Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Я ДЫШАЛА ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ

Когда Рами Гарипов приезжал в нашу глухую башкирскую деревню Мякаш Давлекановского района Республики Башҡортостан с товарищами по перу, мне исполнилось всего несколько месяцев. Так что наша встреча зимой 1975 года не состоялась. Тем не менее, у нас дома было достаточно его книг. При жизни поэта вышли полюбившиеся читателям: «Юрюзань» (1954), «Каменный цветок» (1958), «Песни жаворонка» (1964), «Полет» (1966), «Заветное слово» (1969), «Рябинушка» (1974) – мама приобрела их все.

Лариса Абдуллина



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
15. Холмы и Кара-Даг.jpg
15. Холмы и Кара-Даг.jpg
Винокуров Е.А. Уфа. Весна на окраине (1985)
Винокуров Е.А. Уфа. Весна на окраине (1985) Город над Белой рекой
Марат Марин. Город жирафов. 2005
Марат Марин. Город жирафов. 2005
10. Утро среди  скал Кара-Дага.jpg
10. Утро среди скал Кара-Дага.jpg

Публикации
Станислав Вячеславович Секретов родился в 1986 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Волга», «Нева», «Homo legens», «Бельские просторы» и других.

Барабанные палочки. Обзор 11-ти публикаций литжурналов 2-го полугодия 2016 года

№ 1 (218), Январь, 2017

 

Барабанные палочки

Обзор одиннадцати публикаций литературных журналов 8-12-х номеров за 2016 год

 

Странные люди

 

У каждого из нас есть свои причуды, не чужды им и герои литературных произведений. Давайте же поговорим о странностях, выделив в широком спектре прозаических публикаций августовских «толстых» журналов одиннадцать рассказов, повестей и романов.

 

Старик-пенсионер из рассказа Александра Кабакова «Вне зоны действия сети», вышедшего в 8-м номере «Знамени», предпочитал гулять по ночам. И однажды просто сгинул: «Вот стоял в начинавшей светлеть тьме, а вот уже исчез — и нету». То ли просто пропал, то ли принял решение отправиться в рай — это уже каждый читатель загадочной новеллы сможет решить для себя сам. Персонаж рассказа Бориса Екимова «Живые помощи», который можно прочесть в 8-м номере «Нового мира» — тоже старик и тоже с причудами: до смерти всего ничего, но кусочек своей земли — маленькую дачу ему хочется довести до идеала. Героиня рассказа Сухбата Афлатуни «Умаровна», опубликованного в 8-м номере «Дружбы народов», кажется еще необычнее — она считает себя… деревом! Но почву для размышлений писатель готовит вполне благодатную: еще неизвестно, кто безумнее — сумасшедшая Умаровна или мужики, решившие спилить во дворе старые зеленые насаждения. Продолжает галерею странных образов Машенька из одноименной новеллы Катарины Красавиной, увидевшей свет в 8-м номере петербургской «Звезды». «Машенька — маленькое злобное существо с сухонькими ручками старушки и округлившимся пузиком с двумя складками: такая фигура на беспощадном женском жаргоне именуется «обмылком». Героиня — вузовский преподаватель кафедры немецкой филологии — презирает и себя, и свою работу, и окружающих, в том числе и всеобщего любимца — единственного мужчину на кафедре Сергея Анатольевича. Машенька во многом напоминает центрального персонажа недавнего романа Марии Голованивской «Кто боится смотреть на море», да и мораль схожа: жить с ненавистью в сердце можно, вот только завершится такая жизнь горькими слезами. Нелепая ситуация лежит в основе рассказа Егора Фетисова «Они становятся красными», появившегося в 8-м номере «Невы». Красными становятся крабы, если их сварить — об этом юному Сашке рассказал незнакомец на пляже, подаривший ему только что пойманного в море членистоногого. Конечно, Сашка попытается его сварить, но и здесь все закончится слезами. Героя новеллы Евгения Боушева «Пыльные сказки», с которой читателей знакомит 8-й номер екатеринбургского «Урала», странности преследуют во сне. Чудных героев предостаточно в подборке рассказов Урмаса Сооса «Цена мечты», представленной в 8-м номере «Сибирских огней». Повести-близнецы Евгении Некрасовой «Ложь-молодежь», вышедшие в сдвоенном номере 7-8 саратовской «Волги», и вовсе начинаются неожиданно и необычно — с выдержек из статей Википедии.

