Учредитель: Правительство Республики Башкортостан
Соучредитель: Союз писателей Республики Башкортостан

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
Издается с декабря 1998
Прямая речь

25 октября в Уфе у памятника Зайнаб Биишевой (пр. Октября 4) в 12-00 жюри конкурса объявит победителя IХ Республиканского конкурса поэтического перевода им. М. Гафурова и подведет итоги народного голосования, которое пройдет в группе журнала "Бельские просторы" в Вконтакте.

Шорт-лист IХ Республиканского конкурса поэтического перевода им. М. Гафурова:

1.     Абдразяков Валерий, г. Октябрьский

2.     Андрианова-Книга Кристина, г. Уфа

3.     Гильмутдинова Лейсан, с. Кушнаренково

4.     Колоколова Любовь, г. Уфа

5.     Краснощёков Николай, г. Салават

6.     Чарина Марина, с. Большеустьикинское

7.     Шилкин Сергей, г. Салават

Переводы всех финалистов даны ниже.



Читать далее...

Уголок журнала

Из картинной галереи
Проспект Октября и Глумилино (Середина 1960-х)
Проспект Октября и Глумилино (Середина 1960-х) А.М. Виноградов
Москвич в одну девчачью силу.jpg
Цыплята.jpg
О.Цимболенко. Зима в старом районе (2008)
О.Цимболенко. Зима в старом районе (2008) Молодые художники Уфы

Публикации
Юлия Юрьевна Ломова-Устюгова родилась 18 июля 1979 года в Уфе. Окончила Республиканскую художественную гимназию им. Давлеткильдеева, истфак БГПУ им. Акмуллы, сейчас студентка последнего курса факультета киноведения СПБГУКиТ. Участвовала в форумах молодых писателей в Липках (2002, 2006, 2007). Член СП Москвы. Публиковалась в республиканской прессе, в московских журналах «Кукумбер» и «Пролог».

Куклы против кукловодов

Рецензия на спектакль «Маскарад» Русского драмтеатра

 

Лермонтов, вопреки собственному убеждению и снам, не был потомком знаменитого математика, герцога Лермы. Он был потомком шотландского поэта XIII века Томаса Лермонта (1220–1297), известного больше как Том-Рифмоплёт, чьи стихи имели печальное свойство сбываться. В подлинной (не шекспировской) истории «Макбета» только первое предсказание принадлежало «ведьмам». Остальные же – Томасу (включая «на Дунсинан пойдёт Бирнамский лес»), которого якобы казнили, чтобы прервать цепь не всегда приятных пророчеств.

Лермонтов, потомок поэта необычайной и трагической судьбы, с одержимостью маньяка возвращался к сюжету ревнивца, убивающего любимую, чем почти заставляет подозревать себя в отравлении Вареньки Лопухиной. А сам «Маскарад» – престранная и довольно занятная штука, нечто вроде «Лунной ночи» художника Фёдора Толстого. Всё в пьесе по отдельности в пределах допустимого. Но собранное вместе оставляет ощущение галлюцинации.

Таким образом, Лермонтова на сцене представить и представлять труднее, чем Беккета. И уже совершенно невозможно предсказать реакцию публики на «маскарадное» действо. Увиденный в записи знаменитый спектакль Т. Н. Чхеидзе не мог развеять мои сомнения в том, примет ли спектакль публика. Легендарный эмоциональный порыв на спектакле Мейерхольда – тем более не прояснял вопроса. В конце концов, там реакция могла объясняться внешними обстоятельствами, – премьера состоялась в дни революции. Да и насчёт пьесы не всё так просто. Ведь «Маскарад» что Мейерхольда, что Чхеидзе – в первую очередь пьеса Мейерхольда и Чхеидзе. И только во вторую – необъяснимое творение Лермонтова.

Потому мне самым адекватным воспроизведением «Маскарада» Лермонтова казалась постановка детской студии в фильме «Сто дней после детства», которую герои Соловьёва разыгрывают заученными голосами. А также знаменитый вальс Хачатуряна.

И вот в Уфе, в Русском драматическом театре, поставлен «Маскарад»!

И постановлен той же питерской командой во главе с режиссёром Игорем Селиным, что ставила незабвенную комедию Кальдерона «Дама-неведимка» (роскошный по сценографии и точный по воплощению спектакль). И любимый мною актер Тимур Гарипов назначен на роль, написанную будто для него, – Неизвестного. И тем не менее «Маскарад» – что за пьеса для постановки, размышляла я по дороге в театр.

