Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь


Авторы номера:

масленников.jpg

Дмитрий Масленников

2009_S.G.Kara_Murza_interview.jpg

Сергей Кара-Мурза

Гафуров Т.М. фото.jpg

Тимур Гафуров

ya-s-trubkoy_ejw_1280.jpg

Владимир Кузьмичёв

Борис Курчатов.jpg

Борис Курчатов

Коркотян.jpg

Эдди Коркотян

мария Асадуллина.jpg

Мария Асадуллина

ольга ощепкова.jpg

Ольга Ощепкова

klassen15.jpg

Генрих Классен

Савельев Игорь.JPG

Игорь Савельев



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
У входа в парк им. А. Матросова (Середина 1960-х)
У входа в парк им. А. Матросова (Середина 1960-х) А.М. Виноградов
Возвращение. май (1945. 2005)
Возвращение. май (1945. 2005) Виктор Позднов
Полет. Офорт (2004)
Полет. Офорт (2004) Игорь Тонконогий
Улетающий ангел, к., паст., см. техн.,1998.jpg
Улетающий ангел, к., паст., см. техн.,1998.jpg Талгат Масалимов

Публикации
Родился и вырос в г. Учалы. Учился в Учалинском училище искусств, в УГАИ им. З. Исмагилова. Музыкант, театровед, студент магистратуры БГУ по клинической психологии. В настоящее время работает монтажёром на телеканале БСТ.

Медея Руслана Абрарова

№ 1 (218), Январь, 2017

 

«Медея: коллаж»

Режиссёр Руслан Абраров структуру театра понимает достаточно тонко, чтобы идти путями нетрадиционными и смелыми даже для нашего времени, когда обилие театральных площадок выдаёт на-гора эксперимент за экспериментом, один хуже другого, но чертовски «оригинальные». По крайней мере, молодые и неоперившиеся режиссёры старательно рвут пуп, дабы доказать не менее молодой аудитории, что могут. А вот ЧТО могут, понятно после их премьер становится редко. Руслану же никому ничего доказывать не надо и, несмотря на то, что шаги его на театральном поприще пока ещё осторожны, шаги эти уверенные, и каждый заявляет, что ему есть что сказать.

Материя, которую режиссёр взял в качестве своего сырья в этот раз, ни много ни мало, а пронзительная и страшная трагедия «Медея», в спектакле предстаёт в очень необычной форме. Определение жанра как «коллаж» достаточно хорошо, хотя и не совсем точно описывает то, что происходит на сцене. И ещё один разговор о сюжетной составляющей данной постановки смысла особого не имеет. Сюжет, кочуя из рецензии в рецензию, переменам не подвержен.

Интересно другое. А именно структура данного, весьма экспериментального действа.

Центральных персонажей в этой истории три. И двое из них, это весьма не каноничные Медея и Ясон, а третьим выступает «Ветхий завет». Если уж быть совсем точным, то история сотворения мира и стихи о грехопадении людей и изгнании их из рая. В этом ракурсе история героини представляет собой и не историю вовсе, а рассуждение настолько глубокое, что сложно определиться сразу, рукоплескать смелости режиссёра или же осудить. Ветхозаветные отрывки вплетены в сценическое действие по принципу не только развития истории и персонажей, но и усиления замкнутости атмосферы на себя. Ведь если поначалу есть понимание того, что сюжет идёт по линии мифа о Медее, то чем дальше мы углубляемся в то, что представлено на сцене, тем больше ощущается отрыв от первоисточника. А именно мотивы, которые проявляются в постановке дальше.

Сама Медея здесь – синтез женщины-героини, женщины-стихии и первой женщины на земле. Она – самая тёмная, инстинктивная и непредсказуемая часть женской природы и её истинное проявление как в искренности, так и в коварстве. На пользу играет и смешение языков русского и башкирского, которое помогает достичь того самого шаманского эффекта, требуемого для реализации посылов, а вернее, чувств, которые вплёл в это произведение автор.

