Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Песнь о соколах

О фильме "Время первых". 2017 г.

Фильм «Время первых» – о первом выходе человека в открытый космос – стал одним из тех событий, которые явственно обозначают пропасть между двумя типами людей, двумя типами общества. И судьба его прокатная – во всяком случае, на ее начальном этапе – показывает, в какое время живем мы, в какой пропорции в этом времени смешаны славное прошлое и все еще не совсем славное настоящее. Первое проигрывает с разгромным счетом.

Игорь Фролов



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Гнездо. Холст, масло.jpg
Гнездо. Холст, масло.jpg Камиль Губайдуллин
Уфимский кремль.jpg
Уфимский кремль.jpg
Владислав Меос. Холодное утро. Ул. К. Маркса. 1960-е
Владислав Меос. Холодное утро. Ул. К. Маркса. 1960-е
14. З015.jpg
14. З015.jpg

Публикации
Эделева Екатерина Павловна родилась 16 декабря 1995 г. в Уфе. Окончила гимназию № 121.Обучается в УГАИ им. З.Исмагилова на театральном факультете театроведческого отделения.

В поисках смысла. О премьере трагедии "Антигона"

№ 4 (221), Апрель, 2017

 

Премьера трагедии «Антигона» состоялась в октябре 2016 года. Пьеса была поставлена Фаридом Бикчантаевым, известным уфимскому зрителю не только по гастрольным спектаклям Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала, где он является главным режиссером, но и по комедии «Мою жену зовут Морис» (Р. Шарт). 

В трагедии, написанной древнегреческим драматургом Софоклом, главный конфликт сосредотачивается вокруг Антигоны, дочери царя Эдипа, и Креонта, правителя Фив. Столкновение родовых, завещанных богами, законов с законами государственными, установленными человеком, приводит к фатальным последствиям и оборачивается гибелью Антигоны и трагической карой для Креонта.

Жан Ануй (1910–1987), французский драматург и сценарист, преобразует миф об Антигоне в трагедию о свободе, призывающей к борьбе с деспотизмом, как политическим, так и личностным; о жертве во имя гармонии человеческой жизни. Режиссер Ф. Бикчантаев выбирает в качестве текстового материала именно эту пьесу, услышав в ней отголоски современных проблем, касающихся не только многих нравственных категорий, но и экзистенциальных вопросов.

Сущность трагедии режиссер пытается отыскать в каждой сцене пьесы, в каждом поступке героя, в каждой реплике. Его интересуют не только внутренние мотивы, становящиеся движущими силами героев на пути к некой цели, но и неизбежная предрешенность человеческой жизни как результат судьбоносной случайности ситуаций и столкновения мировоззрений, взаимоисключающих друг друга. Ф. Бикчантаев говорит как о глобальных, общечеловеческих, так и о малых, повседневных масштабах трагедии. И потому в постановке сквозят переливы и печальных, и радостных настроений, словно все оттенки человеческих эмоций и чувств слиты воедино и пережиты артистами за несколько часов.

Спектакль начинается монологом рассказчика (он же alter ego режиссера), заменяющий хор в пьесе Ж. Ануя. Эту роль исполняет народный артист РБ Алмас Амиров. Его внимательный и оценивающий взгляд, взгляд создателя и творца, обращен сверху вниз со строительных лесов, на которых повествователь, сидя за письменным столом, рассуждает о том, что есть трагедия и что есть драма. Поочередно представляя действующих лиц, режиссер с помощью рассказчика предлагает рассмотреть пьесу Ж. Ануя глазами эпического театра. Отстраняясь от происходящего на сцене, Алмас Амиров на протяжении всего спектакля дает возможность проникнуться всеобъемлющей природой театра, заключающей в себе неповторимую красоту и великую силу человеческих страстей и переживаний.

Старинная греческая арка символизирует прошлое и настоящее, из нее на авансцену поочередно выходит то взволнованная и неугомонная Антигона, то гордая и уверенная в себе Исмена. Оставленные монтировщиками декорации томительно ожидают того, кто сумеет превратить сценический хаос в гармонию форм и рельефов. Прозрачные ширмы, сквозь которые иногда глядят утомленные лица героев, мебель, прикрытая полиэтиленом, железные колосники, словно недостроенные стены, создают впечатление незаконченности, как поиска путей реализации трагедии на сцене. Шаткость границ между театром и жизнью, уже подчеркнутая автором «Антигоны», намечена не только в сценическом оформлении спектакля, но и в игре артистов, вынужденных по воле судьбы исполнять отведенные им роли.

