Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Авторы номера:

рами гарипов.jpg Рами Гарипов
123. Ким Федоров.jpg Ким Фёдоров
Крюкова1.jpg Елена Крюкова
фото Татьяна Шишкина.jpgТатьяна Шишкина
Артём Колодин.jpg Артём Колодин
лязин.jpgВиктор Лязин
Ямалетдинов.jpg Маулит Ямалетдин
Хрулев.jpg Виктор Хрулёв



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Курумник – каменная река длиной более 3 км
Курумник – каменная река длиной более 3 км Иремель. По маршрутам "Розы ветров"
В тени дубов
В тени дубов Алексей Кудрявцев
13. З014.jpg
13. З014.jpg
Анатолий Чечуха. Трамвайная остановка. 1973
Анатолий Чечуха. Трамвайная остановка. 1973

Публикации
Автор
Сборник

Извините, информация отсутствует

"Хорошо над этим подумай...". Рецензии уфимских школьников на спектакль МТМ "Имени менЯ" "Выхухоль"

№ 6 (199) Июнь, 2015 г.

В апреле 2015 года в Уфе состоялось награждение победителей конкурса театральных рецензий «Мой театр». В нем принимали участие ученики старших классов уфимских школ – писали рецензии на спектакль «Выхухоль» по одноименной пьесе А. Володина.
Мы, творческий коллектив мастерской театральных миниатюр «Имени менЯ», ставили перед собой задачу начать с ребятами диалог – о театре, искусстве, патриотизме. Такая форма общения кажется нам очень важной, ведь школьники – не просто наши будущие зрители, это люди, которые составят творческую и интеллектуальную городскую среду, станут ее реципиентами и донорами.
Написание рецензии на спектакль – дело непростое, особенно для неподготовленного человека. Театр говорит со зрителем порой достаточно сложным языком образов и аллегорий – тут нужно быть внимательным как эмоционально, так и интеллектуально. Нам было очень приятно, что участников конкурса не испугала эта задача. Большинство их работ – живые, честные тексты. Они очень интересны не только как рецензии, но и как портреты самих авторов, содержащие в себе отпечаток их личности; так глиняный кувшин хранит отпечаток не только рук, но и души гончара.
Здесь мы предлагаем вашему вниманию работы победителей конкурса. Приятного знакомства нам всем!
Творческий коллектив мастерской театральных миниатюр «Имени менЯ»


Арина Гирфанова,
МБОУ лицей №123, обладатель Гран-при

* * *
Si vis pacem, para bellum.
(лат. «Хочешь мира – готовься к войне»)

