. Он имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по более пятидесяти основным образовательным программам, осуществляет обучение более 14 тысяч студентов.

БГПУ им. М. Акмуллы – единственный педагогический вуз страны, реализующий уникальную систему интеграции вузовской и академической науки через систему совместных с НИИ УНЦ РАН научно-образовательных центров «Генетика», «Биомика», «Наноэлектроника органических материалов», «Ислам в историко-культурном и политико-правовом пространстве России» для поддержания фундаментальных научных исследований. Реализации инновационной деятельности способствует и создание кафедры прикладной физики и нанотехнологий. Более 60 сетевых экспериментальных площадок, десятки филиалов кафедр в школах обеспечивают инновационную научно-методическую составляющую подготовки педагогических кадров. Интенсивно развиваются связи с работодателями в оценке качества образования, подготовке компетентных специалистов и их последующем трудоустройстве.

Ежегодно коллективом университета организуется ряд знаковых конференций, таких как Международные Акмуллинские чтения, «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», круглые столы, Всероссийские научно-практические конференции. Традиционными стали Республиканская студенческая олимпиада по педагогике, внутривузовские студенческие олимпиады по психологии, иностранному языку, конкурс молодежных исследовательских работ студентов и аспирантов, Дни науки.

Научные проблемные группы и научно-исследовательские кружки являются привычными формами организации студенческой науки. На факультетах созданы постоянно действующие научно-методические семинары для студентов и аспирантов. Выделяются средства на поддержку инновационных молодежных проектов по системе внутривузовских грантов. Способствуют усилению профильной подготовки выпускников специализированные учебно-научные центры: художественного образования, психологического консультирования, юридической помощи, Центр Марии Монтессори, кабинет планирования семьи, художественные мастерские, студенческие фирмы.

Последовательно реализуются мероприятия, направленные на адресную поддержку молодежной науки: учреждены премии ученого совета для молодых ученых. Выделяются гранты для финансирования проектов, проводятся ежегодный конкурс студенческих и аспирантских работ, научно-практическая конференция «Инновационный потенциал молодежной науки», предметные студенческие олимпиады. В университете на достаточно высоком уровне развито студенческое самоуправление, насчитывающее более 60 молодежных объединений различной направленности.

Вуз имеет мощный университетский кампус, в том числе благоустроенные общежития с современными системами безопасности, сетью оздоровительных, досуговых и сервисно-бытовых центров. Студенты получают возможность заниматься в специализированных многофункциональных спортивных комплексах с плавательными бассейнами. Строительство одного из комплексов осуществлялось в рамках проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «500 бассейнов». Проект по строительству бассейнов при вузах, целью которого является создание условий для массового общедоступного спорта в вузах России. Программа была реализована совместно с Министерством образования и науки РФ. На строительство спортивного оздоровительного комплекса с плавательным бассейном ушло меньше года.

Новый комплекс включает в себя 5 модулей: зал сухого плавания, тренажерный зал с современным полифункциональным оборудованием игровой зал и два бассейна, в том числе и детский. Комплекс обеспечен всем необходимым оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса, физкультурных и спортивных мероприятий. Его открытие позволило значительно модернизировать организацию спорта в университете, вырастить несколько олимпиоников и целые команды, выступающие на чемпионатах страны. Сегодня это настоящая гордость университета и столицы республики.

За последнее десятилетие значительно выросло количество учебных корпусов и других вспомогательных зданий. Сегодня в целом в университете тринадцать учебных корпусов, семь студенческих общежитий, профилакторий, Дворец физической культуры «Буревестник», Спортивно-оздоровительный комплекс в микрорайоне «Южный», Социально-образовательный оздоровительный центр в селе Салихово Чишминского района, Спортивно-оздоровительный лагерь «Росинка» на Павловском водохранилище и многое другое.

Одной из актуальных проблем, решаемых нашим вузом, является концепция преемственности всех уровней образования: школа – колледж – университет. Одним из ярких примеров воплощения в жизнь этой идеи стало создание в сентябре 2013 года нового структурного подразделения – Колледжа БГПУ им. М. Акмуллы, который стал очередным факультетом вуза. Это подразделение было создано на основе двух учреждений: Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа и Педагогического колледжа № 2. Теперь у выпускника колледжа есть реальная возможность по ускоренной программе получать высшее педагогическое образование. А теоретики и практики науки обрели возможность реализации новых педагогических идей.

