Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации
Наталия Николаевна Санникова родилась в д. Васильевке Ермекеевского района РБ. В 1998 году окончила отделение журналистики БашГУ. Автор и ведущая программ «Переплет», «Мысли вслух», «Такая история» и других на «Радио России – Башкортостан». Дважды финалист международного фестиваля «Живое слово» (Большое Болдино), дипломант всероссийского конкурса «Родная речь» (Ясная Поляна), лауреат международного конкурса «Кубок мира по русской поэзии – 2014» (г. Рига), обладатель Приза симпатий «Рижского альманаха» и Литературного интернет-журнала «Русский переплёт».

На все четыре...

№ 9 (226), Сентябрь, 2017

 

карст

 

город как будто бы прочен и встал на века

карты не скажут где точно под городом карст

карты соврут не краснея про нашу судьбу

я угадать не сумею живу наобум

 

город накаркает прорву обыденных кар

в пробках торчать экзистентный вдыхать перегар

чуя нутром нарастающий ком пустоты

время разводит неразводные мосты

 

не проворонить бы зреющий в недрах провал

где здесь воронки вороний подскажет ли гвалт

точит проточное время податливый грунт

я и в свою глубину не решусь заглянуть

 

 

терракота

 

облачная вода

плещется в старых сотах

памяти невода

может из миннесоты

волоком тащат дождь

запах костров из прерий

мой бледнолицый вождь

я тебе верю

 

я и сама бледна

но отчего-то смуглой

вижу себя во снах

там где закат обуглен

вязок в трех соснах мед

вглубь ускользают корни

тысячи дымных вод

я тебя помню

 

не обжигает рук

жар распаленной кожи

не был гончарный круг

здесь заведен но все же

мой краснокожий след

тает в краях дакоты

облачных сотни лет

я – терракота

 

 

*  *  *

 

отпечаталось в памяти счастье в анфас и профиль

личный миф порошок из дорог что сладки на вдох

экономлю на выдохе мой самопальный ребёфинг

от родовой до конечной и вновь в родовое гнездо

угнездились за прочной оградкой по чину хоромы

(помнит руки богов терракотовый монохром)

небеса возвращают свое остальное хоронят

замыкая связующей цепью набор хромосом

 

меж мирами завяжутся новые Х и У

по цепочке сценарии – страхи – неврозы – игры

мы не самые крепкие звенья и древняя стигма

проступает как ржавчина блудных детей настигнет

изначальная тьма материнской земной утробы

и по водам ее сквозь ловушки глиняных тромбов

нескончаемый ток плодородной любви или боли

золотые шары зацветут на закате букетом молний

с запрокинутых лиц смоет слезы подземное море

 

но улыбку с остывшей керамики дождь не смоет

 

 

*  *  *

 

под лаской плюшевого мая,
как под наркозом красоты,
я ничего не вспоминаю,
а ты?

а боль... что боль – обычный общий фон,
коплю как микрозиверты – невольно,
Уфа – мой город, между уф и ой –
все будни ипохондрика, и солью

излишне посыпать – горит и так,
хожу скукожившись, вколачиваю сваи,
а вспоминать – такая суета...
я просто ничего не забываю

 

 

До Свободы

                                                             – Командир, до Свободы доеду?

                                                                   – Да.

                                                                  – Андрюх, заходи!

                                                                  Из диалога в маршрутке

 

Мне до «Свободы» не судьба добраться –

«Спортивная» – конечная моя.

работа, дом, до рынка и обратно

ходьбой спортивной, сумки как снаряд.

 

Грех жаловаться – с этим я не спорю,

но иногда накатит к горлу муть,

и ассу бытового многоборья

так до Свободы хочется рвануть.

 

А впрочем, утверждают очевидцы,

всё как всегда: слова, на деле – пшик.

но каждый вправе лично убедиться:

Свобода упирается в тупик.

 

 

* * *

 

все дороги ведут и доводят, куда б ни шёл.

чёрт-те чем мой заплечный слева набит мешок.

отдалённости-неизвестности боль и страх.

всё повторяется, я повторяюсь, сестра.

 

истончен повторением мир, до беды истощен.

время щелкает пальцами, нервно ведет отсчет.

расползается ткань бытия по ранимым швам.

к дому – моя дорожка, куда б ни шла.

 

капиллярен ее узор, жизнетворен круг.

там, где сердце – дом, говорят. мой сизифов труд –

возвращаться туда, откуда уйти нельзя.

не дотянуть до высокого слова «стезя».

