Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Тайная музыка невозможного

…Когда-то я пытался убить в себе сочинительство, чтобы жить как все нормальные люди. Заставлял себя не сочинять, но через некоторое время стихи просто произносились. Потом махнул рукой, приняв это как пожизненную неизбежность, как свой крест. И только теперь, когда лучшая часть жизни позади, с отчётливой, щемящей болью сознаю, что это всё-таки то самое дело, которое действительно люблю и единственно по причине которого и стоит хотя бы терпеть меня на этой Земле…

Станислав Петрович Шалухин (1952–2002) родился в Уфе. Работал преподавателем, журналистом. Последнее место работы – редактор отдела поэзии журнала «Бельские просторы»



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Домик на окраине. 1997
Домик на окраине. 1997 Рифхат Арсланов
Лен. 1976. Акварель
Лен. 1976. Акварель Эрнст Саитов
7. Синтетика, Аэрофлот.jpg
7. Синтетика, Аэрофлот.jpg
Мистерия Russia. Серия Парафразы.jpg
Мистерия Russia. Серия Парафразы.jpg

Публикации
Сафронова Елена Валентиновна (http://magazines.russ.ru/authors/s/safronova/) родилась в 1973 г. Живет в Рязани. Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Прозаик, критик, постоянный автор "толстых" литературных журналов. Член Союза российских писателей,  Союза Писателей Москвы и Союза журналистов России.

Поэзия: что нового?

 

С зоилом спорить не пристало

Любимцу ветреных харит.

И. Иртеньев

 

Арион, № 3 – 2010

Нового в поэзии журнала «Арион» № 3 за 2010 год – огромная подборка стихов Игоря Иртеньева под хорошо обдуманным двусмысленным названием «Российская фауна» («И полноправным властелином, / Справляя миссию свою, / Я первым в списке этом длинном / Российской фауны стою»).

Открыв электронную версию «Ариона» № 3, я прежде всего зацепилась взглядом за фамилию «Правдоруба». Удивилась, не без того. На форуме молодых писателей Приволжского федерального округа осенью 2007 года вспыхнул диспут о поэзии злободневной в противовес вечным ценностям искусства, прозвучала фамилия Иртеньева, многим молодым авторам, как выяснилось, знакомая преимущественно по колонке Правдоруба. И Алексей Алехин заявил тогда, что в «Арион» Игорь Иртеньев дает другие стихи, не те, мол, что на ура проходят в газете…

По-моему, «Российская фауна» состоит из самых тех стихов. Поэтический язык Иртеньева весьма характерен, узнаваем, он не меняется от случая к случаю. И, право, я с легкостью могу представить все эти стихи что в газете, что в отдельной книге, что – звучащими с эстрады (кстати, минувшим летом слышала на бардовском фестивале памяти Виктора Луферова ностальгический «Марксистский переулок»).

 

Привет тебе, мой двор, вместилище порока,

Где вольно расцветал таганский криминал,

Где был изгоем всяк не отмотавший срока,

Где сам бы Глеб Жеглов едва ли проканал…

 

Особенно хорош, на мой взгляд, в этой подборке Иртеньева мадригал обсценной лексике:

 

Респект мой лексике обсценной,

Сокровищнице слов бесценной,

Освобожденных от оков,

Откуда черпали горстями

С трудом терпимые властями

Кибиров, Губерман, Барков…

…Но вот чего страшусь всегда я –

А что, коль дева, нах, младая

Затеет вдруг в какой-то миг

С прыщавым пэтэушным пылом

Мутить своим нечистым рылом

Благословенный мой родник…

 

Тут высокий штиль разбавляется строчками из сакраментальных отточий; а еще всплеск ироничного патриотизма:

 

Жаворонок, он же жаворoґнок –

Неизбежный бич родных сторонок,

Конкурент извечный соловья,

Никуда мне от тебя не деться,

Как же мне в печенки въелась с детства

Песня пресловутая твоя!..

..А моряк, что едет на побывку...

Каждый раз проходит по загривку

Дрожь, едва услышу те слова.

