Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Воспоминания коллег, друзей, поклонников о Дмитрии Масленникове


С того светлого пасхального дня, когда не стало Дмитрия Масленникова – легендарного ДБ, поэта, ведущего ЛИТО «Тысячелистник», учёного секретаря БГПУ им. М. Акмуллы, преподавателя, – никто из его друзей, родных, студентов, просто знакомых не стирает переписку в телефоне, подписанную «ДоБраJ». Как будто, сохранив весёлые и тёплые сообщения, можно удержать рядом их автора… 



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Портрет пастуха. 1974. Офорт
Портрет пастуха. 1974. Офорт Эрнст Саитов
Анатолий Чечуха. Букетик (на углу Пушкина и Гоголя). 1987
Анатолий Чечуха. Букетик (на углу Пушкина и Гоголя). 1987
Стерлитамак. Базарная площадь.
Стерлитамак. Базарная площадь.
Февраль. В ожидании весны
Февраль. В ожидании весны

Публикации
Юлия Юрьевна Ломова-Устюгова родилась 18 июля 1979 года в Уфе. Окончила Республиканскую художественную гимназию им. Давлеткильдеева, истфак БГПУ им. Акмуллы, сейчас студентка последнего курса факультета киноведения СПБГУКиТ. Участвовала в форумах молодых писателей в Липках (2002, 2006, 2007). Член СП Москвы. Публиковалась в республиканской прессе, в московских журналах «Кукумбер» и «Пролог».

Путешествие в сказку!

 

 

В июне 2011 года состоялось эпохальное событие: балет ученика Дмитрия Шостаковича Кара Караева «Семь красавиц» впервые за свою шестидесятилетнюю историю был поставлен в Уфе.

Поэма «Семь красавиц» средневекового азербайджанского поэта Низами Гянджеви для меня, как говаривали люди в старозаветные времена, «одно из драгоценнейших воспоминаний детства». Семь красавиц и их блистательный повелитель, шах, долго владели моим воображением, как и чудесные цветные иллюстрации в духе персидских миниатюр. Так что, узнав о существовании балета «Семь красавиц», я вознамерилась посмотреть его. Просмотра пришлось ждать долго – в наших театрах Кара Караев не ставился лет двадцать, но в 2008-м известие о том, что балет восстановлен и с большим успехом идет в Баку, преисполнило душу надеждой на лучшее.

И вот к XVII Международному фестивалю им. Рудольфа Нуреева в Башкирском государственном театре оперы и балета решили поставить эту красочную восточную феерию. Странно, конечно, было ожидать от современного балетного спектакля осуществления давних детских фантазий. Странно. Но именно воплощения детской мечты я с тайной надеждой ожидала от премьерного спектакля.

«Семь красавиц» открывали фестиваль, театр был украшен цветами спектакля – белым, золотым, пурпурным и розовым – как снаружи, так и изнутри. На мраморной лестнице играл оркестр.

Зал притих. Началась увертюра, и я согласилась со словами музыкального руководителя и дирижёра-постановщика спектакля Раушана Якупова: ставить балет на музыку Кара Караева «занятие крайне ответственное». Музыка оказалась безумно красивой, увлекающей, зовущей в танец. Но свойственна ей была и восточная избыточность. Думаю, и сцена Большого театра во время гастролей бакинцев в Москве выглядела для неё недостаточно большой. Словом, музыка Кара Караева – музыка, которая властно требует танцующих толп и бешеного темпа. Либо, по контрасту, сдержанной условности, отражения в танце только основных моментов партитуры мимолётными, яркими образами-символами. Первый вариант на сцене Башкирского оперного театра был бы технически неосуществим. Постановщикам оставалось только обратиться ко второму варианту и воплотить его, во всей его броскости, максимально последовательно.

В программе стиль хореографии (а в этом спектакле у хореографии действительно есть свой определённый стиль) был заявлен хореографом-постановщиком заслуженным артистом РБ Ринатом Абушахмановым как неоромантизм и вызывал в памяти спектакли и балетные миниатюры Серебряного века. Острые, немного гротескные по рисунку движения, обилие чётко фиксированных иероглифов-поз – то, чем были спектакли Фокина, Нижинского, Мясина до многочисленных повторов и возобновлений, стёрших большую часть их особенностей, сохранившихся только на плёнке. Можно даже сказать, что обилие виртуозно-акробатических композиций и чётких, простых пантомим в спектакле отсылает в первую очередь к «Шахерезаде», где подобные находки были во многом продиктованы особенностями Иды Рубинштейн как танцовщицы. В уфимском спектакле временами это порождало почти абстрактные образы – вроде шаха, застывшего в объятиях всех семи красавиц одновременно.

Хореографии Серебряного века и «Русских сезонов» было свойственно и обращение к древним образцам фиксации танца: росписям на лаковых вазах, мраморным рельефам, украшенным серебром и золотом миниатюрам и мозаикам. Всё это тоже есть в уфимской премьере. Особенно хороши в этом смысле танец стражников в начале спектакля, будто сошедший с ассирийского рельефа, и танцы семи красавиц. Танцы Индийской, Хорезмской, Византийской и Славянской принцесс – вообще шедевры, в подобном стиле кажущиеся воскрешением древнего танца, ожившей миниатюрой. Да, собственно, это и есть миниатюры, только хореографические. На втором премьерном спектакле воплощённые Анастасией Тихомировой, Екатериной Хлебниковой, Валерией Исаевой и заслуженной артисткой РБ Анной Хасановой. Остальные номера более традиционны и менее неожиданны по рисунку, но и они весьма запоминаются. И порхающая Китайская (лауреат российских и международных конкурсов Ирина Сапожникова), и похожая на скульптуры восточных храмов Иранская (Диана Маркова) принцессы. Особенно яркое впечатление произвела в образе Магрибской принцессы народная артистка РБ Елена Фомина.

