Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

Авторы номера:

Шалухин.jpg
Станислав Шалухин
Вахитов Салават.JPG
Салават Вахитов
абдуллина_предпочтительно.jpg
Лариса Абдуллина
михаил магид.jpg
Михаил Магид
Света Иванова.JPG
Светлана Иванова
Маслова Анна.jpg
Анна Маслова
полина ротштейн.jpg
Полина Ротштейн
Кондратьев.jpg
Сергей Кондратьев
Валерий Абдразяков.jpg
Валерий Абдразяков
Романова.JPG
Римма Романова



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Северные амуры.jpg
Северные амуры.jpg
1_DSC_3487А.jpg
Свастика
Свастика
1
1

Публикации
Cотрудник библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы

С любовью к Пёстровке

 

В апреле 2010 года в Мемориальном доме-музее С. Т. Аксакова в Уфе прошла очень светлая и тёплая презентация книги стерлитамакского краеведа и аксаковеда Виктора Леонидовича Назарова «Пёстровка – стерлитамакское Аксаково» (Стерлитамак, 2009). Эта книга – итог 20-летней работы в архивах Уфы, Москвы, Оренбурга и Ульяновска. Её автор – прямой потомок аксаковских крестьян, переселившихся более двухсот лет назад на башкирские земли. Его книга – это гимн любви к родному краю и дань памяти предшествующим поколениям.

Книга В. Л. Назарова состоит из трёх частей. В первую часть вошли повесть «Стерлитамакская дорожка Аксакова», опубликованная ранее в журнале «Бельские просторы», и краеведческие очерки об истории стерлитамакского имения Аксаковых – деревни Пёстровки. Во второй части приведены тексты архивных документов, связанных с историей деревни. В третьей – родословные некоторых пёстровских фамилий. В книгу вошло большое количество уникальных фотографий, позволяющих лучше ощутить дух прошедших времён. Книга оформлена с большой любовью и вкусом.

Казалось бы, краеведческое направление в башкирском аксаковедении уже исчерпано блестящими работами Г. Ф. и З. И. Гудковых и писателя М. А. Чванова. Однако В. Л. Назаров нашёл в нём свою, неисхоженную тропинку – «стерлитамакскую дорожку Аксакова». В отделе рукописей Российской государственной библиотеки неутомимый краевед нашёл в неопубликованных фрагментах «Записок застреленной дичи» С. Т. Аксакова запись от 20 мая 1810 года, документально подтверждающую факт пребывания будущего писателя в стерлитамакском крае. Это открытие было бы невозможно без помощи заведующего отделом рукописей РГБ Виктора Яковлевича Дерягина (1937–1994). Именно благодаря неформальной поддержке профессора Дерягина башкирскому краеведу удалось получить доступ к аксаковским рукописям. И в своей книге, и на её презентации Назаров отдал дань благодарности этому безвременно ушедшему рыцарю отечественной культуры, спасавшему в лихие 90-е годы от разграбления уникальный рукописный фонд, вывозившийся оптом и в розницу за рубеж при попустительстве тогдашних властей, подобно опустошению бывших барских усадеб, музеев и храмов в 20-е годы.

Глубокое и неравнодушное изучение аксаковских произведений позволило Назарову выдвинуть убедительную гипотезу о стерлитамакских мотивах первого и второго отрывков «Семейной хроники» о переселении аксаковских крестьян на башкирские земли во времена ещё до рождения их автора. Участие юного Сергея Аксакова в переселении надеждинских крестьян в 1810 году в имение его сестры Надежды – деревню Пёстровку – позволило ему позднее так точно и скрупулёзно воссоздать переезд крестьян его деда в оренбургское Аксаково в ХVIII веке.

Автор книги на основе архивных источников и в меньшей степени воспоминаний деревенских старожилов подробно прослеживает происхождение пёстровского народа, истоки появления и дальнейшую судьбу аксаковских крестьян. Интересна и история владельцев имения от отца писателя Тимофея Аксакова до его внучатого племянника Д. А. Марковича. В книге даётся широкая панорама не только усадебной жизни владельцев имения, но и их вклад в русскую и украинскую культуру.

