Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Авторы номера:

Шалухин.jpg
Станислав Шалухин
Вахитов Салават.JPG
Салават Вахитов
абдуллина_предпочтительно.jpg
Лариса Абдуллина
михаил магид.jpg
Михаил Магид
Света Иванова.JPG
Светлана Иванова
Маслова Анна.jpg
Анна Маслова
полина ротштейн.jpg
Полина Ротштейн
Кондратьев.jpg
Сергей Кондратьев
Валерий Абдразяков.jpg
Валерий Абдразяков
Романова.JPG
Римма Романова



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Северные амуры.jpg
Северные амуры.jpg
1_DSC_3487А.jpg
Свастика
Свастика
1
1

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Поэзия: что нового?. Владимир Савельев

№ 10 (191)Октябрь, 2014 г.

С зоилом спорить не пристало 
Любимцу ветреных харит.
И. Иртеньев.

Нетрибунный человек. К 80-летию Владимира Савельева (1934–1998). Воспоминания, стихи, фотографии. – Москва, 2014.

В этом году исполнилось бы 80 лет со дня рождения Владимира Семёновича Савельева, поэта и переводчика, выпустившего в советское время пятнадцать книг поэзии и одну – прозы («Пчёлка золотая»), а также свыше тридцати книг переводов с языков народов СССР, первого Первого секретаря Союза писателей Москвы с момента его образования в августе 1991 года.
Вдова Владимира Савельева, известная поэтесса Татьяна Кузовлева (с чьей книгой «Мои драгоценные дни» я знакомила читателей в своей рубрике; см.: «БП». № 3. – 2014), подготовила книгу «Нетрибунный человек» к его «юбилею». Презентация книги была проведена в рамках вечера памяти Владимира Савельева в сентябре 2014 года в ЦДЛ. Всем гостям вечера книга раздавалась «в подарок» от ушедшего.
Книга построена как «портрет поэта»: совмещает автобиографию Владимира Савельева, его романизированную биографию, написанную Татьяной Кузовлевой, воспоминания близких и друзей об этом человеке, личный фотоархив, лучшие стихи Владимира Семёновича, стихи, посвящённые ему, и даже пародии на два его текста. Это всестороннее «представление» автора тому, кто о нём мало знает. Большинства участников вечера памяти эта формулировка никак не касалась: на него пришли люди, хорошо знавшие, ценившие и любившие Владимира Семёновича. Пожалуй, я оказалась самой «далёкой» от него участницей мероприятия.
Книга «Нетрибунный человек…» вышла невеликим тиражом. «Великие тиражи» в отношении поэтических или просветительских книг сегодня, увы, нонсенс. И всё-таки я хочу представить эту книгу в нашей рубрике поэтических новинок, имея в виду возможность, что она попадёт в руки молодым литераторам, не заставшим ни советское, ни перестроечное время. Более того – я бы очень хотела, чтобы «нынешнее поколение» литераторов с нею – и с её главным героем – познакомилось, и вот почему.
В России уже несколько лет идут разговоры о создании единого закона, определяющего юридический статус, права и обязанности как творческих союзов, так и лиц творческих профессий. И пусть пока эта законодательная работа далека от завершения, а в понятиях и критериях «согласья нет», можно предположить, что в формировании творческих союзов и юридическом оформлении статуса писателя будет задействован советский опыт. Ведь именно при СССР Союз писателей был и общественной силой, и «материальной базой» для состоявших в нём персон, а деятельность «по линии союза» – наиболее широко представленной. Одним словом, сегодня кажется – есть благие примеры «организации» писателей, на которые стоит ориентироваться. Но не всё так просто, и во внешне благополучном СП СССР дремали внутренние противоречия, приведшие к тому, что в 1991 году единый писательский союз (вместе с «союзом нерушимым») раскололся на несколько групп – по политическим убеждениям, по творческим воззрениям, по отношению ко времени и себе. И обо всех этих причинах и следствиях можно прочитать, пусть не исчерпывающе, но в общих чертах, в книге «Нетрибунный человек». Сегодня как нельзя более актуально знание всех, не только «парадных» сторон писательских объединений. Тем более – полученное от людей авторитетных, много лет «варившихся» в этих котлах, а соавторы «Нетрибунного человека» из их числа.