Правильнее было бы рассматривать «Медея: коллаж» не столько как мини-спектакль, сколько как пограничный ритуал, чьё действие направлено напрямую в бессознательное зрителя, дабы где-то там, глубоко пробудить в нём потомка Евы и Адама, и через призму драмы судьбы Медеи, заставить ощутить историю и любовницы, и убийцы, и матери. Если подобраться к коллажу с этого края, то мгновенно становятся ясны как истоки идеи синтеза мифа о Медее и «Сотворения мира», так и языческий гротеск пластики и поведения героев.

Собственно, пластика – основное средство выражения в этой постановке. Все ключевые для понимания истории действия герои совершают без особых диалоговых маркеров. Движения актёров развиваются и расширяются так же, как их история. Вот, в самом начале хищная грация Медеи не доминирует над Ясоном, а подыгрывает ему. И постепенно их движения превращаются в дикий танец, где и проявляется природа Медеи-Евы, наслаждающейся как запретным плодом, так и первородным грехом. А Ясон-Адам, как и должно ему, движим верой жене. Только уже здесь, в этих движениях, сквозит не только вера, но и похоть, хотя, не вкусив запретного плода, права на неё он еще не имеет. А дальше царствуют Инстинкты! Раскаляющие их обоих, пламенные, животные и злые. Ибо истинные.

Проживание, и внутреннее, эмоциональное, и выраженное в пластике, осложнено тем, что каждый актёр является не просто Медей-Евой или Адамом-Ясоном, но представляет подсознательное обеих ипостасей женской / мужской природы, на время постановки раскалывая своё «я» и стирая грань между этими героями. Что, опять-таки, приближает «Медея: коллаж» к шаманскому действу, требуя от участников этого процесса практически литургического погружения в звуки и атмосферу происходящего на сцене.

Кстати о сцене.

Решение, которое выбрал Р. Абраров, очень интересное. Сцена представляет собой центральную часть и небольшую площадь, окружённую тонкими мостиками, которые напрямую включают зрителя в действие, максимально сокращая дистанцию между залом и актёрами. Подозреваю, это было связано с условиями, в которых был поставлен спектакль «Медея: коллаж», но риск перехода на сценическое пространство очевиден. Все действия, все ключевые моменты, такие, как вкушение запретного плода, убийства, рождение детей, проходили в такой близости от нас, что можно было почувствовать, как сбито дыхание актёров. И это, чёрт возьми, цепляло!

В целом сценография постановки заслуживает внимания хотя бы потому, что практически вся она неотделима от актёров. Даже висящие кувшины, которые и самостоятельно могут существовать в том же виде и качестве, при соприкосновении с героями играют роли неожиданные.

Важное место в постановке занимает вода. Если следовать традиционной семантической трактовке этой стихии, то можно сказать, что вода – единственное проявление чистой жизни в погружающемся во мрак царстве грехопадения человеческого существа. Вода играет роли как чего-то омывающего, так и самой жизни в её самом чистом виде – в виде детей. Вода играет в ансамбле с «третьим актёром» – «Ветхим заветом», то и дело расставляя акценты там, где, казалось бы, мысль и так звучит достаточно отчётливо. Вода играет в ансамбле с музыкой, дополняя властвующий над атмосферой звукоряд своим присутствием в сценическом пространстве постановки. И, конечно, вода сама является важным элементом этой атмосферы, омывая тяжёлые, ноющие то в отдохновении, а то в страдании тела своей легкостью, наполняя невесомые ткани одежд своей тяжестью. Вода здесь многогранна.

Ставить точку в этой постановке пока рано. «Медея: коллаж» может измениться к своему, надеюсь, пятому-седьмому показу так, что мы будем иметь и совершенно новые предметы для разговора. Притом, разумеется, не визуально, а внутренне. Ибо то слово об этой работе Руслана Абрарова, которое я оставил напоследок, звучит как «поэзия». А эта штука, согласитесь, зачастую совсем непредсказуема.

 

 

 

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Первый заезд Летней литературной школы "Корифеи"
9vRm_9_lDbw.jpg
DSC00790.JPG
DSC00858.JPG
DSC01066.JPG
DSC01162.JPG
DSC01249.JPG
DSC01273.JPG


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.