Концепция содержания профессионального педагогического образования нашего университета получила одобрение учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию, что засвидетельствовано в протоколе Президиума Совета УМО от 22 мая 2015 года. В вузе деятельность по выработке данной концепции была начата по инициативе ректора Р.М. Асадуллина с момента утверждения профессионального стандарта педагога. Целью разработки концепции стало определение фундаментального ядра содержания профессионального педагогического образования, отражающего единство подходов к процессу становления педагога в образовательном пространстве вуза и являющегося нормативно-методической основой для разработки основных образовательных программ педагогических направлений и специальностей университете. Осмысление процессов модернизации системы профессионального образования позволяет обнаружить, что основополагающим уникальным фактором всех преобразований является педагог. Очевидно, что фундамент компетентности педагога, успешности его педагогической деятельности закладывается на этапе профессиональной подготовки.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты принципиально изменили целевые ориентиры подготовки будущего учителя. При этом вузам предоставлены значительные академические свободы в разработке содержания педагогического образования и выборе технологий обучения, учитывающих перспективные требования к педагогу, зафиксированные в соответствующем профессиональном стандарте. С другой стороны, при таком раскладе существует риск разобщенности подходов к проектированию основных образовательных программ, возможно нарушение целостности образовательного пространства подготовки педагога, вертикальной и горизонтальной преемственности образовательных программ. Все это требует поиска новых форм управления образовательным процессом. Разрешение возникающих противоречий возможно посредством разработки концепции проектирования содержания педагогического образования, построенной на теоретико-методологических основаниях формирования и развития педагогической деятельности и личности учителя.

Коллектив активно работал не только с документами, но и с учителями, анализировал опыт других вузов и реальную ситуацию готовности к соответствию требованиям профстандарта педагога в образовательных организациях, выявлял сильные и слабые стороны традиционной вузовской подготовки будущих учителей. Полученный результат лег в основу разработки основных образовательных программ бакалавриата по направлению Педагогическое образование 2015 года и корректировки (обновления) уже реализуемых образовательных программ.

Тем самым была принципиально изменена концепция профессионального педагогического образования. Поэтому совершенно не случайно стали создаваться новые кабинеты и лаборатории, принципиально отличающиеся от предыдущих. Различные лаборатории дуального образования, симуляционные центры способствуют практикоориентированному обучению и формированию профессиональных компетенций студентов. Идея интеграции науки, образования и производства, о которой так долго мечтали стала реальностью. Произошло действительное сближение образования к условиям реальной педагогической деятельности.

На современном этапе развития нашего и других вузов на первое место выходит решение вопросов методической работы. На основе эффективного построения учебных планов образовательных программ, которые позволят получить на выпуске полноценного специалиста, развивающегося параллельно с развитием производства и готового включиться в него, имея уровень сформированности компетенций, достаточный для качественного исполнения ожидаемых трудовых действий, с минимальным периодом адаптации. Сегодня учебный план образовательный программы – это не просто набор дисциплин с заданной трудоемкостью, а результат логистических исследований, выстраивающий необходимый минимум содержания образования (предопределенный требованиями профессионального стандарта) через управление работой студентов в различных формах. Отрадно и почетно, что Концепция содержания профессионального педагогического образования, разработанная коллективом БГПУ им. М. Акмуллы изначально для выработки собственной стратегии развития и снятия, в первую очередь, внутривузовских противоречий, получила поддержку и одобрение педагогического сообщества на всероссийском уровне.

В университете создана модель организации дистанционного образования. Удаленное образование предоставляется с помощью веб-платформы, которая включает в себя весь арсенал содержательных, организационных и технических средств. Его внедрение позволяет желающим из любой точки ойкумены приобщиться к качественному образованию.

Гордостью не только университета, но и республики являются яркие творческие коллективы: народный ансамбль народного танца «Кружева», ансамбль эстрадного танца «Грация», «Джет», спортивно-аэробическое шоу «Страдл», музыкальный театр «Интрига», вокальные ансамбли «Вариация», «Дарман», брейк-данс группа «Триатлон» и многие другие объединения.

Созданы все условия для формирования и проявления творческого потенциала студенчества. Традиционными стали любимые всеми праздники: «Студенческая осень», «Студенческая весна», Татьянин день, Сабантуй, Масленица, церемония вручения премии «Студент нашего времени».