Несмотря на отстраненный способ существования, который предполагает Ф. Бикчантаев, артисты пока не могут полностью оторваться от эстетики психологического театра. Неясность режиссерского высказывания обусловливается стремлением исполнителей к проживанию и присвоению внутренних движений души героев. Режиссер отказывается от «четвертой стены», рассекающей рампой сцену и зал на два мира – мир театральный и мир реальный. Театр как художественное отражение действительности в замысле Ф. Бикчантаева остается его искаженной копией, не лишенной острых проблем современности.

Антигона в исполнении актрисы Лилии Галиной выступает жертвой бессмысленного бунта, прекратить который она не может в силу своего ребячливого упрямства, подростковой несдержанности, неокрепшего сознания, только начинающего постигать сущность бытия. Еще в начале спектакля перед нами возникнет образ решительной девушки, нашедшей единственную ценность жизни в красоте природы и мира, не тронутой человеческой рукой. Проникновенность взгляда, направленного на нас сквозь стеклянную ширму, мгновенно сменяется задорным влажным блеском, за которым скрывается дальнейшая неопределенность намерений героини.

В сцене с кормилицей, роль которой исполнила заслуженная артистка РБ Алсу Галина-Гафарова, Лилия Галина показывает детскую сущность героини, ее наивную чистоту, искренность чувств, прямую откровенность. Антигона способна находить наслаждение даже в самых маленьких радостях жизни: она горячо и нежно обнимает и целует кормилицу, жадно и торопливо ест ее стряпню, просит укутать себя в одеяло, как это было в раннем детстве. Ни кормилица, ни Исмена, ни Гемон не догадываются, что счастливая Антигона прощается с ними навсегда. Она предпочла бы никогда не взрослеть, но незаслуженная участь брата заставляет ее идти против государственных указов. За видимостью беззаботного смеха скрыты страхи маленькой девочки, для которой избранный ею путь непредсказуем, хоть и предрешен.

Исмена, роль которой в первом спектакле исполнила Гульназ Хайсарова, а во втором – Гульмира Исмагилова, является полной противоположностью Антигоны. На фоне женственной притягательности Исмены резко выделяется естественная робость Антигоны, ее несколько мальчишеское и потому неодолимое очарование, которое произрастает из неуклюже-грациозной пластики героини, легкости ее движений, вздрагивающего, звучного голоса. Различие нравов так же подчеркивается и в костюмах: откровенный наряд Исмены в виде черного пеньюара и шелкового халата подчеркивает ее физическую красоту, которую старательно скрывает Антигона под серым мешковатым платьишком и вязаной шапочкой. Рациональность вынуждает Исмену убедить сестру в том, что замысел, противоречащий закону, – сумасшествие, однако для Антигоны не существует никаких весомых препятствий, так как выбору своему она изменить не готова.

Исмена Г. Хайсаровой видит в намерении сестры ребячество, а потому в ее рассказе о казни и боли слышится голос разума, желающий пробудить в Антигоне целесообразность. Исмена Г. Исмагиловой боится потерять свою жизнь, исполнение долга перед братом оказывается для нее невозможным и страшным преступлением против собственного естества. Исмена воспринимает вещи такими, какие они есть, но для Антигоны существующие законы неприемлимы.

Когда на сцене появляется Гемон (Ильсур Баимов), в Антигоне пробуждается маленькая девочка, для которой счастье замужества навсегда останется нереализованной сказкой. Гемон И. Баимова влюблен в Антигону безотчетно. В этом спектакле он лишь символ несбывшегося будущего героини, тем острее ощущается трагизм ее поступка в столь незрелые годы. Находясь рядом с возлюбленным, Антигона Л. Галиной умиляет своей детскостью и тягой к безобидным играм (вместе с Гемоном она репетирует выход к свадебному алтарю), которыми актриса проигрывает мотив судьбы. Но будущее героини перечеркивается ею самой ради неясной цели. Таким образом, роль Л. Галиной теряет последовательность и стройность, ее внутреннее развитие напоминает резкие скачки кардиограммы.

