Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь


Авторы номера:

масленников.jpg

Дмитрий Масленников

2009_S.G.Kara_Murza_interview.jpg

Сергей Кара-Мурза

Гафуров Т.М. фото.jpg

Тимур Гафуров

ya-s-trubkoy_ejw_1280.jpg

Владимир Кузьмичёв

Борис Курчатов.jpg

Борис Курчатов

Коркотян.jpg

Эдди Коркотян

мария Асадуллина.jpg

Мария Асадуллина

ольга ощепкова.jpg

Ольга Ощепкова

klassen15.jpg

Генрих Классен

Савельев Игорь.JPG

Игорь Савельев



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Чаепитие
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Чаепитие
Цыплята.jpg
Зимушка
Анатолий Чечуха. Музей Аксакова. 2001
Анатолий Чечуха. Музей Аксакова. 2001

Публикации
Докучаева Алла Анатольевна родилась 7 января 1935 года в г. Горьком (Нижний Новгород). Окончила филфак Горьковского государственного университета. С 1970 года живет в Уфе. Журналист, писатель, автор 22  художественных и публицистических книг. Заслуженный работник культуры РБ. Лауреат премии им. Ш. Худайбердина и литературной премии им. С. Злобина. Член Союза писателей РБ.

Полеты. В мечтах и наяву. Документальная повесть. Окончание. Начало в № 3. 2017

№ 4 (221), Апрель, 2017

 

 

Глава III

После побед

 

Чем больше вникаешь в подробности биографии космонавта-испытателя Урала Султанова, чем чаще в беседах с ним произносятся известные имена его славных коллег, тем острее ранит вопрос, почему страна упустила то явное преимущество в освоении космоса, которое признавалось во всем мире и которое по сей день вызывает гордость за отечественную науку, за аэрокосмический производственный комплекс и, главное, за тех людей, что стали первооткрывателями неизведанного. Не в компетенции авторов этих строк объяснить, как и почему произошло отступление с занятых передовых позиций и где корни тех неудач, что преследовали одно время космическую отрасль в России. Зато можно вспомнить, как люди радовались, как торжествовали, приветствуя следовавшие одну за другой победы отечественной космонавтики.

Весенний день 12 апреля 1961 года. Была ослепительно-солнечной не только погода, но и в душе сверкал такой восторг, было такое восхищение подвигом человека в великом понимании этого слова, что Юрий Гагарин стал всенародным героем в одно мгновение. Прохожие улыбались, поздравляли друг друга. Общение складывалось само собой – люди не могли переживать свое ликование в четырех стенах, они выходили на улицу: «Вы слышали радио? Да, да, его фамилия Гагарин!» Чуть позже к этому любимому на всем земном шаре имени присоединились другие, столь же почитаемые: Герман Титов, Валерий Быковский, Алексей Леонов, Андриян Николаев, Павел Попович, Владимир Комаров, Георгий Гречко – и еще, и еще… Мальчишки мечтали стать космонавтами. После полета Валентины Терешковой и девчонки загорелись желанием надеть скафандр и услышать в ракете команду «Пуск!» Детские мечты воплощались в реальность: кружки, факультативы аэрокосмического профиля, конкурсы и олимпиады, а потом и соответствующее высшее образование. После расшифровки личности Главного конструктора в науку и в конструкторские бюро шли будущие Королёвы, а отряды летчиков-испытателей пополнялись последователями Гагарина. Испытание «Бурана» стало новым этапом в космонавтике и воспринималось как естественное продолжение побед на более современном уровне. Но так называемые «лихие 90-е» перевернули страну, застопорив развитие немалого числа важных направлений науки и техники, в числе которых оказалась и космонавтика.

Нынче в стране внимание снова привлечено к космической отрасли. Вот высказывание Сергея Костенко, гендиректора компании «Орбитальные технологии»: «Сейчас все пилотируемые полеты осуществляются на российских кораблях “Союзˮ и китайских “Шэньчжоуˮ. Но в США есть несколько проектов по созданию новых пилотируемых кораблей – два государственных и два частных. Понятно, что через 3–5 лет они начнут летать… В России сейчас тоже создают перспективный транспортный корабль. У нас остались технологии, школа, традиции. И для рывка этого вполне достаточно». Его дополняет Михаил Хайлов, замгендиректора комплекса Госкорпорации «Роскосмос», говоря, что при достаточно высоком уровне международных корпораций в космосе Россия – «одна из двух мировых держав, которые самостоятельно и независимо способны решать любые задачи в космосе». В том числе и военные, добавляет в публикации «АиФ» № 14 за 2016 г. генерал-лейтенант запаса консультант Василий Лата и напоминает, что в военных целях могут использоваться и гражданские космические аппараты. А летчик-космонавт Михаил Корниенко в этом же номере еженедельника рассказывает, как дружно летали с американским астронавтом Скоттом Келли, понимая друг друга с полуслова, без всяких конфликтов и дележей космоса, работая на благо людей «в одной лодке», и резюмирует: «Хорошо бы, чтоб “наверхуˮ это тоже поняли. И не раскачивали эту самую “лодкуˮ – нашу Землю». Так что космос сегодняшний – это мировой океан, которым всерьез интересуются многие страны, и Россия не хочет терять своих позиций в его изучении и освоении. Достаточно привести одно из последних достижений, когда с российского космодрома «Восточный» была успешно запущена ракета и «виновники торжества» принимали поздравления от Президента страны Владимира Путина.

Однако факт остается фактом: большой промежуток времени пропал почти впустую, и колоссальный опыт людей, посвятивших себя космонавтике, не был востребован. Когда попросили Урала Назибовича Султанова рассказать, чем он занимался после «Бурана», он кратко перечислил «этапы своего пути», и они наглядно отразили тогдашнее свертывание космического направления с недовостребованностью классных специалистов. Самому Султанову повезло, что он частично смог себя реализовать как летчик-испытатель. Свой текст Урал Назибович так и обозначил: «После “Буранаˮ».

«15 ноября 1988 г. в СССР был выполнен трехвитковый полет многоразового космического аппарата “Буранˮ в автоматическом режиме без экипажа, с использованием подъемной силы при полете в атмосфере для предпосадочного маневрирования и посадки по-самолетному на бетонную взлетно-посадочную полосу (БВПП). Восторги в народе были, но не столь энергичные, потому что подобный аппарат в США уже работал, хотя и с катастрофой, да и в стране происходили изменения, сопровождавшиеся не самым лучшим уровнем благосостояния. Поэтому будущее многоразового корабля интересовало уже не в первую очередь как власти, так и обычных людей.

