Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Уважаемые читатели и авторы!

Сайт bp01.ru заканчивает свою работу, с января 2018 года журнал "Бельские просторы" переходит на сайт http://bp.rbsmi.ru Декабрьский номер (№12.2017) залит уже на нем. Вся информация на старом сайте останется доступной до того момента, пока сайт bp01.ru поддерживает хостер.

Главный редактор Юрий Горюхин



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Дома. 1979. Офорт
Дома. 1979. Офорт Эрнст Саитов
14. З015.jpg
14. З015.jpg
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Подразделение царандоя
Из Афганского альбома. Фото Я. С. Степанова. Подразделение царандоя
Выемка на 613 версте
Выемка на 613 версте

Публикации
Наталия Николаевна Санникова родилась в д. Васильевке Ермекеевского района РБ. В 1998 году окончила отделение журналистики БашГУ. Автор и ведущая программ «Переплет», «Мысли вслух», «Такая история» и других на «Радио России – Башкортостан». Дважды финалист международного фестиваля «Живое слово» (Большое Болдино), дипломант всероссийского конкурса «Родная речь» (Ясная Поляна), лауреат международного конкурса «Кубок мира по русской поэзии – 2014» (г. Рига), обладатель Приза симпатий «Рижского альманаха» и Литературного интернет-журнала «Русский переплёт».

Любовь на бытовой почве

Стихи



Охота на… (Инструкция)

                (Мураками ни при чём)

Шаг первый – отбить от стада, –

овца растеряна, когда одна, –

она уже не фокусирует взгляда

и вполне дезориентирована.

Шаг второй – завалить на спину, –

в этой позе овцы почти слепы

и податливы, как глина,

можно даже что-то слепить

типа нелепой свиньи-копилки,

но мы отвлеклись. Шаг третий – связать.

В качестве пут хороши чулки

капроновые – не режут кожу.

Но если чулки негде взять,

простая верёвка сойдёт тоже.

Шаг четвертый: чтоб знала бога в лицо,

слегка надавить на шею коленом,

и, когда зрачки расширятся,

обычным железом, не калёным,

можно стричь.

Один мешок – на фуфайки.

«Пойми, овца, ничего личного, –

у меня дети маленькие,

да хозяйке – мешок в придачу

к ее корыту,

чтоб не шерстила за бедность быта».

Но овечьим ли мозгом такие осилить детали?

Вот хозяин стрижёт и плачет.

Охотник, как бог, сентиментален.

 

 

*  *  *

Однажды, чуть свет, – в узелочек манатки,

и – пару в дорогу нестоптанных туфель.

Неплохо б еще котелок и палатку,

но я как турист, только I am from Ufa,

могу объяснить где-нибудь в зарубежье –

туда мне не надо. Побег неизбежен –

осталось из трех выбрать сторону бегства.

Как жаль, что нельзя раньше времени в детство

вернуться, поэтому выберу осень,

жд, электричку и станцию «Тула».

А ты будешь думать, что ветром надуло

стареющей девочке блажь. И не очень

расстроишься даже. Я буду стараться

не ждать твоих писем. За призраком старца,

сбежавшего, ясное дело, из рая,

и я побегу, на бегу умирая

от страха, что слишком надежные путы,

что одиночество худший мой спутник,

что никогда не настичь даже тени,

что Бог одинок, как непонятый гений,

и Он не избегнул любви без ответа.

Но, даже удрав от себя на край света,

мне не достучаться с египетской кручи –

там тучки небесные в случае лучшем

и пустота. Он сбежал из чертогов –

космический холод опасен для Бога –

Он ищет тепло в человеческих душах,

но там, как в аду, беспросветно и душно.

Куда же? Лишь вглубь безрассудного сердца,

где край Его света – твердь веры за дверцей

митрального клапана. Здесь средоточие.

Бежать больше некуда...

 

 

*  *  *

Где-то под Нижним рельсы поют не хуже григорианцев.

«Может быть, все-таки – радио?» – трезвомыслен попутчик.

У соседки сверху идея: «Духи безлюдных станций

плачут!» Верю. Хотя радио было б намного лучше.

Духи играют на рельсах смычком тревоги.

Притихшие пассажиры набрали в рот горький чай.

Впереди еще – больше чем половина дороги –

компания не собиралась скучать. В ночи

звучали заздравные речи, за стенкой – тосты,

не молился никто – поезд не самолет, думали. И

теперь молчим. А проводник щурит глаз, мол, чего вы? Просто –

сужение колеи.


 

Видение

Утром было дурацкое настроение –

сахар не сахар и соль не соль –

маета фигней в стадии обострения,

тут еще он говорит, поиграем: я – Грэй, ты – Ассоль,

жди меня на берегу кафешки какой-нибудь, типа «Бриз»,

я на всех парусах примчусь на алой Тойоте.

