Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

25 октября в Уфе у памятника Зайнаб Биишевой (пр. Октября 4) в 12-00 жюри конкурса объявит победителя IХ Республиканского конкурса поэтического перевода им. М. Гафурова и подведет итоги народного голосования, которое пройдет в группе журнала "Бельские просторы" в Вконтакте.

Шорт-лист IХ Республиканского конкурса поэтического перевода им. М. Гафурова:

1.     Абдразяков Валерий, г. Октябрьский

2.     Андрианова-Книга Кристина, г. Уфа

3.     Гильмутдинова Лейсан, с. Кушнаренково

4.     Колоколова Любовь, г. Уфа

5.     Краснощёков Николай, г. Салават

6.     Чарина Марина, с. Большеустьикинское

7.     Шилкин Сергей, г. Салават

Переводы всех финалистов даны ниже.



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Прощание с Юлаем. 1998-01
Прощание с Юлаем. 1998-01 А. М. Мазитов
Ловушка. Офорт (1996)
Ловушка. Офорт (1996) Игорь Тонконогий
Мост через р. Сим. 575 верста
Мост через р. Сим. 575 верста
Полнолуние. Офорт (1996)
Полнолуние. Офорт (1996) Игорь Тонконогий

Публикации
Станислав Вячеславович Секретов родился в 1986 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Волга», «Нева», «Homo legens», «Бельские просторы» и других.

Барабанные палочки. Обзор публикаций в литературных журналах за первое полугодие 2017 года

№ 8 (225), Август, 2017

«Молодым – везде у нас дорога!»

Обзор одиннадцати публикаций

в первых номерах литературных журналов за 2017 год

 

Строка из песни на стихи Василия Лебедева-Кумача, вынесенная в заглавие обзора январских публикаций литературных «толстяков», как никогда актуальна. 2017 год начинается с молодежи –  сегодня мы будем знакомиться с авторами, большинству из которых нет и тридцати. И их по нашей традиции будет одиннадцать.

 

В 1-м номере «Нового мира» отметим рассказы Сергея Фомина. Открывает подборку новелла «Несчастный йети» – фантазия о снежном человеке в современных условиях. Когда-то йети по имени Борис свободно гулял по лесам и горам, ничего не боясь, а теперь каждый встречный турист – сам себе режиссер, который тебя снимет на мобильное устройство и тут же выложит в Интернет. При этом поговорить с большинством людей совершенно не о чем – по модным «контактам» да «инстаграмам» блуждают даже младенцы, зато о том, что такое «нейтрино», знают единицы. В рассказах «Восьмой» и «Солнечный львенок» развитие социальных тем с фантастическим налетом продолжается. Павел Басинский в предисловии к новеллам Фомина уверяет, что у молодого прозаика большое будущее – нынешняя пишущая молодежь способна удивлять: «Сегодня от молодых не знаешь, чего ждать. У них совсем другая “креативная” школа, нежели та, что была у нас. Они и спичрайтерами успели поработать, и в пиаре знают толк, и рекламный ролик на ходу сочинят. Но и, конечно, в Сети давно прописаны. А там свой язык и даже свое мышление. И я не думаю, что это пагубно для писателя. Во всяком случае, не более пагубно, чем журналистская рутина была пагубна для Горького, Андреева и Куприна... Талант – искра, которая раздувается любыми мехами. Была бы искра…» Что ж, ждем от Сергея Фомина большого романа!

В 1-м номере «Юности» обнаруживаем произведение еще одного «питомца» Литературного института – Данилы Трофимова. И тоже с предисловием мудрого наставника – писателя Сергея Есина. Продолжая размышления Басинского о перспективах молодых писателей, Есин подчеркивает: «Но талант на то и талант, чтобы еще и самому понять, к чему лежит сердце и как должна сложиться жизнь. Если сел не в тот вагон, надо срочно пересесть, а не тащиться до конечной станции. И куда тогда приедешь? И талант – это еще, конечно, умение прикрепить себя к стулу. Труд – он всегда идет следующей строкой за способностями и удачей». Хорошо сказано! Талант без трудолюбия явно зачахнет. Будем рады новым достижениям Данилы Трофимова, а пока познакомимся с его повестью «Спасибо, что вы были».

