Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации

Олег Витальевич Демьяненко родился 15 ноября 1965 г. в Уфе. Окончил Уфимское училище искусств, работал в республиканских СМИ. Поэт, автор книг «Человек без кожи», «Торговец талантом» и др. 

"Однажды, проснувшись..."

№ 9 (226), Сентябрь, 2017


А как же иначе

Убаюкало лето… Пусть «бабье», а всё же, тепло, 

Аспирином снимаю похмелье, у друга на даче…  

Календарь обмелел – это сколько же Лет утекло 

С той поры, как обвенчаны были навеки с удачей. 

Расплескалась удача на тысячи радужных брызг,  

Расхотела с утра босиком пробежаться по лужам. 

Отсыпаюсь на даче у друга – взахлёб или вдрызг, 

Понимая, что даже себе я не очень-то нужен…  

Улыбнулась однажды судьба, да и то – невпопад, 

Отпускаю капризную даму...  Мужчина не плачет.  

Просыпаюсь у друга на даче. Смотрю листопад.  

Наслаждаюсь мгновеньями счастья... 

                                                   А как же иначе?..

Летаргия

Снова пишу на манжетах сюжеты снов, 

Сплю наяву, нераздетым ложусь в кровать.  

Жаль, ускользает мотив старой песни без слов... 

Вспомнить бы ноты и снова зарифмовать.

Ты расстели мои сны, облака приготовь... 

Ветер меняет цвета, словно хамелеон.    

Больно меня ущипни! Покажи мне любовь!..    

Ты улыбаешься... «Это – всего лишь сон».   

Мир черно-белый, а время – игривая ртуть, 

Где же «штанишки на вырост»?  Мои тесны. 

Снять бы с одежкой лет сорок и снова – в путь,   

Чтоб наяву возвратиться в цветные сны...  

Падает снег. Показалось… Опять – конфетти.    

Льют мишурою дожди в летних снах зимой. 

Ты что-то шепчешь. Прощай?.. Это, ты – прости!   

«Просто, спокойной ночи, любимый... Мой».

Старый блокнот

Очищаю блокнот от ненужных страниц,   

Позабытых имён, потерявшихся встреч… 

Вспоминаю напрасно – не вспомнить мне лиц 

Тех, что память моя не смогла уберечь. 

Очищаю блокнот. Столько пыли хранил!   

Это ж надо... Не стало иных… Почему     

Пожелтели листы, выцвел колер чернил?   

Отчего и когда – вряд ли это пойму.    

Пересохший «гербарий» дрожит в пустоте, 

Не заменят слова дней ушедших ничем.  

Вырываю листы, оставляя лишь те, 

Где любил и любим. А иначе – зачем  

Столько цифр и дат, неизвестных имён?   

Ну и почерк. Писавший, похоже, поэт –   

«Силуэты теней позабытых времён…»  

Вот, знакомое что-то, но… адреса нет.  

Не смогла. Не сумел. Не хотел. Извини!..  

Потому что не та, оттого, что не тот, 

Потому что давно стали просто – «они».   

Очищаю блокнот... 

Лифт

Этажи словно годы... Стёрты кнопки и даты.  

Я до средней, когда-то, едва доставал.   

Не спеши, Старина. Ну, зачем? Ну, куда, ты?!! 

В бездну прожитых лет, за которой – провал. 

Этажи словно тени. Нам – всё выше и выше...    

Там – бездонное небо, выше всяких похвал.   

Не спеши, Старина... Перекурим на крыше 

«За любовь» и «за жизнь». И – обратно, 

                                                             в подвал.   

Небесная SMS-ка

Я вчера в айфоне гуглил полдня   

И, под вечер, получил SMS...   

Удивить весьма непросто меня –   

Повидал немало всяких чудес.   

Удивился. Слог изрядно велик –  

Два абзаца и постскриптум внизу,  

А за ними проступил Его лик...  

Наповал пробило и – на слезу.   

Пишет, крайне утомительна лесть, 

Надоевшая Ему за века,  

Ангелочков-херувимов не счесть,   

Донимают день и ночь Старика.   

Сожалеет, что я изгнан сюда 

И что некому сказать Ему «нет», 

Бесконечная сует череда,  

И не в радость ни закат, ни рассвет. 

И, в конце: «Ты не серчай, всё ж – поэт, 

С нетерпеньем жду тебя, а пока  

Рассмеши Меня на тысячу лет, 

Знаю верно, что не дрогнет рука». 

Про житьё своё Ему отписал

Всё как есть... Да вот отправить не смог...   

Вместо номера, откуда Он слал, 

Только адрес: «небеса<точка>бог». 

Видно, кто-то из моих корешей,  

Поглумиться надо мною решил, 

Проверяя на «наличие вшей» 

И присутствие бессмертной души. 

Я искал Его во всех адресах!  

Ну, и шуточки... А что, если нет?.. 

Удивляюсь... Видно, там, в небесах  

Свой  Wi-Fi и неземной Интернет.

Паломник в Рай

Выскользнул мир из рук,   
Вылетел из-под ног... 
Сразу прошел испуг    
И отозвался Бог. 

Плавно иду на дно, 
Падая в небеса... 
Видимо, ждал давно, 
Если встречает Сам. 

– Кто тут паломник в Рай? – 
Ласково так спросил,   
– Ноги-то, вытирай!..  
Звать меня – Михаил, 

Главный Архангел тут. 
Ты у Небесных Врат       
Сам выбирай маршрут  
Или – ступай назад...          

И, погрозив мечом, 
Ловко сменил наряд, 
Сделавшись вмиг врачом, 
Дал грозовой разряд...   

………………………

– Миша, давай ещё!..    
– Дефибриллятор – в дым!!!    
Снова пошел отсчёт... 
– Быть тебе, брат, живым!..  

Док прошептал: – Он здесь...
И, за Его плечом,  
Ангел воскликнул: – Есть!!!  
(И... погрозил мечом).  

Однажды, проснувшись

Ты можешь не верить в полёт и фатальность,    

Однажды, проснувшись, ты это поймёшь…   

Так грустно порой возвращаться в реальность, 

И всё же, пока ты летишь – ты живёшь. 

Как только полёт остановят пространства  

И в мире возникнут зачатки времён, 

Ты вновь обретёшь Абсолют постоянства – 

Тотемным божком у туземных племён.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.