Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Песнь о соколах

О фильме "Время первых". 2017 г.

Фильм «Время первых» – о первом выходе человека в открытый космос – стал одним из тех событий, которые явственно обозначают пропасть между двумя типами людей, двумя типами общества. И судьба его прокатная – во всяком случае, на ее начальном этапе – показывает, в какое время живем мы, в какой пропорции в этом времени смешаны славное прошлое и все еще не совсем славное настоящее. Первое проигрывает с разгромным счетом.

Игорь Фролов



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Гнездо. Холст, масло.jpg
Гнездо. Холст, масло.jpg Камиль Губайдуллин
Уфимский кремль.jpg
Уфимский кремль.jpg
Владислав Меос. Холодное утро. Ул. К. Маркса. 1960-е
Владислав Меос. Холодное утро. Ул. К. Маркса. 1960-е
14. З015.jpg
14. З015.jpg

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Книги и прилавки. О книге Тимура Кибирова "Время подумать о душе"

№ 4 (209), Апрель, 2016


Тимур Кибиров. Время подумать уже о душе. 2014–2015 (Своевременная книжка). – Пушкинский фонд. Санкт-Петербург. MMXV. 

В моей домашней библиотеке две книги стихов Тимура Кибирова. 
Первая, толстенная, с лапидарным названием «Стихи» (М., Время, 2005) получена в дар в том же году в рамках всероссийского конкурса «Читают все!», прочитана ради написания рецензии и благополучно отложена в сторону до лучших времён.
Вторая куплена летом 2015 года в книжном магазине «Фаланстер» в Москве специально ради нашей рубрики «Книги и прилавки». 
«Фалансте́р», как представляет его «Википедия», – «гуманитарный книжный магазин в Москве. Открыт в сентябре 2002 года. Магазин специализируется прежде всего на литературе по классической, восточной и современной философии, истории, социологии, религии и богословию, языкознанию и литературоведению, культурологии и искусствоведению. Существует также отдел современной художественной литературы, а также детской. Среди книг, предлагаемых в магазине, большое место занимает литература радикального левого толка, за что “Фаланстерˮ не раз удостаивался в СМИ таких эпитетов, как “новый дом политической книгиˮ, “антиглобалистский магазинˮ и так далее». 
Словарная электронная статья радует читателя сообщением, что на территории «Фаланстера» организуются встречи с писателями, философами и политиками, а также творческие встречи с поэтами и музыкантами (видимо, на взгляд устроителей, это разные типы встреч). В «первой категории» в магазине проходили концерты Виса Виталиса и Барто, встречи с политиком (? Он уже никак не писатель? – Е.С.) Эдуардом Лимоновым, поэтом Наумом Коржавиным, политиком и писателем Захаром Прилепиным, социологом и левым публицистом Борисом Кагарлицким, деятельницей антиглобалистского движения Сьюзан Джордж. Персоналии «второй категории» представлены в словарной статье Всеволодом Емелиным, которого я бы к поэтам не причисляла. 
Книжный магазин «Фаланстер» был открыт в сентябре 2002 года в Большом Козихинском переулке, а после поджога летом 2005 года магазин переехал в Малый Гнездниковский переулок, где находится и в настоящее время, и где я приобрела новую книгу Тимура Кибирова. Это не очень далеко от Тверской, да и от Кремля, если мерить шагами; однако если взять какую-то другую систему измерения, окажется, что «Фаланстер» весьма далёк от многих реалий нашего бытия. 
Статья в «Википедии» демонстрирует несоответствие того, как коллектив «Фаланстера» сам себя видит (кстати, коллектив не фигура речи, «Википедия» подчёркивает, что форма управления магазином – кооператив, все его сотрудники равноправны, позиции директора не существует, но в СМИ основатель «Фаланстера» Борис Куприянов часто фигурирует как директор) тому, как его видят со стороны. Про то, что «Фаланстер» – новый «дом политической книги», я не слышала ни разу. А вот с мнением, что «Фаланстер» – выразитель острого неприятия «традиционной» книжной торговли, с её «шагами навстречу» покупателям, предложением «книг повышенного спроса», проще говоря, чтива, и стараниями расширить ассортимент, сталкивалась неоднократно. Точку зрения, что книжная торговля должна стремиться к элитарности, пренебрегая «чтивом», работники этой многострадальной (в России) отрасли считают не только снобистской, но и наивной в практическом плане, и даже фантастичной. Мол, подобная политика не окупит и недели существования книжного магазина. Тем не менее, «Фаланстер» функционирует уже скоро пятнадцать лет, да не