В спектакле есть и то, что пришло в классический танец уже на исходе «Русских сезонов» и подступах к авангарду, это – эстетика повторяемого движения, красота масс, обращённых в единое целое. В этом смысле совершенно бесподобен танец одалисок из второго действия, вызвавший у публики единый вздох восхищения. А также танцы стражников и крестьян, доходящие не то до глубин беспредметной композиции из цветовых пятен Малевича, не то до высот пускающих волну ногами «гёрлз» знаменитого Касьяна Голейзовского... Но солисты! Мы ещё ничего не сказали о солистах…

Главные партии во второй фестивальный вечер танцевали Ильнур Гайфуллин (шах Бахрам), народная артистка РБ, лауреат премии Международной организации ТЮРКСОЙ Римма Закирова (Айша) и Артур Новичков (Визирь). Начнём со злодея-Визиря. Хороший злодей не всегда появляется на балетных подмостках, часто довольствующихся злом бутафорско-приблизительным. В «Семи красавицах» Визирь, которого хореография делает тёмным двойником шаха, – злодей художественно продуманный, отменный, и воплощён он Артуром Новичковым с огоньком, на нерве. Вообще тот подход, который избрали постановщики уфимского спектакля, требует от исполнителей хороших актёрских данных, вживания в роль. И артисты оправдали возложенное на них доверие. Ильнур Гайфуллин, казалось, был немного взволнован в самом начале (ещё бы, на премьере!), но быстро обрёл необходимую восточному владыке кошачью плавность движений и вёл свою роль совершенно безупречно, при всей сложности задачи, которая была на него возложена в финале, – показать переход от обвинений к осознанию собственной вины. Восьмая красавица – Серебряная луна, её земное воплощение Р. Закирова удивила тем, что создала на сцене два ярких, запоминающихся образа: порывистой, весёлой деревенской девчонки и образ красавицы, скользящей по лунному лучу. Не только шаху, но и зрителю едва верилось, что девушка, летающая по сцене, словно искристый солнечный зайчик, и строгая луноликая дева – один и тот же человек… В соответствии с упомянутым стилем спектакля, временами все три персонажа пересекались на сцене в знаковой пантомиме.

Эта условная красота хореографии, точное вживание артистов в роль, упоительная музыка и яркость художественного оформления задавали светлый настрой уфимскому спектаклю, несмотря на драматические повороты сюжета. Когда и праздник на лугу, и драма во дворце подаются в первую очередь как безумно красивые, чеканно красивые радость и страдание – воспринимается душой именно красота, и красота же остаётся в сухом остатке. Главное в уфимском спектакле то, что герои влюблены, мир прекрасен и музыка чрезмерна и упоительна.

Важную роль в постановке сыграли костюмы и декорации. Воздадим должное Варваре Чувиной, художнице из Санкт-Петербурга, создавшей их. Декорации и костюмы окончательно перенесли меня туда, куда так хотелось попасть, – в детскую сказку о «Семи красавицах» Низами.

Конечно, можно было бы сказать, что цвета иногда слишком ослепительны, – как стеклянные камни на крыше мечети Царскосельского парка, что хореография и драматургия иногда слишком просты – один жест, один арабеск, один замерший порыв кордебалета, что ночь на сцене наступает простым выключением света – и включением прожектора. Но эта простота так искусно перемешана с избыточностью музыки, а по этой южной тёплой яркости так тоскуют глаза, что, наверное, это не недостатки – а тоже достоинства. Одно могу сказать: моё, казалось, несбыточное желание – перенестись вновь в детскую мечту – спектакль Башкирского театра оперы и балета осуществил.




Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера в БГПУ им. М. Акмуллы прошел вечер памяти Дмитрия Масленникова ДБ
Ректор.jpg
Ректор Р. М. Асадуллин
Артю.jpg
Света.jpg
еще2.jpg
садоков и санникова.jpg
еще3.jpg


радио.jpg

В начале была первая информационная революция. Она разгорелась из искры слова и охватила племена и народы. Это было время, когда из кипящей лавы протоязыка отливались чеканные формы древних наречий. Вторая информреволюция, по мнению ученых, связана с распространением чтения и письма, третья – с вступлением в «Галактику Гуттенберга». Наконец, с развитием кинематографа, звукозаписи, телефонной и радиосвязи начался новый этап в истории человечества.

В десятую годовщину Великого Октября – 7 ноября 1927 года – жители разных уголков Башкирии стали свидетелями докатившейся до республики мощной волны четвертой информационной революции: из репродукторов, установленных на площадях, в клубах и библиотеках, впервые на башкирском и русском языках прозвучали слова: «Алло-алло! Говорит Уфа!»…

Наталия Санникова



хамитов.JPG

Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

В этом году позитивные тренды продолжились. За 10 месяцев индекс промышленного производства составил 102,3 процента. Доходы консолидированного бюджета достигли 160 млрд рублей. Поступления по налогу на прибыль выросли более чем на 14 процентов – до 40 млрд рублей. Почти на два процента прибавил оборот розничной торговли. Средняя заработная плата увеличилась на 6,3 процента – до 29,3 тысячи рублей. Отмечается миграционный прирост населения. Снизилась смертность по многим заболеваниям. Впервые преодолён рубеж ожидаемой продолжительности жизни в 71 год.


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.