Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Почти все мы вышли из крестьян…

В этом году, вспоминая и обдумывая революцию наших дедов и прадедов, поневоле мы затрагиваем многие стороны нашей жизни, прошлого и будущего. Здесь мы поговорим о крестьянстве, которое было в первой половине ХХ века в России (СССР) самой большой общностью. Многие знают, что и социальной базой революции являлся союз рабочих и крестьян. Более того, и рабочие по своему мироощущению тогда были очень близки крестьянам, ведь в подавляющем большинстве они были рабочими в первом поколении. В 1905 году половина рабочих-мужчин имели землю, и они возвращались в деревню на время уборки урожая. Очень большая часть рабочих жила холостяцкой жизнью в бараках, а семьи их оставались в деревне.

Сергей Кара-Мурза



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Юрий Борецкий. На остановке "Дворец пионеров". 1962 г.
Юрий Борецкий. На остановке "Дворец пионеров". 1962 г.
Дом где жил ШАЛЯПИН. 2002
Дом где жил ШАЛЯПИН. 2002 Рифхат Арсланов
Строительство в квартале № 82 у парка Победы (Конец 1950-х)
Строительство в квартале № 82 у парка Победы (Конец 1950-х) А.М. Виноградов
Ловушка. Офорт (1996)
Ловушка. Офорт (1996) Игорь Тонконогий

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Поэзия: что нового?


С зоилом спорить не пристало

Любимцу ветреных харит.

                                И. Иртеньев



Валерий Прокошин, «Не кружилась листва…». Из неопубликованного. – Обнинск, 2011

После смерти талантливого российского поэта Валерия Прокошина (1959–2009), уроженца калужской земли, друзьями, единомышленниками, поклонниками его творчества выпущено пять сборников его стихотворений. Один из них – книга «Не кружилась листва…», которую город Обнинск в лице главы администрации А. Авдеева, его заместителя Т. Поповой, начальника отдела культуры администрации города И. Фалеевой, мецената О. Есинского подарил русской литературе. Тираж книги не сказать что велик, но до Москвы она добралась. Презентация этой книги проходила в феврале 2012 года в Булгаковском доме. Надеюсь, «листва» разлетится и дальше по свету. И потом – бывают же чудеса! – вдруг кто-нибудь да организует переиздание, хотя бы по набирающему популярность методу «принт он деманд».

Названию нашей рубрики «Поэзия: что нового?» эта книга отвечает идеально. По сути, в ней собрано всё «новое» для Валерия Прокошина – то есть не опубликованное им при жизни. Отвечает она и формату рубрики, который рассчитан на сборники, альманахи и прочие сложносоставные печатные продукты. Поскольку в этой книге не только стихи и проза Валерия Прокошина, но и стихи его товарищей, коллег по творчеству, очерки и воспоминания о поэте и даже фотоматериалы. В какой-то мере этот сборник есть подведение итогов земной жизни Валерия. Не сомневаюсь, что его наследию уготована дальнейшая литературная жизнь, притом весьма активная (многие намерены «пробивать» в печать и полное собрание сочинений Прокошина, и его новые детские книги). Но в этом лучшем из миров условности разграничивают физическое и метафизическое существование; иначе и не получается, коль скоро внимания и прочтения часто удостаиваются лишь после смерти…

Но – по порядку.

На презентации, состоявшейся, напомню, в литературном салоне Андрея Коровина (Булгаковский дом) 20 февраля 2012 года, поэт Эльвира Частикова подробно рассказывала историю создания книги «Не кружилась листва…». Эльвира Частикова – друг и постоянный соавтор Валерия Прокошина, сказавшая об их ноу-хау:

 

«Словно Вайнеры, Стругацкие, Гонкуры,

Мы пять книг с тобой сыграли в две руки.

И дуэт наш стал гвоздём литературы,

Ведь до нас вдвоём не делали стихи».

(«Соавторы»)

 