где-нибудь на задворках географии, а в пяти минутах ходьбы от самого центра столицы. Как ему это удаётся? – «Википедия» благоразумно оставляет этот вопрос «за кадром». Зато напирает на то, что по образу и подобию «Фаланстера» создаются другие магазины интеллектуальной литературы: в Перми, в Санкт-Петербурге («Все свободны», который именуют «копией» «Фаланстера»). В марте 2011 года коллектив «Фаланстера» создал новый магазин «Циолковский», на улице Большая Молчановка в Москве. Иными словами, практика «элитарной» книжной торговли не только не гибнет, но ещё и расширяется (может, «секрет» – в вышеупомянутых встречах с политиками и писателями?). Что можно тут сказать, кроме «Бог в помощь!»? 
Однако в день, когда я посетила «Фаланстер», там не проводилось публичных мероприятий. Да и публики особо не было (всё-таки будний день, рабочие часы). Поначалу, попав в это царство острого ума, я несколько потерялась, ибо в прихотливой планировке небольших комнаток, заставленных вдоль стен стеллажами, буквально набитыми литературой, не сразу удалось отыскать прилавок с «моим» чтением. Книги по философии, богословию, а также квантовой физике (тоже для кого-то Священное писание!) не привлекали моё скудоумие (у меня кандминимум по философии в РГГУ был в свое время сдан всего лишь на четвёрку, а как я знаю физику, нет таких оценок). А многомудрых книг казалось большинство. Были в изобилии и книги по истории, но не они меня интересовали. Причём по их составу мне не показалось, что у магазина «леворадикальный» или «национал-большевистский» уклон. 
Когда я уже опасалась, что рубрика «Книги и прилавки» обойдётся без «Фаланстера», на глаза попался широкий горизонтальный прилавок с современной поэзией, не столько разложенной, сколько наваленной друг на друга (если вдуматься, красивое метафорическое изображение литпроцесса!). Разумеется, персоналий типа Ильи Резника там не было и быть не могло. Из кипы изданий я радостно вытащила две книги: Тимура Кибирова, о котором мы сейчас говорим, и Александра Ерёменко (о ней речь пойдёт в следующих выпусках нашей рубрики). 
Была ли продажа новой книги стихов Тимура Кибирова в «Фаланстере» некоей политической акцией? – задумалась я, узнав о политическом позиционировании этого духовно-культурного центра. С одной стороны, Кибиров всё же не Лимонов. С другой… ведь «Фаланстер» не предложил мне новую книгу Тимура Кибирова, явившуюся миру в том же 2015 году: сборник «Стихи о любви», объединивший под одной обложкой поэзию, прозу и драматургию за многие годы творения. Он просто ещё не вышел в свет прошлым летом? Или «Стихи о любви» – не «профиль» нашего героя («Фаланстера», а не поэта)? Кибиров, если помните, начинал с гражданских стихов. Однако, гласит его статья в том же универсальном источнике, «со второй половины 1990-х уходит от гражданской тематики». 
Название сборника «Время подумать уже о душе» звучит нейтрально. Правда, отчасти смущает подзаголовок «Своевременная книжка» рядом с узкими хронологическими рамками: 2014–2015. Римские цифры в выходных данных означают 2015 год и, наверное, также обозначают приверженность Кибирова мировой культуре. И, как выяснится далее, присущей мировой культуре интеллигентской традиции быть вечно неудовлетворёнными властью. Хотя по формальным признакам Кибиров – не маргинальный автор, принципиально «забытый» властью: в 2011 году он награжден премией Правительства РФ за лирический сборник «Стихи о любви» (предтечу нынешнего). В 2008 году Тимур Кибиров получил и весомое доказательство признания его литературным сообществом: стал лауреатом премии «Поэт». 
И тем не менее! Открываешь книгу с заголовком, который вызывает в памяти образ пенсионера на скамеечке, воровато брызгающего шаловливым взглядом в коленки проходящей мимо девушке, а потом опускающего заблестевшие слезящиеся глазки и, переводя дыхание, шепчущего: «Нет, время подумать уже о душе…». И что видишь? 
В качестве авторской «визитной карточки» на титульном листе книги приведено факсимиле рукописи стихотворения: 

Сальери гордый, правды не сыскав
ни на земле, ни выше, стал убийцей. 

Увы! С правдоискателями часто
такое происходит. Ну а Моцарт…
 
Ах, Моцарт, Моцарт! ты-то отчего
не ищешь этой правды и не ропщешь 
на полное отсутствие её?..

по недосугу, видимо…

А слушатель,
скачав «Женитьбу Фигаро» и вставив 
наушники, вдруг узнаёт, что правда,
искомая, взаправдашняя правда.
похоже, существует в этом мире.

ушам своим не верит пассажир. 

