Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Уважаемые читатели и авторы!

Сайт bp01.ru заканчивает свою работу, с января 2018 года журнал "Бельские просторы" переходит на сайт http://bp.rbsmi.ru Декабрьский номер (№12.2017) залит уже на нем. Вся информация на старом сайте останется доступной до того момента, пока сайт bp01.ru поддерживает хостер.

Главный редактор Юрий Горюхин



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
ДК им. С. Орджоникидзе и улица Первомайская (Начало 1960-х)
ДК им. С. Орджоникидзе и улица Первомайская (Начало 1960-х) А.М. Виноградов
Три мельничных жернова. 1997-99
Три мельничных жернова. 1997-99 А. М. Мазитов
Беженцы из пос. Ковнаты
Беженцы из пос. Ковнаты
9. Полный джаз!.jpg
9. Полный джаз!.jpg

Публикации
Извините, информация отсутствует

В юном месяце апреле

№ 4 (173) Апрель, 2013 г.

Апрель. Лет двадцать пять назад, кроме таяния снега, ледохода, «осторожноокрашенных» скамеек в парках, весёлого блеска глаз внезапно помолодевших людей, не менее весёлого сверкания сбросивших зимние оковы и выведенных «на показ» девичьих коленок и, разумеется, «Дня дурака», он отметился бы массовым выходом на подсохший асфальт «подснежников» – владельцев авто, которые пользовались своими «ласточками» только в тёплое время года.

Но было ещё одно, сродни этим самым проснувшимся «подснежникам», массовое явление, о котором нынче вспоминаем с лёгкой грустью: с первым весенним теплом улицы, парки и скверы заполняли невесть откуда взявшиеся многочисленные мамаши с колясками. А рядом с ними или вальяжно вышагивали или суетливо крутились отцы тех, кто мирно посапывал в этих миниатюрных экипажах в одну мамашину силу. Впрочем, коляска – атрибут вовсе не обязательный, дети могли быть уже во вполне ходячем возрасте, но традиция апрельских прогулок к реке или в лес, в котором над прошлогодними полусгнившими листьями уже показались беленькие венчики ветреницы-анемоны, соблюдалась неукоснительно. Хотя отдельно взятыми индивидуумами традиция сия соблюдается и сегодня, всё же больше это относится к тому времени, когда личных машин у народонаселения было недостаточно, а количество торговых точек для претворения в жизнь целей и задач шопинга не выдерживало никакой критики.

Шопинг как явление отсутствовал, зато едва ли не у каждой четвёртой среднестатистической советской семьи на заветном гвоздике висел когда-то приобретённый либо подаренный свой собственный «ФЭД», «Зоркий» или «Зенит». На худой конец, «Смена». И это чудо советского точного приборостроения становилось в светлые апрельские деньки главным действующим «лицом» во время прогулки у реки или в лесу. Откройте любой семейный фотоальбом. Почти наверняка там встретится много снимков, сделанных именно в апреле. Другое дело, что свои снимки их хозяева считаю никому кроме них самих не нужными, а потому «вытягивать» из фотографов-любителей их работы, которые смогут (возможно, смогут!) заставить кого-то улыбнуться. Ох, и трудная это работа!

Да и с профессионалами дело обстоит не намного лучше. Мало того, что найти такие снимки в нынешних бескрайних цифровых архивах фотографов невероятно трудно, так ещё и «чёрной кошки» в их «тёмных кабинетах» может попросту не оказаться. Профессионалы – они, знаете ли, работают, им не до смеху. Хотя и легендарных тёмных кабинетов-фотолабораторий давно уж нет у них, и вместо одного кадра в секунду их камеры-цифровики легко выдают десяток-другой изумительных цветных фотоизображений.

