Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь


Авторы номера:

масленников.jpg

Дмитрий Масленников

2009_S.G.Kara_Murza_interview.jpg

Сергей Кара-Мурза

Гафуров Т.М. фото.jpg

Тимур Гафуров

ya-s-trubkoy_ejw_1280.jpg

Владимир Кузьмичёв

Борис Курчатов.jpg

Борис Курчатов

Коркотян.jpg

Эдди Коркотян

мария Асадуллина.jpg

Мария Асадуллина

ольга ощепкова.jpg

Ольга Ощепкова

klassen15.jpg

Генрих Классен

Савельев Игорь.JPG

Игорь Савельев



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Граница
Триптих-КУРАЙ. 2007
Триптих-КУРАЙ. 2007 Рифхат Арсланов
С. Агиш (сидит), Ф. Биишев (1-й слева), М. Басыров, Н. Хафизов, И. Слободчиков, А. Штабель (соответственно 3-й, 4-й, 5-й и 6-й слева направо) в редакции журнала «Хэнэк»
С. Агиш (сидит), Ф. Биишев (1-й слева), М. Басыров, Н. Хафизов, И. Слободчиков, А. Штабель (соответственно 3-й, 4-й, 5-й и 6-й слева направо) в редакции журнала «Хэнэк»
Дом где жил ШАЛЯПИН. 2002
Дом где жил ШАЛЯПИН. 2002 Рифхат Арсланов

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Поэзия: что нового? О книге Е. Степанова

№ 9 (190) Сентябрь, 2014 г.

С зоилом спорить не пристало 
Любимцу ветреных харит.
И. Иртеньев.

Евгений Степанов. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ – начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса / Е.В. Степанов. – М. : Комментарии, 2014. – 400 с.

