Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

25 октября в Уфе у памятника Зайнаб Биишевой (пр. Октября 4) в 12-00 жюри конкурса объявит победителя IХ Республиканского конкурса поэтического перевода им. М. Гафурова и подведет итоги народного голосования, которое пройдет в группе журнала "Бельские просторы" в Вконтакте.

Шорт-лист IХ Республиканского конкурса поэтического перевода им. М. Гафурова:

1.     Абдразяков Валерий, г. Октябрьский

2.     Андрианова-Книга Кристина, г. Уфа

3.     Гильмутдинова Лейсан, с. Кушнаренково

4.     Колоколова Любовь, г. Уфа

5.     Краснощёков Николай, г. Салават

6.     Чарина Марина, с. Большеустьикинское

7.     Шилкин Сергей, г. Салават

Переводы всех финалистов даны ниже.



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Прощание с Юлаем. 1998-01
Прощание с Юлаем. 1998-01 А. М. Мазитов
Ловушка. Офорт (1996)
Ловушка. Офорт (1996) Игорь Тонконогий
Мост через р. Сим. 575 верста
Мост через р. Сим. 575 верста
Полнолуние. Офорт (1996)
Полнолуние. Офорт (1996) Игорь Тонконогий

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Книги и прилавки. О книге Ремонта Приборова "Гражданская лирика и другие сочинения. 1969-2013"

№ 2 (219), Февраль, 2017

Ремонт Приборов. Гражданская лирика и другие сочинения. 1969 – 2013 / Ремонт Приборов. – М.: ОГИ, 2014. – 264 с.

А вот и обещанный в предыдущей рубрике «Книги и прилавки» сюрприз!..

Книга Ремонта Приборова – фактически полное собрание сочинений этого самобытного поэта – была куплена с того же прилавка под открытым небом, в виду стен коломенского кремля, что и «Естественный отбор» Юлия Гуголева. Прилавок разрешается понимать максимально широко: это и та книготорговая точка с интеллектуальной литературой, продукцией эстетически ориентированных издательств; это и масштабная книжная ярмарка, сопровождающая всякий фестиваль «Антоновские яблоки».

Фестивалю и его родине Коломне уже досталось много восторгов в прошлом материале. Поговорим о Ремонте Приборове.

Как сообщает аннотация к книге, «Ремонт Приборов (р. ок. 1950) – даровитый современный стихотворец, работающий в разных литературных жанрах, близкий каким-то боком к узкому кругу поэтов «Московского времени». В своих сочинениях на злободневные темы, не лишенных блеска остроумия и изощренности формы, он иногда достигает высот славного Козьмы Пртукова, своего прямого предка по материнской линии. В книгу вошло практически все написанное мастером в стихах и прозе за долгие годы вдохновенного творчества».

Аннотация, безусловно, комплиментарная. При этом загадочная. Рождающая вопросы.

Во-первых, почему точно не известен год рождения автора? Из той же аннотации можно понять, что жизнь Ремонта Приборова, если не всегда, то в какой-то период, протекала в Москве, ибо он был близок к кругу поэтов под самоназванием «Московское время». Следовательно, жил он не в таежной глуши, где новорожденного могут зарегистрировать в ЗАГСе десять лет спустя, а с информацией в принципе плохо. Далее, ориентировочный 1950 год рождения – это не 1850 и даже не 1900, когда можно было бы расплывчатость дат списать на давность либо исторические потрясения, уничтожившие документы. Возможно, автор сам по каким-то причинам скрывает год рождения, не говоря уж о числе? Пожалуй, это единственное разумное объяснение. На «поэтические суеверия» списываются многие чудачества литераторов. 

Но одной неконкретной датой рождения странности не исчерпываются. Аннотация подчёркивает, что книга объединила практически все творческое наследие Ремонта Приборова. Как же так вышло, что с его феноменом мы в полном объеме знакомимся только сейчас, когда поэту уже к семидесяти?.. А ведь он примыкал к «Московскому времени», изрядно «наследившему» в русской литературе!.. Этому кругу посвящен, забегая вперед, цикл стихотворений «Литературные встречи», занимающий достойное место в сборнике. Из стихов, писем и примечаний узнаем мы также, что среди знакомых Ремонта Приборова были творческие единицы Вечер Романсов, Диалог Платонов и прочие. К сожалению, не со всеми отношения у поэта складывались гладко…

Видимо, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с таинственной фигурой Ремонта Приборова – не только автора, но и гражданина – ближе. К счастью, такую возможность предоставляет «Предисловие», написанное одним из современников Приборова в формате биографического очерка.

