Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Авторы номера:

рами гарипов.jpg Рами Гарипов
123. Ким Федоров.jpg Ким Фёдоров
Крюкова1.jpg Елена Крюкова
фото Татьяна Шишкина.jpgТатьяна Шишкина
Артём Колодин.jpg Артём Колодин
лязин.jpgВиктор Лязин
Ямалетдинов.jpg Маулит Ямалетдин
Хрулев.jpg Виктор Хрулёв



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
14. Память.jpg
14. Память.jpg
Тень помнит
Тень помнит
Кот и король (1996).jpg
Кот и король (1996).jpg Николай Куприянов
Женщины. 40-е годы. 1975. Офорт
Женщины. 40-е годы. 1975. Офорт Эрнст Саитов

Публикации
Елена Николаевна Крюкова родилась в Самаре, окончила Московскую государственную консерваторию (фортепиано, орган) и Литературный институт им. Горького. Автор нескольких книг стихов и прозы. Член Союза писателей России с 1991 г. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Юность», «Нева», «Москва», «День и Ночь», «Сибирские огни», «Волга» и др.

Светлана Чураева: время, пространство, женщина. О книге С. Чураевой "Я там был"

№ 8 (213), Август, 2016

 

Чураева С. Р. Я там был : повести и рассказы. – Уфа : Китап, 2016.

 

Перед произведениями Светланы Чураевой, по их прочтении, застываешь в изумлении.

И в раздумье. В раздумье высоком, необходимом и даже насущном.

Перед нами – феномен прозы, которую принято называть «мужской» – с ее микеланджеловскими мускулами, с роденовской страстностью, – прозы маскулинной, но без брутального пережима, яркой и издали видной, но без нарочной плакатности, глубокой и глубинной, но без скучного философствования и умствования.

И такую крепкую, мужскую прозу пишет женщина.

Причем оставляя, сохраняя внутри нее, этой самой прозы, – себя, женщину, со всеми присущими женщине особенностями и приметами психологии, душевности, духовности, – со всей нежностью и силой ее пола.

 

Эти «ножницы», это противоречие (конечно, кажущееся, ибо настоящее творческое начало – это бесспорная цельность) преодолевать не надо. В русской литературе, наверное, и впрямь наступает «время женщин» (не путать с названием романа Е. Чижовой), и феномен Светланы Чураевой в том, что женщина, жена, мать, не теряя природного предназначения, становится еще и художником, мыслителем, явлением культуры, впередсмотрящим искусства – становится Мастером.

Притом как прекрасно, просто отлично, что все вещи Светланы – разные! Она не повторяется. Это драгоценно. Это важно. Беда для художника, когда он впадает в тематические репризы, а еще хуже – в самоповтор. Чураева разнообразит не только интонацию, стилистику, метроритм повествования – она свободно окунается в разные временные, исторические пласты и вольно и смело плывет в них.

Гротеск, смешанный с терпко-жестокой правдой в «Чудесах несвятой Магдалины», доходящий до откровенного ужаса, почти шока, сменяется пронзительным лиризмом повести «Девочка и графоман» – о поздней женской любви, идущей по лезвию бритвы меж явью-бытом и праздничным сном; легенда первохристианских времен («Апокриф о Павле»), размятая в сильных чураевских пальцах новым, неожиданным «культурным тестом», – эпической повестью «Ниже неба», которую и повестью-то назвать нельзя – это, по сути, компактный роман, даже эпос, где слиты воедино история семьи и история Башкортостана, история души художника, рождение и весь жизненный путь этой души – и драматические, трагические страницы времени, в которое уложилась, легла вся эта одна-единая жизнь. Касим Девлеткильдеев, сын Салигаскара, проходит этот свой путь из конца в конец, и эта дорога, виясь среди времен, обрастает событиями, каждое из которых достойно своей развернутой, как веер, отдельно написанной истории, своей отдельной книги. Чего стоят картины лютого голода в башкирских селах! А петербургская-петроградская, предреволюционная жизнь Касима, когда он учится в Академии художеств... тревога сгущается, и сгущается время, оно бьется кровью, упругим пульсом под пальцами, под кистью: краска близко, и кровь тоже – слишком близко.