Испытательные полеты по 11ф35 (многоразовому космическому летательному аппарату – КЛА) практически прекратились, но тренировочные на МИГ-25 “для поддержки штановˮ проходили без проблем. У меня продолжалась программа по испытаниям прочности и нагруженности конструкции Су-27 с новыми подвесками на крыльях, но общая тенденция к уменьшению испытательных программ на истребителях тоже стала заметной. В это время обозначились более расширенные контакты с зарубежными странами, имеющими хорошо развитую авиационную промышленность и желающими покупать наши боевые самолеты, ранее не продававшиеся за рубеж. В 1990 году в США должны были проводиться спортивные “Игры доброй волиˮ. Задумано было их осуществить в Сиэтле, штат Вашингтон. Прошли встречи руководителей ЛИИ с президентом игр Бобом Уолшем и его коллегами, и на основе растущих дружеских отношений дошло дело до участия нашей пары Су-27 в открытии игр. Все лето готовились к открытию игр и к участию в авиашоу на аэродроме фирмы Боинга “Эверетˮ. Это было достаточно интересно, но это не испытательная работа. Специалисты, непосредственно принимавшие участие в испытаниях аналога «Бурана» – БТС-002, – стали увольняться из-за отсутствия работы и зарплаты. И, чтобы замедлить этот процесс, устроили пробежку по взлетно-посадочной полосе на БТС-002, которую мы с Виктором Заболотским и выполнили. Разумеется, это не смогло остановить свертывания программы. В этом же, 1990 году погиб Римас Станкявичус – наш товарищ и друг, ставший командиром нашего отряда вместо Игоря Волка, когда тот был назначен начальником ОКПКИ (отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей). Зимой 1991-1992 у нас на наших летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и Миг-25 ЛЛ летали французские космонавты – летчики-испытатели Жан-Лу Кретьен и Пьер Эньерэ, старший летчик-испытатель фирмы Дассо Ги-Мито Муруа. Это осуществлялось по программе бездвигательных посадок “Буранаˮ в перспективе для полетов на многоразовом “Гермесеˮ. Я был назначен инструктором, сыграло роль и то, что в Суворовском военном училище был подготовлен по французскому языку. Этих летчиков не надо было учить – они пилотировали великолепно, поэтому программа была выполнена четко и с взаимной пользой для дальнейшего сотрудничества. Жан-Лу даже организовал гуманитарную помощь для нашей страны, и мы побывали в Бресте французском, где он жил, прилетев к нему на транспортном самолете, который перевозил эту гумпомощь. Что же касается контактов, то и у нас, и у французов программа многоразовых крылатых летательных аппаратов не стала приоритетной, а потом и свернулась.

В ноябре 1992 г. меня назначили заместителем начальника ШЛИ (школа летчиков-испытателей) по летной подготовке. Это было мне интересно, оказалось, что есть на чем и над чем поработать. Узнал, что были заключены договоры по подготовке четырех 30-32-летних китайских летчиков (военных) по программе нашей ШЛИ и двоих постарше (36-летних) подполковников по программе проведения испытательных полетов на штопор на МиГ-21. Пока молодые проходили теоретическую подготовку, со старшими я занимался полетами. Общались через переводчика и по-английски. Подготовка шла весьма основательная. Если бы наших строевых летчиков и инструкторов провести по таким программам, было бы неплохо. Четверо молодых после полного курса подготовки получили дипломы летчиков-испытателей в 1996 году, за качество их летного обучения я был спокоен. Завершив свое дело в ШЛИ, я получил предложение летать с желающими узнать за немалые (по моим меркам) деньги, что такое перегрузки на истребителе и очень большая высота. Общался я с этими экстремалами по-английски, иногда по-французски, а порой, и всем понятными жестами. Одному из них, бывшему летчику-наблюдателю из США, участвовавшему во вьетнамской войне, так понравился пилотаж на МиГ-29 и посадка по-«бурановски» с высоты 25000 м, что он в 1997 году пригласил меня в Калифорнию в гости за его счет. Я взял с собой старшую дочь Лилю (ей тогда было 26 лет, и она хорошо знала английский язык), и мы совершили интересною и для меня профессионально-полезное путешествие.

Но вернемся в 1993 год, который примечателен и замечателен выпуском набора 1992 года и взаимными визитами коллег из школы летчиков-испытателей ВВС США и нашей бывшей МАПовской ШЛИ к ним. Вначале летом была встреча у нас в ЛИИ: экскурсии, визиты, полеты на Ил-76, Миг-29, Су-27, Миг-25, Су-17, беседы. В сентябре наша группа слетала на авиабазу Эдвардс (Калифорния). Дружеские вечера, разговоры о жизни в штатах помогли заметить, что и летчики, и их семьи очень похожи на наши. Их жены тоже очень переживают за успешные полеты, дети тоже хотят учиться и стать успешными людьми, в том числе и летчиками. Но главное, что мы увидели: как удачно выбрано место для испытательных полетов – безлюдное, на дне огромного высохшего озера, 300 дней в году практически безоблачно, прекрасная организация экспериментов, телеметрическая регистрация и передача всевозможных параметров в реальном времени на пункт приема и отображения данных.

Мне повезло в следующем месяце – октябре пилотировать три типа самолетов – два истребителя Т-38 Talon, F-15 B и транспортный С-141. Когда в столице палили из танковых пушек по Белому дому, была отличная погода, и мне надо было сделать четыре полета на перевернутый штопор с двумя китайскими летчиками-испытателями. По «ящику» показывали страсти, и я подумал, что не удастся закруглить штопорную программу, но полеты не закрыли, все четыре были сделаны, причем, с разбором полетов и затем просмотром «сериала» вокруг политических баталий (ребятам все равно, а мне любопытно). 1994-й и 1995-й прошли, как положено. Отлетали летную программу с будущими молодыми китайскими и российскими летчиками-испытателями.

1995 год запомнился еще тем, что состоялся обмен дружескими визитами с французской школой летчиков-испытателей ВВС, с посещением нами авиасалона в Ле Бурже. Слетал на Мираже-3 и Мираже-2000. Оба истребителя заняли заметное место в истории истребительной авиации. Мне повезло, потому что сейчас в области обменов визитами тишина.

В конце 1994 года я оформил пенсию по выслуге лет, но уходить не спешил, потому что желание летать, особенно на истребителях, совпадало с отсутствием ограничений по здоровью. Однако количество испытательных программ на истребителях очень заметно уменьшилось, а в ШЛИ летная работа стала идти по рыночному методу: какому авиазаводу или ОКБ нужен летчик-испытатель – оплатите, научим. А обучение дорого, к тому же, своих проблем в этих организациях было предостаточно в то время. И я, продлив свидетельство для испытательных полетов, еще два раза (в 1998 и 1999 годах) съездил в Калифорнию, где старшая дочь училась в университете. В 2000-2001-м я занимался самообразованием и английским языком, а в 2002-м официально уволился из ЛИИ (оказалось, что и Игорь Волк, бывший командир отряда, тоже уволился практически одновременно, хотя мы не сговаривались). Того, что было в 70-х, 80-х и частично в начале 90-х в ЛИИ по испытательным полетам, не стало. Правда, нельзя сбросить со счетов, что в 1990-1992 годах я и мои коллеги полетали достаточно много по отработке демонстрационных полетов на предельно малых высотах, но гибель Римаса Станкявичуса 9-го сентября 1990 на Су-27 в Италии разрушила творческие планы по созданию пилотажной группы в нашем ОКПКИ, куда я тоже был включен. Однако, в Мосаэрошоу-92 мне была предоставлена возможность пилотировать МиГ-29 перед зрителями и в 1995 году быть ведущим группы из пяти МиГов (21, 23, 25, 31, 29.