Этот русский дух в аэрозоле,

Он в ноздрях натер уже мозоли,

Он глаза не выел мне едва.

 

Нет, не могу найти в стихах Иртеньева ничего, достойного порицания! Тем более, мне кажется, порицания недостоин насмешливый «рентгеновский» взгляд ирониста. Напротив – если настоящую поэзию понимать как ломку стереотипов и рождение прекрасного «из какого сора», то иронисты ближе всего к подлинной поэзии и находятся.

Вторая (а по порядку – первая) крупная подборка в «Читальном зале» – «Сложный глагол быть» Олеси Николаевой. Надо сказать, что весь № 3 «Ариона» производит спокойное, ровное впечатление, без провалов, без эпатажа (подборку Иртеньева, как я уже говорила, я к эпатажу не причисляю), но и, увы, без взлетов. Повествовательная интонация беседы, обмен или знанием, или страхом, или горем – так звучит поэтический блок этого номера «Ариона». И начинает эту интонацию подборка «Сложный глагол быть». На мой взгляд, она более характерна для этого поэта, чем ее же «Щастье» в № 4 за 2009 год. Это такие своего рода десять заповедей, истово рассказанные адептом сложной веры:

 

А одна сказала:

– Полушалок

завяжи покрепче. Не борзись.

А хорьков и сусликов и галок

паче хищной рыси берегись.

 

Или:

 

Говорит сыну майор:

– Сынок,

отправляйся-ка в армию – там спустят с тебя жирок,

там тебя и вкрутую сварят, и пить дадут кипяток,

чтоб словил ты кайф от устава, и толк, и ток!

 

«А очнувшись, понял, что Бог тебя крышевал» – эта строчка, оксюморонное, если не юродское сочетание ее формы и смысла, – едва ли не лейтмотив творчества Олеси Николаевой.

 

А, Муза, ты – подобна будь Психее.

Когда земля трясется и горит,

она целует образок на шее,

вдыхает дым и «с Богом!» говорит…

 

…Знают ли бессмысленные, бессловесные, Кто есть Ты?

Молится ли трава у меня в саду, молятся ли кусты?..

 

Что являют собой эти цитаты – трансляцию нравственно-религиозных установок или пребывание поэта в собственном мире? Но поэтический мир Олеси Николаевой всегда граничит с богословием, а порой, будем откровенны, с кликушеством, как, например, стихотворение «С макакою на шее». Есть и другие религиозного свойства откровения – о том, как невыносимо смирение («Длинное черное платье»): «И те, кто приходили ко мне, тщательно вытирали об него ноги. / И мне от этого было почему-то больно». Или о том, как страшно умирать грешнику («Дядя Паша»):

 

Дядя Паша, старый перец, ушлый хрыч, прохвост, как подавился,

словно что-то с ним стряслось, лишь вышел на дорогу.

Зашатался, замахал руками вдруг, остановился:

что-то есть там, кто-то есть, ей-богу!

 

Стихи ли это или духовная поэзия, заставляет задумываться творчество Олеси Николаевой. Случайно или нарочно, но в конце «Ариона» № 3 тему христианской поэзии подхватит Евгений Абдуллаев: «...не стану спорить и с утверждением Анкудинова, что Кекова – “христианский поэт”. После такого вердикта дискуссии неуместны, разве что только богословские; литкритик же, неся перед собой ботинки, на цыпочках удаляется». Не могу не согласиться; всякий раз, сталкиваясь с лирикой духовного содержания, понимаю, что вопросов у меня она рождает больше, чем ответов, начиная с первого, главного: а не грех ли сама трансформация религиозных догм в светском искусстве? А также: ну и как это произведение оценивать – с точки зрения богословия? нравственности? художественности? На что компетенции хватит…


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


ги.jpg Гали Ибрагимов
Шакур Рашит.jpg Рашит Шакур
chvanov.jpg Михаил Чванов
максим васильев.jpg Максим Васильев
Тимиршин.jpg Радиф Тимершин
Kazerik.jpg Георгий Кацерик
bochenkov.jpg Виктор Боченков
Ломова.jpg Юлия Ломова


Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.