Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Тайная музыка невозможного

…Когда-то я пытался убить в себе сочинительство, чтобы жить как все нормальные люди. Заставлял себя не сочинять, но через некоторое время стихи просто произносились. Потом махнул рукой, приняв это как пожизненную неизбежность, как свой крест. И только теперь, когда лучшая часть жизни позади, с отчётливой, щемящей болью сознаю, что это всё-таки то самое дело, которое действительно люблю и единственно по причине которого и стоит хотя бы терпеть меня на этой Земле…

Станислав Петрович Шалухин (1952–2002) родился в Уфе. Работал преподавателем, журналистом. Последнее место работы – редактор отдела поэзии журнала «Бельские просторы»



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Анатолий Чечуха. Музей Аксакова. 2001
Анатолий Чечуха. Музей Аксакова. 2001
Укладка пути на 724 версте
Укладка пути на 724 версте
Теплый день. 1995. Акварель
Теплый день. 1995. Акварель Эрнст Саитов
Превращение (2005)
Превращение (2005) Евгений Севастьянов

Публикации
Станислав Вячеславович Секретов родился в 1986 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Волга», «Нева», «Homo legens», «Бельские просторы» и других.

Размышления под пальмами

№ 7 (176) Июль, 2013 г.

Николай Климонтович. Островитянин: Роман. – «Вестник Европы», 2012, № 34­35;

Алексей Карташов. Остров: Повесть. – «Сибирские огни», 2013, № 1;

Евгений Алехин. Пляж: Рассказ. – «Знамя», 2013, № 1.

  

Тема островов в мировой литературе, кажется, существовала всегда. Есть ощущение, что ее так или иначе затронул едва ли не каждый уважающий себя поэт и писатель. И вот – три свежих произведения на эту тему в «толстых» журналах: роман Николая Климонтовича «Островитянин» в «Вестнике Европы», повесть Алексея Карташова «Остров» в «Сибирских огнях» и рассказ Евгения Алехина «Пляж» в «Знамени».

Многие мечтают бросить опостылевшую жизнь в душном мегаполисе и поселиться в каком­нибудь тропическом раю под пальмами рядом с бескрайним морем. Герои Алехина, Карташова и Климонтовича так и поступают.

Центральный персонаж «Пляжа» – молодой человек с женой и двумя детьми, отдыхая на побережье Гоа, отправляется на остров, где наслаждается всеми прелестями беззаботной жизни. Герой «Островитянина» – мужчина за пятьдесят – также наслаждается прекрасными красками бытия на одном из островков Юго­Восточной Азии в компании местной юной девушки Фэй. Аналогично протекает жизнь главных персонажей «Острова» Ганса и Гретель.

Типичный хронотоп острова – острова как символа рая. Ласковое солнце, прозрачная вода плюс любимая женщина рядом. Картинка из рекламы «Баунти». «Когда люди не наблюдают часов, если применить неуклюже переведенную с французского поговорку, их состояние, наверное, и следует назвать блаженством. Сюда следует добавить и полнейшую безмятежность моего существования. Там, в мире, который я покинул, нарастал первобытный хаос, будто время пошло вспять, но я и знать об этом ничего не хотел». Но если центральные герои произведений Климонтовича и Алехина сознательно выбрали подобный образ жизни, то Ганс и Гретель у Карташова на протяжении всей повести мучаются, не понимая, как же их занесло в этот тропический рай. Это даже наводит на мысль, что если рай в «Пляже» и «Островитянине» вполне земной и реальный, то рай в «Острове» обладает иными свойствами. Фразы Ганса «Это тоже из прошлой жизни…», «Но такое впечатление, что нас ждали. Нас передавали из рук в руки – миссис Хоббс, мисс Джонсон, миссис Ройс. И все они знали, куда нас направить дальше», «Не хочу, чтобы за меня решали» заставляют предположить, что персонажи повести умерли и попали в рай или некую альтернативную реальность.

Побег из привычного опостылевшего мира. Еще одна литературная традиция. Тяга к эскапизму – стремлению уйти от обыденности жизни.

А чем заниматься под пальмами? Можно искать случайного и ненавязчивого общения с местными жителями и туристами в ближайшем баре. Это присутствует и у Алехина, и у Карташова, и у Климонтовича. Можно просто нежиться в морских волнах, а в остальное время философствовать, думая о непростой действительности и людских судьбах.

Герой рассказа Алехина, лежа рядом со спящей женой, размышляет о возможной близости с супругой, но гул вентилятора, доносящаяся с улицы далекая музыка, дети в соседней комнате и возникающие в воздухе вопросы «Что она такое? Что я знаю о ней?» вызывают все новые и новые мысли. Ганс из повести Карташова пытается вспомнить прошлое и разобрать смысл странных слов, не то приснившихся ему, не то попросту выдуманных или услышанных где­то. У главного персонажа романа Климонтовича бегающих мыслей еще больше.

