Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Тайная музыка невозможного

…Когда-то я пытался убить в себе сочинительство, чтобы жить как все нормальные люди. Заставлял себя не сочинять, но через некоторое время стихи просто произносились. Потом махнул рукой, приняв это как пожизненную неизбежность, как свой крест. И только теперь, когда лучшая часть жизни позади, с отчётливой, щемящей болью сознаю, что это всё-таки то самое дело, которое действительно люблю и единственно по причине которого и стоит хотя бы терпеть меня на этой Земле…

Станислав Петрович Шалухин (1952–2002) родился в Уфе. Работал преподавателем, журналистом. Последнее место работы – редактор отдела поэзии журнала «Бельские просторы»



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Купальни у дер. Ольшины
Купальни у дер. Ольшины
Выемка на 613 версте
Выемка на 613 версте
Ноябрь. Не подходить!
Ноябрь. Не подходить!
Взлет. Пастель (2003)
Взлет. Пастель (2003) Игорь Тонконогий

Публикации
Cотрудник библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы

У истоков южноуральского краеведения. Рецензия

№ 12 (193) Декабрь, 2014 г.


Рецензия на сборник: Историко-краеведческие исследования на Южном Урале в ХIХ – начале ХХ вв. / сост. М.И. Роднов. Уфа, 2014. 182 с.

Сборник «Историко-краеведческие исследования на Южном Урале в ХIХ – начале ХХ века», составленный доктором исторических наук М.И. Родновым, является первым опытом научно-исследовательских работ в рамках реализации проекта «Формирование южноуральской историографии в XIX – начале XX вв.: от источников к краеведению и профессиональной науке». Целью данной работы является введение в научный оборот забытого в советскую эпоху богатого наследия южноуральского краеведения.
По своей структуре сборник состоит из введения, четырех персональных и одного группового разделов. Заслугой составителя сборника являются отбор и научная систематизация таких источников, которые дают представление не только о внешних исторических событиях, но и о внутренних, побудительных мотивах как отдельных людей, так и целых сословий и этносов. Тексты каждого из авторов персональных разделов (В.В. Зефирова, М.В. Лоссиевского, Н.В. Ремезова и И.И. Меньшова) обладают ярким индивидуальным стилем и особым отношением к описываемым событиям. В случае Зефирова – это яркие картины жизни народов Башкирского края, граничащие порой с художественными произведениями. Своим языком, стилем и общим мировосприятием этот краевед близок к мемуарно-автобиографической прозе своего выдающегося современника С.Т. Аксакова. Письма об уфимской жизни Лоссиевского, опубликованные впервые в «Русской газете» в Москве в 1877 году, представляют собой типичный образчик мелкобуржуазного взгляда на действительность. Если писатели и краеведы дореформенного периода обращали свое внимание на героизм и типичность описываемых ими людей, а также на красоту и величие местной природы, то в корреспонденциях Лоссиевского из Уфы звучит один унылый мотив: рост цен, страх перед природными катастрофами, вечная грязь и бескультурье. Думается, что грязи на уфимских улицах во времена Аксакова и Зефирова было не меньше, но они еще были способны видеть сквозь нее красоту Божьего мира, а в пореформенный период большинство пишущих захватили идеи позитивизма, когда грязь под ногами и пустой кошелек не позволяли взглянуть на вечное небо. Впрочем, этнографические заметки Ремезова демонстрируют иной подход к унылой капиталистической действительности, поскольку образ жизни почти не затронутых цивилизацией народов Башкирского края давал для этого обильный материал. В более поздней работе златоустовского краеведа Меньшова звучат нравоучительные народнические мотивы.
Введение в научный оборот подобных источников заставляет задуматься о двух путях развития отечественной историографии, наиболее ярко представленных в своих новейших истоках в позициях А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева. Возобладавший в нашей историографии рационально-материалистический подход, противоречащий мысли Ф.И. Тютчева о том, что «умом Россию не понять», пышным цветом расцвел в ХХI веке в трудах авторов, группирующихся вокруг «Нового литературного обозрения», возглавляемого сестрой олигарха Ириной Прохоровой. Этот метод, получивший название антропологического, точнее было бы назвать антропоцентрическим, поскольку ставит человека в центр всего мироздания, что резко искажает восприятие исторических событий. Самой точной оценкой этого мировоззрения является чеканная формула одного из святых старцев, в последнее время часто повторяемая нашими современниками: «Жестокая правда без любви есть ложь». Последним ярким образчиком подобного подхода может служить первая книга «История российского государства» популярного либерального писателя Бориса Акунина. Тексты Лоссиевского и целый ряд других источников, публикуемых в сборнике, дают наглядное представление о провинциальных истоках этого направления.
Еще одной несомненной удачей сборника является публикация работ краеведов «второго эшелона», разбросанных по страницам губернских изданий. Их редкие публикации создают тот историографический фон, на котором особенно хорошо заметны все взлеты и падения краеведов «первого ряда». Собранные вместе, они дают представление о взглядах широкой аудитории на прошлое и настоящее башкирского края.
Особую ценность сборнику придают источники, в которых более смело и психологически достоверно, чем в официальной историографии того периода представлена тема русского фронтира. В России, в отличие от США, не сложилось мощного историко-литературного направления, отражающего жизнь и философию культурного пограничья между народами Южного Урала. Поэтому публикуемые в этом сборнике источники частично восполняют этот пробел.
Вместе с тем введение и вступительные главки к разделам не дают общей картины южноуральской историографии второй половины ХIХ – начала ХХ века. Представленные в сборнике краеведы никак не соотносятся с работавшими в это же время и в тех же местах зачинателем уфимской литературы, редактором приложения к «Оренбургским губернским ведомостям» И.П. Сосфеновым, историком-краеведом, археологом, этнографом и журналистом Р.Г. Игнатьевым, врачом, экономистом, историком и статистиком Н.А. Гурвичем и другими. Вероятно, составитель сборника посчитал, что эти имена слишком хорошо известны в узких профессиональных кругах, поэтому ссылки на них загромоздили бы текст. Однако такие умолчания создают нежелательные подозрения в тенденциозности составителя, поскольку непонятно: откуда к концу заявленного в сборнике периода появился целый спектр непримиримых идеологий, в том числе связанных с историей? Неужели в южноуральской историографии означенного периода не было консервативного, лево-радикального и других направлений?
Отдельную проблему представляет соотношение русской историографии той поры с национальными историографиями других народов России. В представленных источниках в разных ракурсах представлен взгляд русского человека на быт и уклад башкир, татар, марийцев и других народов башкирского края. Но для объективности общей картины необходимо хотя бы упоминание о том, что тюркские и финно-угорские просветители той поры оставили не менее яркие описания жизни своих народов и русских людей на Южном Урале.
В целом первый выпуск данного сборника является серьезной заявкой на новый этап изучения региональной историографии Южного Урала, свободного как от идеологических шор, так и от ведомственной ограниченности. Надеемся, что он станет незаменимым подспорьем для всех, занимающихся историей и культурой башкирского края.

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


ги.jpg Гали Ибрагимов
Шакур Рашит.jpg Рашит Шакур
chvanov.jpg Михаил Чванов
максим васильев.jpg Максим Васильев
Тимиршин.jpg Радиф Тимершин
Kazerik.jpg Георгий Кацерик
bochenkov.jpg Виктор Боченков
Ломова.jpg Юлия Ломова


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.