Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Уважаемые читатели и авторы!

Сайт bp01.ru заканчивает свою работу, с января 2018 года журнал "Бельские просторы" переходит на сайт http://bp.rbsmi.ru Декабрьский номер (№12.2017) залит уже на нем. Вся информация на старом сайте останется доступной до того момента, пока сайт bp01.ru поддерживает хостер.

Главный редактор Юрий Горюхин



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Дома. 1979. Офорт
Дома. 1979. Офорт Эрнст Саитов
14. З015.jpg
14. З015.jpg
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Подразделение царандоя
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Подразделение царандоя
Выемка на 613 версте
Выемка на 613 версте

Публикации

Александр Александрович КУЗЬМЕНКОВ (р. 1962) – прозаик, эссеист, литературный критик. Родился в Нижнем Тагиле. В 1984 г. окончил филологический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. Был монтером пути, учителем, рабочим цветной и черной металлургии, журналистом. Печатался в журналах «Бельские просторы» (Уфа), «Волга» (Саратов), «День и ночь» (Красноярск), «Зинзивер» (Санкт-Петербург), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Урал» (Екатеринбург), «Зарубежные задворки» (Германия), «Новый берег» (Дания), «Слова, слова, слова» (США); «Литературной газете» (Москва); издательстве «Franc-Tireur» (США). С 2010 г. занимается литературной критикой. Лауреат премии «Серебряная пуля» (США, 2009), премии журнала «Урал» в номинации «Литературная критика» (2012), премии журнала «Бельские просторы» в номинации «Литературная критика» (2012).

Девятый дубль. В. Козлов. "Свобода"

10 (179) Октябрь, 2013 г.

В. Козлов. Свобода. – М.: Флюид FreeFly, 2012

Господа, я в печали, ибо мне предстоит писать про Владимира Козлова. Миссия то ли невыполнима, то ли попросту невыносима. Единственное, что здесь уместно, так это повторить вслед за Савицким: Козлов открыл новый тупик в прозе. Девять (нон­фикшн не в счет) до оскомины одинаковых книг, серых и монотонных, как сентябрьский дождь, – и где предмет для разговора? Прискорбно, однако положение обязывает… Главное, последнюю фразу этого материала я уже знаю. А остальное, Бог даст, приложится.

Тупик для В.К. более чем закономерен. Эстетика русского трэша не менялась от покоренья Крыма: что у Баркова, то и у Козлова; только <censored> не в фижмах, а в драных колготках. А субкультуру окраины можно до дна вычерпать в одном­единственном тексте. То есть, новое слово здесь невозможно по определению. Но Козлов полтора десятка лет упрямо штампует героев­близнецов и одинаковые ситуации. Понятия не имею, что тому причиной. Возможно, претензия на звание главного регистратора национальных патологий. Возможно, давняя психотравма (кстати, Данилкин того же мнения). Да что гадать на кофейной гуще? Важен результат, а он всякий раз один и тот же: служил Гаврила гопотою, Гаврила школьником служил, служил Гаврила репортером… простите, а есть еще что­нибудь в репертуаре? Конечно, есть: Гаврило ездило в Варшаву.

Итак, Гаврилу №9 зовут Андрей Волков… Впрочем, для начала нужно дать слово автору: ««Свобода» – это книга про девяностые годы. В книге делается попытка поглядеть на 90­е, и в том числе ответить на вопрос, почему людям нужна свобода, почему они готовы так легко от нее отказаться. С другой стороны, важно оценить: а что это была за свобода, действительно ли это было хорошо?»

Ценная подсказка: без нее попросту невозможно догадаться, о чем, собственно, текст. Навязчивая, почти болезненная фиксация деталей, – вот и все мои впечатления. Уж не взыщите, Владимир Владимирович.

Тем не менее попробую пересказать фабулу, состоящую из бесконечных автоцитат. Волков, конечно же, родом из Могилева, в анамнезе у парня, конечно же, одиннадцатилетка, эмиграция любимой и мелкий бизнес. Волков, конечно же, журналист, пресс­секретарь бывшего экстрасенса и нечистоплотного политика Ждановича. Жданович попадает в двойные клещи – его прессуют братва и ФСБ – и предпочитает сделать ноги от греха подальше. Волков, прихватив подругу босса, отправляется в Европу. Нового во всем этом – один happy end; я­то думал, Гаврила в очередной раз угодит под раздачу. Спасибо автору, порадовал.

Но радоваться больше нечему. Заявка на социологическое исследование свободы 90­х – абсолютная фикция. Козлов не аналитик, он лишь дотошный хроникер: фигурки из «Киндерсюрприза» – отметить, роман Донцовой в руках секретарши – запечатлеть, голда на бандитской шее – увековечить. И не более того.

Философическое бремя в книжке возложено на плечи Ждановича, но тот справляется с обязанностями крайне скверно, не выходя за рамки площадной риторики: «Семьдесят лет нами управляли коммунисты, и к чему мы пришли? Россия превратилась в гибрид барака и промзоны. Но те, кто пришли им на смену, ничуть не лучше». Премного благодарен, сам бы я ни в жисть не догадался. Автор еще более скуп на осмысленные высказывания: обозвал своих сверстников «дженерейшн ХЗ», да тем и ограничился. И он ехал в Одессу, чтоб сказать эту хохму?

