Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Воспоминания коллег, друзей, поклонников о Дмитрии Масленникове


С того светлого пасхального дня, когда не стало Дмитрия Масленникова – легендарного ДБ, поэта, ведущего ЛИТО «Тысячелистник», учёного секретаря БГПУ им. М. Акмуллы, преподавателя, – никто из его друзей, родных, студентов, просто знакомых не стирает переписку в телефоне, подписанную «ДоБраJ». Как будто, сохранив весёлые и тёплые сообщения, можно удержать рядом их автора… 



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Анатолий Чечуха. Давным-давно в марте. 1972
Анатолий Чечуха. Давным-давно в марте. 1972
Эх, прокачу.jpg
ДК им. С. Орджоникидзе и улица Первомайская (Начало 1960-х)
ДК им. С. Орджоникидзе и улица Первомайская (Начало 1960-х) А.М. Виноградов
Здравствуйте, Александр Эрастович!
Здравствуйте, Александр Эрастович! Алексей Кудрявцев

Публикации

Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа».

Перед панихидой по улице Гоголя. Из цикла "Прогулки по старой Уфе"

№ 8 (225), Август, 2017

По улице Гоголя, между улицами Пушкина и Валиди, в течение двух веков завоевывала пространство красота, но не простая, а загадочная, ведь не все тайны замыслов ее создателей постигнуты. Например, хотелось бы выяснить, руководствовались ли они какой-то идеей или не вкладывали в это никакого смысла? Следовали ли моде – отечественной или заграничной? С какой целью мещанин Гурылев изменил облик собственнойусадьбы №22? Почему данный квартал Уфы был высоко оценен свердловскими искусствоведами и московскими академиками архитектуры? Какую архитектурную ценность он представляет, и почему местные чиновники её не понимают?

Ответы на вышеперечисленные вопросы разъяснят, почему этот стародавний уютный уголок – достопримечательность Уфы – краеведы собираются оплакивать. Ведь в этом году его приговорили к полному уничтожению.

Понятно, что архитектура на Гоголя появилась благодаря вкусовым пристрастиям как зодчих, так и домовладельцев. Похоже, они на что-то намекали, когда в рисунок наличников окон помещали крепкие стебли плюща – символ дружбы, и стебли хмеля – символ плодородия (дома №№21, 21/1, 19, 30), косые крестики – символ мудрости, просвещения (дом №22). Некоторые исследователи считают деталь в виде квадра символом земли, пашни, иногда ее называют «бриллиантовый руст». Эта деталь в четырех видах имеется на фасадах домов №№22, 21/1, 21/2. На доме №19, который когда-то принадлежал причту Никольской церкви, подзор из крестиков, идущий по верху наличников окон похож, как мне кажется, на узор храмовой утвари. В рисунке деревянной резьбы домов №№21, 19, 22, 22/1 можно выделить растения и живых существ (рыбки, кони, змейки, лебеди и др.). На каждом наличнике дома №21 есть целый набор из шишечек, раковинок, ушек, сережек, государиков, диадем и буклей. А сколько насчитывается на этой улице видов резных подзоров: капельки, зубчики, крестики, ромбики, трехлистники!

На рассматриваемом нами участке доминирует так называемый деревянный классицизм на позднем этапе его развития, то есть во времена господства стиля «эклектика», когда стиль «классицизм» можно было соединять с народным зодчеством и другими стилями. Так, классические черты в той или иной степени присутствуют на всех рассматриваемых нами постройках. Хотя здесь и отсутствуют обязательные для классицизма строгая симметрия, портики и колонны, но отмечаются другие его стилевые приемы, чаще только намеки на них, что характерно для эклектики. К примеру, центр симметричного фасада дома №26 подчеркнут ложным ризалитом; не совсем симметричный фасад здания №24 имеет лопатки, немного похожие на пилястры; у дома №21/2 настоящие ризалиты.

