Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Авторы номера:

Шалухин.jpg
Станислав Шалухин
Вахитов Салават.JPG
Салават Вахитов
абдуллина_предпочтительно.jpg
Лариса Абдуллина
михаил магид.jpg
Михаил Магид
Света Иванова.JPG
Светлана Иванова
Маслова Анна.jpg
Анна Маслова
полина ротштейн.jpg
Полина Ротштейн
Кондратьев.jpg
Сергей Кондратьев
Валерий Абдразяков.jpg
Валерий Абдразяков
Романова.JPG
Римма Романова



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Северные амуры.jpg
Северные амуры.jpg
1_DSC_3487А.jpg
Свастика
Свастика
1
1

Публикации
Cотрудник библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы

Любовь к отеческим гробам

№ 5 (198) Май, 2015 г.

О возрождении культуры памяти в работах уфимских историков и писателей

Нужно ли говорить с современной молодёжью о смерти? Иногда кажется, что она и без того в переизбытке информирована об этом предмете. Но эта информация, полученная зачастую из компьютерных игр, триллеров и боевиков, формирует у юной аудитории слишком лёгкое отношение к человеку и его уходу из жизни. В результате в молодёжной среде растёт число суицидов и преступлений с летальным исходом. Выход из этой ситуации, как нам кажется, видится в возрождении религиозно-нравственных традиций народов нашей республики. Недавно в библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы прошла презентация новых книг по культуре памяти для будущих учителей, а ныне студентов 1-го и 4-го курсов Института филологического образования и межкультурных коммуникаций, организованная вузовской библиотекой, кафедрой русской литературы БГПУ и редакцией журнала «Бельские просторы». На этой встрече писатель Салават Вахитов и автор этих строк пытались донести до юной аудитории ценность каждой человеческой жизни и чувство подлинного уважения к памяти предков.

Многие из нас со школьной скамьи помнят строчки А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них нам целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.

Как видим, для нашего неустаревающего классика «любовь к отеческим гробам» была основой нравственной состоятельности человека. Важную роль в его жизни и творчестве играл Святогорский монастырь, стоящий в пяти километрах к югу от Михайловского в центре посёлка Святые Горы. Монастырь был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного. Ещё дед А.С. Пушкина О.А. Ганнибал был жертвователем в монастырскую казну, и он первым из Ганнибалов-Пушкиных был здесь же похоронен. Центром монастыря является Успенский собор.
По преданию, в монастыре была келья, в которой Пушкин работал над «Борисом Годуновым». В алтарной части Успенского собора был похоронен младший брат поэта Платон, умерший в Михайловском в 1819 году. После кончины поэта 29 января 1837 года близкие Александра Сергеевича вспомнили, что он не раз говорил о желании быть похороненным рядом с Михайловским, а когда в апреле 1836 года привозил сюда хоронить мать, то внёс в монастырскую казну деньги, откупив себе место рядом с могилой матери. Они настояли на том, чтобы его прах отвезли в Псковскую губернию.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