«Летом 1974 года я отправился в ДЭЗ № 10 Тушинского района получать новый паспорт взамен утерянного…» - эпически начинает свой рассказ автор предисловия. Да не обманет читателя этот незатейливый коммунальный зачин! ДЭЗ в этой истории имеет значение не бытовое. В его стенной газете было опубликовано «шесть стихотворений, кое-как отпечатанных на машинке «Москва», от которых, объективно замечает рассказчик, «несмотря на их определенную бесхитростность, веяло истинным вдохновением. Правда, я недолюбливал Советскую власть, а в этих творениях она воодушевленно защищалась. Но поэзия – не политика. Главное в ней – это глубокая вера, подлинная искренность!».

Шанс познакомиться с автором машинописных од советскому строю выпал читателю стенгазеты тут же. «Меня окликнули. Я увидел смущённого юношу в синем комбинезоне, с горящим взором и разводным ключом в крепкой пролетарской руке. Это и был Ремонт Приборов, работавший тогда в ДЕЗе сантехником, а вечерами учившийся на инженера-ассенизатора».

Из биографического очерка многие жизненные обстоятельства Ремонта Приборова становятся яснее. Он имел сибирские корни, о чем свидетельствует его подлинная фамилия – Бытовых. Иронизируя над ней, молодой поэт и взял себе псевдоним Ремонт Бытовых-Приборов. Первые публикации его последовали не вскоре после того, как он выбрал псевдоним. В советскую пору его стихи печатались разве что в ДЭЗовской стенгазете. Да и было их немного: добровольный биограф Ремонта Приборова отмечает, что его «настоящий расцвет… начался с переходом России к рыночной экономике, гласности, пилингу и откатингу… Печатался Ремонт Тимофеевич редко и неохотно, отчасти от скромности, отчасти по причине материальной независимости, заработанной честным и нелегким трудом». Вот чем объясняются малочисленные публикации поэта и его малая «засвеченность» в литературных журналах. Получается, что природную скромность выходца из Сибири не могла преодолеть даже его близость к группе профессиональных литераторов, чьим стихам суждена оказалась куда большая известность. Меж тем он заслуживал бы прижизненной славы! Судя по некоторым проявлениям поэтического дара Ремонта Приборова, иногда его творения были на грани гениальности. Рассказчик повествует с отсылкой на петербургского друга Виталия Дмитриева о пикантном эпизоде: Дмитриев и Приборов в белую ночь шли из гостей, Дмитриев удалился в кустики, а его спутника тем временем осенили следующие строки: «Вот бреду я по большой дороге в тихом свете гаснущего дня. Тяжело мне, замирают ноги, друг мой милый, видишь ли меня?». Но никто, кроме Дмитриева, не услышал более этих слов… пока не вышла книжка… Казалось бы, степень застенчивости и самокритичности Ремонта Приборова зашкаливает! – но с ней не все так просто.

Впрочем, не исключено, злую службу сослужила Ремонту Приборову неприязнь к компьютерам и его извечная тяга набивать свои труды на пишущей машинке. «Москва» ли это до сих пор, или более модерновая модификация, читателям знать не дано, а вот панегирик безотказной пишущей машинке в противовес коварству непрочного компьютера, а паче того – безответственного айтишника, обманувшего поэта с починкой его электронного гаджета, мы в собрании сочинений встретим.

В итоге сорокалетний путь даровитого самородка только сейчас открывается внимательному читателю. В честь многолетней и взаимной любви Ремонта Приборова и пишущей машинки долгожданная книга этого автора напечатана шрифтом, имитирующим шрифт «Москвы».

Впрочем, смеем надеяться, творческий взлет его далеко не закончен. По словам биографа, Ремонт Приборов жив-здоров, уже в новом веке поездил по миру, посмотрел на страны, ранее бывшие для него только цветными пятнами на карте, и, возможно, ещё напишет о них стихи. Травелоги уже написал. Путевые заметки Ремонта Приборова из Бразилии, Канады и Гаваны вошли в заключительную, эпистолярную главу книги.