В завершение мини-обзора пересечем границы и заглянем на страницы зарубежных русскоязычных литературных изданий. В 8-м номере казахстанского «Простора» продолжает печататься прозаический цикл Сергея Комова «Родня и земляки», строенный летний номер 6-8 украинского журнала «ШО» предлагает нашему вниманию фрагмент нового романа Андрея Иванова «Аргонавт», 8-й номер литературного альманаха «Витражи», издающегося в далекой Австралии, замыкает рассказ Михаила Юдовского «Богиня и юродивый».

 

Настоящая жизнь

 

В девятых номерах литературных журналов России и ближнего зарубежья оказалась сильна документально-дневниковая тема. Одни писатели обращаются к истории, другие – к жизни своих предков, третьи – к собственной молодости. Ну а мы по традиции выделим одиннадцать художественных текстов.

 

Проза 9-го номера «Знамени» начинается «Неизвестностью» Алексея Слаповского – большим текстом, стилизованным под дневник простого человека, чья взрослая жизнь пришлась на два сложных десятилетия российской истории – с 1917 по 1937 год. Все те же годы плюс Великая Отечественная и послевоенное время отражены в документальной повести Семена Работникова «Мать», увидевшей свет в сдвоенном номере 9-10 петрозаводского «Севера». Первая половина XX века – и в рассказе Адриана Топорова «Фарт». Он печатается в 9-м номере «Дружбы народов». Продолжает тему документально-художественное повествование Александра Лаптева «Армань», опубликованное в 9-м номере «Сибирских огней». Суть рассказа Сергея Федякина «На перекрестках памяти (Отцово детство)», вышедшего в 9-м номере «Москвы», кроется уже в его заглавии.

В строенном номере 7-9 журнала «Дон» привлекает внимание «Репортаж со скаткой на шее» Льва Аннинского. Лето 1955 года, военные сборы день за днем. Тоже пятидесятые годы, но XIX века – в главах из книги Майи Кучерской «Николай Лесков», печатающихся в 9-м номере «Нового мира». Рассказывая о молодости замечательного русского писателя, автора «Левши» и «Леди Макбет Мценского уезда», Кучерская говорит и о времени, в котором он жил.

В 9-м номере петербургской «Звезды» – очередной эпизод воспоминаний русского немца, прошедшего советские лагеря, Бруно Мейснера «Я не шпион!». Архимандрит Августин (Никитин) в 9-м номере «Невы» обращается к делам минувших лет, представляя четвертую часть своих записок «Град Иудов в Горней». В 9-м номере «Юности» встречаем окончание мистическо-документального триллера Михаила Задорнова «Поцелуй ведьмы», а историческая повесть Раушан Байгужаевой «Аз-Тауке хан» печатается в 9-м номере казахстанского «Простора».

 

Большие люди мира

 

Ненадолго отвлечемся от прозы и обратимся к публицистике. Публицистические разделы большинства «толстяков» в октябре получились весьма интересными, поэтому отметим одиннадцать эссе, очерков и статей о людях, оставивших след в российской и мировой истории, хотя большинства из них уже нет в живых…

 

