Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь


Авторы номера:

масленников.jpg

Дмитрий Масленников

2009_S.G.Kara_Murza_interview.jpg

Сергей Кара-Мурза

Гафуров Т.М. фото.jpg

Тимур Гафуров

ya-s-trubkoy_ejw_1280.jpg

Владимир Кузьмичёв

Борис Курчатов.jpg

Борис Курчатов

Коркотян.jpg

Эдди Коркотян

мария Асадуллина.jpg

Мария Асадуллина

ольга ощепкова.jpg

Ольга Ощепкова

klassen15.jpg

Генрих Классен

Савельев Игорь.JPG

Игорь Савельев



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Шамиль Анак
Шамиль Анак
6. Живопись.jpg
6. Живопись.jpg
Май на волновой (1969)
Май на волновой (1969) Виктор Позднов
Первый снег.jpg
Первый снег.jpg

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Поэзия: что нового?

12 (181) Декабрь, 2013 г.

С зоилом спорить не пристало
Любимцу ветреных харит.
И. Иртеньев

Альманах «Илья». Одиннадцатый выпуск. – М. : Вест-Консалтинг, 2013.

О периодическом издании Фонда памяти Ильи Тюрина – альманахе «Илья» – мы уже писали в «Бельских просторах» – № 4, апрель 2012 г. Знакомя читателей с юбилейным, десятым выпуском альманаха, я рассказала и о проектах Фонда, и о его «визитной карточке» – альманахе, названном в честь главного героя, и о личности самого Ильи Тюрина – поэта, публициста, драматурга, рок-музыканта, покинувшего сей мир в возрасте девятнадцати лет.
Это избавляет меня от необходимости делать разъяснительную преамбулу, представляя читателям рубрики очередной, одиннадцатый, альманах «Илья». Поэзия в «Доме Ильи» торжественно царит в гостиной (см. в предыдущем материале, что альманах тождествен гостеприимному дому и по структуре повторяет планировку особняка) и стоит в библиотеке на полке, куда её водрузил сам Илья. В рубрике «Библиотека» статья Ильи Тюрина 1997 года «Русская диссидентская поэзия XIX–XX веков».
Но было бы несправедливым оставить без внимания остальное содержание альманаха «Илья» – 11. В этом выпуске опубликованы работы финалистов двух творческих конкурсов «Илья-премия», проводившихся в 2012 и 2013 году.
Первоначально «Илья-премия» вручалась молодым авторам за поэтические произведения, что логично, так как сам Илья Тюрин, при всём богатстве своей личности и изобилии талантов, был, прежде всего, незаурядным поэтом. Но «всё течёт, всё изменяется» – изменились и условия «Илья-премии». В творческий конкурс допущены иные литературные жанры. Вот уже два года, как молодые авторы состязаются в способностях публицистов. Это тоже логично, ибо Илья Тюрин весьма преуспел в жанре философского эссе. Организаторы «Илья-премии» решили развивать в творческой молодёжи «умение думать» суровой… уж не прозой, а публицистикой. Такое «умение» часто влечёт за собой и конкретизацию гражданской позиции. Тоже полезно.
Публицистика вольно расположилась в холле и на лестнице «Дома Ильи», а также в кабинете. Заданиями для эссе стали строки из произведений Ильи. Во Вторых Литературных чтениях (прошлогодней «Илья-премии») тема для рассуждений была: «Кто ж сочинил? Знать или не знать?» – вслед за «Сценами “Шекспир”» Ильи Тюрина, посвящёнными лихорадочному стремлению публики узнать, кто же написал пьесы, известные под брендом «шекспировских». В Третьих Литературных чтениях («Илья-премия» 2013 г.) вопрос стоял ещё более заковыристо: «Пушкин – Божий псевдоним. Возвращение к классике: миф или реальность?». Обе эти темы не чужды поэзии.
К моему изумлению, многие авторы эссе к дискуссии «Знать или не знать?» (Мартин Гал, Григорий Сахаров, Регина Соболева, Ксения Аксёнова, отчасти Даниил Каплан) не то чтобы видят однозначный выход из этой дилеммы в сторону «не знать», но ищут различные оправдания «незнанию», исторические и традиционные обоснования анонимности творения и даже резоны «терять» авторство. Мол, важно произведение, а не фамилия того, кто его создал; важно, чтобы это произведение дошло до человечества, а именем тут можно и пожертвовать. Не желая «увязнуть» в цитатах и пересказах мыслей этих замечательных и умных людей, мыслей, высказанных изящно, остро и с блеском, совокупно отвечу им всем так: я бы предпочла продолжить с ними этот разговор после, а не до. После того, как ваш сосед, работающий, условно говоря, на макаронной фабрике, присвоит ваше великолепное и остроумное эссе, опубликует под своим именем, вступит с ним в союз писателей, войдёт с ним (и с другими «позаимствованными» текстами прекраснодушных авторов, думающих, что важнее произведение, а не имя его создателя) в литературу, и начнёт вас же поучать с полос таблоида или с экрана телевизора, как писать хорошие тексты. На этом фоне, думается, решение задачки «знать или не знать» подлинного автора сведётся к одному решительному варианту. Хотя и печально, что благородство вынуждено уступать практичности – но практичность тоже может быть благородной. Причём знать авторов надо не только когда они прячутся от славы, но и когда они скрываются от позора. Или, мягче скажем, порицания.