У меня была возможность в конце 90-х годов перейти в отряд тяжелых (транспортных, пассажирских) самолетов, но уйти добровольно из истребителей – никогда. Пример: в 2002-м мне было предложено полетать на Ил-18 в авиакомпании. И когда маме в Михайловке (под Уфой) стало очень тяжело после перенесенной операции и других болезней, я приехал к ней. В общем, в 2003 году прекратил полеты, хотя свидетельство действовало до весны 2004 года, к тому же все время хотелось и сейчас хочу пилотировать истребители, могу и крылатые космические. Но, кроме хотения, есть реальность. Возраст 67 лет, и медицина может запросто поставить условия, чтобы летчику-испытателю такого возраста четыре раза в году проходить медкомиссию. А для чего? Чтобы сидеть в кресле второго пилота транспортного самолета и пить кофе?! И не дай бог, чтобы он ощутил перегрузку больше 1,5 единиц! Тьфу! Это же просто унижение для профессионала-испытателя».

Здесь стоит прервать текст Урала Назибовича, чтобы лишний раз напомнить читателю, каким испытателем высочайшего класса он является. Поскольку ему претит распространенная ныне манера себя пиарить, то ни разу и не упомянул о тех авиационных мировых рекордах, которые установили вместе с командиром их дуэтного экипажа Иваном Анатольевичем Пышным. Только по просьбе Султанов и обозначил эти весьма впечатляющие данные.

3 июля 1997 г. на самолете МиГ-25 ПУ, сухопутном с турбореактивными двигателями, со взлетным весом 25000–35000 кг, они поднялись на высоту 19780 м, высота горизонтального полета 19720 м.

Второй мировой рекорд был ими установлен 31 августа того же года на таком же самолете, но со взлетным весом 35000–45000 кг. Высота полета 22150 м, высота горизонтального полета 18610 м. Время набора высоты тоже было рекордным: набор высоты 3000 за 1 мин. 45 сек., 6000 м – за 2 мин. 19 сек., 9000 м – 3 мин. 18 сек., 12000 м – 5 мин. 45 сек., 15000 м – 8 мин. 13 сек., набор высоты 20000 м – 16 мин. 50 сек.

А теперь продолжим «электронный рассказ» Урала Назибовича о его занятости после «Бурана»:

«В 2005 году в Уфе мне предложили должность начальника инспекции по безопасности полетов авиакомпании БАЛ. После третьего раза согласился, и дела шли. Гендиректор был спокоен за эту часть работы авиакомпании. Но БАЛ расформировали, а меня пригласили работать в создаваемой авиакомпании “Башкортостан". Здесь тоже все началось нормально, и, если бы сложилось у “верховных жрецов", то в РБ могла бы сформироваться хорошая авиакомпания. Но оказалось все очень не просто, много возникло причин и условий, не подвластных даже “верховным жрецам". Я понял, что пора вернуться к своим коллегам, друзьям и не протирать штаны о кресла и стулья непонятных должностей.

Теперь живу “на два города" – в Жуковском и в Уфе. В Башкортостане очень хорошие и умные люди организовали Региональное отделение федерации космонавтики (2010 г.) и АКШ – аэрокосмическую школу (2012 г.) для участников и победителей олимпиады по истории авиации и воздухоплаванию им. А. Ф. Можайского. Эта АКШ существует пятый год и стала международной. Базируется в охотничье-спортивном клубе “Рада" в селе Калиновка Давлекановского района. Мне предоставлена честь общаться с ребятами, рассказывая им о летно-испытательной работе на самолетах и “Буране". В этой школе с ребятами беседуют космонавты, ученые, летчики-испытатели, специалисты из разных областей науки. Юные участники занимаются моделированием и даже пуском маленьких ракет, к ним прилетают самолеты и автожир с аэродрома “Первушино". Десять дней пролетают для юных дарований в дружбе и расширении знаний об авиации и космосе, но не только. Они узнают о пчеловодстве, о приготовлении кумыса. В часы отдыха проходят спортивные соревнования, концерты, приезжают артисты и художники. Оказалось, что в республике есть немало правильно мыслящих людей, которые делают добро для молодежи, а значит и для дальнейшего развития страны, в том числе в аэрокосмической отрасли. Я рад, что довелось принимать в этой работе посильное участие».

 

Продолжение следует

 

На этой оптимистичной ноте хочется дальше в данном повествовании рассказать о системной планомерной деятельности, что ведется в Башкортостане по привлечению молодого поколения к аэрокосмическому направлению науки и техники, как к одному из ведущих для развития России, для достойного ее места в мировом прогрессе. И без участия в этой благородной работе Урала Султанова ее даже невозможно представить. Как отметил исполнительный директор Башкортостанского регионального отделения Федерации космонавтики России Сергей Иванович Плюхов, «Урал Назибович – это наш флаг. Как корабль без флага не сможет выйти в плавание, так и наш, образно говоря, корабль не мыслит своего движения без поддержки заслуженного космонавта-испытателя Урала Султанова». И продолжил свой рассказ:

«Наша летняя аэрокосмическая школа, которая ежегодно работает как международная, приглашая ребят, увлеченных аэрокосмическим направлением, носит его имя. Победители российской и республиканской олимпиад приезжают в деревню Калиновку Давлекановского района, где раскинулся этот лагерь, и с гордостью надевают фирменные футболки, на которых надпись с обозначением этой школы имени Урала Султанова. Это памятный знак для каждого здесь побывавшего и имевшего возможность общаться как с самим Султановым, так и с его коллегами – и летавшими в одно время с ним, и с представителями следующих поколений космонавтов».