Наследие Ремонта Тимофеевича в книге, называющейся скучновато, но точно «Гражданская лирика и другие сочинения. 1969 – 2013», структурировано весьма логично: в разделы «Ранние опыты. 1969 – 1980», «Патриотические послания и оды. 1991», «Экономические послания, баллады и стансы. 1993 – 1994», «Алфавит. Стихи для новых русских детей. 1996», «»Басни и притчи. 1993 – 1994», «Подражания классикам», «Небольшие трагедии из цикла «Страницы истории Отечества», «Новые оды», «Новые послания и поучения. 1993 – 1994», «Разные стихотворения», приложения «Стихи, не прошедшие цензуру. Отрывки из уничтоженных стихов» («Гордый Ремонт выступал категорически против включения их в настоящий сборник. Мне едва удалось уговорить его передать мне свои старые рукописи, которые и воспроизводятся здесь», - пишет в предисловии современник автора, он же, видимо, и составитель сборника), «Проза» и «Избранные письма. 2003 – 2009».

Целая эпоха уместилась в эту книгу! И целых три политических строя!..

Лавровый венец Ремонта Приборова начинают по праву три пожелтевших, но не пожухлых листка – «Три юношеских стихотворения из стенной газеты ДЭЗа № 10 Тушинского района»:

I

Как мечту бы воплотить мне в жизнь?

Помоги, любимое ЦК!

Не возьмем подонков в коммунизм,

Пусть и не свершившийся пока!

(…)

Прощелыги мира капитала!

Не понять вам трепетной мечты!

Не понять вам чистоты кристалла,

Коммунизма юной красоты!

Здесь юный сантехник изъясняется «нечистым» четырехстопным хореем, в коем на деле четыре с половиной стопы. Подобные ритмические стихи будут свойственны Ремонту Приборову на всех этапах его творчества. Вероятно, это следование классическим традициям русского стихосложения, которое одобряла официальная советская поэзия (и о почитании традиций Ремонтом Тимофеевичем мы ещё поговорим детальнее). Но далее в этом же стенгазетном «триптихе» Ремонт Приборов проявляет себя как экспериментатор – творит в форме басни, если кому и наследуя из Золотого века, то разве что дедушке Крылову. Это ему была присуща разносложная и разноударная строка. Впрочем, свои политические стихи Ремонт Приборов не называет басней. Возможно, это от молодости, неискушенности его в вопросах теории.

2

Хочу рассказать, как всем сионистским мордам

Был недавно решительный дан отпор.

Как Леонид Ильич встречался с президентом Фордом

И имел с ним долгий продолжительный разговор.

Они. Встречались. В районе Владивостока.

Леонид Ильич, Форд и другие официальные лица.

И сумели быстро и с толком

О многих важных материях договориться.

(…)

Я твердо знаю один непреложный факт:

Не позволим изменникам эмигрировать за границу,

Но будем поощрять культурный контакт!

Тема «изменника» раскрывается в третьей части триптиха:

3

Хочу коснуться вопроса о так называемых литераторах,

Вроде Солженицына, известного всем,

А если точнее – о гадах и плагиаторах,

Спекулирующих на поднятии антисоветских тем.

(…)

Я посадил бы Солженицына в клетку.

Но наша партия мудрей, чем я.

И вот мы безмятежно продолжаем пятилетку,

А этого буржуазного наймита выслали к чертовой матери!

Если кому-то что-то послышалось в заключительной фразе стихотворения, то, скорее всего, правильно послышалось. Ремонт Приборов не грешит излишней политкорректностью в адрес тех, чьи политические взгляды противоречат его. Ремонт Приборов прочно стоит на государственнических, русско-патриотических позициях, и воспевает их в стихах советского периода и стихах нулевых годов. С советскими стихами Приборова мы уже знакомы. А вот как он изъясняется «Накануне выборов 2007 года»:

Вот гимнастка, надев шаровары,

выступает, светла и добра,

ровным строем идут сталевары

наравне с мастерами пера,

а за ними спешат бизнесмены,

дистрибьюторы западных штук,

и веселая юная смена,

и ученые разных наук.