В 2015 году в петербургском «Своём издательстве» по инициативе уфимского историка Р.Н. Рахимова вышел сборник «Уфимский некрополь», составленный и отредактированный доктором исторических наук М.И. Родновым. В сборнике, посвящённом изучению истории уфимских дореволюционных кладбищ, основное внимание уделяется православным некрополям, но отдельные статьи посвящены мусульманскому и еврейскому кладбищам. Помимо этого здесь же содержатся краткие сведения о старообрядческом, римско-католическом и лютеранском погребениях. Уникальность данного сборника состоит в том, что в нём впервые в историографии собраны материалы по кладбищам Уфы и соседним населённым пунктам.
В статье М.И. Роднова «Уфимский некрополь» дан глубокий обзор истории изучения кладбищ в Российской империи и в современной России. Отдавая дань благодарности первопроходцу широкомасштабного проекта описания кладбищ по всей России, великому князю Николаю Михайловичу Романову, автор статьи с болью пишет о советском периоде намеренного уничтожения дореволюционных кладбищ как части культурной политики пролетарского государства. В Уфе в советское время были полностью уничтожены Старо-Ивановское и Успенское кладбища, а затем и Ново-Ивановское. Трагической оказалась и судьба историков, занимавшихся данной тематикой. В 1919 году Президиум ВЧК приговорил Н.М. Романова к расстрелу. Несмотря на ходатайство Академии наук и М. Горького, Ленин подтвердил приговор с формулировкой: «революция не нуждается в историках» . В результате подобных акций данная тематика почти исчезла из области научного изучения, и лишь в постсоветский период историки вновь вернулись к этой проблеме.
В настоящее время в Российском историческом архиве хранятся два тома сведений по кладбищам Уфимской губернии. На основе анализа рапортов, исполненных в 1909 году, автор статьи делает вывод о формальном, а часто и недобросовестном отношении приходского духовенства к поручению Святейшего Синода и уфимской Консистории. В 1910 году после смены благочинного градо-уфимских церквей был организован повторный сбор сведений по уфимским кладбищам, оказавшийся более результативным. На основе данных, собранных в 1909–1910 годах, автор статьи приводит сведения по городу Уфе и ближайшим селениям о лицах, погребённых при местных церквах и на кладбищах.
В статье уфимского краеведа Я.С. Свице анализируются сохранившиеся надгробные памятники при церквах и музеях Уфы. На основе остатков могильных памятников с уничтоженных в ХХ веке уфимских кладбищ автор статьи вводит в научный оборот новые сведения о представителях старинных уфимских дворянских родов Смирновых, Тетеревниковых, Колокольцовых; герое Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенанте Е.И. Гладышеве; почётном гражданине города Уфы, хранителе и старосте Крестовоздвиженской церкви Т.П. Козлове.
Известный уфимский краевед, старший научный сотрудник Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия, историк православных храмов Уфимской губернии П.В. Егоров с большим знанием дела рассказывает в своей статье об истории спасения надгробных памятников Уфы. Автор статьи отдаёт дань благодарности уфимскому священнику о. Валерию Мохову, начавшему в лихие 90-е годы дело возрождения разрушенных храмов и кладбищ. Благодаря усилиям этого подвижника, в ограде Богородице-Уфимского храма начал формироваться некрополь из старинных надгробий. В статье приводятся сведения из картотеки краеведов Г.Ф. и З.И. Гудковых о надписях на надгробных камнях, обнаруженных в основании памятника В.И. Ленину, сооружённому в 1924 году на углу улиц Коммунистической и Ленина. К сожалению, около 1999 года все эти могильные плиты «из-под Ленина» пропали. В настоящее время приютом для спасённых надмогильных памятников стал Дом-музей С.Т. Аксакова, где хранится шесть плит, найденных уфимскими краеведами.
О судьбе еврейского кладбища Уфы рассказывает в своей статье краевед, член Союза журналистов РФ и РБ Э.А. Шкурко. В конце ХIХ века, когда численность еврейской общины в Уфе стала достаточно большой, на средства общины была приобретена 1 десятина земли на месте нынешней котельной по бульвару Ибрагимова, где и было открыто еврейское кладбище. Позже оно вошло отдельным участком в состав Ново-Ивановского кладбища. В середине ХХ века при сносе Ново-Ивановского кладбища останки наиболее известных и почитаемых лиц уфимской еврейской общины были перезахоронены на новом месте. Как пишет Шкурко, «самым необычным, но в полном соответствии с еврейской традицией, было захоронение на старом еврейском кладбище около 500 религиозных книг <…>, предпринятое членами общины в конце 1940-х гг. из опасения конфискации литературы “органамиˮ. Но при сносе кладбища найти книги не удалось» .
Об истории мусульманского кладбища дореволюционной Уфы поведал в своей статье кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН М.Н. Фархшатов. Статья начинается с краткого обзора литературы по данной теме. На основе анализа архивных документов автор статьи датирует время основания мусульманского кладбища в Уфе началом 1830-х годов. В работе уделяется значительное внимание попытке переноса мусульманского кладбища на новое место в 1890-е годы в связи с тем, что границы города вплотную подошли к территории кладбища на крутом склоне реки Белой, нарушив существовавшие в империи санитарные нормы. Однако 26 октября 1893 года Уфимская городская дума, заслушав доклад специальной комиссии, постановила возбудить ходатайство об оставлении мусульманского кладбища на старом месте. После соответствующих юридических процедур Уфимское губернское правление поручило губернскому врачебному инспектору ещё раз осмотреть это кладбище в присутствии представителей городских властей. В результате осмотра 25 мая 1894 года появился ценный исторический документ, проливающий свет на некоторые важные детали этой территории. Окончательное положительное решение о сохранении кладбища на прежнем месте было принято лишь в 1896 году Медицинским департаментом МВД Российской империи.
Тему этой статьи логически продолжает справочник уфимского писателя Салавата Вахитова «Литераторские мостки мусульманского кладбища г. Уфы», вышедший в издательстве «Вагант» в 2011 году и ставший первой книгой об уфимском некрополе в нашей стране. Этот проект был первоначально задуман в 2009 году как своеобразный путеводитель для желающих посетить место захоронения башкирских и татарских писателей, отдать дань их памяти, возложить цветы. Но в процессе работы в архивах и библиотеках автор осознал культурную значимость этого проекта, его воспитательную ценность: «… кладбища не столько хранят в себе память о прошлом и об ушедшей культуре, сколько характеризуют уровень её современного состояния. А отношение к кладбищу является показателем зрелости общества, так как невозможно понять традиции народа, проникнуться его культурой, не посещая старинные захоронения» .
Составитель справочника в предисловии приводит отдельные аяты из сур Корана, отражающие отношение к смерти у мусульман: «Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Сура «Пророки», 21:35) . Примечательно, что на мусульманском кладбище похоронены многие известные башкирские и татарские писатели ХХ века разных политических убеждений и эстетических позиций. Но все они легли в одну землю под сенью общей веры.
В справочнике представлены материалы о тридцати пяти захоронениях литераторов, расположенных по алфавиту фамилий. О каждом писателе приводится краткая биографическая справка, а рядом помещены портреты писателей и фотографии их надгробий.
Данная публикация является лишь прологом большой работы по составлению «Литературной карты Уфы». А мусульманское кладбище хранит ещё немало загадок и тайн, ждущих своих исследователей. При надлежащем внимании и заботе со стороны общественности и городских властей оно может стать со временем одним из историко-культурных центров столицы Башкортостана.
Кандидат исторических наук, доцент Казанского федерального университета Н.А. Фёдорова опубликовала интересный материал о судьбе единственного уроженца Уфимской губернии Николая Матвеевича Любимова, возглавившего Казанский императорский университет в труднейшие годы Первой русской революции 1905 года. Его ранняя трагическая смерть в феврале 1906 года вызвала потрясение и глубокую скорбь у друзей и сослуживцев. В памяти учеников и коллег Николай Матвеевич остался чутким и заботливым врачом для пациентов любого достатка, выдающимся учёным-медиком России, талантливым и честным руководителем высшей школы.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН (Екатеринбург) С.В. Голикова посвятила свою статью захоронениям детей на уфимских кладбищах. Её статья начинается с цитаты из «Детских годов Багрова-внука» уроженца Уфы С.Т. Аксакова, передающей состояние матери, боровшейся за жизнь своего ребёнка и испытавшей горечь его потери. Высокая младенческая и детская смертность в ХIХ – начале ХХ веков приводила к широкому наполнению уфимских кладбищ детскими могилами. Автор статьи на основе архивных документов анализирует основные причины детской смертности в начале ХХ века. Помимо бездушной статистики автор рассматривает нравственно-религиозное отношение русского народа к смерти детей: «… смерть детей до 7 лет относилась к числу положительных случайных смертей, считалась знаком Божьей милости: Бог забирал к себе по особому расположению, в избавление земных тягот или возможных грехов. <…> Умерших детей называли угоднички Божии, крещёные ангелы, считалось, что на небесах они молились за своих родителей. Совсем как в “Эпитафии младенцуˮ А.С. Пушкина.