В 10-м номере «Нового мира» в эссе «Цветочная улица» Владимир Березин рассказывает о Юлиане Семенове (1931—1993) — создателе Штирлица и Плейшнера, журналисте, «политическом путешественнике». Герой 10-го номера «Знамени» — Виктор Некрасов (1911—1987). О нем в журнале целая подборка материалов, но мы выделим статью Ефима Гофмана «Виктор Некрасов в родном городе». Пишет Гофман о Киеве — именно там писатель-диссидент «родился и — вплоть до рокового сентября 1974-го (месяца, когда писателю пришлось покинуть СССР) — прожил (за вычетом трех младенческих, трех предвоенных и, наконец, четырех военных, фронтовых лет) пятьдесят четыре года своей жизни. Срок, что и говорить, весьма немалый». В 10-м номере «Урала» о себе говорит поэт Людмила Татьяничева (1915—1980). Публикация под заглавием «И прошлое встает передо мною...» — ее воспоминания, а точнее наброски: в последние годы жизни Татьяничева работала над своей автобиографией, но полностью осуществить замысел, как отмечают Юрий и Элеонора Смелянские, не успела. Документальная проза 10-го номера «Иностранной литературы» представлена газетными заметками Габриэля Гарсиа Маркеса (1927—2014) в переводе Александра Богдановского. В 10-м номере «Невы» находим очередные фрагменты дневника Александра Гладкова (1912—1976). На сей раз за первую половину 1974 года. В 10-м номере «Звезды» можем познакомиться с разделом «25 лет реформам в России». Естественно, перевернувшие страну реформы начала девяностых прочно ассоциируются с именем Егора Гайдара (1956—2009). Другой известный экономист стал героем размышлений Георгия Цаголова. В 10-м номере «Нашего современника» он опубликовал статью «Великий Юнус и пороки капитализма» о бангладешском профессоре экономики, лауреате Нобелевской премии Мухаммаде Юнусе (род. в 1940). Яркое имя 10-го номера казахстанского «Простора» — композитор и музыковед Ахмет Жубанов (1906—1968). Автор очерка «Творческие вершины Ахмета Жубанова» — Раушан Шуленбаева. В 10-м номере «Юности» Марианна Дударева вспоминает Сергея Есенина (1895—1925). В сдвоенном номере 9-10 «Волги» заинтересовать способна «ретроспектива» Анны Голубковой с необычным названием «Василий Розанов как первый русский блогер». И, наконец, самое неизвестное имя в сегодняшней подборке – Александр Олиферов — сибиряк, судьба которого во многом схожа с судьбой генерала Лавра Корнилова. О нем в 10-м номере «Сибирских огней» решил рассказать Александр Шекшеев.

 

Детский мир

 

В редакциях «Знамени» и «Дружбы народов» решили всецело посвятить ноябрьские выпуски теме детства. Ну а мы продолжим эту линию, добавив к двум выбранным публикациям из этих журналов еще девять — уже из других изданий. И в сумме вновь получим одиннадцать — барабанные палочки!

 

Тема 11-го номера «Знамени» — «Однажды в детстве». В прозаическом разделе читатель встретит ряд рассказов и две повести. Остановимся на первой из них — «Операции “Бучков хвост”» Михаила Кураева. Автор родился в Ленинграде за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Его повесть — взгляд мальчишки на приходящий в себя после блокады и бомбежек город. Совсем другое время, но тоже мир детства — в новелле Маши Сандлер «Угрюмец». Она печатается в 11-м номере «Урала». 11-й номер «Дружбы народов» вышел под общим заголовком «Дружба на вырост». Есть в нем публикации, которые заинтересуют детей и подростков, а есть остросоциальные произведения о детстве, рассчитанные скорее на взрослых. Среди них — рассказ Валерия Айрапетяна «Убийцы». Природа детской жестокости может быть очень и очень разной. Об этом говорит Сергей Шаргунов в новелле «Сахар на рану», публикуемой в 11-м номере «Нового мира». Писатель, не так давно ставший депутатом Государственной Думы, рассуждает: «Кто жесток? Жестоки те, кто на краю. Часто — дети. Они еще сбоку картины жизни, всё для них понарошку. Кощеи и витязи, жестокость и жалость на веслах одной лодки-сказки…». Героев-детей встречаем в повести-притче Марии Ботевой «Нельма», представленной в 11-м номере «Октября». Журнал «Иностранная литература» посвятил 11-й номер Корее. Попытавшись найти в нем юных персонажей, придем к страшному рассказу Ким Эран «Сезон холодов» в переводе Анны Дудиновой. А страшен он своим сюжетом: у молодой пары умирает ребенок… В новелле белорусской писательницы Елены Стельмах «Ленка и Генка», увидевшей свет в 11-м номере казахстанского «Простора», неожиданная встреча с бывшим одноклассником заставляет героиню окунуться в школьное детство. Детством Алешеньки открывается повесть Геннадия Прашкевича «Русский хор», печатающаяся в 11-м номере «Сибирских огней». Детством дышит и повесть Марка Шехтмана «Мишка», которую легко найти в 11-м номере журнала «Семь искусств». Под рубрикой «Монпансье» сдвоенного номера 11-12 журнала «Север» обнаруживаем веселые миниатюры Леонида Медведева «Про Вовку Сидорова». Центральный персонаж повести Германа Бера «Ковальски», представленной в сдвоенном номере 11-12 «Волги», детством окружен со всех сторон, ибо работает учителем в школе. Сама же повесть экспериментальна: находясь на грани с верлибром, стилистически она похожа на произведения известного писателя и поэта, «кожуховского акына» Дмитрия Данилова.

