Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Три абзаца от Савельева

Привет, я Игорь Савельев. Каждую неделю на сайте «Бельских просторов» я буду отпускать комментарии по событиям литературного процесса. Надеюсь, со временем ко мне присоединятся мои молодые коллеги, хотя я и сам еще не очень стар.

По-настоящему серьезных и значимых литературных журналов так мало, что не удивительно, что все они наблюдают друг за другом с пристальным интересом. Условный приз за креатив этой осени может получить «Октябрь», презентовавший неделю назад сдвоенный российско-китайский номер. Оказывается, главный литературный журнал Китая тоже носит название «Октябрь» («Шиюэ»), он основан в 1978 году после т.н. «Культурной революции», то есть он сильно младше российского собрата, но тиражи, конечно, не сравнить. Вот «Октябри» и выпустили совместный номер, где напечатали многих заметных российских (Роман Сенчин, Евгений Попов, Валерий Попов, Александр Кабаков) и китайских писателей. Интересно, что происходит это на фоне ситуации, которая встревожила многих: власти Москвы выселили «Октябрь» из помещения, которое он занимал лет семьдесят. Несведущий человек скажет – ну, подумаешь, редакция переехала. Только, по-моему, переезжать было некуда (новый адрес журнала на сайте не значится, не исключаю, что его делают теперь дистанционно, «на коленке»), а во-вторых – потеря литературным журналом помещения в центре Москвы – трагедия, которая всегда рассматривалась в литературной среде практически как «смерть журнала».

 

Об этой опасности заговорили не в 90-е, которые принято называть «лихими» (и именно тогда журналы переживали обвал тиражей и обнищание), а в относительно сытые нулевые. Тогда-то, насытившись нефтедолларами, власть и обратила внимание, что «золотые» помещения в центре занимает такая непонятная бизнесменам и чиновникам культура, как толстые журналы, да еще и мало платит за это. Когда-то журналам установили льготные арендные ставки. Сейчас трудно вспомнить, для кого прозвенел первый звоночек лет десять назад. Кажется, для «Нового мира»: его здание, принятое на баланс еще Твардовским в конце 60-х, парадоксально оказалось бесхозным. Поскольку всё постсоветское время федеральный центр и московские городские власти не могли договориться – кому из них оно принадлежит, «Новый мир» подождал и тихонько выиграл арбитражный суд как «добросовестный арендатор бесхозного помещения на протяжении более 15 лет». Тут-то власти очнулись, сломали решение суда и заговорили о выселении «Нового мира». Помню, что именитые писатели подписывали какие-то петиции, и выселение удалось отменить. Сегодня «Новый мир» работает по прежнему адресу, но, естественно, без серьезных гарантий.

 

Тогда, объясняя, почему толстый журнал такой значимости не может делаться на дому или сидеть в каком-нибудь коворкинге на окраине, писатели объясняли: а место встреч литераторов, место, куда могут придти авторы из провинции?.. А уникальный архив?.. Библиотека?.. Прямо говорилось – стоит выселить такой журнал из «культурной среды» московского центра – и он умрет. Но оказалось, что, во-первых, эти аргументы чаще всего – пустой звук для чиновников, а во-вторых, толстые журналы более живучи, чем думалось даже их редакторам. В последние несколько лет тихо-тихо лишились помещений несколько журналов. Сначала из «Дома Ростовых» на Поварской попросили «Дружбу народов»: в 2012 году на эту тему было много публикаций в СМИ. Потом – уже совсем тихо – с Большой Садовой съехало «Знамя». Так тихо, что об этом даже мало кто знает из авторов, нечасто бывающих в редакции (теперь она сидит в Воротниковском переулке). Потом – эта история с «Октябрем», тоже окруженная странным молчанием: для всего литсообщества стала сюрпризом большая статья об этом – «Октябрь стерли ластиком»: ее опубликовал Павел Басинский в «Российской газете» https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html. Сами сотрудники «Октября» ничего об этом не заявляли и довольно долго воздерживались от комментариев даже после выхода этой статьи.

 

Оказалось, однако, что продолжают выходить и «Октябрь», и «Знамя», и «Дружба народов», ничего не растеряв. Я не веду к мысли, что риторика «переезд равен смерти» оказалась неправдой. Я радуюсь тому, что запас прочности у толстых журналов остается большим. Они пережили и катастрофу с подпиской в 90-е, катастрофу с потерей массового читателя и тиражей, сейчас переживают период потери советских же помещений, но не сдаются. Но сколько испытаний им еще предстоит?    