Помимо самого Владимира Савельева и составителя сборника Татьяны Кузовлевой, тут вещают писатели, члены Союза писателей Москвы, – Леонид Жуховицкий, Кирилл Ковальджи, Светлана Петрова, Валентин Резник, нынешний Первый секретарь СПМ Евгений Сидоров, публицист, в прошлом политический деятель, ныне руководитель Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов. Посмертно «говорят» Римма Казакова, сменившая Владимира Семёновича на посту Первого секретаря СПМ и занимавшая этот пост до собственной кончины в 2008 году, Юрий Черниченко, Валентин Оскоцкий и даже Роберт Рождественский – в книге использовано предисловие знаменитого «шестидесятника» к «Избранному» Владимира Савельева («Художественная литература», 1984). Но в нём, закономерно, только о творческой манере автора: «Владимир Савельев – поэт интересный. И голос его – искренний и взволнованный – отчётливо различим среди других поэтических голосов. А это очень важно. Ибо, если твой голос слышен, значит, обязательно есть и эхо, есть отклик, ответ на то, о чём ты пишешь, ради чего ты живёшь на Земле».
Владимира Савельева, судя по этапам его писательской биографии, легко бездумно окрестить «литературным функционером». Во-первых, ещё в 1978 году по просьбе Риммы Казаковой, тогда секретаря СП СССР по пропаганде, он стал её заместителем и помощником. Во-вторых, в 1991 году возглавил вновь созданный Союз писателей Москвы. Казалось бы, лепи ярлык, не задумываясь! – человек, мол, был плоть от плоти литературной «системы» и пользовался всеми её преимуществами и благами!.. Что греха таить, в секретари писательских организаций, при всём их бесконечном дроблении и почти полной утрате административного и материального ресурса, до сих пор «пробиваются», порой идя по головам вчерашних друзей, не опасаясь замарать себя интригами и подлостями… Раз люди так стремятся к подобным должностям, значит, знают, что с них можно получить! – вывод резонный. И потому я бы вновь настоятельно посоветовала всем прочесть книгу о Владимире Савельеве «Нетрибунный человек». Название подобрано отнюдь не случайно, не ради красного словца. Многими респондентами здесь сказано, что Владимир Савельев являл собой именно такой человеческий тип, редкостную уходящую натуру – не говоруна с трибуны, а тихого, не стремящегося быть заметным труженика, решающего рутинные вопросы, пробивающего своим усердием казавшиеся глухими бюрократически стены. Особенно в 90-е, когда всем стало не до писателей, а Савельев «выхаживал» помещение для СПМ, пытался отстоять существование издательства «Московский рабочий», где выпускались книги хороших современных авторов – прозаиков Ю. Нагибина (посмертно), А. Курчаткина, поэтов Б. Окуджавы, Б. Чичибабина, пародиста А. Иванова, а также остросовременная публицистика. Принимал в Союз писателей Москвы молодёжь, талантливую, не «не замечаемую» функционерами из СП СССР, и писателей, прошедших сталинские лагеря, давно реабилитированных, но по каким-то странным причинам до самых 90-х годов не сумевших вернуть себе писательские билеты. Четверо реабилитированных из пятерых получили «корочки», пятый, пока тянулась бюрократическая волокита, умер, билет вручили его вдове… Благодаря усилиям Владимира Семёновича, СПМ не только удержался, но и приобрёл вес и авторитет в культурных сферах России. А главное – Владимир Савельев ничего не сделал лично для себя!.. В его библиографии после 1990 года книг не значится. До самой смерти он не мог? Не хотел? Считал неверным? – выпустить собственную книгу. Зато коллеги Владимира Семёновича были ему настоящими товарищами, хотя чаще «писательская дружба» звучит как оксюморон и прикрывает откровенную вражду и обмен гадостями… Обе посмертные книги – сборник стихов 2002 года «Вдох и вы…» и нынешняя «Нетрибунный человек» выпущены при участии Фонда СЭИП. Такой запоздалый и трогательный знак внимания и благодарности…
Итак, книга о Владимире Савельеве – ценный источник информации о «писательском цехе», о юридических и финансовых проблемах, сопряжённых с «творческим братством». Его выразительный портрет показывает, что работа секретаря СП – отнюдь не синекура – если, конечно, относиться к ней не как к «кормушке». Всё это своевременно… кроме, боюсь, таких натур, как Владимир Семёнович. Он писал:

…я собственной власти страшусь над другими
Не меньше, чем власти других над собой.

