Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации

Игорь Серафимович Вайсман родился 29 июля 1954 года в Стерлитамаке. Окончил биологический факультет БашГУ. Лауреат Республиканского конкурса культорганизаторов (1987 г). Проза, в том числе сатирическая, и публицистика И. Вайсмана регулярно печатается в журнале «Вилы», «Бельские просторы», газетах «Истоки» и «Экономика и мы» и в коллективных сборниках. Член Российского союза писателей.

Писатель-кулинар и дворовые скунсы. Уфимский рассказ. Электронная версия

№ 4 (185) Апрель, 2014 г.

Орфография и пунктуация авторские

Романист Александр Иликаев имел большую склонность к кулинарии. И ладно бы только это, но своим увлечением он постоянно хвастался перед коллегами.
- Знаешь что у меня сегодня на обед? – спрашивал он ничего не подозревавшего встречного знакомого литератора.
- Представления не имею, - как правило, отвечал тот.
- А-а-а!.. – многозначительно произносил романист-кулинар и с победоносным видом сообщал, с удовольствием наблюдая, как меняется в лице собеседник: сегодня я приготовил салат из камбоджийской тыквы, уругвайского перца и мидий, выловленных ручным способом в южных морях.
- Да брось ты! – не верил коллега.
- Чего брось?! Не веришь? А смотри, что у меня в пакете! Это – осьминог из Охотского моря, это – лангуст из Средиземного, а это – южно-африканский баклажан. Знаешь для чего? Не знаешь! Я приготовлю сегодня себе на ужин блюдо венецианских дожей, которое называется «Казанова». А знаешь почему? Не знаешь! Потому что способствует мужской силе.
Если бы любитель вкусно поесть знал, к чему все это приведет, наверняка придержал бы язык за зубами. Но даром предвидения он не обладал. И это правильно: не может же один человек обладать всеми существующими дарами, с него довольно и того, что ему отмеряно.
Судьба распорядилась так, что во дворе, где живет наш герой, завелся бомж по кличке Актер. Говорят, что он занимался когда-то в театре имени Меня и даже знал Рустема Нуриева. Но потом опустился. Впрочем, не настолько, чтобы забыть полученные ранее навыки. Торча целыми днями в иликаевском подъезде, он регулярно улавливал своим голодным носом ароматные запахи, доносившиеся из квартиры романиста. Не удивительно, что ему захотелось все это отведать. Актер стал думать, как добиться поставленной цели. Выяснилось, что такая задача оказалась для него не сложной, чему способствовала и сама жертва. Поднимаясь по лестнице мимо бомжа, Александр, не обращая на того ни малейшего внимания, громко разговаривал по телефону, передавая бесценную информацию врагу своего желудка. А по вечерам к Иликаеву частенько заглядывали другие литераторы, они о чем-то громко разговаривали, спорили и орали так, что за дверью все было слышно. Актер не преминул этим воспользоваться и, стоя за дверью, тщательно фильтровал нужную информацию.
Наконец, у него созрел план овладения желанной добычей. Бомжа вполне можно было понять: рассказывают, что даже во время Великой Отечественной войны наши бойцы смело шли в бой главным образом ради того, чтобы овладеть кухней противника. Спасение же Отечества, как бы непатриотично это не звучало, было на втором месте. Выбрать день операции оказалось совсем плевым делом. Не подозревавший ничего худого, литератор-лакомка на весь подъезд озвучил, какой шикарный обед и ужин готовит на завтра. Пиршество было задумано не случайно: в этот день у Александра намечалось сразу два важных события – днем обсуждался его новый роман в литобъединении «Тысячелистник», а вечером он ждал в гости восхитительную юную особу, с которой недавно познакомился на заседании «УФЛИ».
И вот роковой день настал. Романист с утра помылся, надел праздничную одежду, надушился самым дорогим одеколоном, и уже собрался было выходить, как зазвонил домофон.
- Кто там? – бодрым голосом спросил он, никого не ожидая в это время.
- Марианна Плотникова, - ответил фальцет в трубке.
- Ой!.. – выдохнул Иликаев, в зобу которого тут же сперло дыхание, а давление молниеносно подскочило вверх.
- Что за «ой!»? Это Марианна Плотникова! И между прочим одна! – выразила неудовольствие трубка.
- Э-э-э… - попытался что-то сказать Александр.
- Что, так страшно? Так мне, может быть, уйти? – вопросил фальцет.
- Нет! – вырвалось из уст хозяина квартиры, наконец-то догадавшегося открыть дверь подъезда.
Тут же, не дожидаясь нежданной гостьи, трясущимися руками он отворил дверь своей квартиры. Но вместо очаровательной блондинки к нему ввалились два вонючих субъекта с опухшими рожами, щедро украшенными синяками и ссадинами.
- Э-э, вы куда?!.. – запротестовал наш герой.
- К тебе!!! – нагло бросил ему в лицо первый бомж.
В утонченные ноздри романиста и кулинара, привыкшего вдыхать изысканные ароматы, ударил зловонный запах гнилого рта. Но это была только прелюдия последовавшей драмы. Второй бомж незаметным и быстрым движением плеснул из литровой банки в лицо ошалевшего Иликаева какую-то смрадную жижу.
То, что испытал этот тонкий человек, невозможно передать никакими словами. Вероятно, он стал первым литератором в мире, на собственной шкуре и одежде познавшим, что чувствуют люди и звери, подвергшиеся атаке скунса.
Александр бросился отмываться в ванную, забыв про непрошенных гостей. А когда вышел, обнаружил, что вместе с бомжами исчезли его праздничные обед и ужин, заодно со всеми запасами провизии.
- Проклятые скунсы! Весь холодильник очистили! – пожаловался он заглянувшему к нему позже поэту Илье Гольду. – Одно утешает: они оценили мои кулинарные способности…
- Да плевать они хотели на твои кулинарные способности! – возразил Илья, известный скептик и циник. – Они просто хотели есть.

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.