Анна Кузьминых из Нижнего Новгорода учится на сценарном факультете ВГИКа. Страницы из ее дневника под заглавием «Человек за бортом» публикуются в 1-м номере «Знамени». Внимательно присмотримся к вступительной статье, написанной кинодраматургом Натальей Рязанцевой. Добрые слова и оценки таланта, безусловно, важны, но в данном случае молодому автору хочется пожелать, в первую очередь, не новых публикаций в «толстых» журналах, а исцеления от тяжелой болезни.

Дальше – телеграфным стилем без предисловий. 1-й номер петербургской «Невы» всецело посвящен творчеству молодых авторов. Артему Ершову слегка за двадцать, в своей подборке новелл он рассказывает увлекательные истории совершенно разных персонажей. Персонажа рассказа Анны Колесниковой «Двойное дно», вышедшего в 1-м номере «Звезды», по мнению первых читателей, можно смело ставить в ряд шукшинских чудиков. В 1-м номере «Дружбы народов» дебютирует Владислав Городецкий с новеллами «Федор Брагин» и «На маяк». Рассказы «Интермеццо» и «Как старуха старика хоронила» Татьяны Скрундзь читаем в 1-м номере «Сибирских огней». Короткие детские новеллы «В январе», «Второклассник», «Лужа», «Важный человек» и «Добрые дела» Дениса Макурина увидели свет в рубрике «Монпансье» сдвоенного номера 1-2 карельского журнала «Север». Рассказ «Хрупкость прекрасного» Ксении Альшевской печатается в 1-м номере литературного альманаха «Образ». Рубрику «Аэлита» 1-го номера «Уральского следопыта» замыкает новелла Дмитрия Ворожцова «Шалости Уробороса». Прозаический раздел 1-го номера «Урала» начинается повестью Дмитрия Подборонова «И пришел ангел» – писателю немного за сорок, однако его имя можно смело включать в подборку именно молодых авторов, поскольку ранее он нигде не публиковался.

 

Юбилейное

Обзор одиннадцати публикаций

во вторых номерах литературных журналов за 2017 год

 

«Толстые» журналы частенько в своих публикациях обращаются к различным юбилейным датам, будь то годовщина со дня рождения знаменитого писателя или, скажем, значимого события как в литературной, так и в общественной жизни. Попробуем выделить одиннадцать юбилейных публикаций в февральских «толстяках».

 

Под рубрикой «Далекое близкое» 2-го номера «Нового мира» представлено эссе Василия Авченко «Знаешь, где я был?.. Представь себе, в Свирске», приуроченное к 80-летию со дня рождения Александра Вампилова. Авченко родился в том же городе, что и Вампилов, – в Черемхове Иркутской области. Окунаясь в свое детство, в прошлое этих мест, автор рассуждает о жизни, смерти и творчестве известного драматурга. К слову, в феврале в легендарной «молодогвардейской» серии «Жизнь замечательных людей» вышло уже второе издание книги литератора, журналиста, народного поэта Бурятии Андрея Румянцева «Вампилов». С Александром Вампиловым Румянцев дружил со студенческой скамьи. Авченко называет героя своего эссе по имени и фамилии, для Румянцева же драматург – не Александр Валентинович, а просто Саша, Саня. Андрей Румянцев – автор многих публикаций о Вампилове, печатавшихся в разных журналах и сборниках. Книга в серии «ЖЗЛ» дала ему возможность свести воедино все материалы. Внимательно автор следил и за статьями критиков и публицистов о драматурге, порой обнаруживая в их словах неточности и искажения истинного положения дел. Румянцев, по сути, исправляет чужие ошибки, желая донести до читателя живую правду о Вампилове, – не из бездушных документов, а от близких людей. Достоверность в фактах – превыше всего. Биография драматурга, детально переданная вплоть до последних часов его короткой жизни, дополняется анализом творчества Вампилова. Здесь много авторских впечатлений. Говоря о силе пьес драматурга, их глубине, Румянцев называет друга продолжателем традиций русских классиков. Много пишет биограф и о времени, не позволившем Вампилову до конца раскрыться. С одной стороны, беспристрастным подобный анализ никак не назовешь – фактор личных отношений берет свое. С другой – оставлять возможность серьезных исследований судеб поэтов, писателей и драматургов нашего времени только будущим поколениям тоже не правильно: ведь понаделают еще ошибок! И исправить некому будет…

