Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Тайная музыка невозможного

…Когда-то я пытался убить в себе сочинительство, чтобы жить как все нормальные люди. Заставлял себя не сочинять, но через некоторое время стихи просто произносились. Потом махнул рукой, приняв это как пожизненную неизбежность, как свой крест. И только теперь, когда лучшая часть жизни позади, с отчётливой, щемящей болью сознаю, что это всё-таки то самое дело, которое действительно люблю и единственно по причине которого и стоит хотя бы терпеть меня на этой Земле…

Станислав Петрович Шалухин (1952–2002) родился в Уфе. Работал преподавателем, журналистом. Последнее место работы – редактор отдела поэзии журнала «Бельские просторы»



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Купальни у дер. Ольшины
Купальни у дер. Ольшины
Выемка на 613 версте
Выемка на 613 версте
Ноябрь. Не подходить!
Ноябрь. Не подходить!
Взлет. Пастель (2003)
Взлет. Пастель (2003) Игорь Тонконогий

Публикации
Cотрудник библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы

Как мы снимали кино. О студии учебного телевидения БГПУ им. М. Акмуллы

№ 2 (195) Февраль, 2015 г.

В последнее время стало модным снимать на видеокамеры или мобильные устройства своих родных и близких, поездки на отдых, дни рождения, свадьбы, забавные сценки с животными и всевозможные происшествия. Нередко эти сюжеты удостаиваются чести транслироваться в Интернете и средствах массовой информации. Но есть и другая ипостась видеотворчества, доступная далеко не всем, но, возможно, имеющая больше шансов на светлое будущее. Речь идёт о любительском кино, переросшем в новые времена в связи с развитием техники в любительское видео.
Зародившись в период оттепели, этот вид народного самодеятельного творчества дал свои первые ростки в нашей республике в 1960–1970-е годы в форме вольных студенческих кинороликов и организованных государством народных киностудий. В силу общей политической апатии и единства советской культуры эти два направления кинолюбительства мало чем отличались друг от друга. Просто в одних случаях снимались студенческие капустники или тусовки, а в других – крепкие фильмы о героях войны и труда. Качество съёмки, раздельный звук и допотопный линейный монтаж не позволяли большинству авторов выходить за рамки простейшей самодеятельности, хотя в узких кругах кинолюбителей ходили легенды о подвижниках, снимавших свои фильмы годами при свете свечей и вытворявших со своими простенькими камерами акробатические номера.
Справедливости ради следует отметить, что в поздние советские и постсоветские времена кинолюбительство в Башкирии было представлено такими яркими режиссёрами, как Юрий Бельский и Ренард Хантимиров, поднявшими этот вид народной самодеятельности на достойную профессиональную высоту. При этом разница между их лучшими фильмами и профессиональным кино состояла лишь в том, что их работы не финансировались государством. В остальном их фильмы почти ничем не уступали продукции государственных студий.
В Башкирском пединституте организатором учебного телевидения стал начальник лаборатории КИТСО (комплексного использования технических средств обучения) Эдуард Александрович Выжанов. Благодаря его настойчивости и организаторским способностям, в новую структуру удалось привлечь в качестве режиссёра преподавателя физики Ирину Павловну Бабикову, обладавшую высокой эрудицией и культурой, двух молодых операторов – Василия Бажанова и Рустема Сакаева, а также весельчака и балагура, фотографа Валерия Шахова. Было закуплено оборудование, которое везли через всю страну, подготовлены помещения, и процесс пошёл. В первые годы своего существования студия снимала учебные и научные фильмы для нужд института. Потом возникла потребность попробовать свои силы в игровом и документальном кино.
Первой встречей с другим любительским кино для нас был Всесоюзный фестиваль любительских фильмов в Липецке в 1987 году, куда мы привезли свой фильм об Аксакове «Живые корни» киностудии БГПИ. На этом форуме был представлен широчайший диапазон фильмов от «Инвольтации по Босху», воскресавшего оккультные обряды насылания порчи и даже смерти с помощью киноряда «оживавших» картин великого художника, до добротных работ по рассказам В. Шукшина и А. Платонова.
