Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации

Игорь Серафимович Вайсман родился 29 июля 1954 года в Стерлитамаке. Окончил биологический факультет БашГУ. Лауреат Республиканского конкурса культорганизаторов (1987 г). Проза, в том числе сатирическая, и публицистика И. Вайсмана регулярно печатается в журнале «Вилы», «Бельские просторы», газетах «Истоки» и «Экономика и мы» и в коллективных сборниках. Член Российского союза писателей.

Хроника уфимской литературной жизни

№ 12 (193) Декабрь, 2014 г.

Самый перспективный уфимский прозаик Игорь Савельев временно выбыл из литературного процесса, решив самолично осуществить полет на планету Плутон. Это, по его мнению, даст уникальный материал для очередного романа. 
А литературная жизнь башкирской столицы идет своим чередом.
Очередной бестселлер Эдуарда Байкова и Всеволода Глуховцева «Преисподняя-7» уже 99 недель удерживает первое место в рейтинге самых продаваемых книг в России, Белоруссии, Украине, Эфиопии и островах Фиджи. Авторы, еще недавно проводившие отпуска на своих дачных участках, теперь шикуют на Гавайях.
Поэтесса и художница Марианна Плотникова победила сразу в двух международных конкурсах красоты: «Миссис Поэзия» и «Миссис ИЗО». Ее портрет под названием «Хитрые глазки» пополнил коллекцию «Лувра».
Трагедия Галарины «Как я воспитывала свою дочь» полтора года не сходит со сцены российских театров. Зрителям рекомендуют брать с собой полотенца, так как носовых платков недостаточно для утирания обильных слез.
По сообщениям зарубежных информационных агенств, уфимский поэт Гремио отправился автостопом в Африку, где его съел крокодил. 
– Вы обо мне еще услышите! – любил повторять коллегам этот поэт. И в самом деле – услышали!
А Игорь Савельев летит на Плутон. 
Уфимские поэты Алексей Кривошеев и Мансур Вахитов вошли в Top-100 лучших поэтов России.
Поэт, драматург, прозаик и переводчик Айдар Хусаинов написал одновременно на четырех языках новый роман «Башкирский развратник». По мнению критики, он значительно превосходит его же «Башкирского девственника», как и предпоследний роман «Безкультур-безмультур».
Самая многообещающая, впрочем, есть и противоположное мнение – никому ничего не обещающая – молодая поэтесса София Незабвенная неожиданно для всех стала именоваться… София Барановская.
А Игорь Савельев продолжает бороздить просторы Космоса.
Поэт и публицист Александр Залесов близок к осуществлению своей давней мечты – Уфа все больше и больше становится похожей на Центр. «Мир покоится на трех шурупах» – эти слова автор концепции «Уфацентризм» выбрал в качестве своей эпитафии.
сriticessa разнесла в пух и прах 999 поэтов и сделала ходячими анекдотами 666 прозаиков. После чего стала писаться с большой буквы: Criticessa. А также заказала себе прижизненную статую на главной городской площади, взамен невостребованного памятника бывшему вождю.
Прозаик Игорь Фролов добился поистине фантастического успеха – в 20-й раз подряд победив в литературном конкурсе «Прокруст», проводимом журналом, в котором он работает.
А Игорь Савельев все в своей ракете, все летит, все туда же.
Возрожденное издательство «Вагант» издало 12-томное собрание сочинений поэта Дмитрия Масленникова. Примечательно, что весь тираж был продан в первый же день. В планах директора издательства Салавата Вахитова собрания сочинений и других уфимских авторов.
По случаю 80-летия Игоря Вайсмана, журнал «Бельские просторы» наконец-то решился опубликовать его произведение – самую маленькую миниатюру из всего написанного юбиляром. Одновременно был зафиксирован рекорд – самый низкий гонорар в истории журнала.
Поэт, прозаик, драматург, музыкант, шоумен и супермен Рустем Нуриев в процессе употребления нескольких ящиков портвейна «777» написал авангардистско-абсурдистский роман-эпопею, лирическо-порнографическую пьесу и цикл философско-пофигистических романсов для безголосого вокала. Параллельно он был объявлен лауреатом семи крупных конкурсов и получил престижную премию «За вклад в отечественное искусство». Обо всем этом уфимский гений узнал из теленовостей, так как сам ничего не помнит, а денежную премию нигде не может найти.
Ну, а Игорь Савельев все летит на свой Плутон.
Романист Александр Иликаев грандиозно отметил свое 75-летие. Он не только издал очередной, 50-й роман серии «Уфимская комедия», но и покончил с холостой жизнью. По словам писателя, его избранница, Рита-18, превзошла все созданные им женские персонажи вместе взятые.
Вчера культура Башкирии понесла невосполнимую утрату. На 110-м году жизни скончался известный писатель, неизменный редактор журнала «Бельские просторы» Юрий Горюхин. До последнего дня он активно работал и нырял в прорубь. Причиной смерти стал укус щуки во время очередного ныряния. 
Многострадальная улица, называвшаяся до последнего времени именем Ахмет-Заки Валиди, наконец-то получила постоянное название. Отныне она именуется улицей Вадима Богданова. На ее пересечении с улицей Ленина установлен памятник писателю. Его автор решил задачу нетривиальным способом – без статуи и бюста. Это композиция из повседневных вещей поэта и прозаика: компьютера, очков, авторучки, фляги с коньяком, курительной трубки и бутылки вина. Через несколько дней после установки памятника, неустановленные лица довершили композицию, прикрепив к ней черную бороду.
А Игорь Савельев летит на Плутон. Все суетятся, чего-то добиваются, что-то теряют, к чему-то стремятся, набивают шишки, кидаются из стороны в сторону, начинают и бросают. И только Игорь Савельев всегда верен себе, он знает что делать, он тверд, как скала. «Все течет, все изменяется…», – сказал древний грек. Все, да не все! Игорь Савельев себе не изменяет.
ОН
ЛЕТИТ
НА ПЛУТОН.

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.