Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Авторы номера:

Шалухин.jpg
Станислав Шалухин
Вахитов Салават.JPG
Салават Вахитов
абдуллина_предпочтительно.jpg
Лариса Абдуллина
михаил магид.jpg
Михаил Магид
Света Иванова.JPG
Светлана Иванова
Маслова Анна.jpg
Анна Маслова
полина ротштейн.jpg
Полина Ротштейн
Кондратьев.jpg
Сергей Кондратьев
Валерий Абдразяков.jpg
Валерий Абдразяков
Романова.JPG
Римма Романова



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Солнечный день в Шигаево. Этюд. (2004)
Солнечный день в Шигаево. Этюд. (2004) Ильдар Гильманов
5. А. Лутфуллин и Б. Домашников.JPG
5. А. Лутфуллин и Б. Домашников.JPG
Здравствуйте, Александр Эрастович!
Здравствуйте, Александр Эрастович! Алексей Кудрявцев
Владислав Меос. У краеведческого музея . Ул. Октябрьской революции. Конец 1950-х
Владислав Меос. У краеведческого музея . Ул. Октябрьской революции. Конец 1950-х

Публикации

Светлана Рустэмовна Чураева родилась 13 июня 1970 г. в Новосибирском Академгородке. Окончила БашГУ. Автор нескольких книг прозы, поэзии, публицистики. Соавтор перевода на русский язык Государственного гимна РБ. Лауреат более десятка республиканских и федеральных литературных и драматургических премий. Член Союза писателей России, Башкортостана и Санкт-Петербургской ГО. Заместитель главного редактора журнала «Бельские просторы».

Голубое полусладкое

(Краткая реплика о спектакле Государственного академического русского драматического театра РБ «Голубая камея»)

 

Говорят, что давным-давно люди, взрослея, проходили специальный обряд. Мальчиков «хоронили» в пещерах, откуда они, выдержав череду испытаний, «рождались заново» – уже мужчинами, воинами, охотниками. Девочек, обрядив в белое похоронное платье, с ритуальными плачами, «перерождали» в хранительниц очага. Позже, в Средневековье, детство стали считать чем-то вроде недуга, от которого надо было поскорей исцелиться. По сути, дети там были просто маленькими взрослыми.

Сегодня инициация если и происходит, то случайно, наспех – насильно. А чаще всего, ее не случается вовсе.

Наверное, поэтому, среди взрослых принято быть большими детьми. Мужчины бережно сохраняют мальчишество в поведении, охотятся «не по-честному» – без риска, а если воюют, то – с женами. Женщины, чьи любимая сказка – про Золушку, рвутся прочь от всякого очага.

Детское нежеланье отвечать за поступки, детское неуменье думать о последствиях, детская жажда ласки и похвалы, мелкое вранье, игры, снова игры, шоколадка в карманчике сумки, пристрастие к мультикам, сказкам и книжкам с картинками – почему бы и нет? Все это прекрасно – в гомеопатических дозах. Но с дозами – явный перебор.

Не умея, не желая становится взрослыми, мы и своих детей порой держим за кукол: наигрался – забросил в угол. Мы взваливаем на них недетский груз ответственности, отнимая у них атрибуты детства – для себя.

Вот и сладкое слово «каникулы» уже прочно вошло в офисный обиход. Взрослые, нацепив колпачки, набрав петард и хлопушек, побежали на горки.

Русский драматический театр РБ издавна держит «руку на пульсе» – там хорошо просчитывают потребности масс. Помню, нас, школьников, специально водили туда на спектакли Михаила Рабиновича – было принято воспитывать детей хорошим театром. Сегодня уже никого не заманишь на «Эшелон», и поэтому русский драм зарядил настоящие каникулярные «елки» – мюзикл «Голубая камея». Он идет чуть ли ни каждый праздничный день – артисты подменяют друг друга, у касс – оживление. На «Голубую камею» смело можно ходить классами – примерно от среднего. Если сильно ниже среднего – просто взять подешевле билет.

Михаил Рабинович учел и детскую потребность в празднике, и взрослую искушенность – на его сцене «елочный» спектакль играют по-взрослому – без бород на тесемках – круто, богато, «брендово». В качестве раскрученной торговой марки – столичный «Брейтбург».

Такого в Уфе еще не было! Это – однозначно явление и, безусловно, – событие. И, конечно, – культурное. Принесшее на драматическую сцену добротный кусок американской культуры – из той же серии, что «Макдональдс», комиксы, блокбасктеры и «ОК».

Помните, как наши ломились в первый «Макдональдс»? Часами стояли в очередях, кусая взятый из дома бутерброд, завернутый в газету, чтобы потом заслуженно насладиться бутербродом уже заграничным, упакованным и еще недешевым. Доходило до абсурда – у мафиози считалось хорошим тоном отмечать в этой забегаловке юбилеи! Вот и теперь почтенная публика побежала в театр.