Путь России прекрасен и долог.

Как колотится сердце в груди!

Вот доярка, вот нанотехнолог

(он не больше микроба, гляди!).

Все слои населения, словом,

выступают в сплоченном строю,

молодом, совершенно готовом

голосить за отчизну свою!

Пусть другие катают по блюдцу

чудо-яблочко! Правда ясна:

нам не нужно цветных революций,

и Америка нам не нужна.

Ясность, простота и возвышенность слога позволяют сравнить политический дискурс поэзии Приборова с одическим наследием Тредиаковского, Державина, Ломоносова, притом в выгодном для него свете, ибо эти достойнейшие авторы писали все-таки на архаичном для нас тяжеловесном языке (вы позволите мне обойтись без их цитат?). Тогда как Ремонт Приборов приучен советской поэзией – в том числе и песенной, обратите внимание на скрытую мелодичность его стиха! – брать быка за рога:

Ночь. Горят небесные алмазы.

Юной демократии азы

изучая, подчеркну я сразу:

не люблю я демшизы!

* * *

Сегодня мир однополярен,

он превратился в страшный сон.

Увы, один им правит барин –

Развратный, алчный Вашингтон,

что тянет щупальца живые

к богатствам наших городов…

Не страшно. Русским не впервые.

Вперед! Сплотим своих рядов!

(…)

Неужто мы, шестая суши,

взамен тамбовской ветчины

отравленные ножки Буша

навеки есть обречены?

(…)

Неужто, сын, мы пилим бабки,

торгуем нефтью и углем  

для звездно-полосатой тряпки

над обесчещенным Кремлем?

Патриотические настроения Ремонта Приборова могут выражаться наивно (честность, прямодушие не ходят об руку с подбором лучших слов!), однако высокопарность им свойственна. Думаю, это символ особой значимости для поэта данных тем. В одном из стихотворений он прямо указывает на то, что бичевать невыгодную для России международную обстановку его благословил Бог:

…Где свежею сметаной крынка

была полна, теперь развал

и кризис фондового рынка…

И Бога глас ко мне воззвал:

всей мощью страстного таланта

воспой России честный гнев,

восстань, Ремонт, на спекулянта,

на ИзраИль и МВФ!

Отмечу, что это вот стихотворение – под длинным и чрезмерно интимным названием «Милой, но наивной Маше – стихи на приезд Малкина в Москву 1 октября 1998 года», отчего читатели чувствуют себя не посвященными в тему, впрочем, тут приезд Малкина важен разве что как повод Приборову высказать свои политические взгляды, - так вот, это стихотворение находится в главе «Стихи, не прошедшие цензуру». Диву даешься, что в них «неподцензурного»! Пожалуй, автор слишком строго к себе относился; спасибо составителю, что уговорил его обнародовать этот текст. Другие «Стихи, не прошедшие цензуру» табуированы по внятной причине – они, что называется, «с перчиком».

Конечно, правильно произносить «ИзрАиль» с ударением на «а». Однако вольности с ударением – одно из наиболее частых проявлений у поэтов тенденции, которой Николай Гумилев дал романтическое название «высокое косноязычье». Отлично знавший наследие великого Пушкина (мы в этом постоянно убеждаемся, читая его книгу!) Ремонт Приборов, безусловно, знал и то, что Наше Все порой весьма бесцеремонно переставляло ударения в словах, использованных для постройки стихов – и тут уже без цитаты обойтись будет просто невежливо:

Куда, скажи, девался твой смычок,

Которым я в Жан д'Арке восхищаюсь,

Где кисть твоя, скажи, ужели ввек

Их ни один не нАйдет человек?

(А.С. Пушкин. Монах)

Ремонт Приборов не боится упреков в верноподданническом настроении и, подобно своим знаменитым предшественникам, обращается с одами к первому лицу государства:

Буря

Ты видел Вову на скале*

В одежде белой над волнами,

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Его всечасно блеском алым,

И ветер бился и летал

С его летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: Путин на скале*

Прекрасней волн, небес и бури.