Таким методом работы они сотворили, например, книги «Новая сказка о рыбаке и рыбке» (Обнинск, 1999), «Валерий Прокошин. Прогулки по Боровску: Стихи. Эльвира Частикова. Однажды в Боровске: Стихи» (Боровск, 2008) и другие. Валерий Прокошин в последние годы жизни довольно регулярно публиковался в «толстяках»: его стихи публиковали журналы «Дети Ра» (http://magazines.russ.ru/ra/2006/6/pr11.html, http://magazines.russ.ru/ra/2007/5/pro10.html, http://magazines.russ.ru/ra/2008/2/pro11.html и др.), «Новый берег» (http://magazines.russ.ru/bereg/2006/14/pro18.html, http://magazines.russ.ru/bereg/2008/22/pro12.html), «ВОЛГА – ХХI век» (http://magazines.russ.ru/volga21/2007/11/pro26.html), «Новый мир» (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/6/pro7.html – посмертно, в июне 2009 года). Вышла у него и главная книга жизни – «Между Пушкиным и Бродским» (СПб., «Геликон Плюс», 2006). Но при всём том после его кончины остался солидный архив, не видевший печатных площадей, хранившийся у художницы, прикованной к постели, Людмилы Киселевой. Разбирая архив с целью публикации, друзья несколько раз меняли концепцию будущего сборника. Сначала думали опубликовать неизвестные стихи Валерия, затем – стихи плюс прозу… Пока готовилась книга, некоторые из рукописных находок были напечатаны в журналах (скажем, в журнале «Дети Ра» № 4–2011, http://www.detira.ru/arhiv/nomer.php?id_pub=2936). Также републикован цикл «Русское кладбище» – ибо без него невозможно, кажется, представить себе ни одну книгу Прокошина. Это поэтический приговор советскому геноциду, учинённому государством не только интеллигенции и творцам – Гумилёву, Есенину, Пастернаку, Мандельштаму, Цветаевой, – но и всем жителям страны – как прямо говорится в «Колыбельной 37-го года»:

 

«Полстраны спит на Лубянке,

                       в Магадане – полстраны.

Спите, граждане, гражданки,

                        вы пока что не нужны».

 

Но большинство произведений в книге «Не кружилась листва…» выходит впервые.

В итоге напряжённого поиска оптимальной формы и содержания книга включает в себя и прозу, и стихи, и посмертный «венок» поэту. Стихотворения, по замыслу составителей Эльвиры Частиковой, Веры Чижевской, Натальи Никулиной, идут согласно динамике личностного становления Прокошина – от романтизма к суровому реализму… Но мне лично кажется, что в сборнике прослеживается иная динамика – от полномерного осознания кратковременного, но такого интересного земного существования к философскому осознанию неизбежности ухода…

Сборник открывается предисловием Андрея Коровина «Видишь внутри себя свет несказанный…». Предисловием, честно говоря, такую объёмную биобиблиографическую статью называть как-то неуважительно. Помимо изложения этапов жизни Валерия Прокошина и хода его литературного становления (включая рассказ, почему Прокошин так и не стал членом Союза писателей, – прямолинейный и неискушенный в распре двух писательских союзов, послал подальше секретаря, предложившего ему взять рекомендации у «наших», а не у Липкина и Лиснянской) Андрей Коровин делает и литературоведческие заключения об особенностях творчества Прокошина.

«Автор сам определил себя где-то между <Пушкиным и Бродским> – и это как раз тот диапазон, в котором можно себе позволить всё или почти всё. Прокошин не ставит себя в один ряд с ними, а констатирует безграничные возможности поэтического мышления – от традиционной русской напевной сказовости до техногенного лексического бреда современного города. Сам Прокошин умудряется из любого материала делать стихи».

Прерву цитату и замечу от себя: совершенно справедливо! Вот «самопризнание» поэта:

 

«Что стихи! Это бьющие токи

По рукам, если начался срок.

Я выдергивал мокрые строки

Из хвостов прилетевших сорок…»

 

«Местами лиричный до слёз, местами – прямолинейный и грубоватый, местами – вдохновенный и метафоричный, он прошёл свой путь творческого становления – от музыки поэзии Серебряного века через нищенскую убогую советскую действительность к свободе, которую дают только Бог и Интернет… – продолжает Андрей Коровин. – Прокошин поражает не только пронзительностью поэта, чувствующего голос русской провинции, но и откровенностью эротического высказывания, балансирующего на грани “постклассического” или “высокого” порно, как он сам это определяет…»

Разумеется, это ещё не полноценный литературоведческий анализ стихотворного наследия Прокошина. Но наблюдения Андрея Коровина вполне могут стать для такового исследования «заготовками» – и я не удивлюсь, если Андрей сам его и напишет. А история знакомства и дружески-творческих отношений Андрея Коровина и Валерия Прокошина вносит человеческие нотки в предисловие, превращает его в панораму жизни незаурядного поэта, не вошедшего в «топовые» списки литературного мейнстрима, но навеки оставшегося в богатейшей русской поэзии.

Далее – собственно архив Валерия Прокошина: стихотворения, прозаические опыты, эссе. Разделы предварены эпиграфами из его же стихов: «Что стихи – это бьющие токи», «Окунешься в серость прозы…», «Памятью стану. Покинутым, проклятым, проданным, преданным в смех».

Конечно, с позиций сего дня, когда известна судьба Валерия Прокошина, читая его стихи, невольно думаешь, что тема смерти входила в них постепенно, согласно ухудшению здоровья. Может быть, для поэта всё было не так. Недаром же он прозорливо заметил:

 

«Входя в прозрачный домик марта,

Почувствуй сквозь земную дрожь:

Не всё случившееся – правда,

Не всё придуманное – ложь».