Год назад я создала прецедент рассмотрения в своей рубрике «Поэзия: что нового?» книги, по формальным признакам прозаической и публицистической. Это была книга поэта и издателя Евгения Степанова «Диалоги о поэзии (книга интервью с известными российскими поэтами)» (М. : Вест-Консалтинг, 2012; см. «БП» за июнь 2013 года).
Сегодня наша рубрика снова обращается к новинке, тесно связанной с поэзией, но поэтической являющейся весьма опосредованно. Тем не менее, полагаю, что в нашей рубрике она уместна и что упоминание о ней может пригодиться филологу, учителю литературы и литератору. Это литературоведческое исследование Евгения Степанова, лёгшее в основу его докторской диссертации, труд, сколь всеобъемлющий, столь и доступно изложенный. Что, к слову, давно уже стало характерной особенностью научных исследований Степанова. На это его свойство обратил внимание известный литературовед Юрий Орлицкий.
В рецензии на трёхтомник «Евгений Степанов. Жанры и строфы современной русской поэзии. Версификационная практика поэтов ХХ и ХХI веков» (М. : Вест-Консалтинг, 2013), вышедшей в журнале «Знамя» № 7 за 2014 год, Орлицкий пишет: «Степанов портретирует то, что есть в современной словесности. И поэтому всякие попытки судить его как теоретика бессмысленны: действительно, в книге представлены наиболее распространенные и наиболее заметные… практики: от элегического дистиха и не только и сонета до верлибра и визуальной поэзии».
Далее по тексту рецензии Юрий Орлицкий продолжает проводить и аргументировать мысль, что Евгений Степанов не столько теоретик литературы, сколько «практик от литературы», а также прослеживает этимологию издания «Жанры и строфы…». По мнению Юрия Борисовича, «главным ориентиром антологии» являются «две книги поэта и культуролога Сергея Бирюкова (кстати, в полном смысле слова учителя Степанова), вышедшие несколько лет назад, “Зевгма” и “Року укор”, построенные именно как галереи версификационных практик». Иными словами, Юрий Орлицкий заключает, что в литературном исследовании есть «сухая теория», а есть и «практика», призванная не столько осуществлять умозрительные построения, сколько иллюстрировать теоретические выкладки практическими подтверждениями и примерами.
Слова «практик» (применительно к автору) и «практика» (применительно к его деятельности) здесь не несут оценочной нагрузки, а справедливо обозначают обширную и активную работу Евгения Степанова по популяризации современной поэзии, «открытию» незаслуженно малоизвестных поэтов, изданию поэтических книг и пр.
Рецензия Юрия Орлицкого упомянута здесь потому, что, на мой взгляд, новая книга Евгения Степанова – авторская монография «Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ – начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса» концептуально продолжает линию литературно-практической деятельности этого поэта, филолога и директора издательства, «единого в трёх лицах». Хотя эта книга не выступает изданием «ранее неизвестного контингента русской поэзии» и в ней «авторский текст» уже не «занимает меньше пяти процентов общего объема», как иронизировал над предыдущим сборником Юрий Орлицкий.
Представляемая сегодня книга содержит авторские статьи Евгения Степанова, посвящённые дефиниции жанровых и стилистических особенностей различных образцов русской поэзии – тому, что честно указано в наукообразном заглавии. Как и в «Жанрах и строфах…», статьи сгруппированы по темам, что облегчает изучение книги и делает возможным выделение отдельного вопроса.
В первой главе анализируются, синтезируя точки зрения теоретика и «практика», с теоретической базой и примерами строфики, жанров, рифм, тропов и фигур «Жанровые, стилистические и троповые особенности русской поэзии середины ХХ – начала XXI веков». Здесь представлены моностихи, дистихи, терцеты, катрены; рассматриваются сонеты, визуальная поэзия, частушки, палиндромы, эпиграммы и пародии (все эти жанры и строфы фигурировали и в предшествующем издании, потому их «родство» видно невооружённым глазом); здесь же рассматриваются «современные» и «несовременные» рифмы. По Степанову, рифма от XVIII века, начала русской поэзии, заметно эволюционировала, от неё стали требовать гораздо больше, чем во времена Тредиаковского: «Если в XVIII (и даже в XIX) веке только минимальное совпадение гласных и согласных звуков в конце строки могло считаться удачной рифмой, то в нынешнее время лучшие поэты предельно усиливают концентрацию звуков, глагольная рифма без опорной согласной становится непредставимой в профессиональном сообществе».
Я бы добавила: «либо профессиональное сообщество успешно выстраивает формы стиха, которым рифма не обязательна». Но об этой тенденции можно прочесть во второй главе книги Евгения Степанова – «Поэтические группы и стилистические индивидуальности поэтов середины ХХ – начала XXI веков», в тех главах, где речь пойдёт об «Академии Зауми» Сергея Бирюкова или о других «нетрадиционалистах», вроде Всеволода Некрасова. Вторая глава состоит из «портретов» литературных явлений не в алфавитном порядке и не по «статусу», но в хронологической последовательности: «Незамеченные классики» (Георгий Оболдуев и Семён Липкин), «Шестидесятники» (в числе коих упомянут Владимир Высоцкий, причём Степанов находит для него неожиданное концептуальное родство – «Высоцкий – как бы внештатный, младший! – «лианозовец», но с гитарой»), «Полюса» великой ленинградской плеяды» (Иосиф Бродский и Алексей Хвостенко), «Литературные группы и направления» (от традиционалистов вроде Прасолова до «Рок-кабаре» Алексея Дидурова, от метаметафористов Ивана Жданова и Константина Кедрова до «иронистов» и «дикороссов», к последним относятся, по Степанову, Юрий Влодов и Валерий Прокошин). Но и на этом не кончается «панорама»: Евгений Степанов уделяет внимание поэтам, находящимся «Вне групп и направлений» (Георгий Геннис, Татьяна Данильянц, Михаил Бузник, Кирилл Ковальджи), а также «Новым именам», включая «скандального» Орлушу.
Но и эта подробная «экспозиция» русской литературы за шестьдесят лет – не предел. Евгений Степанов поставил себе цель в монографии осветить все, что может относиться к русской поэзии указанного периода – и потому в третьей главе его книги освещаются «Профетические особенности и функции русской поэзии», то есть пророческие способности поэтов и факты проявлений таковых. В этой главе фигурируют не только «чистые» поэты (Сергей Есенин, Николай Рубцов, Борис Рыжий, Анна Альчук, Татьяна Бек, Александр Ханьжов), но и человек «синтетического» дарования Виктор Цой, которого поколение 80-х запомнило как рок-барда. Однако Степанов рассматривает его как автора эсхатологических стихов и напоминает, что «образ поэта – составная и неотъемлемая часть его литературной судьбы». Этот тезис, увы, подтвердился и с Цоем.
Четвёртая глава монографии Евгения Степанова от личностей переходит к тенденциям и рассматривает актуальный сегодняшний феномен «толстожурнальной поэзии» на примере журналов «Новый мир», «Дети Ра» и «Знамя», то есть изданий, наиболее ярко выражающих собственные позиции в отношении качественной поэзии. Завершает книгу краткий обзор российских поэтических премий. Но самое интересное и неожиданное в ней – главка «PR-стратегии в области поэзии», раскрывающая «секреты» популярности одних авторов в ущерб известности других, возможно, более одарённых. Это последняя главка в книге, и по факту её наличия можно смело сказать, что работал над монографией практик, изучивший все сферы литературной деятельности на собственном опыте. Следовательно, книгу Степанова можно использовать не только как теоретическое изыскание, но и как практическое подспорье. 

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Первый заезд Летней литературной школы "Корифеи"
9vRm_9_lDbw.jpg
DSC00790.JPG
DSC00858.JPG
DSC01066.JPG
DSC01162.JPG
DSC01249.JPG
DSC01273.JPG


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.