ладно тебе, говорю, седина в бороду – мозг на вынос – уймись,

как привык, гори алым пламенем на своей работе.

И вот – никакой Тойоты – провонявший бензином ПАЗ,

автомобильное море прихлынуло к остановке «Центральный рынок»,

у бордюра на лавке – старуха, – видно, что прижилась

средь плывущих мимо скользких по-рыбьи рыл. Но не рылась

в урнах, просто сидела, глаза закрыв:

клок алого бархата в космах, на плечах – черный драп в дырочку.

Поседевшая девочка, свесив ноги в обрыв

(океан за которым – космос),

стоптанными мужскими ботами болтала и улыбалась, как дурочка.

На секунду взглянула – тишина после шторма на дне зрачков. Но

тут водила гаркнул кому-то: придурок, мол, двигай скорее, –

пазик отчалил…

Где-то волны пьяны вишневым райским вином.

А здесь, да, не сахар – звездная соль в чай и

сухопутное солнце асфальтную рябь греет.

 


Из цикла «Любовь на бытовой почве»

Близнецы


Мы с тобой – близнецы сиамские –

общим домом срослись и памятью,

тишиной поросли неласковой,

что от давности – тиной да патиной.

Твою тишину тронь и – рябь по воде – косо,

мою – упрется ладонь в медный лоб пустоты и – космос.

 

Кожа обидой, как пирсингом,

у нежного горла исколота –

мы – близнецы вампирские,

умирающие с голоду.

На углях томленая плоть едва утолит твой голод,

а мой – растопит волной нахлынувший твой голос.

 

Серебряным словом целишься,

поцелуем секунды меря...

Ну скажи, что мы – одно целое.

Я поверю.

 


Одиночество. Сто лет спустя

Значит, могу и так:

молча – спина к спине,

пальцами жать виски –

в каждом – по Хиросиме.

Бунина в ночь читать,

лежа лицом к стене,

не замечать тоски,

как тапочки, несносимой.

 

Жаль – не могу пить –

бесцветить белым кармин,

пусть огненной, но водой

(она не горит, а тлеет),

и денег не накопить

на плохонький, но камин,

а в немощности хрущоб –

артрозные батареи.

 

А ты говоришь: итак,

для женщины прошлого нет,

конечно, поэт был прав,

и к черту тогда Итаку,

если ни друг, ни враг –

есть френды и Интернет,

знаешь, смени пароль

и заведи @.

 


«Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря»

И. Бродский

 

В мартобре вдруг вернулась зима с разобиженной миной.

Закатила скандал-снегопад – колотила машины.

В подоле принесла ор и стон – тьму грачей,

Выясняла, кто с кем, почему и чей.

 

Мне казалось, что ты – со мной (почему – не знаю),

Рецидив ледниковый пройдет – поплывем, оттаем.

«Maid in China» – ковчег, увы, да и грач не бел.

Оказался расчет груб – мы с зимой не у дел.

 

Ждешь весну, как любовь, что нова и красива.

Прежних чувств теплота в холода износилась –

В second hand отдать не желаешь, и бросить жаль.

Нам с зимою, пожалуй, пора. Не провожай.


 

*  *  *

Как разноцветные воздушные шары,

слова пусты. Дарю тебе на праздник.

Не шарь за пазухой, чтоб поблагодарить, –

и твой запас растрачен. Разве

не так? Прости, если не так. Мне жаль,

что мимоходом обижаю.

Твои слова – один воздушный шар,

наполненный дыханием небесным,

вдруг нас двоих сумеет удержать

над бездной?


 

Рецепт

Свежевыпеченный лунный блин,

ложка звездной икры, шоколадное масло ночи,

горка маслин, фаршированных спелой горечью

консервированной разлуки, –

есть вдвоем, держась за руки,

позже запить полусладким игристым блюзом

Млечного Пути, пролившегося дождем,

и бежать босиком по молочным лужам

туда, где уже никто никого не ждет.

 


Потустороннее

По ту сторону тела,

слева, дрожит осторожная мышца,

по ту сторону боли

в ней аритмично мерцает

свет.

Это я так хотела

нерационально влюбиться

в ускользающий облик,

но непроницаем

рассвет

по ту сторону ночи,

где твой неразборчив почерк.

 

По ту сторону тайны –

явность твоя вне закона,

вероятно, это – игра

или невнятный

бред.

Это я так мечтала

по ту сторону виртуальной иконы

выдумать рай,

но тебя там

нет.

 

По ту сторону ада –

не лучше, чем быть по эту, –

гололед, снегопады и еле наметан

на небесные версты

след.

По ту сторону –

да, лучше бы быть поэтом.

Но погода нелетная

на ближайшие сто

лет.




№ 3 (160) Март, 2012 г.




 


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


новый.jpg
Читайте двенадцатый номер журнала за 2017 год на новом сайте http://bp.rbsmi.ru/


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.