Многие писатели изображали смерть. Но чего стоит спокойный, скорбный уход Касима, показанный Светланой Чураевой, прошедший сквозь ее большое сердце:

«Он притаился, как мёртвый. Что там внутри? Огромное, как восторг, чистое. Небо?

И тут он сорвался на жест живых, он потянулся зажать то, что рвалось изнутри – боль. Но рука не дотянулась до груди, упала на шею, неловко вывернув пальцы. И силы кончились все.

Под пальцами – жила на шее: миг, миг, миг… Как часы. Где-то там летний шум: мяч стучит об асфальт. На закате закрыл глаза, на рассвете – открыл, а на окна уже выпал снег.

Часы стучат – для живых. Мёртвым не надо часов. Он не жив и не мёртв, для него песок высыпается с этого света на тот – миг, миг, миг».

Чего стоит неловкое танго, что первый раз в жизни танцуют двое случайно встретившихся людей, в одно мгновенье ставших безумно дорогими друг другу:

«Они танцевали – завсегдатай дискотек и девочка из хорошей семьи.

Их танец не был классическим танго, не был он и сексом в обычном понимании слова. Это было скольжение между мирами – когда не только движение, но даже полвздоха не в такт грозят обрушением в пропасть. Но божественный инстинкт не даёт оступиться – любовь чертит для них дорогу. (...) – Besame, besame mucho,

Como si fuera esta noche la ultima vez…».

У Светланы Чураевой у самой есть этот безошибочный авторский инстинкт – отсекать лишнее, выцеплять и показывать главное, не срываться в сантименты, но и не злоупотреблять грозными материями, которыми изобилует жизнь – жестокостью, болью, ненавистью. Законы эстетики таковы, что контраст прекрасного и безобразного в искусстве нужен – так же, как он нужен и в повседневном быту и в библейском бытии, иначе мы перепутали бы добро со злом, – как он нужен в религии, чтобы мы могли отличить беса от Бога.

Вопросы Бога, человеческого в Боге и божественного в человеке – это тревожит художника всегда, это и та материя, из которой Чураева лепит свою повесть «Апокриф о Павле». Апостол Павел (Савл) внезапно виден нам здесь иным – не каноническим и не подробно-«биографическим», а скорее апокрифическим, легендарным, но это – чураевская, а не евангельская легенда, это авторская мистичность и авторская притча. И художник имеет на нее право – на то он и художник:

«Его собеседник недоумённо пожал плечами.

Павел неожиданно встал.

– Хорошо, я крещу тебя, Картафил. – Взял сапожника за руку, приложил его руку к его же груди. – Чувствуешь здесь?

– Да.

– Что?

– Болит.

Это болит твоя душа, жаждущая бессмертия».

В прекрасный, густой и солнечный лес прозы Светланы Чураевой мы входим, под сень этих могучих деревьев. Здесь можно потеряться, да. Застыть от восторга перед мощью этого леса. И собирать в нем драгоценные, сладкие ягоды. И чувствовать на губах горечь его дикого меда.

Потому что этот автор, Чураева, истинно природен (природный дар!) и принадлежит природе как земле, культуре, родному пространству, в котором он возрос и живет: горам и степям Башкирии, Уфе с ее пластами великой истории, великой русской прозе, и Светлана Чураева – плоть от плоти и кровь от крови ее.

 

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


хамитов.jpg
- нужно помогать людям подписываться на газеты и журналы, особенно малоимущим
- тиражи СМИ упали в десятки раз
- идет борьба идеологий
- никакие санкции не сломят Россию
- нужно создавать кооперативы, в том числе кооперативы переводчиков
- я сам двадцать лет жил на пятом этаже "хрущевки" и знаю, что это такое
- руководители театров должны уважать своего зрителя и чистить для него в том числе и дорогу к театру
- в 2017 году будет сделано 1500 ЭКО, совсем недавно делали 100-200, республике нужны дети


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.