Начальные шаги регионального отделения ФКР (Федерации космонавтики России) относятся к 2010 году. Председателем стал директор филиала ОАО «АНК «Башнефть» Рамиль Равылович Давлетбаев. С исполнительным директором Сергеем Ивановичем Плюховым они однополчане: оба служили в 35-й бригаде кораблей Тихоокеанского флота. Будучи старшинами, имели в подчинении молодых ребят, старались не только командовать, но и понимать их. Такая ремарка об их прошлом важна с точки зрения нынешней характеристики этих людей, для которых воспитание подрастающей смены – не абстрактная категория, а главная часть их сегодняшней деятельности. Вот отрывок из статьи А. Докучаевой «Небо зовет молодых», опубликованной в газете «Республика Башкортостан» 24 марта 2001 года:

«Казалось бы, странно, что ветераны флота заинтересовались космонавтикой. Для объяснения надо вернуться в сентябрь 2009 года, когда отмечалось 50-летие 5-й Тихоокеанской океанографической экспедиции. На самом деле именно она и являлась 35-й бригадой кораблей спецназначения, созданной по личной инициативе Генерального конструктора космических аппаратов Сергея Королева, и сослужила полезную службу: обеспечивала связь, проводила разнообразные исследования, наблюдения во время полета ракет с космонавтами на борту. При самом первом запуске в космос Юрия Гагарина из 108 минут его полета почти четверть времени связь обеспечивалась через корабли спецназначения. Торжество торжеством, но осталась и горечь от того, что в свое время результативно трудились восемь кораблей, имевших прямое отношение к космической программе, а остался теперь лишь “Маршал Крылов"…

Одним словом, очень хотелось перейти к действиям, тем более, что в стране уже работали региональные отделения. Председатель Федерации космонавтики России, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, известный летчик-космонавт Владимир Коваленок поддержал желание открыть в Башкортостане региональное отделение ФКР и приехал в Уфу, где имел встречу с главой Республики, с руководителями предприятий и организаций, связанных с космической отраслью, чтобы обсудить возможность внедрения в экономику Башкортостана космических технологий и нововведений. Шла речь также об аэрокосмических выставках, о специальных телевизионных программах, о приезде космонавтов для встреч с молодежью. Обсуждалась организация реабилитации космонавтов и оздоровления ветеранов отрасли на местных курортах. И, конечно же, самое большое внимание было уделено воспитанию тех, кого желательно привлечь к учебе, а потом и к работе на службу космосу – со студентами и школьниками. В этой работе активнейшее участие нашего земляка комсонавта-испытателя Урала Султанова трудно переоценить».

Со времени первых этапов становления БРО ФКР прошло пять лет с небольшим, но для людей увлеченных и целеустремленных этот небольшой срок оказался достаточным, чтобы на VIII съезде Федерации комсонавтики России, где Рамиль Давлетбаев выступал с докладом, Башкортостанское региональное отделение было признано лучшим в России. Результаты большой работы говорят сами за себя.

Так, ежегодная республиканская олимпиада школьников на кубок им. Юрия Гагарина в 2011 году охватила чуть более 350 учеников, а в 2016-м в ней приняло участие 96600 человек, не считая дошколят. И здесь надо обозначить еще одного активного организатора полезной работы с молодежью – Вадима Евгеньевича Курилова, руководителя АНО «Виктори». 8 апреля 2016 г. в торговом центре «Башкирия» состоялось торжественное открытие Гагарин-центра, то есть центра поддержки технического образования школьников. Общие усилия некоммерческого объединения «Виктори», регионального отделения и Уфимского государственного авиационно-технического университета создают прекрасные условия для дополнительного образования учащихся, для работы кружков и для лучшей подготовки к экзаменам. Недаром сопредседателями Центра стали летчик-космонавт Сергей Николаевич Ревин и ректор УГАТУ Николай Константинович Криони. А отвечает «за аэрокосмическое воспитание» студентов УГАТУ еще один энтузиаст – Сергей Иванович Каменев, начальник отдела трудоустройства и работы с выпускниками.

Он рассказал о том, что во втором корпусе развернута интересная фотовыставка лауреата международных конкурсов Фаиля Абсатарова, посвященная летней аэрокосмической школе – АКШ имени Урала Султанова. К открытию этой фотоэкспозиции, как и к открытию ее «героини» – школы самое прямое отношение имеет еще один человек из тех «хороших и умных людей», как их обозначил Урал Назибович, кто озабочен подготовкой будущих кадров для аэрокосмической отрасли, – депутат Госсобрания – Курултая РБ Вячеслав Васильевич Аброщенко.

Когда приезжал в Уфу председатель Российской федерации космонавтики Владимир Коваленок, Аброщенко пригласил его в Калиновку в охотничье хозяйство – мало того, что он большой любитель охоты, он еще и председатель спортивного охотничьего клуба «Рада». Пленившись красотами природы в Давлекановском районе, Коваленок тогда и завел разговор о летних сборах ребят, увлекающихся летной и космической техникой. Аброщенко, как говорят о нем коллеги и, между прочим, еще и избиратели, – в отличие от некоторых других высокопоставленных чиновников и депутатов, «если обещает, то выполняет». Он и пообещал подумать об открытии летней аэрокосмической школы – в том же 2012 году она и появилась. С ее открытием работа со школьниками и студентами обрела еще более определенную систему.

 

Космические дали не так уж далеки

 

В зале пятого корпуса Уфимского авиационно-технического университета шло посвящение в гагаринцы юных курсантов Гагарин-центра. Заиграла музыка, и на сцену вышел Герой России комсонавт Сергей Николаевич Ревин. «О, живой космонавт!» – восхищенно произнес мальчуган, оказавшийся первоклассником 93-й гимназии. Для посвящения в гагаринцы приглашались сразу большие группы – сначала дошколята, потом ученики первого класса, затем второго и так далее. Им повязывали яркие галстуки и выдавали удостоверения каждому персонально, громко и отчетливо произнося фамилию, имя и отчество. Да, отчество, и это выглядело так по-взрослому внушительно, что крохотные дошколята вызывали, помимо умиления, уважение, когда назывались Черемисов Артемий Антонович, Ибрагимов Амир Ильдарович, Шумилова Полина Николаевна…

Школьники в аудиториях и лабораториях авиационного вуза – это стало привычным явлением, поскольку о наборе заинтересованных в будущей профессии студентов здесь думают серьезно, считая, что готовить их нужно с очень раннего возраста. Отсюда участие в проведении по республике регионального этапа Международной олимпиады им. А.Ф. Можайского. С октября по декабрь проходят зональные туры – обычно в тех населенных пунктах, что расположены вблизи филиалов вуза, – в Кумертау, Ишимбае, Стерлитамаке, Туймазах, но и не только там (в Дюртюлях, Давлеканово, Кушнаренково и др.). Победителей собирают в Уфе, часто прямо в авиационном университете: по 20 человек в трех возрастных категориях – студенты высших и средних учебных заведений, учащиеся 10–11-х классов и школьники средних классов. Из них уже выбираются призеры, по три в каждой группе. Кроме ценных подарков (планшеты, умные часы и др.), они получают приглашение в Международную летнюю аэрокосмическую школу. Туда авиационный университет выделяет своих преподавателей, помогает транспортом и обучающими устройствами.

