Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации
Вахитов Рустем Ринатович - родился 16 октября 1970 года в Уфе. Окончил Башгосуниверситет. Кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии БГУ. Публиковался в газетах «Вечерняя Уфа», «Советская Башкирия», «Истоки», «Советская Россия», в журналах «Юность», «Арион», «Бельские просторы».

Советский император

Рассказы

 

Притча

 

Я – очень старый раб. Но дом, в котором я служу, еще старше. В нем служили мой отец, отец моего отца, и его отец и дед, и их отцы и деды.

Дом этот очень большой. Здесь трудятся десятки рабов и еще в несколько раз больше в саду около дома. Приказчики указывают им: где и что прибрать и как себя вести, чтоб не разгневать Хозяина.

Хозяин не такой, как мы. Это Он построил дом, и этот дом стоит уже много веков, тогда как дома, которые строим мы, жалкие рабы, рушатся через десятилетие. Хозяин насадил сад, где веками зреют фрукты, питающие нас. Только ухаживай, и никогда не будешь знать голода. Хотя это, конечно, лишь в теории, на деле сборщики фруктов всегда живут впроголодь, а лучшие плоды достаются Главному Приказчику и его охране. Деревья хозяйского сада никогда не портятся и – что самое удивительное – не гибнут. Они не знают неурожаев, их яблоки и груши не грызет червь и не срывает ураган. Мы привыкли к тому, что они плодоносят и будут плодоносить всегда. Среди нас есть ученые рабы. Они пытались сами вырастить хоть несколько таких деревьев. Но у них, конечно, ничего не получилось. Это естественно – что мы такое по сравнению с Хозяином, построившим для нас этот теплый дом и насадившим этот вечно цветущий сад? Лично меня не удивляет, что Хозяин живет уже шесть тысяч лет и старше любого из нас. Сад и дом тому порукой.

Правда, Хозяина никто из нас не видел. Говорят, что, когда еще не родился отец моего отца, Хозяин заходил как-то в нашу часть дома, где живут слуги. Но пробыл Он здесь недолго, потому что не все Его узнали и некоторые приказчики, обозвав Его самозванцем, жалким лакеем, который решил изобразить из себя Хозяина, вышвырнули Его за ворота. Поговаривают, что Хозяин еще вернется, и уж тогда Его никто не спутает с лакеем. Но когда это будет?

Вы спросите: как же Хозяин отдает нам свои приказы, если никто из нас Его не видел? Известно как – из-за ширмы. В комнату с ширмой, конечно, пускают не всякого. Есть особые приказчики, которые заходят туда, они слышат голос Хозяина и затем пересказывают всем остальным Его новые приказы. Лично я там ни разу не был, таких, как я, простых рабов с кухни, туда не пускают. Но кое-кто из моих знакомых прибирался в комнатах по соседству с тайной комнатой, они говорили, что вправду там слышен голос Хозяина и что Он был так страшен, что хочется пасть на колени и не поднимать головы.

В последнее время в доме все стало не так, как прежде. Молодые рабы утеряли смирение, веру в законы, установленные Хозяином, почтение к приказчикам. Есть и такие рабы, которые распространяют разные ереси. Одна из них гласит, что приказчики, которые ходят в тайную комнату, неправильно передают приказы Хозяина. Они сговорились с Главным Приказчиком, извращают смысл приказов Хозяина, чтоб упрочить власть Главного Приказчика. А на самом деле, дескать, Хозяин говорит из-за ширмы: любите друг друга, делитесь друг с другом пищей, не возвышайтесь друг над другом, ибо нет приказчиков и подчиненных рабов, все рабы равны. Хозяин добр – учат эти еретики, – и Он никогда не требовал подчиняться грубым и жадным приказчикам.

Другие же – да простит меня Хозяин! – вообще утверждают, что … Хозяина нет. Дескать, никто его не видел – значит, и нет. И никакого голоса из-за ширмы нет, все это придумали приказчики – учат они. А если и кто слышал голос, значит, просто там спрятался приказчик и выдает себя за Хозяина. Эти еретики предлагают выгнать всех приказчиков и жить как свободные люди. Я не слишком-то понял: кто такие свободные люди, кажется, это рабы, которые не считают себя рабами и живут так, будто каждый из них маленький Хозяин.