«Иностранная литература» посвятила 2-й номер столетию английского писателя Энтони Берджесса. В выпуске печатаются как проза самого автора «Заводного апельсина», так и очерки критиков о нем. Во 2-м номере петербургской «Звезды» появилась рубрика «1917». О чем она – думаю, подробно объяснять излишне. Владимир Черняев, Константин Тарасов и Кирилл Александров говорят о разных аспектах Февральской революции. В «Нашем современнике» в схожей тематической рубрике «Россия: 1917–2017» мы можем познакомиться со статьей Андрея Фурсова «По-над пропастью, по самому по краю». Историк рассуждает о роли переворота в русской и мировой истории. Во 2-м номере казахстанского «Простора» вышел очерк Юрия Фадеева «Там, где скалы стоят плечом к плечу». Его герой – русский географ Петр Тян-Шанский, со дня рождения которого прошло ровно сто девяносто лет. Во 2-м номере «Москвы» находим большой раздел, посвященный пятидесятилетнему юбилею публикации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в этом журнале. Открывается раздел очерком Платона Беседина «Изъятые сердцевины»: молодой прозаик и публицист делится своим видением основных проблем булгаковского романа.

Напоследок обратим внимание на творчество писателей-юбиляров. Антону Секисову в этом году стукнет тридцать – его рассказ «Родинка» вышел во 2-м номере «Дружбы народов». Валерию Сдобнякову исполнилось шестьдесят – отрывок из его повести «И воздастся по делам нашим…» появился во 2-м номере «Бийского вестника». Александру Хургину будет шестьдесят пять – его новеллу «Вот так» обнаруживаем в свежем выпуске киевского журнала «Шо», на сей раз объединившего под одной обложкой даже не два, а целых четыре последних номера – вплоть до 2-го за 2017 год. Петру Никифорову – семьдесят, и его рассказы под общим заглавием «Мы, бывалоча, лавливали...» встречаем во 2-м номере «Сибирских огней». Алла Марченко осенью отпразднует почтенный восьмидесятипятилетний юбилей – во 2-м номере «Юности» продолжают печататься фрагменты из ее книги «Такое длинное детство, или Проделки Клио».

 

«В журнале печатается впервые…»

Обзор одиннадцати публикаций

в третьих номерах литературных журналов за 2017 год

 

Первая публикация в авторитетном литературном журнале – большое событие для любого прозаика, поэта и критика. Авторский экземпляр со своим именем в содержании хочется показать всем близким людям, а затем поставить его на самое видное место в книжном шкафу. В мартовской подборке мы собрали одиннадцать дебютов – каждый из авторов печатается впервые. Некоторые – впервые в конкретном «толстяке», некоторые – вообще впервые в литературном журнале.

 

В 3-м номере «Нового мира» впервые печатается Вячеслав Комков. Герой его рассказа «Я – немец» вспоминает свое детство: Боря всегда был трудным ребенком, но маме удавалось справляться и с ним, и с его братом. 3-й номер «Дружбы народов» знакомит нас с именем Андрея Дидченко. Персонаж новеллы «Контакт» – аутист, жаждущий общения с людьми. Финал печален… С рассказом Елены Здорик «Омут» к читателю приходит 3-й номер «Урала». Тема в нем поднимается специфическая, на которую можно посмотреть под разными углами: если один герой прямо называет воровство воровством, то другие, оправдывая себя, ссылаются на клептоманию. У персонажей новеллы Игоря Немодрука «Выстрел», представленной в 3-м номере «Невы», проблемы куда серьезнее. Чтобы это понять, достаточно сказать лишь одно: место действия произведения – сегодняшний Донбасс. В 3-м номере «Сибирских огней» дебютирует Владимир Злобин. И дебютирует громко – большим романом «Гул». В сдвоенном номере 3–4 петрозаводского «Севера» впервые публикуется Игорь Белкин-Ханадеев. В журнале представлен его рассказ «Дезертир».