До похода на спектакль «Выхухоль» я не была знакома ни с МТМ, ни с творчеством Александра Моисеевича Володина, поэтому на Екатерину Темнову – режиссера – «пал» нелегкий жребий: всё показать, рассказать, – в общем, «приручить» такого неискушенного зрителя, как я. Ещё до начала спектакля нас предупредили, что «первобытная» «Выхухоль» Володина перенесена в далекое (а может, и не очень) постапокалиптическое будущее, что немного расстроило. В голове сразу сложился образ людей в футуристических космических комбинезонах, с новейшим оружием наперевес и непонятным сленгом. Но тут раскрылся занавес, и меня зацепило. Причем, зацепило окончательно и бесповоротно.
Действие начинается около ямы, из которой самым мистическим (но, как оказалось позже, – более чем прозаическим) образом пропала выхухоль. Именно исчезновение этого маленького зверька приводит в невероятное возбуждение весь род: вместе с ним «теряются» Отец и Мать. Все кричат, ссорятся, всеобщему возмущению нет предела: еще бы, ведь «все голодные, все устали», а главное – начинают думать только о себе. Именно в этот момент, на мой взгляд, по стеклу мирной жизни рода пошла первая трещина. А за ней вторая, третья; тучи сгущаются, конфликт становится острее: одно дело – хранить свои тайны, но прятать чужой скелет в своём шкафу – совершенно иное. В этот момент и начинается «гроза». Первый раскат грома – позорная правда, раскалывающая семью изнутри. Второй – общество, которое скорее примет красивую, но коварную ложь, нежели неудобную правду. Масла в этот и без того не каминный костёр подливает Человек Боя – он объединяет племя – но ради войны, ненужной, непонятной и, в принципе, придуманной. А голос правды, так слабо пробивавшийся сквозь гомон толпы, вскоре и вовсе угасает под очередным раскатом грома. Последний удар – танец боя, и люди (но люди ли уже?) готовятся к войне, ведь «То ли дело – бой. Там всё на виду…».
Когда занавес опущен и в зале включен свет, первый порыв – деловито поднять вверх указательный палец и сказать: «Да, это про политику. И ситуацию в мире. Правда-правда, я всё своими глазами видела… в новостях». Но если удержать себя от такого поспешного решения, через небольшой промежуток времени открываются новые горизонты: ведь этот спектакль про каждого из нас. Наверно, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с такой ситуацией, когда в паре «правда – ложь» нельзя строго выделить светлую сторону. Но возможны и такие ситуации, когда «война» происходит в твоей голове и распадается на куски не отдельная семья или род, а душа человека… Определенно, это гораздо больше, нежели «про политику»
Спектакль держит зрителя в напряжении по ходу всего действия. Удивительно, но разрядка происходит в самые «тяжелые» сцены пьесы: открытые столкновения героев, выплеск агрессии, грубая сила позволяют ненадолго перевести дыхание, чтобы в следующее мгновение вновь замереть в ожидании.
Отдельно хочется отметить работу сценографа и костюмера и сделать это известными словами: «всё гениальное – просто». Зрителю не приходится «пробираться» сквозь заросли реквизита и декораций, чтобы увидеть актеров, те, в свою очередь, не скованны в своих движениях тесными рамками из фанеры и ткани. Нет рамок – значит, нет условностей, а отсутствие последних проявляется в ярких особенностях постановки. Так ожидаемо «мужскую» роль Главы Рода блестяще исполнила Галина Чепурнова. Сильная, уверенная, волевая, несколько резкая в своих движениях – именно такая, какой должна быть Глава в непростые для племени времена.
На сцене много движения: бег, прыжки, замысловатые танцы, перемещение немногочисленного реквизита. Зритель не устает от статичных сцен: здесь их попросту нет, зато есть жизнь и активное взаимодействие героев друг с другом и с окружающим миром.
Интересным мне показалось режиссерское прочтение сцены примирения семьи у ямы: каждый сказал то, что хотели бы услышать окружающие, истинные чувства тонут в гуле толпы, а сам человек увлекается в стремительный водоворот общего хора. Не могу не выделить эпизод разговора Ушастого (Салават Гибаддулин) и Человека Боя (Иван Цыкало). Когда один человек имеет над другим неограниченную власть, а принуждение не кажется уже чем-то неправильным и неестественным, на заднем плане появляется толпа. Именно с её молчаливого согласия чинится несправедливость. Но возможно, что все эти люди больше, чем просто равнодушные зрители, а Человек Боя – больше, чем «диктатор»? В его лице мы можем живо представить себе все общество, запугивающее, загоняющее отдельного человека в клетку условностей, лишающее свободы чувств, совести, а главное – правды.
Одним из спорных моментов для меня была эмоциональная составляющая актерской игры. Порой очень резкие, почти истерические выкрики обескураживали; сложно сказать: было это необходимостью или стоило все же немного «сбавить тон».
Спектакль вызвал у меня неоднозначные чувства. Определенно, знакомство с Александром Володиным и МТМ можно считать удачным. Сложно выделить абсолютно положительные или отрицательные стороны, но совершенно точно могу сказать, что у меня появилось желание посетить театр еще раз. Я получила «то самое», необъяснимое ощущение от просмотра. А значит, творческая группа спектакля смогла меня «зацепить» – разве не это главное?