В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца» .

Память – это любовь к ушедшему. Беспамятство – тяжкий грех, вызывающий окаменение и смерть души. Стараясь не думать о смерти, чтобы не травмировать свой внутренний мир, люди оказываются не готовыми к переходу в мир иной, к которому нужно быть собранным и морально, и физически. Поэтому не случайно, что все мировые религии с древнейших времён культивировали тему смерти и загробного мира.
Однажды, отвечая на вопрос, с чего начинается человек, известный грузинский философ Мераб Мамардашвили ответил: «С плача по умершему». Там же, где кладбища многие годы стоят в разрухе и запустении, где на их месте возводятся увеселительные заведения, а сами похороны превращаются в развлекательные шоу, человек заканчивается, а народ превращается в толпу обывателей.

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера, 23 мая, редакция журнала "Бельские просторы" посетила Шаранский район, встретилась с библиотекарями и побывала на празднике Славянской письменности.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg


В течение двух дней в Белорецком районе проходили встречи с писателями, редакторами ведущих журналов и газет республики. От журнала «Бельские просторы» в встречах принимали участие заместитель главного редактора Светлана Чураева и редактор отдела прозы Игорь Фролов. 18 мая творческий десант принял участие в музыкально-поэтическом мероприятии для отдыхающих и коллектива санатория «Ассы». 19 мая гости прибыли в город Белорецк, где для них была подготовлена большая программа. Встречи проходили в нескольких школах и библиотеках. Заключительное мероприятие состоялось в школе №1.

Чураева Белорецк.jpg

Светлана Чураева знакомит читателей Белорецка с новинками журнала "Бельские просторы"

белорецк.jpg

Писатели РБ возлагают цветы к бюсту А. С. Пушкина

ф и ч белорецк.jpg

Игорь Фролов и Светлана Чураева среди читателей



Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.