Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации
Извините, информация отсутствует

В юном месяце апреле

№ 4 (173) Апрель, 2013 г.

Апрель. Лет двадцать пять назад, кроме таяния снега, ледохода, «осторожноокрашенных» скамеек в парках, весёлого блеска глаз внезапно помолодевших людей, не менее весёлого сверкания сбросивших зимние оковы и выведенных «на показ» девичьих коленок и, разумеется, «Дня дурака», он отметился бы массовым выходом на подсохший асфальт «подснежников» – владельцев авто, которые пользовались своими «ласточками» только в тёплое время года.

Но было ещё одно, сродни этим самым проснувшимся «подснежникам», массовое явление, о котором нынче вспоминаем с лёгкой грустью: с первым весенним теплом улицы, парки и скверы заполняли невесть откуда взявшиеся многочисленные мамаши с колясками. А рядом с ними или вальяжно вышагивали или суетливо крутились отцы тех, кто мирно посапывал в этих миниатюрных экипажах в одну мамашину силу. Впрочем, коляска – атрибут вовсе не обязательный, дети могли быть уже во вполне ходячем возрасте, но традиция апрельских прогулок к реке или в лес, в котором над прошлогодними полусгнившими листьями уже показались беленькие венчики ветреницы-анемоны, соблюдалась неукоснительно. Хотя отдельно взятыми индивидуумами традиция сия соблюдается и сегодня, всё же больше это относится к тому времени, когда личных машин у народонаселения было недостаточно, а количество торговых точек для претворения в жизнь целей и задач шопинга не выдерживало никакой критики.

Шопинг как явление отсутствовал, зато едва ли не у каждой четвёртой среднестатистической советской семьи на заветном гвоздике висел когда-то приобретённый либо подаренный свой собственный «ФЭД», «Зоркий» или «Зенит». На худой конец, «Смена». И это чудо советского точного приборостроения становилось в светлые апрельские деньки главным действующим «лицом» во время прогулки у реки или в лесу. Откройте любой семейный фотоальбом. Почти наверняка там встретится много снимков, сделанных именно в апреле. Другое дело, что свои снимки их хозяева считаю никому кроме них самих не нужными, а потому «вытягивать» из фотографов-любителей их работы, которые смогут (возможно, смогут!) заставить кого-то улыбнуться. Ох, и трудная это работа!

Да и с профессионалами дело обстоит не намного лучше. Мало того, что найти такие снимки в нынешних бескрайних цифровых архивах фотографов невероятно трудно, так ещё и «чёрной кошки» в их «тёмных кабинетах» может попросту не оказаться. Профессионалы – они, знаете ли, работают, им не до смеху. Хотя и легендарных тёмных кабинетов-фотолабораторий давно уж нет у них, и вместо одного кадра в секунду их камеры-цифровики легко выдают десяток-другой изумительных цветных фотоизображений.

Но, если посмотреть на всё это с другой стороны, то вовсе не обязательно четырём серьёзным джентльменам в картузах усаживаться на коврик и публично распивать пиво только для того, чтобы насмешить нас лет этак через сто двадцать после фотосъёмки. Нет, улыбку – то ли радостную, то ли ностальгическую, вызовет порой и вполне рядовой кадр, долгие годы прятавшийся в семейном альбоме. Достаточно было после удачной рыбалки каждому ребёнку дать в руку по рыбке. Или двум студентам середины 1970-х прислониться к машине, на которой ездил, возможно,  сам Штирлиц.

Обратите внимание на сделанный целый век назад кадр, на котором бравый шоффэр с совершенно серьёзным видом демонстрирует нам свой мотор марки… впрочем, это уже реклама. Или на исполненные чувства собственного достоинства мордашки ребятишек на карусели в саду Салавата. Лица персонажей обоих снимков серьёзны, но нас так и тянет улыбнуться. Почему же? Может, с высоты прожитых лет мы смотрим на персонажи тех давних фотосессий чуть снисходительнее? Или ностальгия – даже по тому времени и вещам, коих мы и в глаза-то не видели, на мгновения подводит нас к некоему подобию нирваны? Вряд ли кто ответит точно.

 

 

***

МЧС предупредило, что этой весной нас ждёт большая вода. Ждут подтопленные подвалы,  размытые картофельные грядки, испорченный ламинат и прочие малоприятные вещи. Но кто бы мог подумать, что жители затопленной уфимской Нижегородки конца 1980-х, которые и в дома-то свои смогли попасть должно быть только в середине мая, могут так веселиться, когда на их улице (или озере?) появится фотограф. Мальчишки, они, понятно, не упустят возможности закинуть удочку прямо с крыши родного сарая, но чтобы вот так устроить беззаботное чаепитие, да ещё и с огромным самоваром,  прямо посреди всеобщего потопа! «Пир во время чумы», – скажет некий усталый гражданин, чем-то похожий на одного не очень весёлого друга Винни-Пуха. Но ведь весна! На дворе апрель, и улыбку вызывают давно уж ставшие серьёзными дядями в бейсболках и даже седобородыми дедами в шляпах мальчишки из середины прошлого века. На физзарядке в школе, на велосипедной прогулке или просто… в лохани (иллюстрация к «Мойдодыру» незабвенного Корнея Ивановича: «Давайте же мыться, плескаться… В ушате, в корыте, в лохани...»).

Несомненно, заставит вас улыбнуться и девчушка с преданной нынче забвению сеткой-авоськой на завораживающем ретро-фоне уфимской улицы Карла Маркса – улицы, которую такой тоже почти никто не помнит. Кому, вы думаете, эта девочка адресует свою милую улыбку? Маме, которая её фотографирует? Да, конечно, маме. Но и не только ей: из того уже очень далёкого 1966-го она улыбается и всем нам. Да и самой себе сегодняшней. И эта детская полуулыбка через полстолетия, подобно, простите за немного лихое сравнение, всемирно известной полуулыбке одной важной дамы из парижского музея, буквально заставляет надеяться только на хорошее, заставляет радоваться жизни.

Что же касается милых букетиков самых первых в наших краях весенних цветов в самом центре Уфы, то сегодня такая картинка попадёт скорее в телепередачу про экстремалов, где субтитрами идёт напоминание: «Просьба не повторять!».

Ну а если вы улыбнулись, значит, не напрасно кто-то много лет назад нажал в нужный момент на кнопочку апрельской фотокамеры. Ведь весна – это солнце, это радость, это надежда. Это любовь. А, как пелось в одном из фильмов тех давних лет, «не любить – значит не жить».

 

Авторы фотографий: Николай Фосс, Юрий и Анатолий Бельские, Иван Лебедев, Равиль Гареев, Александр Мусаткин, Галина Кроткова, а также неизвестные авторы конца XIX – середины XX века. 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.