Показательно, что в абитуриентах, а затем первокурсниках УГАТУ педагоги и сотрудники зачастую узнают тех подросших старшеклассников, что были ранее участниками и победителями аэрокосмических олимпиад. Сергей Иванович Каменев рассказал о любопытном эпизоде, произошедшем еще в бытность предыдущего ректора Мурата Бакеевича Гузаирова. На встрече с абитуриентами один молодой человек обратился к нему: дескать, дважды побеждал в олимпиадах аэрокосмического профиля, которых нет в перечне олимпиад Минобразования, дающих льготы при поступлении в вуз, и не имеет никаких преимуществ, желая стать студентом УГАТУ. Тогда задумались о том, что целевые места от НИИ и предприятий не всегда полностью заняты, хотя заинтересованность в квалифицированных молодых специалистах большая. Стали предлагать победителям олимпиад становиться целевиками – в Жуковском – в ЛИИ им. Громова, в КБ им. Мясищева, в Дубне – в конструкторском бюро «Радуга» им. Березняка и др. И еще в положении об абитуриентах УГАТУ появился пункт о праве добавлять баллы, исходя из портфолио поступающего, в котором победы в олимпиаде им. Можайского и в республиканской на Кубок им. Гагарина учитываются. Кстати, тот самый юноша, что задал «неудобный вопрос» ректору, стал целевиком и, будучи на IV курсе, уже начал работать на аэродроме Первушино.

Нельзя не отметить и сложившуюся в УГАТУ традицию: за лучшие результаты в учебе и за общественную активность премировать студентов интересными поездками с посещением аэрокосмических достопримечательностей. Уже лет десять как в каникулы 25–27 человек за счет университета отправляются в Москву и Подмосковье. Их маршруты самые разные: например, космодром Байконур, Центр управления полетом, где участвовали в сеансе связи с космонавтами, находившимися на Международной станции, или Центр подготовки космонавтов. Увидеть подлинные космические аппараты, оборудование, предметы небесного быта – это, конечно же, большая удача и неизгладимое воспоминание, рождающее желание не просто прикоснуться к великим деяниям, но и стать в дальнейшем их участниками. Это вполне реально. Студенты УГАТУ проходят на некоторых из профильных предприятий практику. Оттуда приезжают в Уфу представители, приглашаются членами и председателями в государственную аттестационную комиссию. Есть выпускники, которые уже работают в НИИ и на заводах, связанных с космосом, и марку своей alma mater несут высоко.

Глава IV

У будущих Гагариных и Королёвых

 

Главу о Международной летней космической школе имени Урала Султанова и ее отце-основателе Вячеславе Васильевиче Аброщенко начнём с заметки в «Вечерней Уфе» (18 марта 2016 г.), где написано об уже упоминавшейся выше фотовыставке в УГАТУ.

«В преддверии самой главной космической даты – апрельского полета Юрия Гагарина – в УГАТУ открылась фотовыставка лауреата Международных конкурсов Фаиля Абсатарова, посвященная маленькому отростку могучего дерева, каким стала эра освоения человеком неизведанного мирового пространства.

Сложно совместить прорыв первооткрывателей космоса с детской летней школой в Давлекановском районе, тем не менее она называется международной аэрокосмической, носит имя нашего земляка – космонавта Урала Султанова и приобщает ребят не только из Башкортостана, но и разных уголков России и зарубежья к будням и праздникам научных изысканий и открытий, к трудной романтике проникновения в тайны Вселенной, к сложной и интересной профессии испытателя летательной техники.

Большая экспозиция во втором корпусе Уфимского авиационно-технического университета приглашает нас в уютные домики деревни Калиновки, где мальчишки и девчонки в разноцветных бейсболках слушают захватывающие рассказы летчиков-космонавтов, Героев Советского Союза и России Игоря Волка, Виктора Горбатко, Сергея Ревина, Владимира Ляхова, Анатолия Арцебарского, сидят за одним обеденным столом с заслуженным летчиком-испытателем СССР Владимиром Кондауровым, с заслуженным космонавтом-испытателем России Уралом Султановым. Потом школьники бегут на спортивную площадку, где состязаются в ловкости с гостями из соседней деревни Ново-Яппарово, а вечером выступают в самодеятельном концерте вместе с приехавшими из Уфы артистами Вахитом Хызыровым и Владимиром Сухановым.

Вся разнообразная отдыхательно-полезная жизнь аэрокосмической школы настолько живо представлена в художественных фотографиях, что кажется, будто вместе с ребятами угощаешься кумысом у местного фермера Филюса Халиуллина, рассматриваешь телескоп, привезенный Виктором Шумковым – инженером-физиком из Озерска, поешь песни, сидя у праздничного костра с Героем России Юрием Ващуком, или прощаешься с "десантом" из Белоруссии.

Скромная фотография запечатлела одного из мудрых взрослых, которые устраивают уже несколько лет подряд такие полезные летние каникулы для детворы, – это депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Вячеслав Аброщенко, председатель оргкомитета школы. Его же надо поблагодарить за фотовыставку, которая развернута именно в том вузе, откуда выходят будущие конструкторы аэрокосмических кораблей».

Это можно сказать своеобразная аннотация к рассказу о летней школе. И в первую очередь хочется привести эпизод, который нарочно не придумаешь. Выбрав момент среди навалившихся дел, Сергей Иванович Плюхов наконец смог откликнуться на нашу просьбу найти время для беседы и зашел к нам домой. И надо было случиться, что как раз тогда к одному из нас, – профессору Семену Валентиновичу Шапиро обратился за консультацией по физике наш юный друг семиклассник Филипп Дегтярев. Надо было только наблюдать, как он обрадовался, увидев Сергея Ивановича, который заправлял делами в летней аэрокосмической школе, где Филиппу посчастливилось пребывать прошлым летом. Их неожиданную встречу скрепили истинно мужское рукопожатие и вопрос младшего, как попасть в Калиновку снова. Оказалось, желающих из числа там побывавших столь много (а число мест ограничено), что даже «сверхлауреатам» аэрокосмических олимпиад придется смириться с не более чем двукратным летним сезоном в фантастическом окружении знаменитых наставников и неординарных сверстников. О наставниках чуть позже. А вот о молодежи, ради которой и открыта школа, названная космонавтом Сергеем Ревиным «уникальным проектом, не имеющим аналогов в России», можно сказать, процитировав отрывки из статьи Сергея Ивановича Каменева в журнале «Вестник» Центральной избирательной комиссии РБ (1 февраля 2015 г.): «Все без исключения гости Калиновки отмечали, какие замечательные ребята собрались здесь. Конечно, это были лучшие из лучших, завоевавшие право участия в международной аэрокосмической школе своими серьезными успехами в олимпиадах и конкурсах. Настя Блинова из Звездного городка, дочь космонавта-испытателя, стала одной из победительниц конкурса “Мисс аэрокосмической школы". А шестеро наших участников получили приглашение от организаторов авиационно-космической смены в знаменитом лагере "Орленок"».

