Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Песнь о соколах

О фильме "Время первых". 2017 г.

Фильм «Время первых» – о первом выходе человека в открытый космос – стал одним из тех событий, которые явственно обозначают пропасть между двумя типами людей, двумя типами общества. И судьба его прокатная – во всяком случае, на ее начальном этапе – показывает, в какое время живем мы, в какой пропорции в этом времени смешаны славное прошлое и все еще не совсем славное настоящее. Первое проигрывает с разгромным счетом.

Игорь Фролов



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Гнездо. Холст, масло.jpg
Гнездо. Холст, масло.jpg Камиль Губайдуллин
Уфимский кремль.jpg
Уфимский кремль.jpg
Владислав Меос. Холодное утро. Ул. К. Маркса. 1960-е
Владислав Меос. Холодное утро. Ул. К. Маркса. 1960-е
14. З015.jpg
14. З015.jpg

Публикации

Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа».

Уфа теряет "шляпы" и "капюшоны". Из цикла "Прогулки по старой Уфе"

 

№ 2 (219), Февраль, 2017

Проходя по улицам Пушкина, Маркса, я вдруг заметила, что на меня смотрят «летучая мышь» и «бычьи глаза». Вы догадались, что пошутила? Правильно, хотела озадачить читателей, но эту шутку придумала не я, а европейские историки архитектуры – такие смешные названия они дали люкарнам – слуховым (вентиляционным, световым) окнам, которые чаще всего находятся на чердаках, антресолях, мезонинах, а также на церковных куполах.

Трудно представить здание без люкарн. Их делают или как обычные отверстия, проемы в стене, крыше, или в виде башенок, портиков, балкончиков, ниш и проч. Одним словом, придают шарм постройкам.

Люкарны группируются по видам конструкции. По наличию украшений их разделили на простые и на облагороженные декором, в том числе объединенные с аттиком (декоративной стенкой над фасадом). К примеру, обычное маленькое окошко овальной формы – это «бычий глаз», круглой – «глаз свиньи» (для нас благозвучнее «хрюшкин глаз»).

Выделили люкарны и по форме крыш: «шляпа-треуголка» (с треугольным фронтоном и сильно выступающим карнизом), «шляпа жандарма» (с закругленными кверху концами карнизов), «летучая мышь» (полуовальной формы) и др. В каждой стране их именуют по-своему. Так, самое распространенное во Франции слуховое окно с плоской крышей французы деликатно величают «сидящая собака» – мы назовём его, скорее, «собачьей конурой». Люкарны с трех- и двускатной черепичной крышей все европейцы зовут «капуцинами» (капюшон, колпак, цветок настурции). Благодаря черепице они плавно соединены с крышей дома. В результате напоминают не только капюшон, но и росток цветка, пробивающийся из земли.

Люкарны объединили и в другую группу – по месту их расположения: «надставки» (выходят за пределы крыши), «вставки» (вдавлены в крышу). Если же они «повисли» на самом краю кровли, то такие слуховые окна называют «сползающими», а если их часть врезана в стену фасада, то говорят: «барышня, делающая реверанс».

Люкарны «вас-ист-дас» (по-немецки – «что это?») сливаются с плоскостью крыши.

Вышеперечисленные старинные формы и сегодня копируются в новых жилищах. Приглашаю пройти по старым улицам Уфы, чтобы познакомиться с родными люкарнами. Здесь вместо черепицы их покрывали железом или шифером. Оттого местные «капуцины» больше похожи не на капюшоны, а на остроконечные пилотки. Поэтому уфимцам не понятно, по какой причине в Западной Европе дали такое «цветочно-колпачное» имя. Во-вторых, уфимцы предпочитали крыши домов делать двускатными и без выступов, чтобы снег, который покрывал их толстым слоем, долго не задерживался. В результате на плоскости крыши старались ставить минимальное количество люкарн (до двух), да и более миниатюрные. Понятно, что в краях с малоснежными зимами чердаки можно использовать как жилые помещения даже в самые холодные дни. Поэтому там часто встречаются крыши, сплошь утыканные люкарнами разной формы и величины. Этим-то и отличается российская застройка от европейской.