Звездочка указывает на сноску, что у слов «на скале» есть вариант «на столе»; возможно, это намек на водку «Путинка», которая периодически, но нечасто возникает в творениях Ремонта Приборова. Однако, судя по тому, что вариант стыдливо вынесен в примечание, Приборов остановился на более героическом звучании, дающем поистине титаническую ассоциацию. В «оригинале», у Пушкина, на скале пребывает неконкретная дева; Ремонт Приборов иносказаниями, как видим, не занимается. Он выражает свое почтение Президенту.

В «Оде Путину» Приборова звучат отголоски «Оды Сталину» Мандельштама:

Глазами Сталина раздвинута гора

И вдаль прищурилась равнина.

Как море без морщин, как завтра из вчера —

До солнца борозды от плуга-исполина.

Он улыбается улыбкою жнеца

Рукопожатий в разговоре,

Который начался и длится без конца

На шестиклятвенном просторе.

Правда, для Мандельштама «Ода Сталину» в итоге аукнулась плохо… Но Ремонт Приборов, видимо, надеется, что с ним подобного произойти не может.

Хотелось бы сказать, что юношеская принципиальность певца советского строя Ремонта Приборова оставалась с ним всегда, но справедливость требует отметить, что в его творчестве был «зигзаг», за который сегодня поэту-государственнику, возможно, самому совестно. Я имею в виду раздел «Патриотические послания и оды, 1991», который открывает «ОДА на падение большевистского режима, восхваляющая президента России г-на Б.Н. Ельцина и составляющее подражание известной оде Александра Сопровского «На взятие Сент-Джорджеса» с эпиграфом из указанного творения Сопровского «И се! Марксизма пал оплот!»:

Восславим доблесть и свободу!

Я кровью сердца говорю,

когда в слезах слагаю оду

уральскому богатырю!

С него страна не сводит взоров,

и мир им очарован весь!

Ужель из гроба встал Суворов?

Или Кутузов снова здесь?

(…)

Трехцветное вздымая знамя,

ты гордо, честно правишь нами,

вовек героем русским будь,

гроза врагу, утеха другу,

Борис! Булатную кольчугу

надев на пламенную грудь.

Помимо этой оде Ельцину, которую можно оправдать эйфорией 1991 года и трагической невозможностью даже поэта прозреть будущее, в творчестве Ремонта Приборова встретится «Экономическое послание подруге детства Любочке по поводу ее поступления на службу в представительство иностранной фирмы в Москве» с двусмысленным и неприятным выражением:

Помнишь юность? Помнишь крысу *

и осенние цветы?

Ты хотела быть актрисой,

ты лелеяла мечты.

Но отмечу (это между

нами) – вовсе не во зло

эти детские надежды

море жизни унесло!

Сноска на «крысу» гласит: «Поставлено отчасти для рифмы, но также и как символ мерзостей большевистского режима».

Получается, что в творческой биографии Ремонта Приборова была эпоха, когда он громогласно отрекался от советских идеалов, питавших его вдохновение в 70-е. С прискорбием отметим этот факт, но отнесемся к нему снисходительно – в конце концов, кто из россиян не обольщался в 90-е тем, что казалось «зарей новой жизни»? Чем увенчались эти обольщения, свидетельствуют поздние стихи Ремонта Приборова.

Дабы у читателя не сложилось превратного впечатления, что Ремонт Приборов – поэт исключительно политизированный, переведу разговор на его лирику. Будем честны: лирики в процентном соотношении в книге меньше, чем политики – но ведь сборник и озаглавлен «Гражданская лирика и другие сочинения»! С характерной для него скрупулезностью Ремонт Приборов составил сборник ровно так, как обещал: главные стихи – и другие. Но среди других есть подлинные находки:

Географические стихи о любви

Кричал я «Люблю!» - и не лгал!

Ты сладко меня обнимала,

Когда я тебя сенегал,

Когда ты меня гватемала.

О губы твои! Как коралл!

О чистое, стройное тело!

Как жарко тебя я непал,

А ты меня – венесуэла!