Но многие ли разделят эту гипертрофированную совестливость?
…Сын военного, погибшего под Смоленском в первые месяцы войны, Владимир пережил тяжелейшую эвакуацию из Сталина (Донецка) в Поволжье с матерью и сестрой, участь «беспаспортного» колхозника, которую он победил тем, что самовольно уехал в Астрахань и поступил в Астраханское речное военизированное училище (его приняли за отличные оценки на вступительных экзаменах), несколько лет работал бригадиром котельщиков на Саратовском судостроительном заводе. Безукоризненная биография «выходца из рабочей среды», меж тем, не привила ему «советского» образа мыслей. Об этом красноречиво свидетельствует небольшая подборка стихов в книге – составитель Татьяна Кузовлева выбрала самые характерные для её мужа поэтические послания:

Отцу

Ты в рост распрямлялся под пули
в минуты смертельных атак,
А я, если надо, смогу ли
подняться гражданственно так?

И дзотам, и рожам оскаленным
решусь ли навстречу я встать
и крикнуть не это – «За Сталина!»,
а честное – «Так вашу мать!»?

Реанимируемой ныне практике «путать» любовь к родине с любовью и почитанием её правительства (или даже правящего индивидуума) Владимир Савельев противопоставляет собственную гражданскую позицию. Родину он любит, этого не скрывает и декларирует, что служит ей:

Служу России

Читаю книгу внуку своему
о Божьей силе.
Взываю к сердцу внука и уму –
служу России.

И легкость ощущаю, и тоску,
и тягу к сини.
Любой минутой на своем веку
служу России.

Более того, поэт отчётливо осознаёт, что он плоть от плоти своей страны и ему без неё не жить:

Здесь мне в глаза плеснуло небом.
Здесь русина моих волос
от ковылей, кипящих немо,
от снежных вьюг да от берёз.

Здесь я в войну мальчонкой выжил,
в болячках весь, в порезах весь.
Я здесь люблю и ненавижу –
и в землю лягу только здесь.

Но при всей самоотверженной любви к Отчизне Владимир Савельев не согласен с её правительством и политикой:

Память о 1968-м…

Как братства прежнего останки,
свершая большевистский суд,
в броне уральской наши танки
по Праге с грохотом ползут.

Заветам Ленина в угоду
ползут – и гусеницы их
мою надежду на свободу
на древних плющат мостовых.

В этом стихотворении кроется ответ на вопрос, который может возникнуть у современного читателя: каким образом «почвенник» по манере творчества Владимир Савельев поддержал идею отделения Союза писателей Москвы от «патриотического лагеря», возглавил этот союз, слывший «демократическим», и даже поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 42-х» в поддержку Ельцина.
Известно стихотворение Владимира Савельева, где он призывает человека просить прощенья у природы и народа («у бедолаг всея Руси, у работяг всея планеты»):

Проси прощенья у воды,
в морях и то подзамутнённой.
Проси прощенья у звезды,
как пыль в небо занесённой.

…У всех зверей, лесов и рек,
у ночи – днём, у дня – средь ночи
проси прощенья, человек,
проси, потупив долу очи…

Но ни в каком стихотворении и ни в какой прозаической либо дневниковой записи Владимир Савельев не просит прощения за тот поступок в октябре 1993 года. Он поступил тогда так, как ему диктовала совесть.
Впрочем, внимательно прочитавший книгу «Нетрибунный человек» вряд ли задастся вопросом, какие политические взгляды исповедовал «почвенник» Савельев. В биографии Савельева много ярких эпизодов, показывающих, что он не принадлежал к когорте воспевающих власть писателей, не старался шагать с властью в ногу. В 1963 году, например, он опубликовал в заводской многотиражке «Металлургстрой» Новокузнецкого Металлургического комбината два заведомо «непроходных» стихотворения Анны Ахматовой: «Один идёт прямым путём…» и «Что войны, что чума! – конец их виден скорый…». Этой публикации предшествовало знакомство Ахматовой и Савельева, которому способствовал Борис Слуцкий, передавший Владимиру Семёновичу, что знаменитая поэтесса похвалила его стихотворение:

Не месяцу и звёздам, а туману
препоручая эти полчаса,
я загодя прикармливать не стану
с тяжёлой цепи спущенного пса… –