Вернувшись в Уфу, мы организовали в 1988 году мини-фестиваль любительских фильмов по произведениям В. Распутина. Участников фестиваля особенно порадовал фильм московского кинорежиссёра Фёдора Куйбиды по рассказу «Рудольфио». Это же произведение поставила киногруппа «Бумеранг» из Уфы, костяк которой составляли студенты БГУ.
В те годы душой кинолюбительства в БГПИ был кинооператор Рустем Сакаев. Все его называли Рустик, поскольку он был милым и общительным человеком, заядлым спортсменом, исколесившим на велосипеде полстраны. Благодаря ему, летом 1988 года состоялась фольклорная экспедиция студентов филфака БГПИ в Николо-Берёзовку, которая до революции была религиозно-просветительским центром северо-западной части Уфимской губернии. Именно сюда в начале ХХ века дважды приезжала великая княгиня Елизавета Фёдоровна, а в ХVIII веке – императрица Екатерина II. В годы Гражданской войны здесь побывали Фёдор Раскольников, Лариса Рейснер, Надежда Крупская и другие известные исторические деятели. К моменту нашего приезда жители старой части Николо-Берёзовки были переселены в новый посёлок, их дома снесены, а исторические места готовились к затоплению водами Камского водохранилища. Рустик торопился увековечить на свою кинокамеру уцелевшие купеческие особняки из красного кирпича, подобные тем, что стоят в историческом центре Уфы на улице Ленина. В советское время в них размещались административные учреждения, общеобразовательная и марийская школы, а в годы перестройки эта улица пустых, но по-прежнему крепких домов, производила жуткое зрелище. И эта улица вела к самому высокому храму на территории нашей республики – Никольской церкви, которая тоже была пуста, а дорога к ней заросла густым бурьяном. Следов же соседних монастырей найти было уже невозможно. Рустик снимал остатки бывшего парка с вековыми деревьями, здание бывшего детского сада и тёмные воды широкой Камы. У нас была задумка при монтаже картины сделать наложение и представить этот затерянный мир ушедшим под воду, подобно граду Китежу. В старой части Нефтекамска Рустик снимал заброшенную Касёвскую церковь, стоявшую возле автобусной остановки. Внутри неё паслись телята жителей частного сектора, и густым слоем валялись разбитые пивные и водочные бутылки.
Вернувшись в Уфу, Рустик переключился на два новых проекта: создания студенческой мультипликационной студии на базе филфака и съёмок игрового фильма по рассказу Юрия Аракчеева «Праздник». Первые шаги этого автора в литературе поддержал классик городской повести Юрий Трифонов. В рассказе действовало тринадцать персонажей, как и в знаменитой тайной вечере. Герои рассказа собрались отдохнуть и повеселиться в тёплой дружеской компании, но получили от взаимного общения лишь скуку, раздражение и ощущение пошлости всего происходившего. «Кто из нас Христос, а кто Иуда?» – этот вопрос из рассказа Аракчеева стал пророческим не только для героев фильма, но и для всего российского общества в последующие годы. Благодаря энергии Рустика, нам удалось собрать достойный актёрский состав: историка и барда Айрата Утяшева, ведущую актрису студенческого театра БГПИ «Сочинение» Елену Колобову, многолетнего директора театра-студии БГУ «Гротеск» Игоря Мешкова, поэта Михаила Зимина, будущего актёра и режиссёра Андрея Шестакова и других. Яркой кометой блеснула в фильме жена Ю. Шевчука, студентка актёрского отделения УГИИ Эльмира Бикбова. Она приходила на репетиции со своим маленьким сыном Петром, который сидел у неё в рюкзаке или спал, пока мы разбирали роли. К удивлению скептиков фильм удалось завершить, но для его понимания рядовыми зрителями пришлось ввести авторский комментарий, с которым справился Игорь Мешков. Главной идеей этой картины стала мысль о том, что если людей не объединяет любовь, то её место занимают либо насилие, либо пошлость.