 Но у этих смутьянов-еретиков есть хоть какая-то логика. А вот третьи – и их больше всего, они, собственно, и заправляют в доме уже несколько лет – утверждают, что каждый волен сам решать: есть Хозяин или нет, ходить ему в потайную комнату или не ходить. Скорее всего, Хозяина и вправду нет – заявляют они – но это еще не повод опровергать священные устои, которыми жил и живет дом. Может, Хозяина и нет, говорят они, но есть Главный Приказчик и есть его рабы. Собственность Главного Приказчика священна, он лучше и мудрее любого из нас – посмотрите, мол, только, какие красивые на нем браслеты и кольца. Нужно уважать его и работать на него.

Вот этого я понять решительно не могу. По-моему, если Хозяина нет – хотя я так не считаю, – то какие же мы тогда рабы? Если Хозяина нет, тогда все мы – как это называется? – да, свободные люди. Ведь приказчик он кто – такой же раб, как и мы, он и живет не больше нас, и клеймо на нем рабское, ни сада посадить, ни дома построить он не может. Он просто поставлен передавать приказы Хозяина и выполнять их, оттого и назван приказчиком. Если нет Хозяина, какой же он приказчик? По какому праву он тогда забирает у нас фрукты из сада, те самые, которые мы и собрали? Собственность его священная … Но ведь мы эту собственность и добывали – крупица к крупице.

Нет уж, еретики тут как-то последовательнее. Только я думаю, они ошибаются в главном. Есть Хозяин. Он насадил сад. Он построил дом. Мы так привыкли к дому и саду, что стали думать: они были всегда, ничего в них чудесного нет. Это потому, что к чуду привыкаешь, если видишь его каждый день. Но оно от этого не перестает быть чудом…

О-хо-хо, тяжелые времена настали, тяжелые… Все перепуталось в нашем доме. Не пойму я: как можно подчиняться приказчикам, которые в Хозяина не верят? Или делают вид, что верят в Хозяина, а сами лишь о своей мошне думают? Не пойму… Старый я раб, неграмотный, скудоумный, да простит меня Хозяин…

 

Советский император

 

Мой аспирант Коля Курочкин всегда был личностью эксцентричной. То он пирсинг над бровями сделает – прямо перед самыми кандидатскими экзаменами, так что председатель комиссии – старый диаматчик, а ныне – сторонник Открытого Общества — профессор Сидоров при взгляде на него багровеет, то в середине реферата поместит стихотворение Некрасова – все равно, мол, читают только начало и конец. Но его последний розыгрыш особенно поразил меня.

Вообще-то он уверял, что это вовсе не розыгрыш. Что шел он по Арбату поздно вечером, поскользнулся, сильно ударился головой, а когда очнулся, это и увидел. При этом, когда он мне все излагал, вид у него был самый что ни на есть серьезный. Он даже шишку продемонстрировал. И, конечно, газету эту – «Советские ведомости». Где только аппаратуру такую достал, ни дать ни взять гостипография. Ну все эти россказни про параллельный мир, про Москву с сотнями церквей, современными машинами и памятниками Сталина на каждом шагу, конечно, бред. Однако газетка любопытная, не ожидал я от аспиранта такой буйной фантазии, не ожидал…

Особенно привлекла меня статейка «Первый советский император». Подписано – Клементьев. Огромный портрет Сталина справа от названия – Сталин в полный рост, в шинели, но вместо фуражки … корона. С серпами, молотами, звездами и православными шестиконечными крестами. Само содержание поначалу обычное: родился, вступил в партию, революция, оборона Царицына, нарком по делам национальностей. Индустриализация, коллективизация. А потом…. Судите сами:

«В 1937 году Иосиф Виссарионович был помазан на царствие в Успенском соборе Кремля самим патриархом Сергием. Когда советский император Иосиф Первый (потом прозванный в народе Иосифом Грозным) вышел на крыльцо, вся Красная площадь, запруженная народом, стихла. Прильнули к тарелкам радио простые люди по всей России. И вот зазвучали слова речи Его Императорского Величества, простые и мудрые: «Братья и сестры! Товарищи! Великая Революция сделала свое дело. Мы смели с лица нашей земли дворянскую погань, которая давно уже перестала быть русской – и по духу, и по внешности. Франкоговорящие Жоржики и Сержи в английских костюмах и лишь как бы в издевку с русскими фамилиями, масоны и либералы, они вели к гибели Великую Империю, они ответственны за позор Февраля, и если бы не большевики, не гений Ленина, рухнула бы страна в историческое небытие, разорвали бы ее на части и оккупировали французы, англичане, американцы, немцы.