Образ всезнающей девушки трансформируется в отчаянную непокорность девочки-максималистки, не способной выйти из лабиринта будоражащих эмоций и смятенных чувств. В этой порхающей легкости и гордом упрямстве сокрыто как порывистое дуновение ветров, так и тихое сияние синего пламени. Роль Антигоны Лилия Галина выстраивает так, что истинный лик героини постоянно ускользает от взгляда зрителей. Но именно этот эскизный набросок портрета, созданный актрисой, соотносится с образом современного молодого поколения, жаждущего доказать свою правоту, но не имеющего никаких для того весомых аргументов и средств. Актерские поиски характера Антигоны сродни режиссерским поискам трагедии. Но порой эти пути оказываются оставлены создателями спектакля на периферии и тогда античный сюжет, пересказанный XX веком, утрачивает трагический пафос, борьба антагонистов превращается в историю о непонимании между родными людьми.

Будучи нецелостной, Антигона не способна обрести покой среди деспотичной власти (а в спектакле Ф. Бикчантаева любая власть или ограничение личностных прав рассматривается героиней как деспотизм), лишающей ее свободы воли. Любовь к жизни является внутренней движущей силой героини, неведомой ее дяде-правителю Креону, связанному с троном крепкими, нерушимыми узами.

Креон, роль которого исполнил заслуженный артист РФ и народный артист РБ Олег Ханов, явился одним из каноничных героев всей постановки. Образ правителя строго выдержан с момента первого выхода вплоть до финальной сцены спектакля, когда свита Креона после очередного собрания оставляет его за пустым столом. И тогда перед нами уже не просто властитель государства и защитник народа, но и одинокий, страдающий человек, заплативший за трон кровью любимых. Герой Олега Ханова предстает мудрым, познавшим жизнь, верным своему слову и обещанию. Расчетливость и хладнокровность помогают Креону сохранить самообладание и после известия о том, что союзники Полиника решили использовать ребенка в качестве оружия против власти. Но когда открывается истина и преступником оказывается Антигона, Креон сталкивается с выбором между судьбой одного человека и целых миллионов.

Правитель в исполнении О. Ханова снисходителен к поступку Антигоны, как отец снисходителен к проступку дочери, но героиня бежит от разговора с дядей, намереваясь исполнять свой долг вновь. Маленькая девочка пытается доказать свою правоту непоколебимой мудрости, но ее незнающая наивность стирается перед обличающей речью Креона о ее погибшем брате. Отрывистая, все отрицающая речь Антигоны теряет свою силу перед убедительной аргументацией Креона, для которого мировой порядок возможен только путем ограничений и запретов. Необходимость и неизбежность судьбы Креона заключается в страшной правде, невыносимой для Антигоны: «…для того, чтобы скоты, которыми я управляю, всё уразумели, трупный запах по меньшей мере месяц будет отравлять городской воздух». «Я не хочу понимать», – отвечает ему героиня. И в этой реплике слышится и упрек, и эгоизм, и нежелание Антигоны мириться с установленным порядком. Креон вынужден казнить собственную племянницу, так как того требует долг перед государством, но страх только возрастает: невольно правитель принимает на себя роль палача невинной жизни.

Голос Автора вносит в сценическое действие разъяснения, касающиеся целей трагических героев, которые в этом спектакле пытаются сохранить мировое равновесие. Спектакль Ф. Бикчантаева сосредоточен на противостоянии Антигоны и Креона, в ходе которого выясняется, что правых и виноватых среди героев нет. Антигона и Креон смотрят на мир с позиций пройденного ими жизненного опыта. И потому их борьба приравнивается к неравной, мировоззренческий конфликт не раскрывается в полной мере. Конец истории предрешен, остается лишь наблюдать за течением людских жизней, таких же необычных и сложных, как наши.

Выбрав путь борьбы без надежды на успех, Антигона бросается в объятья судьбы, ибо не знает, где отыскать утраченную веру в людей. Гибель молодости оказывается результатом непреклонности власти, которая вынуждена сохранять порядок ценою «меньших» потерь. Стихийность ее поступков влечет за собой череду разочарований: познавая действительность, Антигона не видит смысла в осуществлении своей цели, но отчаянно борется за спасение ее обломков, сидя в тюремной камере. Однако жить в мире, полном противоречий и несправедливости, Антигона сознательно отказывается.

Маска правителя падает с лица Креона тогда, когда смерть племянницы уносит с собой жизнь его единственного сына. Опасаясь народного бунта, пытаясь сохранить честь и жизнь Антигоны, целесообразность Креона душит свободу тех, кто еще не успел испытать все радости и горести взросления. Ярмо власти висит на шее героя, лишая его возможности быть по-человечески счастливым.