Ольга Ощепкова,
МАОУ СОШ№35, обладатель первой премии

Кто виноват и что делать? Необходимость отыскать ответы на эти вопросы прочно обосновывается в сознании еще во время просмотра спектакля «Выхухоль», а открытая концовка дает простор мыслительной деятельности, одновременно лишая даже возможности отвлечься от послевкусия постановки.
Объединенными усилиями Александра Володина, автора пьесы, и режиссера спектакля Екатерины Темновой на сцене возникает динамичное, продуманное и удивительно крепко цепляющее за душу произведение искусства. Двухмерная пьеса А. Володина «вырастает», получает третью плоскость, превращаясь в полновесное действо, искусно воссозданное актерской труппой Мастерской театральных миниатюр.
Невозможно не провести параллели между темой спектакля и политической обстановкой, сложившейся в наше время, но рассматривать постановку исключительно с этой точки зрения было бы грубой ошибкой. Ощущение современности призывает не столько задуматься над творящимся в мире, сколько возвращает к истокам, в глубины древности.
«А кто же все мы будем, если начнем врать друг другу? Чем мы будем отличаться от животных?» Беспокойные, живые людские умы ищут ответа на этот вопрос, раз за разом призывая отдельных действующих лиц раскрыть, наконец, правду. Но, что есть правда в их понимании?
Правда – суть мира, то, на чем должно зиждиться общество. Беда лишь в том, что у каждого она своя, и каждая из правд не менее правдива по убеждениям искренне верящего в нее. Таким образом, истинное положение вещей, эта самая Правда, обращается из истины в постулат, в нечто такое, что принимается за истину ввиду будто бы очевидности.
К подобным выводам, кроме самого содержания спектакля, зрителя подготавливает техническая сторона постановки. Хореографические и звуковые решения оригинальны и неожиданны. В этом плане особенно хочется отметить сцену извинений персонажей друг перед другом. Волнообразно двигаясь по сцене и каждый раз забирая одного героя из толпы, актеры удивительно точно передают своеобразную «волну лжи», на которой существует расколотое общество. Также заслуживает внимания реквизит: шесты-палицы, которыми актеры на сцене создают разнообразные звуки, будь то напряженный гул, или – что особенно поражает – сдавливающий, одним своим звучанием принуждающий к подчинению металлический грохот.
Человек Боя (Иван Цыкало) пользуется этим приемом особенно охотно, разрушая, например, резкими ударами шестов идиллию между Ушастым и Ящерицей, а после вынуждая сына Рыжего сражаться. К слову о сражении – драка знающего истину Ушастого с членами содружества также может быть причислена к ряду новаторских решений постановщиков именно за счет своей глубокой символичности.
Говоря об актерах, хочется отметить Регину Утяшеву, невероятно убедительную в роли Ящерицы. Тоскливое «Жить и молчать, Ушастый» по отношению к позорному поступку отца проникает в душу, вызывает бурю эмоций. Кроме того – Иван Цыкало, сыгравший Человека Боя, он по праву может быть назван до дрожи пугающим, а от того восхитительным актером. Ему свойственна удивительная естественность, раскованность на сцене, и, несмотря на бесспорный талант всей группы актеров, его хочется выделить особой строкой.
Несколько раз в ходе спектакля повторялся звучащий из уст разных персонажей призыв: «Хорошо над этим подумай». Относящийся будто бы не к зрителю, он все же обращен в зал. Нам всем стоит крепко поразмыслить над тем, к чему может привести раскол, намечающийся в нашем современном, постиндустриальном обществе, а работа режиссера Е. Темновой – отличный для этого повод.