«В новом романе от свободы – одно название», – разочарованно вздохнул Я. Левченко. И не только от свободы, – само слово «роман» применительно к «Свободе» есть незаслуженный комплимент. Вообще, говорить о прозе Козлова можно лишь апофатически, отмечая отсутствующие компоненты: тропы, интригу, психологизм… Но давайте по порядку.

Выловить сюжет из мутных вод повествования более чем непросто. Для начала предстоит одолеть болотистую (6 996 слов) экспозицию – скуловоротно нудную, сплошь из ненужных подробностей, исповедь протагониста: «В 1979 году я пошел в первый класс школы номер семнадцать. На Октябрьские праздники того года всех первоклассников приняли в октябрята: повесили на пиджаки и передники значки с красной звездочкой и портретом кудрявого Володи Ульянова». За автобиографической сагой следует биографическая, раза этак в два поболе, – рассказ о Ждановиче, стилизованный под мокьюментари: «У него была однозначно типичная советская биография. Закончил школу, поступил в институт, женился, закончил институт, поступил на работу в проектную контору, получил квартиру…» Принцип сюжетостроения в «Свободе» сродни слогану «Просто добавь воды». Сами понимаете: построчный гонорар.

Характеры В.К. ликвидировал давно и прочно. Есть в «Свободе» две барышни, две пассии Волкова – Аня и Оля. У Ани – виолончель, а у Оли – футболка с дурацким розовым зайцем; Аня в отрочестве воровала в магазинах творожные сырки, а Оля делала <censored> дальнобойщикам. Впору вспомнить еще один слоган: «Почувствуйте разницу»…

Язык повествования засушен пуще вяленой воблы: «Мелкий бьет первым. Я отбиваю, бью его в глаз. Подключаются остальные. Самый высокий и крепкий попадает мне в нос. Идет кровь. Я падаю». Простое, повествовательное, двусоставное, а что сверх того – от лукавого. Кстати, кто­то заметил подмену? Отрывок­то был из «Домой»… Правильно, хрен редьки не слаще.

Ну да, филологические тонкости – не для нашего героя. Смысловая наполненность, сюжет, психология, стилистика для него второстепенны, важно по самое некуда загрузить текст трэшевыми штампами: «В коляске спит <censored> безногий инвалид. Рядом валяется бутылка от дешевого портвейна… Стоя <censored> парень в косухе и девушка в длинном черном пальто и высоких сапогах… За киосками собрались в кружок инвалиды и попрошайки. Пьют водку, передавая друг другу бутылку. Рядом несколько их «коллег», в том числе один без ноги, на костылях, играют в футбол. Вместо мяча – бумажный сверток. Вместо ворот – бутылки из­под шампанского. На костре жарится собака».

Вот единственное, что в «Свободе» налицо. Все остальное – лакуны, провалы, пропасти. Ю. Щербинина, литагент Козлова, вроде как согласна: «Получается фактически голое повествование: не увешанное гирляндами метафор, не стреляющее хлопушками оригинальных идей, лишенное хитросплетенных сюжетных ходов». Однако есть в безликости несомненное достоинство: «неизменная верность жизненной правде». Этак любой опер, написав дюжину протоколов, может претендовать на Гонкуровскую премию… Ах да, еще одна добродетель: «Во всем – строгий отбор и тщательная фильтрация. Выбраковка всего лишнего, побочного». Господь с вами, Юлия Владимировна, не угодно ли цитату? «По телевизору идет футбол. Болгария – Парагвай. Я полулежу на продавленном диване. Пружины упираются в задницу и спину. Парагвайский вратарь Чилловерт идет бить штрафной. Я беру с пола бутылку пива, делаю глоток. Чилловерт разбегается, бьет. Мяч летит под самую перекладину. Болгарский вратарь дотягивается до мяча, отбивает на угловой». Ежели это тщательная фильтрация, то что тогда всеядность? Я же говорю, – просто добавь воды…

Пожалуй, пора обобщить сказанное. Не знаю, право, какова свобода вообще, но писательская свобода – чисто гегельянского свойства: познанная необходимость. Необходимость обобщать, конструировать коллизию и характеры, шлифовать фразу, мыслить, в конце концов, – ибо всем тем и жива проза. А барачная эстетика, помноженная на телеграфный стиль, – неважная тому замена, прошу простить за брюзгливую дидактику.

Напоследок – занятная подробность: «Флюид» издал «Свободу» в серии «Русский роман для Европы». У меня на этот счет возникла легкая амбиваленция. С одной стороны, нужен ли Европе Козлов? – по­моему, ей за глаза хватит Уэлша и Хоума. С другой стороны, затея крайне перспективная – Старый Свет обожает фрик­шоу в исполнении <censored>, <censored> и пьяных русских.

Ну вот, получилось­таки высказаться. А теперь самое время произнести заветное: «Free! Free at last! Thank God Almighty, I am free!»

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


новый.jpg
Читайте двенадцатый номер журнала за 2017 год на новом сайте http://bp.rbsmi.ru/


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.