 

В контексте ухода Прокошина строки о правде и лжи – мощный рефрен этого стихотворения – становятся просто космическими. Быть может, и смерть – неправда, хотя и случается неизбежно, – но она происходит только в одной реальности, а сколько параллелей составляют микрокосм? А сколько в нём выходов в макрокосм?..

 

«Как долго тянулись во тьму провода,

Туда, где смешались снега и вода,

Туда, где смешались поля и холмы

В смертельно недетских объятьях зимы».

 

«Ещё два слова о любви…

Дай мне вкусить, кудрявый мальчик,

Сквозь телефоны, сны и матчи –

Переливание крови.

Дай мне один священный час –

Любить! Потом убей любовно

Энергией безумных глаз,

Где всё, что после, – всё условно…»

(«Купидон»)

 

«Безграмотный владелец Муз,

Хранящий под своею кожей

И жизни вкус, и смерти вкус,

И странный вкус, на сон похожий».

 

Впрочем, есть среди неопубликованных вещей Прокошина и вполне «нейтральные» стихи – посвящённые простым радостям бытия:

 

«Как он палочкой взмахнул,

Как взлетели руки.

Зал в осколках утонул

Музыкальных звуков…»

(«Дирижёр»)


«Соловьиная песня проста:

Каждый звук расколдован и вечен.

Так приятно сидеть у костра,

Согревая ладони и плечи».

 

«Руки просят дождя или снега,

Губы просят улыбки и слов.

Рассмеюсь – то-то будет потеха,

Снег пойдёт – то-то будет улов!»

 

Но всё равно мысль об уходе не отпускает Валерия:

 

«Моя душа уже летит –

К переселению готова,

И жить она готова снова,

Но без меня…»

 

Стихотворный блок заканчивается циклом «Три ада» – каламбур, обыгрывающий все возможности склонения числительного «три» и лирического трёхстишия. С трёхстишиями Валерий Прокошин «забавлялся» в последние годы жизни. Как большинство шуток гения, игра удалась. Для примера:

 

«Слово “триада”

мы рвём с тобой пополам.

Плачет ребёнок».

 

«На девятый день

Бог создал кузнечика –

так, для забавы».

 

«Ветер растрепал

причёску покойнику

так же, как в детстве».

 

Цикл «русских хокку» «Три ада» состоит из трёх частей: собственно «Три ада» – хокку о любви, «И было лето» – о бытии в микрокосме и макрокосме, «Смерть по-русски» – понятно, о чём.

А последнее, что сказал Валерий Прокошин нам стихами:

 

«Иду на свет, о прошлом вспоминая,

Ночная боль сильнее, чем дневная.

Врач в темноте на ангела похож.

 

А слёзы слаще, а вода вкусней».

 

Дальше идут четыре рассказа: «Реквием по брату», «Ученье – свет», «Павлик», «Наводнение». На презентации этой книги кто-то из составителей сборника назвал прозу Валерия «шокирующей». Не соглашусь с этим определением. Проза эта тяжёлая, безрадостная, но в ней нет ничего от эпатажа, рассчитанного на шоковую реакцию. Просто – хотя это вовсе не просто! – взгляд Валерия Прокошина всегда направлен на какое-либо явление под нестандартным углом и потому зрит «в корень» сущностей. А в таком ракурсе обычные, вроде бы естественные вещи выглядят иной раз монструозно. Чтобы смягчить пугающее впечатление, писатель щедро использует «чёрный юмор». Скажем, в «Реквиеме по брату» семья встречается с сыном (братом рассказчика), двадцать два года назад ставшим… жертвой аборта. Отец предлагает ему выпить, мать лепечет оправдания, а невеста главного героя уходит следом за братом. В «Ученье – свет» парнишка бежит из интерната домой, а мать колотит его смертным боем и отправляет назад – ибо «уплочено». В «Павлике» пародируется одна из наиболее неоднозначных и отвратительных советских легенд – что подчеркивается соседством имён мальчика Павлика, зарезанного сожителем матери за то, что навёл на него полицию, и банкира Морозова. Банкир нанимает бригаду таджиков, они арендуют дом у матери Павлика, хозяева ютятся в землянке и пропивают арендную плату, Павлику надоедает такая жизнь, он «сдаёт» сожителя мамаши, того задерживают, семью возвращают домой… дальнейшее понятно. Особенно музей, который создала в честь погибшего сына его «завязавшая» мать.