Вселенная деревни Пёстровка, с точки зрения Назарова, зиждется на вековых связях крестьянской общины с окружающей природой. Не случайно автору книги так близка позиция писателя М. А. Чванова в оценке «первого пёстровского барина», основателя деревни Тимофея Степановича Аксакова. В отечественной критике начиная с ХIХ века сложился стереотип восприятия отца будущего писателя как человека малопримечательного, слабовольного, почти необразованного и даже ничтожного. Лишь в 80-е годы прошлого века началась тихая реабилитация Т. С. Аксакова. И одним из первых об этом заговорил Чванов, противопоставив отсутствию мнимой общественной деятельности Тимофея Степановича его нежное и ненавязчивое воспитание сына в любви к природе и ко всему живому. Назаров развивает эту идею Чванова и находит в основателе деревни Пёстровка не только любящего отца семейства, но и отца всего пёстровского народа. Да, Тимофей Степанович, в отличие от своей блистательной супруги и всемирно известных детей, не был ни талантливым художником, ни ярким общественным деятелем, ни сколько-нибудь значительной и самобытной личностью. Но он был из тех тихих и малозаметных русских провинциальных помещиков, на которых держалась Россия. Он венчал собой крестьянскую общину, жил её интересами, защищал и просвещал своих крестьян, был в ладу с вековыми нравственными и религиозными традициями своего народа и окружающей природой. И это не красивые слова, а повседневная реальность того времени. Достаточно прочесть текст купчей башкир Ногайской дороги, Минской волости старшинского помощника Кармангула Шарыпова с товарищами прапорщику Т. С. Аксакову на земли по реке Месейле, опубликованный в данной книге: «И в оных межах ему, Аксакову, пахотною землёю с сенными покосами, хмелевым щипаньем, рыбными ловлями и всеми угодьями довольствоваться и на означенной проданной земле по большой дороге мосты мостить, маяки ставить, подводы гонять и все тягости исправлять ему самому». Какой нынешний олигарх или топ-менеджер будет годами заниматься сенными покосами, строительством мостов или исправлением всех тягостей? А ведь на заработанные за это деньги в первую очередь содержались говоруны из светских салонов, готовившие под свободолюбивые речи об освобождении крестьян от крепостного гнёта уничтожение этой деревенской Вселенной.

Космос книги Назарова строится в соответствии с традиционной крестьянской культурой. Владельцы имения в ней не противопоставляются пёстровскому народу и оцениваются не по индивидуальным особенностям, а по вкладу в развитие деревенской общины. Характерно, что после революции в течение полувека пёстровские крестьяне сохраняли помещичий дом Карташевских – Марковичей, поскольку считали его органичной частью своей истории и жизни. И в ХХI веке, по мнению Назарова: «Живописные окрестности усадьбы, бывшие аксаковские земли в Стерлитамакском уезде, этот типично аксаковский, башкирский пейзаж в сочетании с восстановленным домом Марковичей – Каратшевских могли бы быть объявлены заповедной зоной и служить делу воспитания молодых поколений в уважении к прошлому края. Увы, призывы к этому остались неуслышанными».

Внешний мир деревни представлен окружными соседями: соседними деревнями и городом Стерлитамаком, а также известными личностями дореволюционного и советского прошлого. Центром духовного мира пёстровского космоса является местная школа. Основанная в 1898 году при содействии потомков семьи Аксаковых, она существует и поныне. По взлётам и падениям в её истории, составу учителей и учащихся можно проследить культурную эволюцию пёстровского народонаселения за последние 112 лет. История школы тесно связана со своеобычным языком и природой Пёстровки. Все эти Большие Дубки, Шиндина яма, Провальная дорога, Духанский колок, Дальние и Ближние Ивки, Устье, Ярок, озеро Мочилки, овраг Чертоган, Барская или Плетнёвая дорога говорят о ясном уме и метком языке пёстровских крестьян, разнообразии и красоте местной природы.

Подобно С. Т. Аксакову в его «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука», Назаров в своей книге оживляет ушедшие поколения односельчан и почти исчезнувшую к сегодняшнему дню некогда роскошную пёстровскую природу. Интересно, что такая тенденция книжного восстановления разрушенных крестьянских общин типична для большинства сельских краеведов и сборников по истории районов практически всех регионов России.