Гораздо драматичней сложилась судьба мультстудии. Костяк её составили студенты худграфа во главе с Аликом Гарафутдиновым, а размещалась она на филфаке, что и вызвало со временем конфликт из-за помещения. В 1989 году мультипликация даже по сравнению с игровым кино была делом исключительно трудоёмким. Для съёмок даже минутного мультфильма на кинокамеру требовались десятки, а то и сотни однотипных рисунков, которые ещё нужно было снять в нужном ракурсе и при нужном освещении. В те годы студенты ещё не были избалованы видеокамерами и компьютерным монтажом, поэтому юные художники принесли в мультстудию множество оригинальных и интересных проектов, но довести их до конца было крайне сложно. На Рустика, как отца-основателя студии, посыпались жалобы преподавателей на то, что он занял помещение, необходимое для занятий, студенты там неизвестно чем занимаются, а никаких фильмов нет. Кончилось тем, что студию выдворили из БГПИ. Алик Гарафутдинов окончил курсы режиссёров-мультипликаторов в одной из стран СНГ и несколько лет мыкался по Уфе со своей мультстудией, так и не создав ничего выдающегося. Но ведь в те годы и вся наша профессиональная мультипликация пребывала в коматозном состоянии. Лет через десять я узнал, что Алик вынужден был уйти из мультипликации и переключиться на оформление конфетных коробок, чтобы содержать жену и ребёнка.
А Рустику через год после этих событий сделали сложную операцию. Но он не унывал и был полон новых творческих проектов. В 1992 году он, как стойкий оловянный солдатик из сказки Андерсена, сгорел от рака. Вслед за ним ушла из жизни и Эльмира Бикбова, не успевшая сыграть в своём первом спектакле в театре кукол. Её памяти был посвящён спектакль «Журавлиные перья». А мы через несколько лет из рабочих материалов, снятых Рустиком в Николо-Берёзовке, смонтировали на кабельном телевидении фильм «Камская Атлантида» и посвятили его памяти нашего оператора.
Отсчёт второго этапа любительского кино в БГПИ можно начать с 1986 года, когда появились два фильма: игровой «Свидание хотя и состоялось, но…» по раннему рассказу А.П. Чехова и документально-публицистический «Живые корни» об аксаковских местах в Башкирии и Оренбуржье. Оба фильма делались на голом энтузиазме сотрудниками библиотеки и КИТСО.
На чеховский фильм проводился кастинг актёров. Если на роль Гвоздикова сразу был выбран ведущий актёр университетского театра «Гротеск» Борис Курчатов (по образованию физик, родственник создателя советской атомной бомбы), то на роль главной героини претендовали три актрисы из разных любительских театров. В результате долгих проб наш выбор пал на выпускницу физмата БГПИ Ирину Кузнецову. Съёмки проходили несколько месяцев в Уфе, в киностудии и на реке Дёме. Через двадцать пять лет вернувшаяся в Уфу Ирина Кузнецова «встретилась со своей юностью» на юбилейном показе фильма в рамках чеховских дней в Доме-музее С.Т. Аксакова.
Съёмки фильма «Живые корни» проводились в аксаковских местах Уфы, Белебеевского района Башкирии и Бугурусланского района Оренбургской области. Все эти места съёмочная группа проехала на поездах, попутных машинах, конных повозках и прошла пешком. Монтаж фильма в те времена проходил не с помощью компьютера, а на специальном столе с бобинами. Плёнку резали ножницами и склеивали специальным клеем, а потом прогоняли на кинопроекторе. При этом изображение и звук шли раздельно, и их совмещение было головной болью той поры. Всю эту работу проделала замечательный режиссёр КИТСО Ирина Павловна Бабикова. В результате фильм «Живые корни» стал призёром Всесоюзного конкурса любительских фильмов в Архангельске в 1988 году.