Ангелина Князева,
МБОУ лицей №123, обладатель второй премии

Острые проблемы морали и нравственности, вопросы личного выбора, долга и ответственности, – это, казалось бы, можно обсуждать всю жизнь, но так и не облачить сотую часть всех мыслей в слова. Однако режиссёру Екатерине Темновой о многом удалось поговорить со зрителями в своём пятидесятиминутном спектакле «Выхухоль» по пьесе Александра Володина.
Очень сложно говорить об идейном содержании спектакля, когда тот охватывает едва ли не всю человеческую жизнь, рассказывает о самой сути людского общества. Разговор в постановке не о политике или войнах и даже не о голоде, который терзал героев всё время, а о том, как ведут себя в сложных условиях люди. Именно люди, несмотря на «звериные» или вовсе неопределённые, но, тем не менее, говорящие имена персонажей, которые являются собирательными образами. Режиссёр с помощью актёров рассказывает нам о негласных правилах общества – «жить и молчать». Спектакль, в отличие от пьесы, адаптирован для современной аудитории: действие из доисторических времён было перенесено в постапокалиптический современный мир. Однако в каком бы веке всё не происходило, главными и неизменными ценностями остаются доверие, честность, благородство, семья и братство.
Своей игрой актёры всерьёз заставляют переживать за героев, пусть ты и прочитал пьесу загодя. Действительно пугает жестокая циничность Человека Боя (Иван Цыкало): то, как порой вкрадчиво, а в другую секунду уже рыча и беснуясь, он говорит с Ушастым (Салават Гибаддулин). Порой обидно было за Большого Лба (Марат Сарваров), располагавшего к себе с искренней добротой и простотой. Он смотрел на мир с неизменной улыбкой на губах. Хорошо была заметна сыгранность творческой труппы. Очевидно, что актёры уверенно ощущали себя на сцене.
Несмотря на то, что в распоряжении режиссёра имелась сравнительно небольшая сцена, он умело распорядился тем малым, что было дано ему. Аскетичность проявилась во всём: в светооформлении, костюмах артистов, декорациях. Сами актёры принимали активное участие в создании звукового сопровождения – они хлопали, стучали, топали. Всё это в целом создавало атмосферу, тяжёлую, напряжённую, но приковывавшую к себе внимание зрителя. Такую, которая соответствовала спектаклю.
Постановка заставляет смотреть, не отвлекаясь, слушать, запоминать и, главное, думать, а это дорогого стоит. Спектакль метафоричен и очень объёмен, но не по времени, которое он идёт, а по необъятной глубине той мысли, что режиссёр в нём заключил.