 

это просто земля, до планеты разросшийся клин.

в каждом – свой, но как ни крути – один.

уходя, толщиной в два метра закроешь дверь.

а пока – выбирать из других неотложных мер.

 

выбираться. в заплечном справа – ручной фонарь

да аптечка. неверующий фома,

жду чудес. и – откладываю на потом.

не о том молчу с тобой, не о том.

 

ну, дык ёлы-палы, здравствуй, поговорим?

как закат сегодня неповторим.

что в оттенках-деталях есть свой резон.

остро пахнет гвоздиками горизонт.

 

 

про зрение

 

фонари растут под липами

по проспекту Октября.

я иду и мыслю клипово –

к фонарю от фонаря.

 

наливные светят яблоки,

в смысле, круглые вполне.

монтажа имея навыки,

отсекаю все, что не.

 

нервных веток истощение,

вечер веками налип.

ослепительное зрение

прорезается у лип.

 

сеть раскинута нейронная

оголенных черных крон,

и прикинулись воронами

те, кем воздух окрылен.

 

гаснут вспышками пернатыми

(общий план: сидят рядком),

скажем, нейромедиаторы,

спецотдел проводников.

 

сверху видно им, а, в сущности,

было бы на что смотреть –

мелко: человечек плющится,

и таращится на свет.

 

узким зрением засвеченным

силясь что-то распознать,

шепчет, если не ответишь мне,

то подай хотя бы знак.

 

мимо с гоготом и криками

пробежали, матерясь…

намекнули мне под липами,

что реален третий глаз.

 

 

*  *  *

 

боги нейминга любят Уфу (надо полагать за редкое имя и крепкие нервы) и на каждое снобское «фи», простонародное «фу» ниспосылают креаторам новые перлы, скажем, из старого: ПОХОРОННЫЙ БУТИК ЕВРОПА, видимо, упакует элитно, вероятно, оттуда прямая дорога в МЯСНОЙ ЭДЕМ; относительно новое: где сегодня сидим? в СУШИШОПЕ? извините, я в этом месте не ем.

вообще, многовато на душу населения шопов, и просто на душу, которой из шопинга да голышом – на весы; хотя, о чем я, сбылась мечта потребителя, чтобы на каждую ж... – по шопу и 150 (кто больше?) сортов колбасы

 

 

*  *  *

                                                  Ночь, улица, фонарь, аптека…
                                                                                     А. Блок

 

 

Ночь. Улица. Насквозь продрогла.

Узнаю себя в ее лице.

Под дождем бреду холодным догом.

Где ты, добрый доктор-фармацевт?

 

Сядешь в круглосуточной аптеке

За журнальный столик, и коктейль

Кислородный приподнимет веки

Хоть на четверть. Будет тяжелей

 

с октября по март. Глухая темень.

Вечный климатический оброк.

Пыточное камерное время

Каплей точит темя: блок, блок, блок…

 

Бродит в городе, дыша туманом, призрак.

Нет канала, но канавы есть.

Тайный знак и слишком явный признак.

Нет исхода. Повторенья месть.

 

Смысл. Тёмен. Только свет как миро

Проступает, разгоняя хмарь.

Засветил поэт под глазом мира

Фонарь.

 

 

На все четыре…

 

Тиха космическая ночь

в закрытой наглухо квартире.

Часы идут, уходят прочь

на все четыре…

 

Мы оба два – фанаты снов –

бежим на призрачные верфи,

полуночных пугая сов

законом Мерфи.

 

Куда помчим на всех парах?

В какую встрянем одиссею?

Быть может, пикничок в Горах

Кассиопеи?

 

Поют сирены и «Битлы»

о желтом субмаринном мире.

Пора. Плывем. Куда ж нам плыть?

 

Столпы творения в Орле

неплохо б разглядеть поближе.

Ты романтично умереть

зовешь в Париже.

 

Туманности, мол, – пыль и газ.

Хватает здесь, чего там зырить?

Меня влекут Кошачий глаз

и нежный Ирис.

 

Столпотворение пяти

углов евклидовых – как гири.

Но заключенный полетит

на все четыре…

 

Всего шесть тысяч световых.

Рванем? Ныряй в комбез и берцы.

И мы узнаем каковы

Душа и Сердце.

 

Пусть космос черен и дыряв,

а мы не в тему в камуфляже.

Но вдруг на марсовых полях

живыми ляжем?

 

В чужое небо посмотри,

бронежилетен и настырен.

Уходит жизнь на раз-два-три

на все четыре…

 

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.