Последующие двадцать лет любительское кино в БГПИ / БГПУ существовало благодаря терпению и хозяйственности кинооператора Василия Бажанова. Василий Васильевич, как его уважительно называют в вузе, проходил службу в пограничных войсках на Тихоокеанском флоте. И в трудные годы для учебного телевидения его работоспособность и надёжность помогли сохранить эту структуру в нашем вузе. В 2001–2004 годах ему удалось получить поддержку Министерства образования РБ и выпустить учебные видеопособия по культуре Башкортостана для школ республики. За эти годы студией учебного телевидения БГПУ были подготовлены видеопособия на русском и башкирском языках о народном поэте Башкортостана Рами Гарипове, писателях Сергее Аксакове и Анатолии Генатулине, башкирских музыкальных инструментах, а также скульпторе Сосланбеке Тавасиеве, писателе Степане Злобине и драматурге Мустае Кариме, воспевших – в скульптуре, прозе и драматургии – национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Для осуществления этого проекта Василию Васильевичу пришлось карабкаться с видеокамерой и штативом на сакральную гору Мышагыр в Учалинском районе Башкирии, снимать воспоминания сына С. Тавасиева в подмосковном Абрамцеве, в дождливый день под зонтиком умудриться запечатлеть Ахтырскую церковь, принадлежавшую князьям Трубецким и сохранившуюся только благодаря тому, что в ней в 1960-е годы создавался памятник Салавату Юлаеву. Главным успехом этого проекта было то, что было подготовлено шесть видеопособий, каждое тиражом 2000 экземпляров на кассетах VHS, которые через учебный коллектор были доставлены в школы всех районов нашей республики.
В 2000 году Василий Васильевич невероятными усилиями добился, чтобы вуз приобрёл для учебного телевидения дорогостоящую станцию нелинейного монтажа, на которую пригласил и лично обучил работать видеоинженера Татьяну Абрамову. За четырнадцать лет своей работы она настолько освоила эту технику, что сейчас к ней приезжают за советами и помощью видеооператоры со всей Уфы.
В 2003 году к 75-летию заведующего кафедрой общего языкознания, профессора Т.М. Гарипова был снят фильм «Неутомимый», рассказывающий о его жизни и научной деятельности. В 2005 году состоялась поездка киногруппы в Миякинский район, где прошли съёмки видеофильма «На родине Акмуллы» о башкирском поэте-просветителе, имя которого было присвоено нашему вузу. Через несколько лет студенты музыкального отделения Института педагогики БГПУ сняли новый фильм на основе стихотворения Акмуллы «Назидания», которое они положили на оригинальную музыку, написанную в стиле рэп и пропетую студентами института. В 2010 году Василий Васильевич, как бывший морской радист и радиолюбитель с большим стажем, создал фильм к юбилею уфимского радиоклуба «На заре радиолюбительства», в котором успел запечатлеть воспоминания старейших радиолюбителей города Уфы. В 2011 году вышел видеофильм «Аксаковская копеечка» памяти известной уфимской журналистки Тамары Нефёдовой. В этом фильме были использованы рабочие материалы видеосъёмок, которые Тамара Ивановна готовила к несостоявшейся презентации своего грандиозного проекта «Родина Аксакова». Все эти фильмы в противовес господствовавшей тогда на телевидении тенденции не развенчивали своих героев ради повышения рейтинга и дешёвой сенсационности, а прежде всего, искали в них светлые черты, образ и подобие Божии.
Во второй половине нулевых годов на филологическом факультете БГПУ открылось отделение журналистики. Практические занятия для будущих тележурналистов проводились в только что построенном для студии учебного телевидения обширном подвальном помещении. Здесь наконец-то появился съёмочный павильон с тканевым хромакеем для совмещения нескольких изображений в одной композиции. Под руководством Бажанова, директора Центра культуры БГПУ Элеоноры Шамильевны Файзуллиной и вузовских преподавателей был запущен пилотный проект студенческого телевидения «Большая перемена». Планировалось готовить еженедельные интерактивные телепередачи о жизни вуза и студенческих проблемах с последующим показом на больших переменах в столовых и фойе главных учебных корпусов университета.
В 2007 году студенты худграфа БГПУ Александр Тимирбаев, Азат Шарипов и Руслан Каримов создали видеофильм «74-81… История в лицах», посвящённый первому поколению худграфовцев, который был представлен в пилотном выпуске «Большой перемены» в форме беседы с авторами фильма о традициях факультета и проблемах их сохранения и развития.