Эльза Рахматуллина,
МБОУ СОШ№ 17, обладатель третьей премии

Александр Моисеевич Володин – сценарист, драматург, поэт. Пьесы-притчи впервые возникают в его драматургии в середине 1970-х годов. Именно тогда в свет выходит одна из пьес трилогии о первобытных людях – «Выхухоль». В это небольшое произведение писатель сумел вместить очень многое. Но сейчас речь пойдет не о произведении: все наши мысли сконцентрируются на одноимённом спектакле.
Премьера спектакля А.М. Володина в мастерской театральных миниатюр «Имени менЯ» состоялась в прошлом году, но и сегодня постановка не теряет своей актуальности. Теперь непосредственно о самом спектакле в постановке режиссера Екатерины Темновой, который мне удалось посмотреть в УГАТУ.
В первые минуты просмотра возникает непонятное чувство: кажется, тебя привели туда уже в середине действия или вообще под самый конец. Но потом начинаешь понимать то предупреждение, которое сделал режиссер в начале, обращаясь к зрителям. На секунду мне действительно захотелось ничего не слушать и не смотреть, а просто погрузиться в свои мысли подальше от «скучного» и непонятного представления, которое тем временем творилось на сцене. Но что-то меня остановило. Может быть, удивленные лица людей, сидящих вокруг, или актёры, загадочную игру которых пытался распутать мозг? Не знаю, но дальше становилось интереснее.
Безусловно, в центре всех дискуссий от начала до конца спектакля находилась выхухоль. Вроде бы это просто зверёк, но именно из-за него разворачиваются самые неожиданные события. В самом произведении скрыто глубокое, иносказательное значение. Несмотря на то, что речь идет о первобытных людях, в настоящее время общество беспокоят те же самые вопросы, и вспыхивает борьба по тем же причинам, что и у героев пьесы, только более тотальным.
Думаю, режиссёр хотел не только поразить зрителя оригинальностью постановки и аллегоричностью языка, но и передать свою мысль-предостережение современному зрителю. По мере просмотра понимаешь, что и сегодня на мировой арене главы государств диктуют условия, исходя из тех же принципов, которых придерживаются герои спектакля. Ясно, что сюжет многогранен, и у каждого своё представление о добре и зле, поэтому сначала трудно понять, кто какие идеи отстаивает. Однако постепенно всё разъясняется.
Одним из ярких моментов пьесы является эпизод, в котором Ушастый разговаривает с Большим Лбом, пытаясь выяснить истину. В племени многие считают последнего недоразвитым, он очень обидчив и бросается в драку, если на него падает подозрение. Когда Ушастый начал требовать рассказать правду о том, что видел Большой Лоб, тот сразу дает жесткий отпор. Эта сцена не оставляет зрителя равнодушным, так как является одной из самых сильных по эмоциональному накалу. Думаю, здесь стоит обратить внимание не только на само действие, но и на игру актёров: нет любительского разгильдяйства, есть вера и истовость. В тот самый миг, когда Большой Лоб схватил Ушастого за горло, глаза актёра, исполняющего роль Большого Лба (Марат Сарваров) наполнились ненавистью, эмоциональное напряжение достигло наивысшей точки. Большой Лоб в пьесе является промежуточным звеном, осторожным человеком, который боится рассказать о том, что видел Рыжего, когда чинил свою сеть, и своим молчанием усиливает раскол. Он как бы хочет остаться в стороне, не ввязываться в конфликт, поэтому старается убежать от всех посторонних расспросов. Невольно вспоминаются слова Л.Н. Толстого о том, что все преступления в этом мире творятся с молчаливого согласия равнодушных. И трусливых – как бы заключает автор пьесы.
Также впечатляющим был эпизод с Человеком Боя и Ушастым. Человек Боя в разговоре с Ушастым насильно заставляет его признаться в том, что Рыжий якобы убил когда-то скорпионов ударом палицы. Человек Боя хочет пробудить в людях своего племени гнев и ярость против тех, кто, скорее всего, вообще не имеет никакого отношения к данной ситуации. Палка, которой он все время грозно постукивает, символизирует власть и безжалостность Человека Боя. Резкие удары палки пугают зрителя и звучат как набат, предупреждая о грядущей катастрофе. Человек Боя требует мести, он хочет войны и использует малейший повод для разжигания вражды между двумя родами. Знакомая ситуация, не правда ли?
Хорошо справилась со своей задачей и Айгуль Султанова, исполнявшая роль Черепашки. Мне кажется, само слово «черепашка» уже говорит о том, что актриса должна быть маленькой и неприметной, какой и оказалась. Но внешних данных для исполнения роли маловато будет, важнее передать характер. А он был не так прост, как кажется на первый взгляд. Черепашка была милой, надоедливой. Вечно она появлялась не вовремя, любила подслушивать, в общем, действительно показала себя как маленькое, надоедливое и жалкое существо, пытающееся защитить любимого Ушастого. В ней есть одна сила – сила любви, но для огромного мира этого недостаточно.
Если говорить о сценографии спектакля, то тут негусто. На актёрах особо примечательных костюмов, перевоплощающих их в первобытных людей, не было. Да и вообще декорации, как таковые, отсутствовали. На сцене стояли три скамейки, и на этом всё. Можно подумать, что этим постановщики упустили нечто важное, так как оформление сцены и костюмы порой сами по себе создают атмосферу, которая лучше помогает погрузиться в пространственно-временной фон действия. Однако мне представляется, что подобный минимализм не случаен. Режиссёр намеренно скуп в сценических атрибутах, чтобы не отвлекать нас от главного – игры актёров и раскрытия авторской мысли. Постановщик хочет сказать нам, что происходящее на сцене вне исторического времени и места. То, что случилось с племенем, может случиться и с нами. Конфликт может разгореться в любой точке планеты в любой момент. Это большой повод для размышлений о том, что нас ждёт.
После просмотра спектакля остаются смешанные чувства – тревога за наше общее будущее и надежда на то, что люди задумаются и научатся отстаивать добро, истину и справедливость в нашем жестоком и беспощадном мире. 

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


кого затопит.jpg
Вся информация здесь!


лонг.jpg
Республиканский детский литературный конкурс «Моя классная жизнь», проводимый журналом «Бельские просторы», Объединением русских писателей Союза писателей Республики Башкортостан совместно с ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» при участии и поддержке: Агентства по печати и массовой информации РБ, · Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, ·  подходит к финалу. Напоминаем, что в этом году тема конкурса называлась "Под стук колес".
Лонг-лист конкурса:

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.