Будущие педагоги не мыслят себя без общения с детьми. Социальные акции «Дорогой добра», «Доброе сердце», «Студенты БГПУ – детям!», «Добрые страницы» – это теплые встречи с воспитанниками детских домов, игры, подарки и многое другое.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы создает все условия для: качественного и востребованного высшего профессионального образования; широкого спектра направлений подготовки в области физико-математических, естественных, гуманитарных, социальных наук, образования и педагогики, в области культуры и искусства, сферы обслуживания, информатики и вычислительной техники, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, электронной техники, радиотехники и связи; высокого уровня подготовки профессорско-преподавательского состава – занятия ведут кандидаты и доктора наук, в том числе зарубежные специалисты – гаст-лекторы, профессора ведущих университетов мира; подготовки конкурентоспособных бакалавров и магистров высшего профессионального образования – имеет более 1000 бюджетных мест; целевого набора учащихся; возможности получения стипендии; обучения в аспирантуре и докторантуре при университете; проживания во время обучения в студенческом городке в благоустроенных общежитиях-кампусах с развитой инфраструктурой – спортзал, медпункт, комнаты для занятий, кухня, Интернет – и все это в историческом центре города; социальных льгот и гарантий профсоюза студентов; пользования услугами ДФК «Буревестник» и нового спортивно-оздоровительного комплекса с плавательными бассейнами, тренажерным залом и комплексом фитнес-услуг; участия в инновационных проектах вуза, всероссийских конкурсах и международных программах; занятия физической культурой и профессиональным спортом под руководством ведущих тренеров Башкортостана и России; прохождения практик в ведущих образовательных учреждениях и стабильно развивающихся компаниях Уфы; официального трудоустройства через университет в период обучения с доходом от пяти тысяч рублей; реального трудоустройства по окончании университета через отдел содействия трудоустройства студентов и образовательного маркетинга; ежегодного лечебного и оздоровительного отдыха в санатории-профилактории университета, летнем лагере «Росинка» на Павловском водохранилище, горнолыжном центре «Абзаково», на побережье Черного моря; ежегодной культурной программы в Санкт-Петербурге, Москве и других городах; доступа к электронным библиотекам диссертаций Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки, к бесплатным электронным библиотекам eLIBRERY и многое другое.

У наших выпускников хорошие перспективы. Специальности, которые они получают, становятся все более востребованными. Лучшие выпускники вуза уже заняли достойное место в образовательной, культурной, общественной и политической жизни республики. Они достойно несут имя родного вуза, органично связанного с богатой историей просвещения в Башкортостане.

Университет оказывает позитивное влияние на развитие многих сторон науки, образования и культуры Башкортостана и России: педагогику, историю, литературу, востоковедение, лингвистику, ономастику, краеведение, изобразительное искусство. Без его весомого вклада невозможно представить развитие высшей школы, общего, начального, среднего профессионального образования. Не случайно, ректор Р.М. Асадуллин говорил о том, что «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы способен выполнять роль системного интегратора инновационных решений и выступает как крупный научно-образовательный центр всего Башкирского региона и Приволжского федерального округа». Специалисты с дипломом университета успешно работают во всех сферах жизни республики и страны, удостаиваются государственных наград, побеждают в различных конкурсах. В основу развития университета заложено стремление к новаторству, творческому поиску. Именно сочетание традиции и новаторства, преемственность поколений определяет качество и эффективность образования.

Общественный прогресс складывается из невидимой связи прошлого с настоящим и будущим, из деятельности многих людей и организаций. Среди тех, кто создавал наш вуз, формировал его материальную основу и трудовой коллектив, налаживал далеко идущие традиции, много замечательных педагогов, ученых и организаторов образования. То, что наш вуз сегодня занимает достойное место в системе образования, науки и культуры республики и страны в целом – заслуга нескольких поколений педагогов и его славных выпускников. При этом у вуза, несмотря на относительную молодость, крепкие традиции, славное прошлое и светлое будущее.

 

 

 




Асадуллин Раиль Мирваевич родился в деревне Чишмы Башкирской АССР. Окончил естественно-географический факультет Башкирского государственного педагогического института. Доктор педагогических наук, профессор, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Автор более 200 научных работ, среди которых 9 монографий. Главный редактор «Педагогического журнала Башкортостана». Президент Ассоциации «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс». Заместитель Секретаря Регионального политического совета Партии «Единая Россия». Депутат Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан IV созыва. Награжден: медалью «За трудовую доблесть» (1981), знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» (1986), «Отличник просвещения СССР» (1991), почетным званием «Заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан» (1995), «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2003), Орденом Салавата Юлаева Республики Башкортостан (2008), медалью Совета Ассамблеи народов Российской Федерации «Дружба и единство народов России» (2009), Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2014).

Хамитов Эдуард Шайхуллович родился в деревне Новокизганово Бураевского района Башкирской АССР. Окончил физико-математический факультет Бирского педагогического института. Доктор педагогических наук, профессор, советник ректората Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Автор более 200 научных работ. Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РБ. Награжден: кавалер ордена Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Республикой Башкортостан», медалью К.Д. Ушинского и мн. др.

Амирова Людмила Александровна родилась в городе Владивостоке. Окончила естественно-географический факультет Башкирского государственного педагогического института. Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Автор более 100 научных работ, в том числе 5 монографий.

Аминов Тахир Мажитович родился в городе Ургуте Самаркандской области. Окончил историко-английский факультет Башкирского государственного педагогического института (1988). Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы; автор более 200 научных работ, в том числе 8 монографий, 2 коллективных монографий, 15 учебных пособий, 3 хрестоматий. Является научным консультантом научной редакции «Башкирская энциклопедия».

Тимиргазиева Алина Ирнисовна родилась в городе Уфе Республики Башкортостан. Окончила исторический факультет Башкирского государственного педагогического университета (2000). Кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы; автор около 100 научных работ, среди которых 1 монография, 3 учебных пособия, 2 хрестоматии.

 

 




Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.