Главе «Реформы, революции, войны» автор книги предпослал эпиграф из А. С. Пушкина: «Дикость, подлость, невежество не уважает прошлого, пресмыкаясь перед одним настоящим». Первым серьёзным социальным испытанием для пёстровской общины стала крестьянская реформа, приведшая к затяжному конфликту между помещиками и крестьянами. Она же внесла изменения в социальный состав пёстровчан. Появились новые социальные группы: вольноотпущенные и временнообязанные крестьяне, крестьяне-собственники, отставные солдаты, купцы, мещане. К 1917 году это расслоение обернулось революциями и гражданской войной. Революцию Пёстровка встретила огромным селом, поэтому здоровое ядро деревенской общины, несмотря на значительные потери, смогло пережить этот период, как и последующую коллективизацию. Оставшись без помещиков, купцов и крепких крестьян, пёстровский народ в новом колхозном обличье продолжал сохранять свои вековые традиции, пока окончательно не надорвался в Великую Отечественную войну. Впечатляет обширность и обстоятельность скорбного списка погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней, в плену в годы Великой Отечественной войны уроженцев Пёстровки. Но даже после этих страшных потерь и послевоенного массового отъезда молодёжи в города остатки пёстровской вселенной продолжают существовать. Автор книги чётко прослеживает взаимосвязь между разрушением крестьянской общины, падением производства, упадком морали, деградацией сельского образования, оскудением языка и окружающей природы. На волне празднования 200-летия со дня рождения С. Т. Аксакова в 1992 году ретивые чиновники переименовали деревню Пёстровку в село Большое Аксаково, прибавив к белебеевскому и бугурусланскому Аксаково третий одноимённый населённый пункт. Печально, что неудачная топонимика Большого Аксакова словно в насмешку мстит местным жителям малыми делами и высокими темпами уничтожения остатков аксаковской природы: «Вырубается лес, вытаптываются скотом и машинами луга и поляны, засыхают родники, разрастаются овраги. Скудеет пёстровская земля, частица башкирской природы. Всё меньше остаётся того, что знал, видел Сергей Тимофеевич Аксаков».

И всё же главной ценностью краеведческой книги Назарова является её народная мудрость и трезвый оптимизм. Приводя порой страшные примеры произвола и бесхозяйственности, автор книги нигде не впадает в огульное очернительство прошлого или настоящего своей малой родины. Вся его книга от первой до последней страницы проникнута любовью к пёстровским жителям и её природе. И залогом того, что пёстровцы не переродились, а продолжают сохранять и развивать свои славные традиции, является скромная, но крайне важная работа их сельской интеллигенции, и прежде всего краеведов. Таких, как покойный Михаил Александрович Евстигнеев (1926–2005), учитель, участник Великой Отечественной войны, собиратель и хранитель истории своей родной деревни, и ныне живущий автор этой замечательной книги В. Л. Назаров. Таких людей в европейской культурной традиции принято называть Genius Loci, то есть гении места. И пока у потомков будет сохраняться благодарная память об исчезающих российских деревнях, эти духовные родники будут питать изрядно обмелевшую реку отечественной культуры.

На первой и последней страницах обложки книги Назарова помещены зимние и летние пёстровские пейзажи, сделанные самим автором. Символично, что зимний пейзаж на первой странице напоминает не только о нынешнем спящем состоянии русской деревни, но и о её жизни под глубоким снегом сегодняшних невзгод. А красота синего зимнего неба в сочетании с тёмно-серыми деревьями и белоснежными полями говорит о любви автора книги к своей малой родине и его вере в её будущее возрождение.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


Вчера, 23 мая, редакция журнала "Бельские просторы" посетила Шаранский район, встретилась с библиотекарями и побывала на празднике Славянской письменности.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg


В течение двух дней в Белорецком районе проходили встречи с писателями, редакторами ведущих журналов и газет республики. От журнала «Бельские просторы» в встречах принимали участие заместитель главного редактора Светлана Чураева и редактор отдела прозы Игорь Фролов. 18 мая творческий десант принял участие в музыкально-поэтическом мероприятии для отдыхающих и коллектива санатория «Ассы». 19 мая гости прибыли в город Белорецк, где для них была подготовлена большая программа. Встречи проходили в нескольких школах и библиотеках. Заключительное мероприятие состоялось в школе №1.

Чураева Белорецк.jpg

Светлана Чураева знакомит читателей Белорецка с новинками журнала "Бельские просторы"

белорецк.jpg

Писатели РБ возлагают цветы к бюсту А. С. Пушкина

ф и ч белорецк.jpg

Игорь Фролов и Светлана Чураева среди читателей



Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.