Темы, за которые берутся ребята, становясь победителями олимпиад, а потому рекомендованные к участию в аэрокосмической школе, поражают серьезной взрослостью поднимаемых проблем. Вот несколько примеров. Тимур Ахметшин, восьмиклассник из Нефтекамска, занял I место в первом туре олимпиады им. А.Ф. Можайского с рефератом «Станет ли авиация беспилотной?». Девятиклассница Айсылу Глимьянова из Ново-Березовки оказалась на I месте отборочного тура с работой «Развитие российской космонавтики и вклад моей республики в освоение космоса». Специальный приз получил первокурсник УГАТУ Кирилл Кулаков, разработавший тему «Как готовят астронавтов». Ученик лицея № 60 Никита Бурлаков, побывавший в летней школе в 2016 году, под руководством Валерия Челышева узнает во время авиаиспытаний, как миниатюрные копии летательных аппаратов и детали авиационных двигателей ведут себя при различных воздушных потоках. Полученные данные передаются в УМПО. Примечательны слова президента Клуба авиастроителей доктора технических наук, профессора Юрия Елисеева: «В июле 2016 г. в деревне Калиновке Давлекановского района Республики Башкортостан собрались самые успешные и достойные любители авиации и космонавтики… Клуб авиастроителей и оргкомитет международной олимпиады им. Можайского с удовлетворением отмечают, что школа уже пятый раз собирает молодых людей, увлеченных авиацией и космонавтикой, и число желающих попасть в нее постоянно растет». Всего за пять сезонов напитались аэрокосмическим «воздухом» Калиновки 250 счастливчиков.

Аэрокосмическая школа недаром имеет статус международной. Кроме постоянно приглашаемой делегации из Беларуси – родины Президента ФКР, летчика-космонавта СССР Владимира Коваленка, кроме представителей из разных мест России (Москва и Московская область, Ростов, Вологда, Челябинская и Ульяновская области, Удмуртия), в летние каникулы здесь побывали юные знатоки из Болгарии, Казахстана, Туркменистана. В 2014-м провел летние дни гимназист из Германии Мориц Погадл, победитель олимпиады на кубок им. Юрия Гагарина. В 2015-м в школе с удовольствием занимались юноши из Индии и Колумбии – слушатели подготовительного отделения УГАТУ Скахур Саджал и Даниэль Падилья, принимавшие участие в олимпиаде им. А.Ф. Можайского и отмеченные специальными призами жюри. К ним в гости приезжали Умар Дургеш из Индии и Рашиди из Габона: наслушавшись восторженных отзывов, они попросились в школу хотя бы на один день и остались очень довольны, научившись играть в волейбол и кататься на велосипеде.

Конечно, лето есть лето, и отдых в лагере нацелен на свежий воздух, занятия спортом, когда позволяет погода – купание. Но при этом дозированные занятия проходят на самом современном уровне и, главное, захватывающе интересно. Серьезная тематика, как, например, концепция развития авиационной и ракетно-космической техники, основы устройства и конструкции летательных аппаратов, основы аэродинамики и аэромеханики, понятие о перегрузках, невесомости и повышении устойчивости организма пилота к их воздействию, подается преподавателями в занимательной форме, с погружением в проблему при помощи наглядных приспособлений, «живой» аппаратуры и даже скафандров.

 

Наставники

 

Даже на вузовском уровне вряд ли возможно в одной преподавательской «обойме» увидеть столько известных на всю страну профессионалов, сколько бывает в молодежной летней школе, где постоянными педагогами и приглашенными лекторами выступают космонавты, авиаторы, ученые, конструкторы. Так, в 2014 году приезжали сюда космонавт-испытатель Сергей Ревин, заслуженный летчик-испытатель Юрий Ващук, писатели Махмут Салимов и Михаил Чванов, председатель Федерации сверхлегкой авиации РБ Сергей Минигулов, заслуженный художник РБ и РФ Виктор Суздальцев. В 2015 году в Калиновке побывал командир отряда космонавтов «Бурана» Игорь Волк, ветеран космодрома «Байконур» полковник Вячеслав Васильев, депутаты Госсобрания – Курултая РБ Руфина Шагапова, Лейсан Лукманова, Юлия Герасимова, Радмир Хасанов, Эдуард Мустафин.

О том, как увлекательно проходят беседы и практикумы, подробно рассказано в уже упоминавшейся статье Сергея Ивановича Каменева. «Конечно, гвоздем программы были мастер-классы и тренинги Урала Султанова. Интересные, познавательные, они проводились с демонстрацией и примеркой высотного оборудования, гермошлемов, высотно-компенсирующего костюма, летных комбинезонов… И все это приправлено фирменным "султановским" юмором».

А вот что сказано о занятиях, которые проводил с использованием настоящего телескопа астроном из Озерска Владислав Шумков: «Изучение Солнца, Луны, планет, лекции о вселенной и галактике – это запомнится ребятам. Так же, как и прилеты самолетов и автожира с аэродрома Первушино, как и уроки по устройству и конструкции летательных аппаратов непосредственно внутри их. Там и фотографировались вместе с летчиками, а один из них – теле- и радиоведущий Александр Лынник еще и концерт устраивал, будучи известным бардом».

Анатолий Григорьевич Карпачев, руководитель ракетно-модельного кружка в Трехгорном, занимался с участниками школы авиаракетным моделизмом. «Помимо того, что каждый изготавливал собственную ракету с твердотопливным двигателем, проходили еще и их соревнования. Тренинг на компьютерном стимуляторе – взлет и маневрирование космического корабля "Союз", стыковку с МКС провели ребята из клуба "Росстань" – Катя Лопухова и Эльдар Фаттахов».

Кстати, о МКС, где тогда находились космонавты Геннадий Падалка, Михаил Корниенко, Олег Кононенко. Благодаря уфимским радиолюбителям во главе с Денисом Макрополовым, для школяров был организован 12-минутный разговор с международной аэрокосмической станцией. Ребята смогли задать вопросы, в частности, как выглядит Башкортостан с 400-километровой высоты, и Корниенко обещал сделать фотографии. А потом для героев космоса прозвучало хоровое исполнение куплета из песни «Изгиб гитары желтой» – больше просто не успели, сеанс связи кончился, но энтузиазм у ребят эти незабываемые минуты вызвали особый настрой, настоянный на гордости за родину.

Журналист Фларит Шакиров в газете «Единая Россия – Башкортостан» от 7 июля 2016 г. пишет, что летний сезон 2016-го начался с сеанса связи с экипажем Международной космической станции, он длился 10 минут. Олегом Скрипочкой и Алексеем Овчининым были даны ответы на вопросы ребят об организации быта на станции, и участники школы узнали, что сон космонавтов длится 8 часов, что вместо душа они обтираются влажным полотенцем, а любимым лакомством является ореховая паста.

Таких именитых и знающих столько интересного людей, с какими повезло общаться ребятам в АКШ им. Урала Султанова, вряд ли удастся собрать в другом, даже самом престижном месте.