С прозой временно закончим – перейдем к критике и публицистике. Здесь тоже немало новых имен. Критический раздел номера 3–4 саратовской «Волги» открывается материалом Геннадия Авдеева о сборнике Николая Барабанова «Льдинки-лысинки». Владимир Панкратов в 3-м номере «Знамени» рассуждает о книге Аглаи Топоровой «Украина трех революций». Статью Татьяны Сотниковой-Ратнер «Трое на Ямале» обнаруживаем в 3-м номере «Звезды», а в 3-м номере журнала «Дети Ра» Елена Костандис пишет о сборнике Сергея Арутюнова «Апостасис».

В завершении – как ни странно, тоже дебют, но отсроченный на много десятилетий после смерти автора. В 3-м номере «Иностранной литературы» впервые в российских «толстяках» печатается умерший почти семьдесят лет назад французский писатель Эдуар Дюжарден. Роман «Лавры срезаны» опубликован в переводе Даниила Лебедева.

 

«Это наша с тобой география…»

Обзор одиннадцати публикаций

в четвертых номерах литературных журналов за 2017 год

 

Апрельскую подборку из одиннадцати прозаических публикаций мы посвятим географии – широчайшему разбросу городов и стран, где живут персонажи совершенно разных по стилю и подаче произведений.

 

Прозаический раздел 4-го номера «Нового мира» открывается повестью Евгении Емельяновой «Мой золотой Алма-Атинский квадрат». В годовалом возрасте родившаяся в первый послевоенный год Емельянова стала жительницей тогдашней столицы Казахстана. О своем детстве и юности она и рассказывает читателям. Еще одно автобиографическое произведение, действие которого происходит в Казахстане, вышло в 4-м номере журнала «Простор». Народный артист СССР Асанали Ашимов в повести «С любовью – ваш…» в преддверии своего большого юбилея вспоминает былое. Важная географическая точка в 4-м номере «Октября» – Чукотка. Ей посвящена повесть Бориса Евсеева «Чукотан». Рассказ Олега Корионова «Диссонанс», увидевший свет в 4-м номере «Знамени», начинается чуть ли не с географического анекдота: «День единения России и Беларуси отметили хором рабов-иудеев…» Какой стране посвящены зарисовки Александра Блинова «Мандариновая птица» из 4-го номера «Дружбы народов», становится ясно из подзаголовка «Итальянские дневники и сказки». Прекрасную Италию найдем и в новелле Ирины Чайковской «Симонетта Веспуччи», пришедшей к нам со страниц 4-го номера «Невы». Философский маршрут от Базеля до Иерусалима – в рассказе Бориса Хазанова «Хроника о Бутадее», появившемся в 4-м номере «Звезды». Аполлон из повести Александра Гадоля «Большое военное приключение», опубликованной в 4-м номере «Урала», казалось бы, должен жить в Древней Греции, но античные войны приходят к нему лишь в мечтах и снах. Роман «Война» колумбийского писателя Эвелио Росеро читаем в 4-м номере «Иностранной литературы». На страницах произведения – Латинская Америка во всей ее красе. А на страницах 4-го номера «Сибирских огней» картины совсем другие: скажем, в рассказе Анатолия Байбородина «Песня журавлиная моя» мы видим жизнь села Покровка. Наконец, в повести Екатерины Рогачевой «Город», с которой мы знакомимся в 4-м номере «Москвы», перед нами – просто Город. Вымышленный, но при этом абсолютно реальный. Город с большой буквы.

 

Мини

Обзор одиннадцати публикаций

в пятых номерах литературных журналов за 2017 год

 

Написать короткий рассказ – такой, чтобы точно запомнился читателю, – не каждому прозаику по силам – тут мастерство необходимо! Попробуем выделить одиннадцать подборок миниатюр, вышедших в майских номерах российских «толстых» журналов.