Если персонажа Алехина в значительной мере можно назвать героем­наблюдателем, то у Климонтовича мы видим героя­мыслителя. Алехинский персонаж импульсивнее, однако он полностью погружен в атмосферу «релакса». «Этот день пролетал мимо быстро и без рефлексии» – как легкий пляжный отдых с небольшими приключениями, которые с годами забудутся. В отличие от него, у Климонтовича наблюдается некоторая отстраненность в наблюдении за жизнью – персонаж как бы смотрит на всё со стороны и всё подвергает анализу. Он размышляет о русской литературе, об особенностях государственного устройства России и других стран, о выборах – «утешительной иллюзии для народа», о том, пошел бы он на Болотную и прочие оппозиционные митинги, если бы был в Москве, а не на прекрасном острове. Часть этих дум открывается нам в переписке героя с его старым приятелем – евреем Григорием Шапкиным. Григорий в каком­то смысле тоже «островитянин» – хоть он никуда и не уехал из своего города, но при этом стал эскапистом, превратившись в затворника, который заперся в своей комнате, перестал выходить на улицу и лишь изредка поддерживал контакты с миром при помощи Интернета.

Гоша Шапкин – далеко не единственный второстепенный персонаж, появляющийся на страницах романа. Климонтович рассказывает истории жизни разных знакомых, с которыми его свела судьба. Эскапизм – в жизни каждого из них. Приятель Иван Тихонов был переводчиком в Белграде и спекулянтом в Москве, но в итоге открыл свой ресторанчик в Паттае и стал подписывать письма не иначе как Vania Pattayskiy. Именно он, кстати, и сагитировал главного героя романа «плюнуть на Россию и оставаться здесь». Еще один эскапист – московский стоматолог Семен Хайкин, который из­за своих личных проблем ударился в писательство. Другой товарищ, Женька Сашин, у которого всегда было «на всякую удачу по две беды», овдовев, стал «агрессивным сектантом». В общем, каждый убегал на свой остров – настоящий или выдуманный.

Кое­что об именах персонажей трех произведений. Имена главных героев повести Карташова – Ганс и Гретель. Сразу вспоминается сказка братьев Гримм. Однако по ходу повествования выясняется, что эти имена не настоящие – так персонажей назвала миссис Хоббс, а наши герои, забывшие о прошлом, просто приняли их. Центральный персонаж романа Климонтовича и главный герой рассказа Алехина – по сути alter ego авторов, хотя у Климонтовича повествование ведется от первого лица, а Алехин называет своего героя скромным «он». Надо отметить, что личности этих двух писателей отчетливо проявляются в художественном тексте и влияют на ход повествования. Герою «Пляжа» не более 30 лет, как и Алехину. Тут и молодежная романтика, и буйство гормонов, и сочетание смелости и нерешительности. Николай Климонтович старше Евгения Алехина примерно в два раза. Естественно, и жизненного опыта, отражающегося в книге, значительно больше.

Остров – символ многозначный. Еще одно из его значений в многовековой мировой культуре – одиночество. Тема одиночества есть и в рассказе Алехина, и в повести Карташова, и в романе Климонтовича. Герой «Пляжа» то намеренно ищет одиночества, то пытается сбежать от него. Вот он в одиночестве ночью спускается к морю, и ему хорошо лежать одному в шезлонге и пить белое вино в абсолютной темноте. Но после бутылки вина и одинокого купания под звездным небом нашему герою «непреодолимо захотелось с кем­то поговорить». А просто лежать рядом со спящей женой, положив на нее руку, – это уже «немного лучше, чем одиночество». Когда уезжает Фэй – подруга центрального персонажа «Островитянина», одиночество начинает все сильнее заполнять его жизнь: «С общепринятой точки зрения, я и был полоумным постояльцем этого побережья. Сбрендившим, как любой островитянин: море только сначала утешает, потом доводит до слез и сводит с ума». В конце романа после видения, в котором предстал его мертвый отец, главный герой решает «покончить со всем этим делом – и утопиться, что ли». Но воли умереть не хватает, и океан отказывается принимать жертву. В баре до островитянина доходит весточка, что Фэй вряд ли вернется и он, скорее всего, больше никогда уже ее не увидит. Герой Алехина в конце рассказа едва не гибнет, пытаясь спасти дочкину панамку, улетевшую в море. Его пятилетний сын спрашивает: «Папа, а почему ты не утонул?»

В мировой культуре смерть редко забирает островитян – все же обычно таким персонажам удается сбежать со своих островов. Но при этом у них навсегда остаются сильные воспоминания о жизни в одиноком раю, ведь «память – остров в океане забвения»…

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


ги.jpg Гали Ибрагимов
Шакур Рашит.jpg Рашит Шакур
chvanov.jpg Михаил Чванов
максим васильев.jpg Максим Васильев
Тимиршин.jpg Радиф Тимершин
Kazerik.jpg Георгий Кацерик
bochenkov.jpg Виктор Боченков
Ломова.jpg Юлия Ломова


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.