Из этой студенческой телестудии вышли Иляна Аминова и Светлана Чушкина, создавшие учебное видеопособие о первых профессиональных библиографах Башкирии А.А. Черданцеве и М.В. Амирове. Студентка филфака Юлия Абдуллина начинала в студенческой студии как диктор. Окончив вуз и поработав несколько лет в музее С.Т. Аксакова, она перешла на телеканал ЮТВ, где в качестве сценариста и режиссёра подготовила для проекта «Мой город» выпуски, посвящённые истории улицы Я. Гашека, паркам И. Якутова и М. Гафури, стадиону «Труд», Нижегородке, Дёмскому району, железнодорожному вокзалу и другим местам. Эти воскресные 30-минутные выпуски пользуются успехом у уфимского зрителя кабельного телевидения.
В 2012 году лаборатория методологии и методов гуманитарных исследований, возглавляемая доцентом кафедры всеобщей истории и культурного наследия БГПУ Татьяной Леоновой, после года кропотливой работы с рукописями в историческом архиве РБ, силами студентов нескольких факультетов БГПУ, преподавателей и музейных работников создала научно-популярный фильм «Провинциальная усадьба в 1812 году». С видеомонтажом этой сложной исторической реконструкции блестяще справилась Т. Абрамова. «Провинциальная усадьба» была удостоена престижной Аксаковской премии, получила первое место в конкурсе студенческих проектов и личный грант НИИ киноискусства (ВГИК).
За тридцать лет работы студии учебного телевидения было отснято бесчисленное множество открытых уроков и лекций почти во всех уголках Башкирии, защит диссертаций, международных и региональных научных конференций, круглых столов, встреч с интересными людьми, спортивных соревнований, концертов. Но поскольку у вуза катастрофически не хватало площадей для учебных занятий, сначала выбросили на помойку фотоархив Шахова, а в 2013 году при сносе гаражей за вторым учебным корпусом на нескольких самосвалах увезли на городскую свалку огромный киноархив Бажанова. Старый боцман мужественно пережил и этот жизненный шторм, но уникальная кинолетопись вуза на долговечных плёночных носителях была утрачена навсегда.
Сейчас телевидение БГПУ переживает третье рождение в структуре пресс-службы вуза, возглавляемой кандидатом филологических наук Ольгой Михайловой. Неотъемлемой частью этого подразделения является учебное телевидение, в задачи которого входит освещение жизни вуза посредством новостийных сюжетов и съёмок документально-публицистических видеофильмов по актуальным проблемам. Два тёплых, информативно насыщенных и динамичных фильма к 90-летию Чишминской школы № 2 и 60-летию ректора БГПУ, профессора Р.М. Асадуллина были созданы по сценарию и режиссуре выпускницы факультета башкирской филологии, ныне редактора пресс-службы Васили Атауллиной. К 70-летию со дня рождения писателя Михаила Чванова был подготовлен фильм «Колокола Михаила Чванова», состоящий из воспоминаний людей из ближнего круга писателя, которые учились с ним в школе, преподавали ему русскую литературу на филфаке БГУ, работали с ним много лет в музее Аксакова и участвовали в Аксаковском движении. Главная мысль фильма состоит в том, что колокола Михаила Чванова звонят по навсегда уходящему из нашей жизни русскому крестьянству, но при этом они рождают в наших душах не тоску и уныние, а надежду на новое возрождение России и всего Русского мира, поскольку русские для Чванова – это понятие не этническое, а глубоко нравственное.
Нужно ли сегодня любительское кино при том переизбытке визуальной информации, которая ежесекундно обрушивается на нас с компьютерных мониторов, экранов телевизоров, мобильников, планшетов, айфонов, айпадов и прочих занятных устройств? Думается, что да. Потому что при всём переизбытке информации люди всегда испытывали голод на честное и мудрое слово, на добрый взгляд и приветливый жест, на любовь и участие к их проблемам и нуждам. А это слово можно сказать не только в храме, на митинге, в газете, журнале, блоге или в книге, но и средствами любительского кино.

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


ги.jpg Гали Ибрагимов
Шакур Рашит.jpg Рашит Шакур
chvanov.jpg Михаил Чванов
максим васильев.jpg Максим Васильев
Тимиршин.jpg Радиф Тимершин
Kazerik.jpg Георгий Кацерик
bochenkov.jpg Виктор Боченков
Ломова.jpg Юлия Ломова


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.