Согласитесь, изящные «капюшоны-капуцины» и будочки разместились почти на всех каменных и деревянных домах старой Уфы. По улице Гоголя, 45 два высоких аттика на главном фасаде не являются люкарнами, но люкарна в виде грибовидного «капуцина» отодвинута на крышу бокового фасада. По улице Аксакова, 48/1 её не спрятали, наоборот, дали роль вертикального акцента бокового фасада, видного с улицы. Иногда люкарны украшены по-российски, деревянным кружевом (Валиди, 43). Среди большого числа простых круглых и прямоугольных люкарн, хочу отметить полукруглую (сегодня забита досками) на фронтоне крупного мезонина с террасой по улице Аксакова, 82б.

На кирпичных зданиях уфимские люкарны, как правило, одеты в «ренессансные» наряды. Так, на Октябрьской Революции, 55 невысокий аттик-люкарна снабжен и лучковым оконным проёмом, и лучковым фронтоном, и флангами, или крыльями (с двух сторон примыкают парапетные столбики одинаковой высоты, украшены прямоугольными ширинками (впадинами). Верх аттика обрамлён ступенчатым карнизом, или архивольтом. На здании городского 11-го приходского училища по Кустарной, 19 имеется почти подобный аттик-люкарна на крыльях, но более сложный: на архивольте есть «замок», сам архивольт соединен с флангами лекальным образом (выкружками), что создает более плавную линию карнизного обрамления аттика. Круглое окно расположено по центральной оси. По его сторонам симметрично размещены муфтированные (рустованные) миниатюрные «лопаточки-пилястрочки», на которые опирается вышеописанный фронтон аттика-люкарны. Фланги декорированы горизонтальными прямоугольными вставками-накладками и угловыми лопаточками с квадратными вставками-накладками. Форма последних повторена в конструкции рядом стоящих парапетных столбиков.

Самый виртуозный аттик-люкарна красуется на крыше бывшего приходского училища по ул. Свердлова, 38 (хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева). Он сделан ступенчатым и на длинных парапетных флангах, или крыльях, завершен разорванным по центру фронтоном, куда вставлен парапетный столбик с квадратной ширинкой. Фланги украшены квадратными и прямоугольными ширинками. Круглое окно расположено по центральной оси. Обрамляющий его архивольт упирается на длинные узкие «лопатки-пилястры».

Конечно, описанные выше «ренессансные» люкарны «на крыльях» мало напоминают «летучих мышей». По-моему, «летучие мыши» устроились там, где есть большее количество элементов модерна: на самом красивом особняке Уфы купца Костерина (угол К. Маркса и Пушкина), магазина Шамгулова на К. Маркса, 23 (ЦУМ).

Я нашла, но не скажу где, уселись «барышни в реверансе». Поищите самостоятельно!

К сожалению, не смогла на старых уфимских улицах разыскать «шляпу жандарма». Предположила, что таких уже нет. Оказалось, «шляпа жандарма» всё же существовала в Уфе на доме мещанина Гурылева (Гоголя, 22). Судя по фотографии начала 20-х гг. прошлого века, крупная люкарна (ныне декор утрачен на 90 %) имела «крылья» с закругленными к верху концами карнизов. Опишем точнее, лучковый фронтон с «ушками» люкарны обладал волютообразными «крыльями». Над ним возвышался странный с тремя перепонками шпиль, по высоте равный высоте аттика-люкарны. Шпиль походил на трехчастную пирамиду: на ось нанизаны параллелепипед с лицевой гранью из «бриллиантового» руста, выше – усеченная гранёная пирамида, завершается эта конструкция маковкой. С боков основания в форме параллелепипеда примыкают одинаковые сквозные фигуры – изогнутые рейки в виде наклонной буквы «S» с утолщенными спиралевидными окончаниями. Они сопряжены с почти такими же, но в три раза большими, фигурами, которые другой стороной опираются на середину фронтона люкарны. Под центром основания шпиля свисает небольшая деталь в виде шестигранника. В центре люкарны помещен высокий арочный оконный проем (сохранился) со сложным рисунком переплета (утрачен), который напоминает переплет романского окна. Окно это обрамляют по бокам прямоугольные вертикальные профилированные лопатки (сохранились) в виде «бриллиантового» руста в рамке. К каждому из них примыкает одним концом крупная накладная волютообразная деталь (утрачены) в виде буквы «Р» с крупным спиральным завитком внутри. В центре закругленного поля этой буквы помещена чуть выпуклая деталь в виде развивающегося знамени. Перечисленные детали являются утрированными элементами барочного декора и модерна. Они выделены более темной краской.