Пилястра – вертикальный выступ на стене, изображающий колонну с капителью и базой (дом №19). Чем отличается пилястра от лопатки, настоящий ризалит от ложного ризалита? Лопатка – вертикальный выступ на стене, может иметь и не иметь декор. Ризалит – выступ несущей стены фасада. Ложный ризалит – это только имитация выступа на стене с помощью лопаток, пилястр (дом №26А).

Почему так популярны были пилястры и лопатки? От атмосферных осадков часто закрывали (забивали досками) торцы сруба на углах дома, но в центре главного фасада их или скрывали обшивкой, или выделяли пилястрами, лопатками. В последнем случае, не заходя вовнутрь деревянного дома, можно легко определить тип сруба: пятистенок, шестистенок, двухсрубный, тройной, а также положение внутренних несущих стен, планировку комнат.

Парадные входы в исследуемых нами домах сделаны через холодные освещенные сени, украшены аттиками (декоративная стеночка на крыше): у дома №26 аттик лучковый двухступенчатый, у дома №26А – с треугольным фронтоном, у №24 – с арочным фронтоном между парапетными столбиками, под ними большая арка, у №22 и 21/1 – сложной формы в духе необарокко (шляпа или раковина). Сами сени тоже не похожи друг на друга: у дома №26, 21/2 двухэтажные с окошками; у дома №26А – одноэтажные; у дома №24 – не совсем сени, а крыльцо с остекленной верандой, которое родилось в стиле модерн – крыльцо-фонарь.

К сожалению, за последнее время много украшений здесь было утрачено: резные с шишечками наличники на окнах дома №26с народными мотивами рисунка, кокошники на наличниках окон и ставни на доме №24 и др. К счастью, уцелели кокошники окон в стиле барокко на доме №21.

Словом, дома по Гоголя №№18–30 хоть и разные по всем параметрам, но сооружены в стилистическом единстве, которое поддерживалось и одинаковыми мелочами: металлические ажурные дымники на печных трубах, водосточные трубы в стиле модерн и деревянные глухие заборы с воротами. Последние скрывали от посторонних глаз усадебную жизнь. Только усадьба мещанина Гурылева имела прозрачные ограду и ворота, поэтому хорошо обозревался внутренний двор. Почему? Попробуем разобраться.

Простая планировка территории Гурылева является типичной: главный жилой дом (Гоголя, 22) окружали два жилых разновеликих флигеля, хозяйственный двор с каретником, конюшней с голубятней, палисадник и фруктовый сад на задах участка. Первый из перечисленных занимает центр усадебной площади и сегодня.

По устным сведениям, курдонер (двор перед главным фасадом) дома Гоголя, 22/1 представлял собой ровную площадку из утрамбованного щебня, в палисаднике дорожки были выложены из кирпича. Они сохранились под культурным слоем. Палисадник был огорожен метровым деревянным штакетником, покрытым масляной краской (убран в 1970-е гг.). Там были разбиты небольшие цветочные клумбы, росли акация, разных сортов сирень. Старожилы помнят деревянную шестистороннюю в плане беседку, украшенную резьбой (убрана в 1970-е гг.). В саду росли яблони, вишня, малина, слива. Въездные ворота с калиткойсостояли из двух квадратных в сечении кирпичных пилонов, увенчанных четырехгранной пирамидкой. Традиционную трехчастную композицию ворот подчеркивал декор в стиле «модерн». Так, верхняя часть металлических створок представляла собой ажурный рисунок в виде морской волны с крупным завитком. К южной части ворот примыкала прозрачная ограда из сетки.