Не правда ли, это стихотворение заставляет усомниться в справедливости тезиса, что Кибиров уже двадцать лет «уходит от гражданской тематики»? Ага – ушёл!.. Прямо-таки убежал. Воззвал к хрестоматийным образам «гения и злодейства», к тяжкой доле правдоискателя, к равнодушным, не сетующим на полное отсутствие правды, заткнувшим уши «бананами» личного плеера… 
Но, может быть, это стихотворение случайно попало в книгу, призывающую «думать о душе»? А за ним пойдёт «обыкновенная» лирика?.. Например, философская?

Служенье муз и дружба с головою,
Особенно плешивой и седою,
Две вещи – нет, не то чтобы совсем
Уж несовместные, но далеко не всем
Моим коллегам это совмещенье
Желанно. Широко бытует мненье,
Что нам в отличье от иных людей 
Положено по должности, скорей,
Бесстыдство, бузотерство и безумье,
Чем благонравье и благоразумье.
Я так не думаю. Как Пушкин молодой,
Готов я к здравице приветствовать одной
И муз, и разум, и чтоб тьма сокрылась.
И вся натура мигом просветилась. 

Всё бы ничего, да этим белым стихам предпослан эпиграф: «Музам служит, а с головой не дружит. В. Путин (на встрече с литераторами)», а такие апелляции вряд ли укладываются в представления о лирической поэзии… И уж совсем «выламывается» из лирического ряда отзыв о властном двустишии как о «бесстыжей и глупой шуточке». Прозвучала ли эта шуточка в действительности, примем на веру. 
Первое лицо государства в книге Кибирова прямо поименовано ещё только раз – в верлибре:

Ах, евроатлантические страны,
Почто вы отреклись от христианских ценностей,
То есть от самой основы западной цивилизации?! – 
Сетует Президент Российской Федерации
Владимир Владимирович Путин

И ставит меня
Как неистового поборника этих самых ценностей
И рьяного сторонника этой самой цивилизации
В крайне неловкое положение.  

Неловкость положения Кибиров объясняет практически суровой прозой: надо бы с Президентом спорить по сути сказанного, да не получается согласно фактам, но и соглашаться с ним не выходит на схожем основании. Интеллектуал, по привычке своего сословия, осмысливающий явление с двух сторон, всегда оказывается в положении невыигрышном, из еврейского анекдота, когда у раввина правы оба спорщика, просящие их рассудить, но права и его жена, кричащая с кухни: «С ума ты сошёл, как они оба могут быть правы?!». Но в это положение интеллигенция, увы нам, загоняет себя сама… Менее рефлексирующие страты выбирают одну точку зрения, ту, за которую побьют меньше, а то и не побьют, а погладят, и следуют ей, несмотря ни на что. Тем более – на какие-то там остросоциальные стихи. 
Какую облечённую властью персону имеет Тимур Кибиров в виду в «Куплетах из водевиля “Антимайдан, или Не было печалиˮ», читателям предлагается решить в меру их испорченности:

Пан-атаман Таврический
Спасал зверей и птиц
И только спорадически
Сажал в тюрьму девиц.

Национал-предателей
Отечески журил
И слать к е… матери
строжайше запретил!
(…)
Людей любил он вежливых,
Гимнасток и ткачих…
Каких ещё вам Брежневых
и Сталиных каких?

Украинская тема может «всплывать» в творчестве Кибирова не только потому, что это «больное место» сегодняшней российской политики, но и потому, что сам он родился в городе Шепетовка Хмельницкой области Украинской ССР. «Рождённый в СССР», иными словами, наш поэт. Но почему-то ностальгии по СССР не испытывает – либо просто в стихах не проявляет? Или проявляет?

Мы ехали шагом, мы мчались в боях
И гимн михалковский сжимали в зубах.

Мы всех зазывали в наш радостный хор.
Но медлит с ответом мечтатель-хохол.

Я отпуск оформил, пошел воевать.
Чтоб геям-злодеям Донбасс не отдать.
Нас вырастил Сталин, а вас Пентагон!
Батяня комбат открывает огонь!

Я видел – над трупом склонилась луна
И мертвые губы шепнули: «Крым на…»

Вот как вам нравится, так и понимайте. И вообще, не пора ли вспомнить, что этот обзор – поэтический, а не политический? Книга ведь покупалась как сборник художественных произведений, а не брошюра с предвыборными воззваниями (хотя по формату она – истинная брошюра в 46 листов)!.. А о поэтике Тимура Кибирова есть что сказать, ибо мастерство, как говорится, не пропьешь, и даже в отравленных ядом социальной направленности строчках наш персонаж остаётся умелым стихотворцем. Оцените точность рифм и блеск ритмики. Смотрите, какие очаровательные центоны! И как к месту употреблены! А какова двусмысленность концовки!.. Тьфу, кажется, это опять о политике, а не о поэтике… Так же, как имитация фольклора:

Да ой вы скрепы мои скрепы,
Скрепы новые мои,
Скрепы новые,
Духовные,
Решётчатые!