 

Живая история

 

Вновь — к истории, к прошлому. В этой подборке из одиннадцати рассказов, повестей и романов современность тоже присутствует, однако куда сильнее тяга к былым временам. Поехали!

 

Самая что ни на есть живая история — в публикации Леонида Касаткина «Из деревенских рассказов», вышедшей в 12-м номере «Нового мира». Никакой выдумки: доктор филологических наук, диалектолог, которому уже за восемьдесят, записывает истории деревенских жителей: «За мою долгую жизнь я побывал в самых разных местах России от Белого моря до Черного, был и в деревнях Забайкалья, и на Дальнем Востоке, и в других странах, где живут русские крестьяне, говорят на разных русских диалектах». В расшифрованных Касаткиным рассказах-исповедях двух женщин много того, о чем принято умалчивать. Загоняя людей в колхозы, уничтожали кулаков — самых работящих на селе людей, а их имущество доставалось пьяницам и забулдыгам. После войны из-за голода, чтобы хоть как-то прокормиться, «и собак люди ели, и крыс ели, и даже люди людей ели». Картины страшные, а еще страшнее от того, что это не вымысел. Рассказ Олега Хафизова «Райсуд», опубликованный в 12-м номере «Знамени», — фантазия на исторические темы. Писатель размышляет, как могли бы происходить современные судебные процессы над военачальниками, политическими деятелями и лидерами государств прошлого. Читатель попадает в Заречный районный суд, «напоминающий, скорее, зал ожидания задрипанного вокзала беспилотного транспорта, чем храм исторической справедливости», а на скамье подсудимых — не смейтесь! — гражданин Темучин Есугеевич Чингис-хан. Гарри Беар в повести «Странный дом», появившейся в 12-м номере «Урала», до эпохи великого монгольского хана не доходит, задерживаясь в шестнадцатом веке. Мотив истории одной семьи, сочетание смешного и грустного встречаем в новелле Владимира Шпакова «Любовь к отеческим гробам», вышедшей в подборке из двух рассказов автора в 12-м номере «Дружбы народов». Герой новеллы Антона Черкасова «Птица», увидевшей свет в 12-м номере «Звезды», — «полубольной замкнутый человек». И грустного в произведении явно больше, чем смешного. XX век с его трагедиями и жизнью простого народа — в рассказах Сергея Кириллова. Их представляет на суд читателя 12-й номер «Невы». Повесть Артура Шайбакова, появившаяся в 12-м номере «Простора», носит «говорящее» имя — «Лики времени». Исторические мотивы обнаруживаем в рассказе Михаила Черненка «На перекате», представленном в 12-м номере «Сибирских огней». Из прозаических публикаций 12-го номера «Юности» обратим внимание на роман Валерии Нарбиковой «Пешеход», в 12-м номере «Октября» выделим повесть Михаила Левитина «Создание фона», а закроем мини-обзор романом Джорджа Микеша «Цица. Биография кошки». Он увидел свет в 12-м номере «Иностранной литературы» в переводе Раисы Бобровой.

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.