Сложная тема «Пушкин – Божий псевдоним. Возвращение к классике: миф или реальность?» продолжала, казалось бы, тему авторства. Но в её формулировке было столько провокационных «крючков», что у людей глаза разбежались. В итоге часть работ из этого конкурса посвящена только и строго Пушкину, вторая, наибольшая, – классике как некоему фетишу и третья, малочисленная, – возможностям совместить то и другое с современным миром. Слово «псевдоним», по-моему, ключевое, не было обыграно никем. Победу присудили Марии Малиновской за эссе «Буриданов поэт», сравнивающее Пушкина с безвестным сетератором и объясняющее, почему они стоят каждый на своём месте. Мария, пожалуй, единственная, кто коснулся глубоко философского понятия «псевдоним» (буквально – ложное имя), апеллируя к авторам из Интернета. Не секрет, насколько «ложны», маскарадны могут быть ники.
Среди эссе «затесались» два рассказа – «Культурный голод» Романа Казимирского и «Ископаемое» Александра Богурдовича. Оба они, как будто авторы сговорились, раскрывали образ классики в далёком будущем человечества. Конечно, никакого «сговора» тут не было, это тот случай, когда идея витает в воздухе. Стремления социологов прогнозировать дальнейшую судьбу культуры неизбежно уходят в плоскость гипотез – стало быть, научная фантастика – «самый тот» язык для этого действа. Рассказ Александра Богурдовича даже занял одно из призовых мест, ибо читателей подкупил образ школы будущего, где малыши под руководством профессора «расконсервируют» ископаемое из био-психического музея: поэта начала XXI века, и он читает им стихи с измятых листочков, размноженных на допотопном принтере. Но по части поэтичности выигрывает другой рассказ – более лаконичный и ёмкий «Культурный голод», рисующий общество, где произведения искусства стали сильными наркотиками и за то запрещены. А несчастные, нуждающиеся в их прелести, вынуждены обращаться к «наркомафии». Самые «улётные» наркотики в мире Романа Казимирского – картины. Главный герой покупает у дилера всё, что есть, и умирает от «передоза» со счастливой улыбкой на лице. Чем не баллада?..
И в завершение обзора публицистической части одиннадцатого альманаха «Илья» похвалю «кухонную беседу» Леонида Саксона, постоянного автора альманаха, писателя из Германии, и журналиста Николая Тюрина, отца Ильи Тюрина. «На кухне» – это место, как и положено, отведено для разговорцев вне формата. Сегодня интересная тема, «изгнанная» из гостиной… фэнтези. Жанр, сколь презираемый «боллитрой», столь любимый и покупаемый читателями. Однако Леонид Саксон, назвавший своё эссе «Несколько слов о фэнтези, или Памятник невидимкам», грациозно «увязывает» его с темой номера об авторстве, начиная с градации писателей по их отношению к самопозиционированию. Он видит четыре категории: Невидимки (литературные негры), Видимые Глазом (несостоявшиеся писатели), Видимые Невооружённым Глазом (состоявшиеся, но попавшие из-за этого в кабалу условностей авторы) и Замечательные Невидимки (добровольно отказавшиеся от публикации своих трудов). «Лестницу» Леонид Саксон выстраивает, дабы объяснить, почему он взялся писать фэнтези, но, мне кажется, она универсальна и для других размышлений (обещаю поставить копирайт Леонида, если использую её в своей публицистике!). Далее Саксон пишет о социальной активности и востребованности фэнтези и о новаторстве, привнесённом Джоан Роулинг в детскую литературу. Всё у него превосходно изложено, только одну фразу я простить не могу: «…потрясающе бездарный, многоводный, как лопнувшая батарея, Толкиен с его лучезарными витязями и загробными монстрами». (!) Можно как угодно воспринимать стиль книг Толкиена, действительно, порой тяжеловатый – но не оправдано ли это стилизацией под средневековую речь или не вызвано ли неумелостью переводчика? Николай Тюрин в своей статье «Хоббит Фродо и статистик Ершов», красиво, с неожиданной точки зрения через призму повести Александра Грина «Фанданго» сопоставляющего «полезность» фантастики и классики, тоже упоминает Толкиена в нелестном контексте – мол, не дали ему Нобелевскую премию, так как «его романы нельзя ни в коей мере назвать прозой высшего качества». Хотя потом оговаривается – не исключено, что всё же хоббит Фродо может стать в ряды «вершинных образов мировой литературы», так как масскульт не дремлет, а снижает нам всем «планку качества». Но ведь парень-то он (Фродо) – добрый и смелый, и Николай это признаёт.
Да, Толкиен не «король стиля» (но, ради Бога, кто из классиков был королём стиля? Толстой с четырьмя «который» в одной фразе? Или Достоевский с «круглым столом овальной формы»? Набоков вот блестяще писал, но преимущественно о мерзостях…). Однако обвинить его в бездарности никак не получается. По единственной, но веской причине. Он и придумал весь жанр фэнтези!.. До него были либо первоисточники – мифы, легенды, сказания, над которыми корпели учёные, включая самого Толкиена, – либо писательские фантасмагории, ещё далёкие от «формата» фэнтези. А после него появилась «схема», по которой многочисленные авторы фэнтези строят произведения, появились жанровые особенности, обязательные требования. В целом жанр фэнтези «себя под Толкином чистит». А насчёт того, чтобы «плыть дальше», совершенствуясь и трансформируясь в «большую литературу» – так попутного ветра!.. Плевать только на оставленный берег не стоит. Не комильфо как-то.
Как писал Илья Тюрин в стихотворении «Поводыри»:

Не память – пророчество: страсть перелистывать главы;
И змеи кусают не хвост, а неузнанный тыл…
Не случай забыть остальное, но повод и право
Оставить на совести времени все, что забыл.

Стихи Ильи рассыпаны по страницам альманаха, носящего его имя; они открывают каждую рубрику – точно хозяин поджидает гостей за каждой дверью. Невольно вздрагиваешь порой, оказываясь лицом к лицу с этим человеком, этим творчеством. Этой Личностью, которая, иногда жутковато кажется, была на много веков старше своей телесной оболочки. Например, судя по дате, Илья Тюрин написал стихи «Моему имени» в шестнадцать лет:

Репетируя дух, сын с отцом оставляют меня одного,
Как забытую реплику – наедине с одураченным ухом.
И уже не вопрос означает спина, принимая автограф его,
А скорей – запасную тропу, чтоб надёжнее скрыться от звука.

…Только некому жить. И осталось глядеться извне
В ниспадающий двор, где листву, точно пальцами Листа,
Подбирает июль. Да маячит в случайном окне
Удивленный Господь, четвертованный за триединство.

Писатель Владимир Крупин в первой – вступительной – статье одиннадцатого альманаха «Полученное письмо» говорит, что поэт Илья Тюрин ждёт и исследователей, и читателей. Правда, сам Илья признаётся:

Я не читал написанного ночью:
И разве что, оплошно находя
Среди бумаг былые многоточья,
Их суеверно прятал, уходя,
Чтоб память не оставила улики
Для тех времен, когда я, сквозь слезу,
Увидев увеличенные блики,
К бессилью на карачках доползу.

И всё-таки своё стихотворное наследие не спрятал, уходя. Память оставила улики. Илья хорошо различим в пантеоне русских поэтов:

Танцует глаз, перемещая камни,
Но голос Бога в том, что юркий глаз –
Не собственное тела колебанье,
А знак слеженья тех, кто видит нас.

Альманах «Илья», к счастью, свидетельствует, что «видят Илью» не только его родители, не только члены редакционного совета «Илья-премии»…
…В этом выпуске альманаха представлены два члена редакционного совета: поэты Марина Кудимова и Марина Саввиных. Марина Кудимова опубликовала подборку стихов с залихватским названием «Пусть оно будет так!». На мой взгляд, оптимизм названия более всего подкрепляется стихотворением «Коралл», где идея бессмертья всего сущего преподнесена через образ кораллового полипа:

Он – человек, и ему все равно,
Где ты осядешь на чистое дно,

Где обнажит тебя пляжный прилив…
Смертен коралл, но бессмертен полип.

Экзотика кораллового атолла и бедуиновой пустыни («Колыханный воздух пустыни – твоя вода») соседствуют у Марины Кудимовой с забубёнными причитаниями российской городской окраины (на такие семантические «подмечания» Кудимова большая мастерица!):

Ложь

Языка не уняла –
Солгала.

Изловили, уличили!
(отпирайся, как учили)

– Я? Ни в жизнь! ни Боже мой!
(Петушком – домой, домой!)

С панталыку, с толку сбей,
Заходи с бубей,

Разведи их, как мосты,
(Стыдно, стыдно, стыдно, сты…)

Подожди, перемолчи,
Телефоны отключи…

или привокзальной площади:

Воды глыбкие молвы
Затянула ряска…
Как по первому пути –
Поезд из Москвы,
По второму по пути –
Да из Брянска.