Любопытный абзац в одной из публикаций («Российская газета. Неделя»): « – И вы знаете, что поражает и радует больше всего? – задается вопросом Вячеслав Аброщенко. – То, с какой охотой известные люди откликаются на просьбу приехать к нам в школу. И не просто приехать, а поработать в ней». Вынеся за скобки заслуги Вячеслава Васильевича, благодаря усилиям которого как раз и приезжают в Башкортостан выдающиеся профессионалы и умные воспитатели, приведём имена тех, кого в нашей беседе после летнего сезона 2016 года он назвал как работающих с детьми в АКШ постоянно и целенаправленно. Это космонавт-испытатель Сергей Николаевич Ревин, который в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-04М» и экипажа Международной космической станции пребывал в космосе с 12 мая по 17 сентября 2012 года. Это Юрий Михайлович Ващук, заслуженный летчик-испытатель РФ, участник создания новых образцов военной и гражданской авиации, мастер спорта по высшему пилотажу, участник многих международных авиасалонов. Это Владимир Николаевич Кондауров, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, который занимался испытанием самолетов и вертолетов ВМФ, в том числе корабельных истребителей; первым из военных летчиков совершил посадку самолета на корабль; автор книги «Взлетная полоса длиною в жизнь». Это Вячеслав Сергеевич Довгань, генерал-майор авиации в отставке, который в 1968 г., пройдя отбор для подготовки членов экипажа «Лунохода», был назначен водителем второго экипажа, принимал участие в управлении работой аппаратами на поверхности Луны в 1971 и 1973 гг.; удостоен званий «Ветеран космонавтики», «Заслуженный испытатель космической техники». Это Анатолий Александрович Сафронов, Герой России, генерал-майор авиации, служивший в Вооруженных Силах РФ, награжденный орденами и медалями за мужество и героизм во многих операциях, затем начальник кафедры военного искусства ВВС Военной академии Генерального штаба, кандидат военных наук. И, конечно, это Урал Назибович Султанов, заслуженный космонавт-испытатель России, наш славный земляк, чьим именем и названа аэрокосмическая школа.

Урал Назибович на просьбу рассказать о его деятельности в аэрокосмической школе, где он каждую смену общается с ребятами, как всегда лаконично и с долей юмора, ответил компьютерным письмецом: «Выполняя ваше задание, хочу предупредить, что не веду дневников и не устремлен создавать писательские шедевры, поскольку мои "серые клеточки" хранят для меня святые и всегда готовые воплотиться в действие другие знания и навыки – по испытанию и применению летательных аппаратов, способных летать в атмосфере и в космосе в мирных, а если понадобится, и в боевых целях. Но память все равно рвется в давно прошедшие дни без дневников и записей… Итак, аэрокосмическая школа. Идея ее создания великолепна, но идея без воплощения в реальность, продолжения и усовершенствования теряет великолепие.

Вячеслав Васильевич Аброщенко со своими единомышленниками Сергеем Ивановичем Каменевым, Сергеем Ивановичем Плюховым, Рамилем Равыловичем Давлетбаевым и плюс теми, кого мне не удалось точно знать по именам, стал воплощать идею в быль. И если смотреть с наступающего пятого года существования школы на ее действия, то дело идет вполне нормально. В 2012 году летом, когда я был в Уфе, Вячеслав Васильевич организовал выезд с нами на свою охотничью базу в деревне Калиновка Давлекановского района с целью проведения саммита об организации работы с участниками Российской олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. Можайского. Съезд состоялся, прошел удачно, в дружеской и деловой обстановке с возлиянием великолепного кумыса – производства его друга с семьей из деревни Япарово.

Заезд ребят был в июле на 10 дней. Кроме «профессиональных», были лекции об истории Давлеканово, о здоровом образе жизни, о медовом труде пчел и производстве кумыса. Волейбол, купание в речке, катание на лодках, готовка еды на природе и т. д. и т. п. У меня состоялась достаточно долгая беседа по летным испытаниям и самолетов, и космического челнока "Буран", в команде испытателей которого я состоял. Дни были интересными для ребят, а расставание получилось трогательным. Остальные три сезона, двухсменные, прошли так же насыщенно, но уже в увеличенном составе, при более широком разнообразии событий, вплоть до прямой связи с МКС, наблюдения за кольцами Сатурна, выезда в соседний лагерь молодежи для общения. Придумывали всевозможные конкурсы, даже в приготовлении диковинных блюд из области кулинарии. Мне, как "чучелу космонавта", тем более удостоенному чести носить имя этой АКШ, приходилось выполнять обязанности в соответствии с должностью – проводить дружеские беседы о летных испытаниях, об экспериментах с самолетами, а также и с многоразовым космическим аппаратом "Буран" самолетного типа. Беседы были с вопросами и не носили характер лекций или уроков, а просто шли в спокойном русле с молодыми людьми, интересующимися авиацией и космосом, поэтому было не сложно».

Нельзя лишний раз не подчеркнуть значимость Вячеслава Васильевича Аброщенко для существования Международной летней аэрокосмической школы.

Сначала несколько слов о том, что строительное дело на разных должностях он начинал с азов.

Начальником группы технадзора по строительству мостов и путепроводов в Управлении коммунального хозяйства Аброщенко курировал возведение моста через реку Уфимку, строительство подземных переходов у горсовета, возле Центрального рынка, на ул. Воровского, а также набережной реки Белой. Когда его перевели начальником производственно-технического отдела, круг обязанностей значительно расширился – стоит хотя бы вкратце перечислить объекты курирования: Горсвет, Зеленхоз, банно-прачечный трест, спецавтохозяйство (60 машин), переправы, раскопки.

В начале 2000-х годов, став генеральным директором «Дорремстройтреста», он продолжает отдавать свои знания и опыт на всю жизнь избранному поприщу строителя, – кстати, по справедливости нося почетное звание заслуженного строителя РБ. К его трудовым достижениям добавляется столь многоплановая общественная деятельность, что даже трудно представить, как один человек справляется с колоссальным объемом всех своих обязанностей.

Вячеслав Васильевич много лет занимается депутатской работой и по праву гордится тем, что, избираясь в районный совет и трижды в городской, побеждал своих конкурентов на альтернативной основе. Как депутат Курултая, состоит в Комитете по государственному строительству, правоведению и судопроизводству. Вообще при упоминании в печати фамилии Аброщенко рядом помещается длинный список его общественных пристрастий: председатель спортивного клуба охотников «Рада», член федерации космонавтики Башкирского регионального отделения, сопредседатель Аксаковского фонда, учредитель общества дружбы «Башкортостан – Болгария», главный редактор «Башкирской охотничьей газеты». И это не просто обозначение громких «чинов», как часто бывает у больших начальников, которых порой заманивают в разные сферы деятельности для придания солидности и им, и этим организациям. За каждым руководящим званием Аброщенко выстраивается череда интересных и приносящих пользу начинаний – велопоходы, экспедиции на снегоходах, автомашинах и пешком, сплавы по рекам Башкирии, издание газеты, книг, съемки видео и кино, проведение художественных и фотовыставок, творческих вечеров.