Это удивительно и прекрасно – в театр, ставший прибежищем интеллигентных дам, повалили и те, кто последний раз ходил туда за руку с мамой. Другое дело, что, подобно тому, как под обложкой журналов и книг сейчас находятся комиксы, под вывеской «театр» они получают некий театросодержащий продукт. Продукт качественный, вкусный. Просто ненатуральный.

И дело не в мелких исторических нестыковках. Ну, Орлов мелковат – вместо прославленного исполина субтильный юноша на каблуках. Ну, болтают «лицейские приятели» – при Екатерине, когда Лицея не было и в помине. В Петропавловской крепости – главной политической тюрьме империи – пляшут мелкие воры. Пустяки! И обязательный для американской культуры смешной персонаж – голубой (в цвет камеи!) Нуаре, говорящий голосом Ренаты Литвиновой вызывает только улыбку. Даже не страшно, что из настоящей трагедии княжны Тракановой умудрились состряпать попсовую байку с обязательным happy end!

Дело как раз в том, что «Голубая камея» сделана превосходно. Ким Брейтбург, чьи инициалы, видимо, не случайно совпадают с инициалами Карабаса Барабаса, заставил уфимские кадры показать настоящий класс. Даже не столичный – там тоже халтурят еще как! Просто очень высокий класс.

Во-первых, на сцене нет тех, кто служит в театре на жалованье и должен его время от времени худо-бедно отрабатывать. Кого выпускают поиграть из жалости или по блату. Во время «Голубой камеи» на кого из актеров не бросишь взгляд, его отводить не хочется. Что говорить, если восхитительные Татьяна Григорьева и Григорий Николаев отплясывают в массовке!

Во-вторых – потрясающий драйв хорошего мужского танца. В-третьих – красиво.

Спектакль «Голубая камея» – приятен на вкус. Он – как полусладкое вино, которым завалены полки во всех магазинах. Потому, что полусладкое – самое массовое зелье. И при этом, строго говоря, – не вино. «Голубая камея» – изначально мюзикл, то есть и не опера, и не балет, и не драма и даже не оперетта. Это – малоградусное сладенькое развлекалово, рассчитанное на неискушенный детский вкус нашей публики. Она от него в восторге и будет в восторге. И на выдержанную театральную «кислятину» уже не клюнет.

– Что ты об этом думаешь? – спросила я мужа после премьеры.

– Отличная вещь, чтоб не думать, – ответил он.

Очень современная вещь – чтобы не думать, не чувствовать, не бередить душу. Отличная вещь для новогодних елок – сверкающая огнями и мишурой.

Но если малышей водят на елки, чтобы приучить к волшебству театра, чтобы потом они взрослели на хороших спектаклях, если им читают сказки, чтоб приучить к серьезной книге, то публика, что валом валит на «Голубую камею», не приучается ни к чему. Просто портит вкус, который и без того изрядно испорчен.

Публика хочет пережеванный гамбургер вместо бараньего бока, «Гарри Потера» или Бэтмена (а то и Робски!) вместо книг, «Dragon age» в качестве подвига, шопинг на выходные, Dolby и унитаз с подогревом.

Мы застреваем в детстве и не готовы к взрослой жизни. Древние сакральные обряды вырождаются в ерунду. Свадьба – в тот же шопинг и бросанье букета, брак – в споры из-за любимых игрушек.

Мы разучились рождаться, жить и правильно умирать. Не умеем высказывать соболезнование, разводить костер с одной спички и находить общий язык. И с детским восторженным ужасом ждем скорого конца света.

А зачем? Ведь мы, упившиеся полусладким, к нему уже не готовы.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера, 23 мая, редакция журнала "Бельские просторы" посетила Шаранский район, встретилась с библиотекарями и побывала на празднике Славянской письменности.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg


В течение двух дней в Белорецком районе проходили встречи с писателями, редакторами ведущих журналов и газет республики. От журнала «Бельские просторы» в встречах принимали участие заместитель главного редактора Светлана Чураева и редактор отдела прозы Игорь Фролов. 18 мая творческий десант принял участие в музыкально-поэтическом мероприятии для отдыхающих и коллектива санатория «Ассы». 19 мая гости прибыли в город Белорецк, где для них была подготовлена большая программа. Встречи проходили в нескольких школах и библиотеках. Заключительное мероприятие состоялось в школе №1.

Чураева Белорецк.jpg

Светлана Чураева знакомит читателей Белорецка с новинками журнала "Бельские просторы"

белорецк.jpg

Писатели РБ возлагают цветы к бюсту А. С. Пушкина

ф и ч белорецк.jpg

Игорь Фролов и Светлана Чураева среди читателей



Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.