Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации
Извините, информация отсутствует

Кому многое дано... О фотографе Раифе Бадыкове

№ 11 (180) Ноябрь, 2013 г.

Многим фотографам со стажем хорошо известен комплекс начинающего фотографа, коротко выражаемый в таких словах: «Дайте мне дорогую камеру, и я буду снимать не хуже вас». Сегодня, когда магазины забиты самыми разными «цифровиками», практически полностью реализовавшими заветную рекламную фразу-мечту Джорджа Истмена – «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное», стать фотографом, как кажется многим, не представляет большого труда, были бы деньги. Но почему тогда большинство произведений новоявленных творцов годны лишь для забивания бездонного Интернета и обычно не привлекают внимания? Наверное, некоторые люди, и в первую очередь молодые, с высоким самомнением, пока не очень хорошо представляют себе, что такое настоящее искусство. Ведь в искусстве материалы, техника и прочие материальные предметы, сопровождающие и облегчающие деятельность истинного художника (живописца, скульптора, фотографа и даже писателя), есть всего лишь подспорье его творчеству. А творчество, как известно, субстанция далеко не материальная. Более того, творить могут только люди, которые отмечены печатью таланта, про которых смело можно сказать: «Их поцеловал Бог».
Изобретённая уже упомянутым основателем фирмы Eastman Kodak Истменом рулонная плёнка в разных вариациях существует уже сто тридцать лет, но вряд ли даже этот изобретательный американец смог бы запросто осилить те непростые задачи, что пришлось решать пареньку из Ермекеевского района Башкирии в те годы, когда спутники уже бороздили просторы вселенной, атомный ледокол «Ленин» крушил вековые полярные льды, а конструкторы почти решили задачу создания автомата наводки на резкость в фотоаппаратах. Правда, паренёк тот по имени Раиф от корки до корки прочитывал в деревенской библиотеке журнал «Юный техник», а однажды даже, с благословления любивших его библиотекарей, начинил пластмассовую коробку из-под шашек собственноручно собранной им платой с радиодеталями. И самодельный транзистор тот заговорил! Но вскоре юному изобретателю по случаю удалось очень дёшево приобрести фотоаппарат «Любитель». А вот тут необходимо небольшое и вовсе не лирическое отступление.
Плёнки шириной шесть сантиметров для этого аппарата в деревне, ясное дело, не было. Да и дороговато она обошлась бы. И тогда юный конструктор (заметьте, пишу без всяких кавычек) Раиф Бадыков лихо переделывает свой «Любитель» под фотоплёнку обычную, то есть ту, что на тридцать шесть кадров. А чтобы можно было точно перемотать плёнку и установить новый кадр, он придумывает храповик со щелчками: каждый щелчок соответствовал одной прорези перфорации, а восемь щелчков означали, что кадр передвинут и можно снимать. Про таких изобретателей в России всегда говорили хоть и грубовато, но с уважением: «Голь на выдумки хитра». А по вечерам юный конструктор прятался за шкаф, отодвигался ото всех плотной шторкой, и, усевшись в получившейся таким образом фотолаборатории, творил свой собственный, ни на чей другой не похожий мир.
Он и сейчас уверен, что должен был стать конструктором, но жизнь дала немного иное направление. Семнадцатилетний Раиф работает на стройках Уфы. Он получает возможность купить хорошую фотокамеру, и друзьям иногда перепадают сделанные им снимки. Это не только портреты: сегодня, через полвека, крайне любопытно рассматривать сделанную с крыши нового здания панораму города – настолько из-за кардинальных изменений в городской застройке стала неузнаваема Уфа. Фотографий тогда было сделано очень много, но… Но, за некоторыми единичными исключениями, сохранившимися благодаря друзьям, их больше нет. Бадыков пошёл в армию, а его фотоархив домашние временно сложили в подвал. Сырой подвал. Когда же увидели, что фотографии и плёнки слиплись, вместо того, чтобы размочить, решили высушить, чем окончательно и уничтожили.
В 70-м Раиф Карамович начинает посещать фотоклуб при новой городской газете «Вечерняя Уфа», тогда же его работы попадают на очень популярные в те годы фотовыставки. В 80-е он уже штатный фотокорреспондент – сначала «Вечерней Уфы», затем «Советской Башкирии» («Республика Башкортостан»). Бадыков становится заслуженным работником культуры РБ (1994), а потом и России (2002), лауреатом премии имени Ш. Худайбердина (1995) и Р. Исламова (1999).
О Раифе Карамовиче можно писать очень много, приводя десятки примеров из творческой практики, эпизоды его общения с людьми весьма высокого ранга. Но лучше всего за мастера говорят его работы. Приведу лишь небольшой отрывок из давнего очерка Владимира Огородникова: «Фотоснимок подозрительно долго рассматривал некто, обросший бородой и густой шевелюрой. Мне стало обидно за Раифа – снимок великолепный, чего придирается? «Борода» наконец отложил фотографию в сторону, щёлкнул зажигалкой, втянул в себя дым и задумчиво спросил:
– Старик, а кто снимал?»
Для человека понимающего эти самые «Старик, а кто снимал?» и есть высшая похвала, ведь поймать неуловимое мгновение так, чтобы оно стало явлением, чтобы люди удивлялись, любовались, улыбались или восторгались – и есть главная задача человека с фотокамерой. Независимо от того, кто он – фотограф, фотокорреспондент, фотохудожник или обычный парнишка – начинающий фотолюбитель.

Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.