Не забыта одаренным нашим современником и детская аудитория: цикл «Алфавит. Стихи для новых русских детей. 1996» раскрывает ребятам в игровой форме, что такое азы алфавита и нынешнего экономического процесса – аккредитив, банк, валюта, взятка, Дума, киллер, «Мерседес», налог и так далее вплоть до «Феррари». Но они, как всякие стихи с отчетливым целеполаганием, слабее, чем стихи-«выдохи».

«Выдыхались» Ремонту Приборову в основном обращения к власти либо рефлексии по поводу ее поступков. Однако его адресатами становились и русские классики – те, чьим поэтическим наследием он предпочитает оперировать (излюбленные его предшественники, как мы убедились - поэты Золотого века), или те, чей вклад в русскую литературу он тоже признает. Но признает, необходимо отметить, снисходительно: цикл посвящений классикам оформлен как цикл подражаний и озаглавлен: «Побежденным учителям от победившего ученика». «Побежденными учителями» окрещены Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Ахматова, Маяковский. Пожалуй, выше я поторопилась с тезисом о скромности и застенчивости Приборова …

Нет - в творчестве он знал свое место и никому не собирался уступать ни пяди своего поэтического самолюбия! Кредо поэта Ремонта Приборова выражают стихотворения

Послание, бичующее неведомого зоила

Не клевещи, зоил, исподтишка.

Ты хочешь руку? Вот моя рука,

а дева ты – и сердце дам в придачу.

Но мне смешон критический бомонд.

Один на свете есть поэт: Ремонт.

Гляди, зоил, как я, рисуя, плачу!

(…)

И если жизнь земная – черновик,

то ты, зоил, лишь жалкая помарка!

И (без названия)

Стоят на буфете слоники,

Будильник тикает в такт.

Уходят мои поклонники.

Какой это страшный факт!

Поэзия! Бескорыстное

Призвание! Я тебя

Люблю светло и неистово,

То мучаясь, то скорбя.

А люди тупые морщатся,

Пьют чай, поедают кекс.

Плевать им на тайны творчества,

Им нужно вино и секс.

Но есть в запасе у гения

Оружие! Да! Всегда

Он рад выражать презрение

И жалость к вам, господа!

И, пожалуй, несмотря на вызывающий тон, мы имеем основания согласиться с Ремонтом Приборовым в его высокой самооценке собственного творчества!..

* * *

Ремонт Приборов – креатура известнейшего русского советского и эмигрантского поэта Бахыта Кенжеева. Думаю, все ценители хорошей литературы и хорошей шутки об этом знают. Разумеется, «добровольный биограф» Приборова, упомянутый в этой статье, - сам Бахыт Шкуруллаевич. Также «от лица Бахыта Кенжеева, старинного друга автора», написан цикл «Литературные встречи», помещающий «корешей» Кенжеева – Сергея Гандлевского, Тимура Кибирова, Олега Чухонцева, Алексея Цветкова, «Кублановского Кирилла, он же Юра» и Александра Казинцева в гротескную реальность бытия Ремонта Приборова.

Мистификация Кенжеева столь заразительна, что и меня вдохновила её продолжить. Наконец-то Ремонт Приборов зажил полностью самостоятельной жизнью автора, у которого есть собственная книга. 

О книге самого Бахыта Кенжеева – «Крепостной остывающих мест» - шла речь в нашей рубрике «Книги и прилавки» - «Бельские просторы», № 1, январь 2015 г.

Елена Сафронова

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


PA195822.JPG
18 октября в Художественном музее им. М.В. Нестерова состоялась торжественная презентация альбома-каталога "Арт Уфа - 2015", созданный на грант главы Республики Башкортостан Рустема Хамитова. Автор-составитель каталога , искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по науке Светлана Игнатенко. Редакция журнала "Бельские просторы", чьи статьи были использованы при работе надо каталогом, была тоже награждена этой уникальной книгой.


Редакция журнала "Бельские просторы" встретилась в уютном здании ДДЮТ города Туймазы с учителями и библиотекарями района.
в Туймазах групповая.jpg
Салават Вахитов покоряет публику:
PA135875.JPG
Сергей Бекасов перехватывает инициативу:
PA135934.JPG
Ответное слово:
PA135872.JPG
И, конечно, автографы:
PA135947.JPG
Ну танцы, танцы, танцы...
PA135861.JPG
PA135842.JPG
PA135826.JPG
 

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.