Не всегда усадьба имела вид, который описан вышепо фотоснимкам первой половины XX века. Ведь она появилась не в одночасье, а создавалась в течение 1890–1910-х гг. Судя по документам, в формировании ее архитектурного облика отмечаются две стадии, вторая стадия началась после 1897 года. Итак, на первой стадии строительства доминировал выше упомянутый дом по Гоголя, 22/1, возведенный в духе направления «русского» стиля, которое называют стилем «ропет-гартман» (с народными мотивами резьба наличников и карнизов, бревенчатые фасады и обычные кирпичные печные трубы на крыше). Сначала дом был похож на теремок, крестьянскую избу, выделялись только большие окна. На второй стадии создания облика усадьбы к имеющимся элементам «русского» стиля прибавлены западноевропейские. А именно, части дома по Гоголя. 22/1 были трансформированы: бревенчатые фасады обшиты тесом, к боковому фасаду пристроена остекленная полукруглая веранда, на крыше дома появились четыре трубы с длинными металлическими колпаками. Последние были похожи на каминные дымоходы средневековой Европы – непрактичные для Уфы со снежной зимой. Построенный на второй стадии двухэтажный флигель по Гоголя, 22 сразу имел черты «русского» стиля и западноевропейские. Часть декора последнего решена в стилистическом единстве с Гоголя, 22/1 (обшивка фасадов тесом, рисунок резьбы наличников, подкарнизных подзоров и фризов). На крыше флигеля по Гоголя, 22 соорудили парапетную решетку с рисунком стиля «модерн» (не сохранилась) и в стиле «необарокко» аттик-люкарну (декор утрачен на 90%).

Понятно, что для уфимцев и люкарна, и каминные колпаки выглядели непривычно. Возможно, они вызвали рождение легенды, что якобы домовладелец Гурылев заказал проект голландскому архитектору, который специально приезжал в Уфу. На мой взгляд, иностранец действительно был, так как вряд ли местные архитекторы решились бы на смелый шаг. Они-то знали, что в нашем климате даже невысокие трубы трудно долго удержать в вертикальном положении. Только не могу понять – почему и городской архитектор, и строительный инженер, которые руководили застройкой Уфы, пошли на поводу у «голландца», разрешив эксперимент с трубами. Никто не помнит, сколько они простояли, но исчезли до 1950-х годов.

Выяснить правду об иноземце сложно, но очевидно, что к проектированию усадьбы приложили руку зодчие с разными взглядами на архитектуру России, то есть сначала проектировал усадьбу приверженец направления «патриотического» (славянофильского), а закончил любитель «западного». В то время в стране шли дебаты о пути развития страны, которые распространялись и на отечественную архитектуру. Славянофилы считали, что она должна использовать мотивы народного зодчества, а западники – европейского. Думаю, в пользу последних произошли изменения после 1897 года с усадьбой Гурылева. А именно, по-моему, только «архитекторы-западники» могли водрузить заморские дымоходы на кровлю избы в стиле «ропет-гартман» (дом №22/1), а на флигель №22 – нехарактерную для Уфы аттик-люкарну в стиле «необарокко» с иностранным прозвищем «шляпа жандарма».

Словом, в то время в российских городах мода на образ деревенской избы еще не прошла, а во владении Гурылева от него пытались избавиться. Вдобавок, оно отличалось от соседских отсутствием глухого забора, что тогда встречалось не так часто в нашем регионе. Вряд ли этот интимный вопрос архитекторы решили без разрешения хозяина – заказчика строительства. По устным сведениям, в проектировании усадьбы он принимал активное участие. Вероятно, его слово было решающим.

Без сомнения, во имя прекрасного Гурылев не скрывал от посторонних глаз жизнь усадьбы. Соорудив прозрачные ограду и ворота, он хотел, чтобы все прохожие любовались стоящим в глубине участка домом №22/1. Неужели только для привлечения их внимания поставил на его крышу непривычные для уфимцев печные колпаки? Действительно, с ними дом казался выше, а эклектичная архитектура всей усадьбы, бесспорно, устраивала и западников, и патриотов.

Никто не может аргументировано отрицать, что Гурылев в сговоре с зодчими использовал язык архитектуры, чтобы примирить спорящих философов (славянофилов и западников). Отсюда можно сделать вывод: в начале прошлого века уфимцы участвовали в процессе развития направлений моды в отечественном строительном искусстве. Это подтверждают и другие факты: купец Пискунов на фасаде дома по Гоголя №21/2 зашифровал, по-моему, ответ на один из вопросов другого спора эпохи господства разностилья: можно ли говорить о принадлежности всей постройки к «модерн», если у здания имеются лишь отдельные элементы этого стиля? На него я попытаюсь найти ответ во время следующей прогулки по старой Уфе.