 

В 5-м номере «Нового мира» Виталий Пуханов представляет 101 миниатюру под общим заголовком «Один мальчик». Короткие истории объемом от одного предложения до пяти-шести абзацев местами похожи на авторские анекдоты, местами – на очень точные афоризмы. А все вместе – причуды нашей жизни («Одна девочка почитала книжек и все поняла»). 5-й номер «Знамени» знакомит читателей с мини-рассказами Веры Пищальниковой, каждый из которых заканчивается словом «повезло». К своей жизни можно относиться по-разному: кто-то начинает ныть по любому поводу и впадать в депрессию, а кто-то извлекает урок как из плохого, так и из хорошего, оптимистично заявляя: «Мне повезло!» («…Отец умер в восемьдесят шесть лет в своем “домичке” у меня на руках. До меня около него были брат и сестра. Я помню его, пьющего, но не ощущаю своего детского горя, боли, обиды – все осозналось и потому простилось. А настоящего отца – умного, мудрого, кающегося за свою былую озлобленность на разливанное море несправедливости в мире, – я узнала за неделю до его ухода. И вот с чувством вины перед отцом расстаться не могу. Мне повезло».) В небольших новеллах Вадима Ярмолинца из сдвоенного номера 5–6 журнала «Волга» заметны фантастические оттенки, врывающиеся в будничную жизнь. То хищные рыбы откусывают пассажирам яхты пальцы и уши («Черт с ним, с ухом, – вздыхает он. – Слуховой аппарат жалко»), то мальчишка забредает в чащобу с гигантскими грибами («И, тем не менее, в этом интересном лесу было светло. Все вокруг излучало чудесный золотистый свет, который пропитывал и мох под Антоном, и грибные стволы, и его ноги, и руки, – которые стали растворяться в нем, пока не исчезли»), то в окно дома вдруг влетает поезд («Опытный железнодорожник мигом оценивает сложившуюся ситуацию. Ухватившись за рычаг тормоза, он опускает его к полу. И чем невыносимей становится скрежет колес, тем краснее становится его лицо в обрамлении бороды и фуражки с кокардой в виде крылатого колеса»). Миниатюры Александра Балтина, вышедшие в сдвоенном номере 5–6 журнала «Север», наполнены наблюдениями за людьми и жизнью в целом: «И ты, сидящий на скамейке, забывший про сигарету, – смотришь вслед двоим, медленно растворяющимся в перспективе». В 5-м номере «Сибирских огней» Евгений Прокопов представляет «Байки о новосибирских художниках». За одним живописцем однажды прислали черную «Волгу», чтобы он на портрете Брежнева еще одну звездочку подрисовал, второго алкоголь спас от верной смерти, третий в старости вдруг стал стыдиться писать обнаженную натуру, четвертый в начале 1980-х не решился продавать интуристам картину – те предложили доллары: «Посмотрели иностранцы на меня как на чудака, засмеялись и пошли себе дальше. А ведь я испугался по-настоящему. С валютой-то дела иметь нельзя было…»

Какими еще прозаическими миниатюрами порадовали нас 5-е номера литературных «толстяков»? Обратим внимание на подборки рассказов Владимира Торчилина в «Дружбе народов», Эдуарда Русакова в «Октябре», Кристины Тот в «Звезде», Татьяны Скрундзь в «Неве» и Бориса Бужора в «Урале». Завершим же мини-обзор упоминанием о большой подборке современной малой прозы Японии, представленной в «Иностранной литературе».


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


PA195822.JPG
18 октября в Художественном музее им. М.В. Нестерова состоялась торжественная презентация альбома-каталога "Арт Уфа - 2015", созданный на грант главы Республики Башкортостан Рустема Хамитова. Автор-составитель каталога , искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по науке Светлана Игнатенко. Редакция журнала "Бельские просторы", чьи статьи были использованы при работе надо каталогом, была тоже награждена этой уникальной книгой.


Редакция журнала "Бельские просторы" встретилась в уютном здании ДДЮТ города Туймазы с учителями и библиотекарями района.
в Туймазах групповая.jpg
Салават Вахитов покоряет публику:
PA135875.JPG
Сергей Бекасов перехватывает инициативу:
PA135934.JPG
Ответное слово:
PA135872.JPG
И, конечно, автографы:
PA135947.JPG
Ну танцы, танцы, танцы...
PA135861.JPG
PA135842.JPG
PA135826.JPG
 

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.