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
1 (15).jpg
1 (15).jpg
3. Starik i more (4).jpg
3. Starik i more (4).jpg
В текст. Заря вроде.jpg
В текст. Заря вроде.jpg
Хаким Гиляжев
Хаким Гиляжев

Публикации
Михаил Михайлович Кривошеев родился 22 августа 1986 года в поселке Могойтуй Бурятского АО. С двух лет жил в г. Сибае. Учится в магистратуре биологического факультета БГУ. Лауреат журнала «Бельские просторы» 2010 года в номинации «Надежда», Победитель студенческого фестиваля «Мяуфест — 2010».

Апельсиноспаниель

Стихи



*  *  *

Плети же сети, девочка, пока

ты ждешь на пристани чудного рыбака…

Он принесет из тайности глубин

осколок звезд – магический рубин.

Его хранили от людей киты,

он пахнет рыбой, впрочем, как и ты.

Рубин прекрасен, только парень твой

уйдет рыбачить следом за волной.

А ты, запутавшись в тревоге и тоске,

забудешь камень на сыром песке.

Его утащит старый альбатрос,

чтоб закрепить на небе среди звезд.

Плети же сети, девочка, пока

рубины ищет сердце чудака.

 


*  *  *

Какая вечность? Смерть да сон

играют в шахматы над нами,

и неба звездного орнамент

вращается, как колесо.

 

Какие чувства? Это ты

под липами или под кленами

среди тягучей немоты

глядишь глазищами зелеными,

влюбленными, до сей поры.

 

Это в твоем хрустальном теле

кружат хрустальные миры,

в моем… вращаются пастели.

 

Какая ветреная скука –

любовь, кровать, чужая блажь.

Здесь темнота рождает звуки –

и в звуках – новый город наш.

Вот там, где эти сон да смерть

не властны более над нами,

я буду рисовать стихами

твои миры, твой взгляд и смех.

 

Вот там, среди аллей раскрашенных,

под липами или под кленами,

мы будем друг для друга нашими,

а может, даже и влюбленными...

 

 

*  *  *

Слышишь когти собак по асфальту? Светает.

Псы бегут, опустив свои длинные морды.

Я не черт чернорогий, да и ты не святая,

только вот мы пьяны уже долгие годы.

 

Да и ты не святая – нимб лежит под кроватью,

пропылился давно. И забыла рука

крест трехперстный. Родимая, кстати,

наша вера теперь так легка.

 

Пропылились давно твои волосы. Пепел

сигаретный кружит на бетонном полу.

Есть ли что-то сложнее и что-то нелепей

двух сцепленных одной гравитацией лун?

 

По бетонному полу ночные виденья

проскользнут и исчезнут – такая игра.

Помнишь как мы с тобою на прошлой неделе

добровольно сожгли наш двухкомнатный рай?

 

 

Ночной почтальон

Погибли все первоисточники,

связист в бреду.

Звоните письма тихим почерком,

авось придут.

 

А может, пьяный почтальон,

припомнив долг,

приняв для храбрости лосьон,

стучится в дом,

 

и вы, открыв спросонок дверь,

и сердце в дрожь,

и тишина, и верь – не верь –

всего лишь дождь.



Знаки

Он видел знаки в каждой кошке –

прелюбопытная игра;

как птичка склевывает крошки,

так он приметы собирал.

 

Примерив незнакомый раньше

трагично-пафосный наряд,

он, не заметив явной фальши,

явился в нем на маскарад

 

и, в бесовщине хороводясь

среди прелестно-бледных дам,

не видел он, как тени ходят

тихонько по его следам.

 

Он знаки толковал двояко

и дамам вина подливал

(не мог подвыпивший оракул

котенка отличить от льва).

 

Все яростней кружились тени,

теснее замыкая круг,

но он в беспутстве песнопений

не понял жуткую игру.

 

Попавшийся, как рыбка в сети,

на корм болотным вурдалакам,

он умирал при лунном свете,

все так же свято веря знакам...

 

 

*  *  *

Я трезв еще! Раздвиньте стены,

мне так необъяснимы их пути.