Поражает нетипичностью подхода и небольшое эссе Валерия Прокошина «Повара умирают последними (между компромиссом и компроматом)». Нелепое, на первый взгляд, название «прикрывает» беспощадные афоризмы – приговор обыденному бездуховному существованию: «Еда стала регулярным компромиссом между физиологией и духовностью»; «Так рождается компромат на дело рук самого Создателя»; «Искусство… всего лишь очередная попытка найти компромисс между забвением и вечностью». И, увы, приговор самому автору: «Умирать не страшно, страшно умереть»; «Мы всю свою короткую жизнь ищем компромисс между желудком и душой – и страдаем. А когда человек умирает, то его прирученную душу ломает между земным и небесным. Между раем и адом. Но компромиссы уже закончились. Остались одни компроматы».

Завершает сборник посмертный «венок» Валерию Прокошину. Может быть, даже нерукотворный памятник. В него вложили свои поэтические «кирпичики» Евгений Степанов (отказавшийся по такому поводу от экспериментов со словом и высказавшийся просто и убедительно):

 

«Лучшим поэтам немного отмерено

Лет и удачливых дней.

Тихое-тихое слово Валерино

Всё почему-то слышней».

 

А также Борис Херсонский, Алексей Цветков, Владимир Монахов, Дина Габрианович, Эльвира Частикова, автор целого цикла памяти друга. Эльвира «изобрела» уникальную текстовую форму – посмертное интервью «Жизнь мою отпустили морозы…». По её словам, она как бог на душу положит раскрывала книгу «Между Пушкиным и Бродским». Прежде чем распахнуть томик наобум, Эльвира задавала Валерию вопросы, на которые он «отвечал» строками своих стихов. Выглядит это так:

« – Что же это такое, Валера? – спрашиваю я и наугад распахиваю его книгу “Между Пушкиным и Бродским”.

В. П.: “Я ушёл от всех, кого любил…”. Стр. 113.

– Но как же так, почему?

В. П.: “С точки зрения абсурда / В этом тоже есть успех”. Стр. 111.

– Да уж, знаю я эту твою точку зрения. А с позиций реальной жизни?

В. П.: “Жизнь нереальна, пока мы живём”. Стр. 74.

– В моих руках как раз неоспоримый факт твоей жизни – стихи. Всё ли ты успел сказать?

В. П.: “Я выдохнул полжизни прокуренным нутром”. Стр. 100.

– На вторую половину не хватило воздуха, времени? Ты говорил, что за последний год не выдохнул ни строчки…

В. П.: “Это время – просто пропуск / В мир несбыточный, как сон”».

Может быть, это метафизический «мостик» между мирами, может быть – взаимопонимание до взаимопроникновения…

И наконец, подарок будущим биографам Прокошина – заметки и очерки о нём, написанные жителями Обнинска, хорошо знавшими, постоянно общавшимися с поэтом: Натальей Никулиной, Евгением М’Артом, Людмилой Штерн, Владимиром Бойко и другими. Кстати, эти очерки – далеко не сусальная «позолота» на образе ушедшего. Галина Ушакова, к примеру, предала огласке историю, как однажды поссорился Валерий Прокошин с Эльвирой Частиковой, – не красящую поэта, надо сказать. Но… ничто так не красит посмертный образ, как зафиксированные живые черты.

Хочется, чтобы не престала память поэта Валерия Прокошина и долгое эхо его стихов. И чтобы все стихи его были обнародованы. Мне кажется, они достойны неоднократного переиздания.



№ 6 (163) Июнь, 2012 г.



Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


рус_постер_толпар.jpg
Крылатый конь Толпар стал символом одноименного детско-юношеского теле-кинофестиваля, который пройдет уже четвертый раз в гостеприимном Зианчуринском районе Башкортостана. Толпар символизирует крылья творчества, рождение и полет новых идей, стремление покорять новые высоты. Финальные мероприятия и Церемония награждения победителей состоятся в селе Исянгулово Зианчуринского района 28-29 августа. Участников ждут увлекательные мастер-классы от известных профессионалов в сфере кино и телевидения, просмотр и обсуждение конкурсных работ, питчинг идей, одним словом, интересное живое общение.


пожар.jpg
В лесах Башкортостана установилась высокая пожарная опасность. Согласно прогнозным данным на предстоящие дни августа в 65 регионах России прогнозируется высокий, местами чрезвычайный классы пожарной опасности в лесах по условиям погоды, в том числе и на территории Республики Башкортостан. Сегодня IV класс пожарной опасности (высокая) в лесах установился на территории лесного фонда Бирского, Дюртюлинского, Зилаирского, Туймазинского и Уфимского лесничеств, V класс опасности (чрезвычайная) – в Стерлитамакском лесничестве. 
За прошлую неделю в период с 14 по 21 августа на территории республики на землях иных категорий было осуществлено оперативное межведомственное взаимодействие Региональной диспетчерской службы при Минлесхозе РБ, Единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по РБ по идентификации 15 термоточек.


Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Сайт журнала после вынужденного простоя опять заработал. В ближайшее время будут вывешены майский, июньский и июльский номера.


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.