По углам и центру кровли главного фасада были расставлены парапетные столбики с большим выносом карнизиков, будто столики, и с прямоугольными профилированными лопаточками в центре. «Крылья» люкарны сопрягаются с помощью прямоугольной стеночки с описанными центральными парапетными столбиками. Стеночка эта украшена небольшой жирной буквой «S», которая здесь в горизонтальном положении.

Каждый парапетный столбик покрыт изящным колпачком в виде маковки на тонкой шейке, над которой возвышается шишечка на более тонкой ножке. Маковка представляет собой фигуру из трех поставленных друг на друга конусов. Середина маковки одета в широкий ажурный прозрачный металлический пояс-цилиндр.

Между парапетными столбиками была протянута металлическая парапетная решетка с ритмичным орнаментом из повторяющихся одинаковых листьев кувшинки; стилистически её можно отнести к модерну.

Две печные кирпичные трубы (сегодня другой формы и меньшего размера), в два раза выше и шире парапетных столбиков, установлены за аттиком-люкарной с правой стороны на разных расстояниях. Они имеют большой вынос широкого ступенчатого карниза, каждая труба была покрыта металлическим дымником в виде ажурной прозрачной беседки с крестовидной крышей, над которой возвышается кокошник с более тонкой прозрачной резьбой и флажком на шарике. Словом, самостоятельное произведение искусства.

На данном фотоснимке чуть в отдалении виден то ли русский теремок, то ли западноевропейский домик. Деревянный его кружевной наряд взят из народной резьбы, а форма печных труб сделана по типу каминных дымоходов средневековой Европы. Четыре его печные кирпичные трубы (сегодня другой формы и меньшего размера) расставлены по всем сторонам света. Каждая труба покрыта колпаком с простым металлическим дымником. Высота колпака была равна высоте трубы.

Почему так домовладелец и архитектор решили оформить трехоконный флигель (ул. Гоголя, 22/1)? У него имеется крупная люкарна на длинных «крыльях» (декор после 1930-х годов утрачен на 70 %). Треугольный ее фронтон имеет ступенчатый карнизик с подзором, с конька фронтона свисает пузатая гирька. Над люкарной возвышается завершающийся шишечкой шпиль с шариком и перемычками у основания, по высоте равен высоте аттика. В центре люкарны помещены два арочных оконных проема (сохранились) со сложным рисунком переплета по типу средневекового витража (утрачен). Окна обрамляют прямоугольные вертикальные профилированные лопатки (сохранились). Бока фронта аттика плавной закругленной линией ступенчатого карниза сопряжены с более низкой гладкой стенкой «крыльев», последняя примыкает с парапетному столбику, который соединен парапетной решеткой с идентичным столбиком на углу крыши. Лицевая стенка столбика имеет вертикальную ширинку, которая покрыта мелким (ковровым) орнаментом. Похожий, но геометризированный орнамент с мелкими просветами составляет декор названной парапетной решетки. Издалека кажется ажурной, но непрозрачной, стеночкой, поэтому создается впечатление, что люкарна имеет длинные «крылья», а парапетных столбиков будто бы и нет.

Раз «крылья» не такие длинные, то люкарну флигеля можно бы назвать «шляпа-треуголка»? А вы как думаете?


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Ананас-33.jpg
30 мая в Союзе писателей РБ состоялось собрание объединения русских писателей. Был избран новый председатель объединения. Собравшиеся выказали полное единодушие и избрали следующим руководителем ОРП заместителя главного редактора журнала «Бельские просторы» Светлану Рустэмовну Чураеву.



Вчера, 23 мая, редакция журнала "Бельские просторы" посетила Шаранский район, встретилась с библиотекарями и побывала на празднике Славянской письменности.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg


В течение двух дней в Белорецком районе проходили встречи с писателями, редакторами ведущих журналов и газет республики. От журнала «Бельские просторы» в встречах принимали участие заместитель главного редактора Светлана Чураева и редактор отдела прозы Игорь Фролов. 18 мая творческий десант принял участие в музыкально-поэтическом мероприятии для отдыхающих и коллектива санатория «Ассы». 19 мая гости прибыли в город Белорецк, где для них была подготовлена большая программа. Встречи проходили в нескольких школах и библиотеках. Заключительное мероприятие состоялось в школе №1.

Чураева Белорецк.jpg

Светлана Чураева знакомит читателей Белорецка с новинками журнала "Бельские просторы"

белорецк.jpg

Писатели РБ возлагают цветы к бюсту А. С. Пушкина

ф и ч белорецк.jpg

Игорь Фролов и Светлана Чураева среди читателей



Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.