балладу в романтическом духе, напоминающую «кавказские» стихи Лермонтова. Савельев позвонил Ахматовой, получил приглашение в гости и предложил напечатать её стихи в журнале «Сельская молодёжь», где он тогда заведовал отделом поэзии. Ахматова усомнилась, что это реально, Савельев настаивал и получил два текста. Естественно, в журнал они, Ахматова «угадала», не прошли. Зато прошли в заводской многотиражке, и этой публикацией Анна Андреевна гордилась, записала её в свою рабочую тетрадь наряду с другими.
Почти десять лет спустя Владимир Савельев оказался в более серьёзной конфронтации с государственной идеологической политикой, когда, будучи, на минутку, секретарём партбюро поэтов, голосовал против исключения Булата Окуджавы из партии. Булата Шалвовича намеревались покарать таким образом за то, что у него вышла книга прозы во Франции, то есть за то, что он «посягнул на престиж и устои СССР». Изъятие партбилета перечёркивало всю карьеру писателя. Голоса «за» и «против» исключения из партии разделились поровну, голос Савельева «против» оказался решающим. С перевесом в один голос Булат Окуджава остался членом КПСС. Зато эта же угроза нависла над «непокорным» Савельевым. Спустя несколько лет его удостоили «публичной порки» за стихотворение «На лыжах»:

Положась на зыбкую опору
снега, палок, норовистых лыж,
я упрямо поднимаюсь в гору –
ты с горы навстречу мне летишь.

Оттенённая голубизною,
ты летишь дразняще и светло.
И трепещет шарфик за спиною,
словно неокрепшее крыло.

…У висков моих взбухают вены,
на щеках гуляют желваки.
Но да будут днесь благословенны
каждый вскрик твой.
Каждый взмах руки!

Эта весёлая зимняя картинка удостоилась упрёков в мелкотемье, безыдейности и пошлости аж в главной газете страны – «Правде», на что партийное руководство СП обязано было отреагировать. Из партии Савельева не исключили, но очередную книгу в издательстве «Советский писатель» на несколько лет «придержали». Советовала бы принять эту коллизию к сведению тем, кто сегодня идеализирует советские писательские союзы и идеологическое руководство литературным процессом!..
На сегодняшний взгляд, фигура Владимира Савельева неоднозначна, не укладывается ни в какие схемы, которыми мы склонны «поверять» прошлое. Это правильно: и прошлое намного сложнее, чем показывают идеологи, и человек, как правило, не «чёрно-белый», не плоская картонная фигурка, а целая Вселенная, исполненная противоречий, внутренних сомнений, тревог, нравственных метаний. Что касается настоящего, так тут поводов для выбора едва ли не больше.
Творчество Владимира Савельева, архаичное, по меркам поэтического мейнстрима XXI века, упорно «традиционное», избегающее словесных «наворотов» и слишком вычурных метафор, берущее силой, тяжестью сказанного, эдакой «солью земли», не встраивается в прокрустово ложе шаблонов. А кто их создал, эти шаблоны, выстроил схемы для поэтов? Кто придумал «закон», согласно которому, если ты любишь свою Родину и гордишься ею, то обязан писать об этом патетические стихи в рамках классического, если не кондового, стихосложения? Кто и зачем увязывает поэтику и политику в узел «единства формы и содержания» и делает выводы об идейном облике поэта на основании его стилистики?.. Не глупость ли – искусственное формирование таких параллелей?..
О том, что всякие установки и ожидания проигрывают перед порядком вещей, Владимир Савельев поэтически говорил:

Добро и зло в открытом человеке
между собою как бы заодно.
С оврагами бок о бок реки, реки,
теснясь, приходят под моё окно.

Сплошным потоком рушатся мне в душу
слова собраний и слова поэм.
Я, всех согревший, сам дрожу от стужи.
Я, всех простивший, не прощён никем.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера, 23 мая, редакция журнала "Бельские просторы" посетила Шаранский район, встретилась с библиотекарями и побывала на празднике Славянской письменности.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg


В течение двух дней в Белорецком районе проходили встречи с писателями, редакторами ведущих журналов и газет республики. От журнала «Бельские просторы» в встречах принимали участие заместитель главного редактора Светлана Чураева и редактор отдела прозы Игорь Фролов. 18 мая творческий десант принял участие в музыкально-поэтическом мероприятии для отдыхающих и коллектива санатория «Ассы». 19 мая гости прибыли в город Белорецк, где для них была подготовлена большая программа. Встречи проходили в нескольких школах и библиотеках. Заключительное мероприятие состоялось в школе №1.

Чураева Белорецк.jpg

Светлана Чураева знакомит читателей Белорецка с новинками журнала "Бельские просторы"

белорецк.jpg

Писатели РБ возлагают цветы к бюсту А. С. Пушкина

ф и ч белорецк.jpg

Игорь Фролов и Светлана Чураева среди читателей



Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.