Это примеры как раз той конкретики, которая рождается почти в каждом деле, задуманном и непременно осуществляемом неутомимым Вячеславом Васильевичем Аброщенко. Аэрокосмическая школа, может быть, самое важное в этом ряду, как пример умного и благородного деяния, задуманного и осуществляемого, говоря высоким штилем, – во имя завтрашнего дня своей Родины. Не один раз Вячеславу Васильевичу Аброщенко предлагали перевести пребывание в летней аэрокосмической школе на коммерческую основу, и всегда он отказывался, потому что преследует, как уже было сказано, совсем другую цель – воспитание в юных патриотизма. В Калиновке любовь к своей стране и малой родине рождается из прелести местных ландшафтов, каких нет в других городах и весях – только тут, в неповторимом Давлекановском районе, где самый вкусный кумыс и самый сладкий мед. Она возникает в той дружественной атмосфере коллективного единодушия и общей увлеченности, которая царит в летнем лагере, объединяя ребят из самых разных национальных и общественных сообществ. Она поддерживается тем духом непоказного героизма и активного творчества, который привносят сюда замечательные наставники. И, наконец, чувство родины начинается просто в радости здешнего времяпрепровождения – утренней зарядки, интересных бесед, спортивных соревнований, вечерних концертов и грусти расставания с тем романтическим и полезно-реальным, к чему прикоснулись и что вряд ли забудется.

 

Вместо эпилога

 

Не столь уж часто даже журналистская судьба, предполагающая встречи с множеством самых разных лиц, дарит знакомство с человеком, в определенном смысле легендарным, поскольку он оказался в обстоятельствах, вписанных в историю страны. Так что неоднократные беседы с Уралом Назибовичем Султановым, способствовавшие написанию этого документального сочинения, стали совсем не рядовым событием. И уж коли жизнь свела с личностью, чья профессиональная деятельность вписалась в летопись отечественной космонавтики, то невозможно было не спросить напоследок о весьма важном, в чем не просто разобраться, учитывая многообразие научно-технических тенденций.

Развитие космической отрасли в мировом масштабе предполагает самые фантастические проекты, порой носящие явно политизированный характер – полеты на Луну, на Марс, кто раньше… Захотелось узнать мнение специалиста, и был задан Уралу Назибовичу вопрос: каково его представление о недалеком будущем космонавтики. Вот его ответ.

– Я не собираюсь фантазировать о пути развития космонавтики. Этим должны заниматься те, кому поручили основательно анализировать все возможности и на основе этого строить планы, зная цели и перспективы проекта, с четким пониманием ответственности. Моя профессия – летчик-испытатель с квалификацией космонавта-испытателя, и я должен быть в курсе направлений в развитии космонавтики, особенно там, где предполагается создавать и эксплуатировать крылатые летательные аппараты, способные действовать в атмосфере и в космосе. Тем более что мне в свое время было предложено участвовать в испытаниях именно такого типа воздушно-космического летательного аппарата (ВКЛА), как «Буран». Для испытаний этого ВКЛА привлекались летчики-испытатели, имеющие, по оценкам коллег и руководства Летно-испытательского центра ЛИИ, достаточный испытательский опыт, основательные знания в своей профессии, здоровье, соответствующее приказам по медицине для полетов в космос, и, конечно, при этом быть достаточно уважаемым и авторитетным человеком.

Так что понятно, в какой именно области космонавтики я ориентируюсь. Разумеется, и другие направления мне интересны, но в этой я обязан быть основательно подготовлен. Здесь необходим летно-испытательский опыт и знание методики испытаний для оценки летных качеств такого ЛА, тем более что это первые шаги в создании самолетов, способных летать в атмосфере и в космосе, в том числе с выполнением взлета и посадки по обычной самолетной схеме.

В космонавтике много направлений и, когда задумываешься о необходимости каждого, то получается, что развивать надо практически все; другое дело, что важным становится вопрос правильного варианта расстановки их по приоритетам. Для обсуждения и принятия решения, каким путем развиваться, чего только не услышишь от назначенных, а также усердно желающих и фонтанирующих идеями и мечтами граждан, в том числе, по созданию чуть ли не новой вселенной. Однако есть уровень профессионалов, технологии, ресурсов, обороноспособности, политики руководства, и много еще можно перечислить факторов, влияющих на расстановку по приоритетам развития космонавтики в стране, вплоть до уровня благосостояния всех людей, даже не подозревающих о своем участии в создании космонавтики, но косвенно в этом участвующих. Я занимался испытательскими полетами на самолетах, на «Буране» и хотел бы продолжать этот образ жизни, но на всех действуют законы природы, и приходится друзьям говорить, что сейчас «благополучно пенсюю», хотя душа рвется в кабину, а разум оценивает цель созданного аппарата и его возможности.

При принятии решения, куда идти и что создавать, необходимо думать о цели создаваемого и о его дальнейшей модернизации, о развитии в соответствии с уровнем прогресса в технологии, уровнем безопасности для всех. Это очень непросто. Ближний космос – это наше продолжение жизни на Земле, и мы оттуда узнаем о самих себе и что вскоре ожидается: информация, погода, связь, урожаи, леса, океаны и т. д. и т. п. А значит, нужны орбитальные станции, экипажи для них, т. е. то, что уже есть, но их надо модернизировать, повышать их эффективность и возможности. О смене экипажей, аварийном покидании станции при особых случаях, пополнении ресурсов, причем, как можно оперативней. Пока для этого более подходящими просматриваются небольшие воздушно-космические ЛА, стартующие с самолета-носителя. А когда еще построят лифт от земли до станции, сколько утечет воды…

Высокому начальству, находящемуся от другого такого же в другой стране на расстоянии 8000–15000 км, иногда необходима срочная встреча «с глазу на глаз», и важно успеть назад к совещанию после обеда. Вот и напрашивается идея создания аппарата, способного взлететь по-самолетному, «промчаться вдоль по Питерской» и приземлиться через час после взлета у коллеги, и таким же образом сверхбыстро вернуться к себе. Таких идей предостаточно, только реализованы будут не скоро. Нужны новые двигатели с более компактными источниками энергии. Материалы, из которых будет построен аппарат, должны выдерживать большие температурные нагрузки, иметь высокую прочность и небольшой вес. Это наши ученые, конструкторы могут сделать. Но какой ценой?!

Много говорят об освоении других планет. Какова цель и какова цена такого мероприятия? Если бы люди Земли объединились в едином порыве: не тратить деньги и силы на вооружение для уничтожения самих себя, а работать над созданием летательных аппаратов с принципиально новыми принципами создания тяги и источников энергии, то можно было бы и на пикничок слетать на Тау Кита. Но пока идут лишь поиски и исследования. И на все нужны большие деньги. А если взглянуть на состояние страны по-хозяйски, то станет ясно, что только ли космонавтике нужны деньги и внимание. В общем, отдача в космической отрасли не так быстра, как хотелось бы. В связи с программой многоразового космического корабля и другие отрасли зашевелились энергичнее, но желательно, чтобы это проходило сбалансированно. В одной, что называется, связке, тогда и значение космонавтики для блага страны станет понятнее для каждого гражданина.

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Первый заезд Летней литературной школы "Корифеи"
9vRm_9_lDbw.jpg
DSC00790.JPG
DSC00858.JPG
DSC01066.JPG
DSC01162.JPG
DSC01249.JPG
DSC01273.JPG


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.