Велик соблазн отнести «Время подумать ещё о душе» к программно-политическим высказываниям из серии «…чтоб к штыку приравняли перо!». Правда, перо к штыку Кибиров приравнивать не собирается. Напротив, педалирует свою (или лирического героя?) инертность, апатию, несмелость – в общем, безобидность:

***
Ты понимаешь что-нибудь? – А ты?
– Пожалуй, нет. – Ну вот и я не очень.
Но чувствую нутром, как стал непрочен
Сей мир. 
(…)
– Между прочим, 
Ты всё же жив. – Ну, жив… – Не «ну», а жив!
– Не понимаю. – Понимай, как хочешь.
– Что ж ты грубишь? – А что ж ты так труслив? 

***
Изгаляются страх и отвага
Над моей небольшою душой…
Так сижу я над белой бумагой
Чёрной ночью на кухне чужой. 

***
На диване, в халате
Я что твой Чаадаев.
На душе хреновато,
 А вокруг и подавно.

Вне кружка абажура
Мрак лежит непочатый.
Чтобы стать нецензурным,
Надо быть непечатным.

Это мы проходили,
Это нам задавали.
Всё по-прежнему в силе
И ослабнет едва ли. 

Хотя и «диванный» Чаадаев с его «Философическими письмами» был в своё время признан персоной опасной более, чем «сотня прапорщиков», вышедших на площадь с оружием… Опасно ли сегодня философствовать в чаадаевском духе так же, как во времена Николая Палкина? 
Книга Тимура Кибирова, при всей нацеленности на современную внутриполитическую ситуацию в России (поэта интересуют два извечных расклада: художник и царь и власть и общество), при всей ядовитости иных намёков и прямоте других высказываний… не производит впечатления «Философических писем» версии 2.0. Даже на стороннего читателя из социальных низов. У меня осталось от неё прямо противоположное ощущение. Блестяще задуманные и ладно отшлифованные стихи Кибирова – не более, чем бессильное брюзжание человека, недовольного окружающей жизнью, обстановкой в стране, атмосферой в обществе, и чётко осознающего невозможность не то что изменить эти обстоятельства, но даже «обеспокоить» их едким художественно-политическим высказыванием. Лирический герой, а с ним и автор, отдаёт себе отчёт в том, что книга не произведёт ни малейшего воздействия на тех, кому, быть может, адресована. Если предположить, что она адресована «наверх», и что, не исключено, подразумевала команда «Фаланстера», нового «дома политической книги», размещая «Время подумать уже о душе» среди своего ассортимента. Лично я сомневаюсь, что адресаты Кибирова находятся на верху властной пирамиды. 
Скорее, Кибиров обращается к тем, кто так же чувствует и думает, как он – то есть к заведомо узкому (по сравнению с не склонным к рассуждениям большинством) кругу. Каков этот круг? Кто его составляют? «Посвящённые», наделённые мудростью, от которой горе? Или глупцы, перемудрившие сами себя? Кибиров и сам не знает…

Вперёд, без страха и сомненья,
Как нам Плещеев завещал!
Зарю святого обновленья
Он предвещал и обещал.

Но солнце всходит и заходит,
Который уж, который век.
Без устали по кругу бродит
Вперёд и выше человек.
(…)
Опять: «Вперёд, заре навстречу!»
Горячечный лепечет бред…

А за спиною ясный вечер
И тихий невечерний свет. 

Немудрено растеряться, куда идти, когда ожидаешь увидеть зарю впереди – а она, оказывается, сзади… 
Вот эта объективная «неожиданность» и субъективная растерянность и составляют основное художественное содержание «своевременной» книги стихов Тимура Кибирова. Да, это своевременные чувства. А каково их литературное отражение? Симметричное: подавленный разговор с тем, кто захочет услышать, напоминающий беседу шёпотом на кухне на запретные или неприятные темы. 
Полвека назад «записной диссидент» Александр Галич утверждал: 

Но гудит напетое вполголоса, 
Но гремит прочитанное шепотом. 

У него не было сомнений, что тихий «кухонный» разговор слышнее, чем трескотня речей с трибун. Но… уверен ли в этом сегодня Тимур Кибиров? Есть в наши дни «кухонный разговор»? Адекватны ли ему стихи «для понимающих»? По какой причине эти стихи продаются в магазине «элитарной» литературы – политической либо той, что стихи уже сами по себе стали «элитарным чтением»? Сплошные вопросы без ответов…

Елена Сафронова 





Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Сайт журнала после вынужденного простоя опять заработал. В ближайшее время будут вывешены майский, июньский и июльский номера.


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.