Линия каждого героя имеет свой заключительный финал. Уход из жизни Антигоны передан в словах Исмены. Мгновение смерти запечатлевается в пятой симфонии Густава Малера, которая уже звучала в фильме Лукино Висконти «Смерть в Венеции». Театрально, и в то же время искренне рыдающая Исмена, отказавшаяся пойти на риск вместе с сестрой, спустившийся с колосников Автор, который играет с волосами Исмены и заставляет ее улыбаться, создают трагикомическую сцену о естественности всего неизбежного, чему герои не пытаются противостоять. Здесь заключена кульминационная экзистенциальная тематика об ускользающей красоте жизни, о мужестве на фоне беззащитности перед смертью. Ф. Бикчантаев не сопереживает «мукам» героев, но анализирует двойственность жизни, в которой человеку заповедано испытать и радость, и боль, оставаясь стоически непреклонным и твердым.

Линия Креона завершает спектакль сценой одиночества героя, оставшегося один на один со своей судьбой. Антигона, жизнь которой прервалась в расцвете лет, приходит в спектакль Ф. Бикчантаева ради того, чтобы внести перемену во внутренний мир зрелого человека точно так же, как и Креон «обличает» перед героиней действительность, снимая с нее вуаль неведения, как некогда слепой Тиресий открыл глаза зрячему Эдипу. Креон уже не сумеет обратить время вспять и отказаться от предначертанного пути. Сдвигается занавес, герой недвижно сидит за пустым столом, окутанный полумраком. Выбор Креона сделан – он обрекает себя на служение порабощающей власти и вечное одиночество. Но сможет ли он когда-нибудь обрести покой?

Антигоны больше нет. На ее лице запечатлена улыбка. Спасительная улыбка освобождения от жестокого водоворота жизни. Она могла прислушаться к совету дяди, но не позволила проявлению собственной слабости пойти на отказ от выбранного ею пути. Где-то внутри себя Антигона признала истину, от которой пыталась укрыться. Но несостоятельная бескомпромиссность подтолкнула героиню к «самоубийству», что заставило нас усомниться в экзистенциальности ее личности. Антигона Ф. Бикчантаева, скорее, романтическая натура, для которой мир обернулся лживым оправданием человеческого цинизма. Крушение иллюзий Антигоны и утрата надежды оборачивается бессмысленностью существования.

Креон, желавший сохранить мировую гармонию, несмотря на всю тяжесть последствий, которые повлекла за собой смерть Антигоны, остался верен собственному предназначению, ибо никто кроме него не сумеет править Фивами как должно. «Они говорят, что это грязная работа, но если мы не сделаем ее, кто ж ее сделает?» – вопрошает герой пьесы Ж. Ануя. В этой непоколебимости Креона кроется трагизм каждой отдельной личности, ищущей среди многообразия правды единственную истину.

 

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Ананас-33.jpg
30 мая в Союзе писателей РБ состоялось собрание объединения русских писателей. Был избран новый председатель объединения. Собравшиеся выказали полное единодушие и избрали следующим руководителем ОРП заместителя главного редактора журнала «Бельские просторы» Светлану Рустэмовну Чураеву.



Вчера, 23 мая, редакция журнала "Бельские просторы" посетила Шаранский район, встретилась с библиотекарями и побывала на празднике Славянской письменности.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg


В течение двух дней в Белорецком районе проходили встречи с писателями, редакторами ведущих журналов и газет республики. От журнала «Бельские просторы» в встречах принимали участие заместитель главного редактора Светлана Чураева и редактор отдела прозы Игорь Фролов. 18 мая творческий десант принял участие в музыкально-поэтическом мероприятии для отдыхающих и коллектива санатория «Ассы». 19 мая гости прибыли в город Белорецк, где для них была подготовлена большая программа. Встречи проходили в нескольких школах и библиотеках. Заключительное мероприятие состоялось в школе №1.

Чураева Белорецк.jpg

Светлана Чураева знакомит читателей Белорецка с новинками журнала "Бельские просторы"

белорецк.jpg

Писатели РБ возлагают цветы к бюсту А. С. Пушкина

ф и ч белорецк.jpg

Игорь Фролов и Светлана Чураева среди читателей



Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.