Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (10).jpg
1 (10).jpg
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009)
О.Цимболенко. Портрет велосипеда (2009) Молодые художники Уфы
Мост через р. Белая
Мост через р. Белая
Зимний вечер (1983)
Зимний вечер (1983) Константин Головченко

Публикации
Извините, информация отсутствует

Полутона улыбки

Уфа 50—60-х годов XX века в фотографиях



Сделать фотографию сегодня так же просто, как купить газировку. Наши современники улыбаются с экранов компьютеров и мобильных телефонов, несчётное количество фотоотпечатков с улыбками заполонили сотни миллионов альбомов, конвертов и просто коробок. Улыбаются девочки и мальчики, дядьки и тётки, толстые и тонкие – все они уверены в том, что при съёмке надо обязательно сказать «cheese». Но мы почему-то продолжаем восхищаться фотоснимками столетней давности. Нам кажется, что люди на них совсем не такие, как мы, – самодостаточнее что ли: они более обстоятельные, надёжные и даже более возвышенные. Ведь лица на дореволюционных фотопортретах обычно серьёзны и сосредоточенны. Но почему-то никто не обращал внимания на то, что одна из причин этого – слабое освещение и, соответственно, длинная выдержка. Электрическое свет был в диковинку, и даже в фотоателье освещение полностью зависело от погоды, неспроста крыши фотографических заведений вплоть до 20-х годов XX века и даже позже делались из стекла. Вспомните знаменитое: «Внимание, не шевелитесь, сейчас вылетит птичка». Вот и не шевелились – поначалу, в середине позапрошлого века, минут двадцать, потом, через полвека – несколько секунд. А когда появилась портативная аппаратура, фотографы покинули наконец свои насиженные места в павильонах и вышли на пленэр. Света стало больше, а выдержки затвора аппарата короче (доли секунды!), и «модели» как бы неожиданно для всех начали улыбаться не только в жизни, но и на снимках…

В начале ХХ века фотолюбителем мог стать только человек обеспеченный, так что о массовости фотографии говорить не приходилось. Но случилось так, что «Октябрьская революция и в этой области твёрдо и ясно поставила новые задачи… Фотография должна быть приближена к широким массам…» («Советское фото», 1927 г.). И «каждый передовой товарищ должен… уметь владеть фотографической камерой. В СССР будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности», – это Анатолий Васильевич Луначарский. Легендарные фотографии тридцатых: юные пионеры с загорелыми лицами и пышущие здоровьем колхозницы, уверенные в себе лётчики-полярники и готовые побить все рекорды спортсмены. Белозубые лица, с которых улыбка, казалось, не сойдёт никогда, стали визитной карточкой, своеобразным знаком тех лет.

К 1932 году количество фотокружков по стране достигло пяти тысяч. Начали действовать фабрики фотопластинок и фотобумаг, появилась и первая советская фотоплёнка. В 1930 г. в продажу поступил первый массовый советский фотоаппарат «Фотокор», ещё через четыре года стал выпускаться легендарный ФЭД. До 1941 года в стране было выпущено более 20 моделей фотоаппаратов. Потом была война…

Чем нам запомнились 50–60-е годы? Разумеется, надеждой на скорое и всеобщее счастье, в неизбежность которого все твёрдо верили. А также космическими победами, семилеткой, Карибским кризисом, «дорогим Никитой Сергеевичем» и царицей полей кукурузой. Но ничего этого на приведённых здесь снимках вы не увидите. Зато есть на них знаменитые пятиэтажки-хрущёвки, мальчишки «с нашего двора», пальмы на клумбах, ностальгическая тишина, порядок и уверенность. А ещё на этих снимках навсегда запечатлелась та Уфа, которая вроде бы никуда не девалась, но которая никогда уже не вернётся.

И если на этих снимках середины ХХ века безусловно заметна ни с чем другим не сравнимая атмосфера радости, то люди в кадре почему-то стали улыбаться гораздо меньше. Удивляет в связи с этим название одной из статей журнала «Советское фото» за 1962 год: «Строитель коммунизма – ведущая тема советского фотоискусства». Разве строители коммунизма не должны улыбаться? Найдутся «знатоки», которые тут же уверенно заявят: людей утомила неразбериха, бесконечные реформы и отсутствие товаров в магазинах. Но это не совсем так, а может, и совсем не так (нет, очереди за хлебом, конечно, были, но сейчас я совсем о другом). Предлагаемый ответ на поставленный вопрос кому-то может показаться далеко не очевидным, поэтому необходимы доказательства.

К середине шестидесятых в стране выпускалось до одного миллиона (!) фотоаппаратов в год, а всего их к тому времени скопилось примерно 25 млн. штук, то есть около 38 аппаратов на каждые 100 семей. Сами фотоаппараты стали портативными и удобными в обращении. И, что весьма важно, доступными для широких кругов населения. В 1948 г. появился первый «Зоркий», в 1952 г. – «Зенит», ещё через год – вполне реальная мечта всех мальчишек «Смена». Так что пятьдесят лет назад фотоаппарат был уже не диковинной забавой или дорогой игрушкой, а вещью в обиходе привычной. Потому люди просто перестали обращать внимание на фотографа на улице, перестали позировать. Ведь в отличие от улыбчивых американцев у нас, как, впрочем, и в Европе, постоянные улыбки направо и налево, по типу «рот до ушей – хоть завязочки пришей», тогда не считались признаком нормального человека. Вспомните очень популярный чуть позже в нашей стране британский фильм «О, счастливчик!», где героя Малколма Макдауэлла буквально заставляли, следуя заповедям Дейла Карнеги, улыбаться. Или Аркадия Райкина с его историческим опытом о генезисе улыбки: «Убито наповал 8 человек, покалечено… улыбнулся один!». 

Не всегда на снимках улыбаются даже дети! Правда, что касается детей, то рецепт «улыбки» прост: если бы фотограф попросил позирующего ребёнка улыбнуться, вряд ли бы нашёлся такой, который отказался бы сделать это. «Какая ерунда, – усмехнётся молодой читатель. – Сегодня фотик у каждого, ещё и не один, а люди всё равно улыбаются». И хорошо, что улыбаются. Правда, вряд ли подобные фотофиксации станут достоянием истории (в прямом, конечно, смысле). Вот и в старых семейных альбомах чаще всего мы видим симпатичные, но практически не отличающиеся друг от друга детские личики или ставшие притчей во языцех групповые снимки на фоне ковров. Что же является причиной того, что лишь единичные фотографии из сотен тысяч и даже миллионов плюшевых семейных альбомов становятся своеобразными свидетельствами, опознавательными знаками времени? Наверное, то, что они отмечены талантом их автора.



№ 11 (168) Ноябрь , 2012 г.




Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.