Объявили – а нейдут.
Где их только носит.
Лес навыворот продут –
Осень, осень…

У Марины Саввиных в цикле «Из «Детского альбома» – сплошь «игра-инициация-учёба», «наследство» литературно-философского семинара, проходившего в одной из красноярских школ и оценённого чиновниками от литературы как «факультативные занятия», а ведущей как «карнавал». Давно известно – нет ничего серьёзнее Игры:

Кто-то целится в нас из Рая.
Мы, наверно, умрём, играя…

Мне ведь тоже слова заменяли когда-то игрушки.
Что ж! играй, дорогой! Здесь и флейта, и галльский рожок,
И волшебный станок, превращающий мысль человечью
В золотистые струйки, в звенящий горячий песок,
Чтобы строить дома из песка, побывавшего речью…

Стихи Марины Саввиных из этого цикла «повевают Блоком» на уровне конкретных аллюзий и отсылок:

Мы прощаемся. Мальчики хором поют.
Ночь – луна и фиалка – увяла.
Нам уже неуместно и холодно тут.
Утро мёртвых. Конец карнавала.

На крючок – белоснежную маску греха.
Под кровать – каблучки и рубины.
Над руинами площади – крик петуха
И разорванный плащ Коломбины.

Однако в том, вероятно, и состояла литературная игра, чтобы научить молодых поэтов ходить по тропам, проложенным великими поэтами, не наступая в их следы и «не зная, как любить, кому молиться», но заново постигая всю эту премудрость. И Марина Саввиных, видимо, вместе с учениками вновь и вновь открывала для себя блоковский поэтический артефакт Коломбины – «лохмотья, сшитые пестро». В её стихотворении они трансформировались в «разорванный плащ» – образ гармоничный и сильный, хотя и несколько «линейный»…
…и даже не только те ребята, кому Фонд памяти Ильи Тюрина дал публикации, выступления, литературные премии…
…В одиннадцатом альманахе представлены лауреаты и «лонг-листёры» «Илья-премии» прежних лет: Мария Маркова:

Август

Всё выдыхаешь временной глагол,
холодный воздух, август, винный сумрак,
где прозрачен, выскоблен и гол,
как будто умер.

…Лицо поднимешь: где-то высоко –
не ласточка, не птичье целованье –
а, правда, смерть, обнявшая легко
весь мир словами.

Борис Кутенков:

приходи устать от меня вдвоём,
поиграть с погасшим вчерашним днём.
разожги обычный, не мировой,
или просто постой за моим плечом.

я опять последний в огне, в окне,
непонятен всем, а себе – вдвойне.
пью расколотый свет ледяной десной,
говорю не о том. о том.

Дмитрий Чернышков:

что ты видишь с холодного неба
беспричинного света звезда?
подарите мне что-нибудь мне бы
только долгого крепкого сна
все подарки смешны бесполезны –
я всегда апельсины дарю
а тебя я запомню у бездны
с чашкой кофе на самом краю

…но и люди не из окружения Ильи. Званый гость в гостиной «Дома Ильи» на сей раз – журнал «Дети Ра», единственный в России «толстый» ежемесячный журнал, посвящённый поэзии. Точнее – три постоянных автора этого журнала во главе с главным редактором Евгением Степановым. Но все эти взрослые, состоявшиеся поэты говорят на том же языке, что и вечно оставшийся юным Илья Тюрин.
Степанов размышляет сам с собой, что такое поэт и каково его предназначение:

Взаимная невзаимность

Нет новых Пушкиных и Фетов.
От гениев простыл и след.
Мы все поэты – для поэтов.
Читателей ведь тоже – нет.

На этой пессимистичной констатации можно было бы поставить точку, если бы… поэтический дар Евгения Степанов не вывернул сказанное наизнанку:

Поэты

только листок бумаги

лист
ток

маги

«Основатель и президент Академии Зауми» Сергей Бирюков на сей раз высказывается кристально прозрачно:

строфа притянута к строфе
так длится тайное мгновенье
почти что аутодафе
то что назвали вдох-новенье

А «первооткрыватель» Сергей Арутюнов (таково название его подборки в альманахе «Илья») открывает для себя новый жизненный (и если бы только жизненный!) цикл:

Столько света – мимо не шагни,
Будто начинаешься с нуля
В те же числа, словно в те же дни,
Год вернулся на круги своя.

…И не то чтоб слабое звено –
Прежних стуж истаявший сугроб,
Сам себе я сделаю светло,
Так светло, как солнце не смогло б.
Самому себе «сделать светло», да и окружающих обогреть и осветить – это и есть Поэзия.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Первый заезд Летней литературной школы "Корифеи"
9vRm_9_lDbw.jpg
DSC00790.JPG
DSC00858.JPG
DSC01066.JPG
DSC01162.JPG
DSC01249.JPG
DSC01273.JPG


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.