Но, если посмотреть на всё это с другой стороны, то вовсе не обязательно четырём серьёзным джентльменам в картузах усаживаться на коврик и публично распивать пиво только для того, чтобы насмешить нас лет этак через сто двадцать после фотосъёмки. Нет, улыбку – то ли радостную, то ли ностальгическую, вызовет порой и вполне рядовой кадр, долгие годы прятавшийся в семейном альбоме. Достаточно было после удачной рыбалки каждому ребёнку дать в руку по рыбке. Или двум студентам середины 1970-х прислониться к машине, на которой ездил, возможно,  сам Штирлиц.

Обратите внимание на сделанный целый век назад кадр, на котором бравый шоффэр с совершенно серьёзным видом демонстрирует нам свой мотор марки… впрочем, это уже реклама. Или на исполненные чувства собственного достоинства мордашки ребятишек на карусели в саду Салавата. Лица персонажей обоих снимков серьёзны, но нас так и тянет улыбнуться. Почему же? Может, с высоты прожитых лет мы смотрим на персонажи тех давних фотосессий чуть снисходительнее? Или ностальгия – даже по тому времени и вещам, коих мы и в глаза-то не видели, на мгновения подводит нас к некоему подобию нирваны? Вряд ли кто ответит точно.

 

 

***

МЧС предупредило, что этой весной нас ждёт большая вода. Ждут подтопленные подвалы,  размытые картофельные грядки, испорченный ламинат и прочие малоприятные вещи. Но кто бы мог подумать, что жители затопленной уфимской Нижегородки конца 1980-х, которые и в дома-то свои смогли попасть должно быть только в середине мая, могут так веселиться, когда на их улице (или озере?) появится фотограф. Мальчишки, они, понятно, не упустят возможности закинуть удочку прямо с крыши родного сарая, но чтобы вот так устроить беззаботное чаепитие, да ещё и с огромным самоваром,  прямо посреди всеобщего потопа! «Пир во время чумы», – скажет некий усталый гражданин, чем-то похожий на одного не очень весёлого друга Винни-Пуха. Но ведь весна! На дворе апрель, и улыбку вызывают давно уж ставшие серьёзными дядями в бейсболках и даже седобородыми дедами в шляпах мальчишки из середины прошлого века. На физзарядке в школе, на велосипедной прогулке или просто… в лохани (иллюстрация к «Мойдодыру» незабвенного Корнея Ивановича: «Давайте же мыться, плескаться… В ушате, в корыте, в лохани...»).

Несомненно, заставит вас улыбнуться и девчушка с преданной нынче забвению сеткой-авоськой на завораживающем ретро-фоне уфимской улицы Карла Маркса – улицы, которую такой тоже почти никто не помнит. Кому, вы думаете, эта девочка адресует свою милую улыбку? Маме, которая её фотографирует? Да, конечно, маме. Но и не только ей: из того уже очень далёкого 1966-го она улыбается и всем нам. Да и самой себе сегодняшней. И эта детская полуулыбка через полстолетия, подобно, простите за немного лихое сравнение, всемирно известной полуулыбке одной важной дамы из парижского музея, буквально заставляет надеяться только на хорошее, заставляет радоваться жизни.

Что же касается милых букетиков самых первых в наших краях весенних цветов в самом центре Уфы, то сегодня такая картинка попадёт скорее в телепередачу про экстремалов, где субтитрами идёт напоминание: «Просьба не повторять!».

Ну а если вы улыбнулись, значит, не напрасно кто-то много лет назад нажал в нужный момент на кнопочку апрельской фотокамеры. Ведь весна – это солнце, это радость, это надежда. Это любовь. А, как пелось в одном из фильмов тех давних лет, «не любить – значит не жить».

 

Авторы фотографий: Николай Фосс, Юрий и Анатолий Бельские, Иван Лебедев, Равиль Гареев, Александр Мусаткин, Галина Кроткова, а также неизвестные авторы конца XIX – середины XX века. 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


новый.jpg
Читайте двенадцатый номер журнала за 2017 год на новом сайте http://bp.rbsmi.ru/


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.