Рассмотренные выше дома, не имеющие статуса памятников культурного наследия, расположены на одной красной линии с Домом-музеем народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (Гоголя, 28). Здание Дома-музея является памятником архитектуры и истории. Сейчас его окружают рассмотренные выше строения, находящиеся с ним в стилистическом единстве. Если их заменят сооружения в духе XXI века, то на фоне последних дом поэта будет выглядеть не естественно (неорганично) и даже странно, говоря иначе, выпадет из «контекста» нынешней улицы. Чтобы он не утратил своих художественных качеств, нужна стилистически однородная архитектурная среда, так называемая «фоновая» застройка, относящаяся к его эпохе, следовательно, требуется сохранить «контекст» улицы начала ХХ века. Поясню, движение под названием «контекстуализм» в градостроительстве Европы началось в 1950-е годы и продолжается сегодня. По этой причине окружающая Дом-музей М. Гафури застройка группой специалистов из Уральского архитектурно-художественного института (УАРХИ) в 1994 году была отнесена к ценной. По мнению Академического совета по охране наследия Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), «здания усадьбы Гурылева обладают культурной, исторической и архитектурной ценностью и играют весьма существенную роль в формировании городской среды центральной части города Уфы. …Комплекс строений усадьбы мещанина Гурылева представляет собой уникальный образец городской усадьбы начала ХХ века высокой степени сохранности и бесспорно обладает признаками объекта культурного наследия, памятника истории и культуры народов Российской Федерации. Совет по охране наследия РААСН рекомендует усадьбу к постановке под государственную охрану. Аварийное состояние строений, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является препятствием для включения объекта в списки объектов культурного наследия. До рассмотрения вопроса о включении усадьбы в число объектов культурного наследия Совет рекомендует не проводить со зданием никаких работ».

Этот стародавний уголок находится в музейно-учебной зоне (университеты, музей им. Нестерова, музей образования). Он лежит на линии гостевого маршрута, поэтому многие гиды используют его как объект показа на экскурсиях: «Уфа – столица Башкортостана», «Уфа архитектурная», «Уфа поэтическая», «Тайные знаки нашего города». Согласитесь, здесь очень удобно знакомить экскурсантов с архитектурными стилями XIX–XX веков. Ведь известно, что экскурсии играют большую роль в патриотическом воспитании и организации досуга населения.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера в БГПУ им. М. Акмуллы прошел вечер памяти Дмитрия Масленникова ДБ
Ректор.jpg
Ректор Р. М. Асадуллин
Артю.jpg
Света.jpg
еще2.jpg
садоков и санникова.jpg
еще3.jpg


радио.jpg

В начале была первая информационная революция. Она разгорелась из искры слова и охватила племена и народы. Это было время, когда из кипящей лавы протоязыка отливались чеканные формы древних наречий. Вторая информреволюция, по мнению ученых, связана с распространением чтения и письма, третья – с вступлением в «Галактику Гуттенберга». Наконец, с развитием кинематографа, звукозаписи, телефонной и радиосвязи начался новый этап в истории человечества.

В десятую годовщину Великого Октября – 7 ноября 1927 года – жители разных уголков Башкирии стали свидетелями докатившейся до республики мощной волны четвертой информационной революции: из репродукторов, установленных на площадях, в клубах и библиотеках, впервые на башкирском и русском языках прозвучали слова: «Алло-алло! Говорит Уфа!»…

Наталия Санникова



хамитов.JPG

Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

В этом году позитивные тренды продолжились. За 10 месяцев индекс промышленного производства составил 102,3 процента. Доходы консолидированного бюджета достигли 160 млрд рублей. Поступления по налогу на прибыль выросли более чем на 14 процентов – до 40 млрд рублей. Почти на два процента прибавил оборот розничной торговли. Средняя заработная плата увеличилась на 6,3 процента – до 29,3 тысячи рублей. Отмечается миграционный прирост населения. Снизилась смертность по многим заболеваниям. Впервые преодолён рубеж ожидаемой продолжительности жизни в 71 год.


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.