Но давайте поймем: революции не делаются в белых перчатках. Ленин спас Россию, и за это ему земной поклон. Но Ленин не видел еще сияния звезды Русского Коммунизма, он мечтал о мировой революции, об этой химере, которой сегодня прикрываются враги народа — троцкисты, мечтающие сгубить нашу Родину. Ленин не чувствовал тысячелетнего духа Русского Православия. Бог ему судья! Мы же, отдав должное Ленину, признаем, что горячка революции закончилась, что Россия возвращается на свой исконный исторический путь, но теперь уже новая, преображенная Россия, где соседствуют луковки церквей и плотины Днепрогесса, Маркс и Хомяков, Закон Божий и кружки ворошиловских стрелков. И такая Россия, имперская Советская Россия непобедима!». Император закончил говорить, и грянул оркестр: сначала «Интернационал», а потом «Коль славься». И закричал народ: «правь, отец наш родной!». Гуляния были по Москве, да и по всей России, по всему СССР – неделю. А потом черные воронки юркали в провалы дворов, и выволакивали из подъездов уже в наручниках кровопийц-русофобов Гражданской войны, троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, тех, кто готовил нападения и засады против Императора, кто клеветал на него, ногтя его не стоя. И на процессах простые рабочие и колхозники требовали смертной казни им – врагам народа, врагам России, врагам Императора».

Дальше читать было неинтересно. Война. Победа над Германией (только почему-то в 43-ом, а не в 45-ом). Восстановление разрушенного хозяйства. Процессы над космополитами. Ага, вот еще:

«Отпевали Его Императорское Величество, нашего отца и учителя, нашего дорогого товарища Сталина, в том же Успенском Соборе, где он и короновался. Скорбь, черная скорбь легла на Советскую землю…»

Дальше тоже можно пропустить. Ага:

«Правление Императора Василия 1-го Милосердного принято называть советской смутой. Если бы не решительность гвардейцев во главе с Его Высочеством, Великим Герцогом маршалом Георгием (Жуковым), то лежать бы Империи в радиоактивных руинах после американских бомбардировок. Но Бог миловал. Правление Георгия 1-го ознаменовалось строительством сотен городов, освоением целинных земель, полетами в космос, высадкой советских космонавтов на Марс… Советская Империя вышла на первые роли в мире. Георгий 1-ый окончательно сломил внутреннего врага. Процессы над предателями Родины, двурушниками Сахаровым, Боннэр и их кликой были встречены всенародным энтузиазмом.

И вот наступили годы благоденствия Империи и мира во всем мире. Вылазки фашиствующих боевиков в Северо-Американской Народно-Демократической Республике успешно подавляются коалицией Варшавского пакта. Весь советский народ молится за долгие лета ныне здравствующего Императора Кирилла, шлет ему горячайший коммунистический привет и просит быть стойким и мудрым, подобно нашему Первому Императору – Иосифу Сталину».

Дальше был полный бред.

Коля, помнится, доказывал мне, впрочем, что с точки зрения логики истории такое не совсем невозможно. Стал же якобинец Наполеон императором революционной Франции, той самой революционной Франции, что казнила короля и запретила христианство… И если бы, мол, не авантюра российского похода 1812 года, правил бы он своей Европейской Империей до смерти и детям и внукам ее передал. Коля даже горячился, кричал, что это был уникальный шанс для СССР – Красная Империя! Никакой тебе религиозной оппозиции! Никакой болтовни о революции, которая привела к перестройке. Революция закончилась, дитя ее – Русская Советская Империя живет и точка!

Не знаю-не знаю… Очень уж все это эксцентрично… С Коли-то что взять? Он вроде какой-то «младоросс», член союза монархистов-социалистов.

А я – скептик по натуре…

 

 

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.