Закройте рты – все мысли ваши тленны,

все рифмы ваши мне... не превзойти...

 

Шептал во тьме, ломая все фаланги,

ломая свой рифмованный мирок.

Пятнадцать строк – мне сердобольный ангел

так напевал: пиши в пятнадцать строк!

 

Я трезв еще, но птиц тот белокрылый

меня ведет известною тропой

своей небесной хромоногой лирой.

 

 

Сомкните стены. Голос его тверже,

он говорит: ведь ты поэт, ты пой,

а протрезвеешь помаленьку позже

 

(за той пятнадцатой, несказанной строкой).

 

 

Кобыла

Мне не хватает кислороду,

мне не хватает строк лихих.

Я вынес на показ народу

коллекционные стихи!

 

Все ямбы, ямбы, ямбы, ямбы…

Я, как плешивая кобыла,

однообразно и уныло

овес жую и дифирамбы,

о том, как хорошо бы было,

пишу. Воспев хмельную прозу,

то ли икая, то ли блея,

сам от восторга просто млея,

приняв величественно позу,

шепну вам, как под алой розой –

от графоманства панацеи,

быть может, нет; зато как странно,

как бесподобно и пространно

звучат слова, витают строфы,

и тут бы вспомнить о Голгофе…

Да вот она – все ямбы, ямбы…

А в голове нескладный кофе,

тот гадкий растворимый кофе,

отвратный и дешевый кофе

разносит сумрачные дамбы!

О чем пишу, мне, в общем, по фиг.

 

Искать, надеятся и верить,

придти, сожрать и не сдаваться! –

вот мой девиз, пора признаться,

разбить все окна, выбить двери,

шерстистым, неуклюжим зверем

рычать в толпу: мне скоро …ацать!

я сбросил шкуру, вставил перья!

и научился целоваться!

 

Мораль проста – аутодафе

мне удался, и к черту пафос –

как престарелая кобыла

жую стихи свои уныло.


 

Апельсиноспаниель

Рисую круги – я художник от Бога,

по кругу смотрю сумасшедшие сны.

Какая еще, к чёрту, будет дорога,

когда я живу от весны до весны?

 

Держу ориентир, только циркуль проклятый

кружится, танцует безумный бостон

и чертит, и чертит на жизненной карте,

круги, замыкая реальность и сон.

 

Часы отмеряют мой жизненный цикл,

да только что толку, беги не беги –

весь мир захватил позолоченный циркуль

и чертит, и чертит, проказник, круги.

 

Планета кружится, кружатся светила,

Вселенная просто большая юла,

а я все мечтаю, как было бы мило

квадратом кружить от угла до угла.

 

 

*  *  *

Тишиною да звездами синими,

полуночница, награди меня

да другим нареки именем,

грусть-печаль на любовь выменяв.

 

По лесам, где озера чистые

над водою кружимся листьями,

лишь бы выдержать, лишь бы выстоять,

обменявшись с листвою жизнями.

 

Я не зверь и не птица дикая,

но владею теперь птичьим криком я

и крылом,

а когда этот день закончится,

расскажи мне, моя полуночница,

о былом.



№ 4 (161) Апрель, 2012 г.

 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


владимир кузьмичёв.jpg

Уфимский писатель, автор журнала "Бельские просторы" Владимир Кузьмичёв стал лауреатом X фестиваля иронической поэзии «Русский смех», среди участников фестиваля были авторы-исполнители не только из России, но также из Германии, США, Казахстана, Латвии, Украины и других стран. Фестиваль проходил в городе Кстово. Владимир, помимо официального диплома, получил приз «Косой в золоте» (статуэтка весёлого зайца — талисмана фестиваля).



маканин.jpg
Владимир Маканин
  • Родился 13 марта 1937 г., Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР
  • Умер 1 ноября 2017 г. (80 лет), пос. Красный, Ростовская область, Россия
В 50-е годы жил вместе с родителями и двумя братьями в Уфе, точнее в Черниковске на улице Победы в двухэтажном доме номер 35 (дом стоит до сих пор). Окончил уфимскую мужскую школу № 11 (ныне №61). Ниже предлагаем интервью с Владимиром Семеновичем, взятым у него Фирдаусой Хазиповой в 2000 году.


Логотип журнала "Бельские просторы" здесь

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.