Мне нравится уфимская публика своей непосредственностью, соединенной с открытостью. На комедии она кричит из зала, подсказывая героям. На драме тоже ведет себя живо. В шахматном занавесе, костюмах, трактовке отдельных персонажей, музыке финала большинство вряд ли могло прочитать цитаты из любимого Селиным Мейерхольда. (Собственно, он и не надеялся и потому пропечатал факт в программке прямым текстом.) Зато тем живее публика реагировала. Вот на резкие слова Арбенина о женщинах в тишине зала раздаётся желчный хохоток кумушки, дескать: «Спросил бы меня!» А после фразы: «Весь мир – колода карт», студентка передо мной восклицает: «Это надо запомнить!» Но все же спектакль оказался интереснее происходящего в зале.

С первых событий пьеса Лермонтова оказалась захватывающей и сценичной. Слова персонажей, их взаимоотношения имели цену сами по себе, как имеют цену музыка, шум воды и треск костра.

Но сначала про костюмы (Ирина Лебедева), сценографию (заслуженный художник РФ Александр Дубровин) и реминисценции из Мейерхольда. Костюмы и декорации великолепны по определению и даже роскошны, избыточно роскошны. Собственно, костюмы и декорации главное, что спектакль заимствовал у «Маскарада» Мейерхольда-Головина. В декорациях также заметны и параллели с оформлением спектакля Чхеидзе-Гегешидзе. Высокие стулья и механизировано-пластичные игроки-куклы (заслуженный артист РФ В. Абросимов, народный артист РБ А. Хаустов, заслуженный артист РБ О. Шумилов, Н. Рихтер, А. Леушкин, Р. Гайсин, О. Сальцын) в самом начале, неуловимо похожие и неуловимо разные. Также некоторую странность интонаций и манеры, проявляющуюся у отдельных персонажей, особенно женских (в духе «Рабы любви» или «Скоро певчие пропели и Мальвина померла»), можно отнести к стилизации «под Мейерхольда», вернее под его эпоху.

Но не это, вернее не только костюмы-декорации-стиль, определяет особый дух, присущий спектаклю.

Хотя подчёркнутая наигранность некоторых персонажей, их поза перед самими собой вдруг обнажили черту, являющуюся существенной в пьесе и главной, на мой взгляд, в творчестве Лермонтова.

Как известно, в русской поэзии есть две линии: линия Пушкина и линия Лермонтова. С пушкинской, упирающейся сейчас в Окуджаву, всё ясно. Но уфимский спектакль показал, что лермонтовская линия – по сути линия площадного балагана и песен дембельского альбома, нечто не менее народное, чем Пушкин. Это то, что через Есенина выразилось в Высоцком. «Маскарад» в уфимской трактовке предстал бульварной пьесой, блатным романсом. И подобная трактовка, на мой взгляд, совпала с духом данного произведения и Лермонтова как явления русской поэзии. Ведь что иное могут означать романсы, незнакомцы в плащах, яд в мороженом, как не сей низкий и народный жанр?

Пьеса сразу заиграла, выяснилось, что «Маскарад» Лермонтова – временами безумно смешная пьеса, как всегда бывает смешна трагедия в быту. Оказалось, что суть «Маскарада» не в том, что Нину оклеветали. А в том, что старые грехи тяготеют над человеком и не дают вернуться к нормальной жизни. Что Звездич-Арбенин-Неизвестный изнутри – один и тот же персонаж. Человек в начале, середине и финале жизни. Что все персонажи знакомы, маскарад – распутен, а мир – колода карт. Возник особый театр, являющийся не пьесой с ясным развитием, а неким действом, слитным с жизнью, где люди смеются, поют, разговаривают. Но если бы режиссёру и актёрам просто представить: Арбенина – бандитом, Казарина – журналистом, Шприха – историком моды, баронессу – феминисткой, Звездича – красноволосым клубменом, Нину – мажоркой, это создало бы хороший современный спектакль, но не исчерпало замысла Лермонтова. Не сделало бы спектакль тем чудесным, тем массовым психозом, которым должен быть и является театр. Это чудесное есть в уфимском спектакле. Но благодаря пышности, отсылкам, яркой балаганной игре осознаётся не сразу, а постепенно.

Началось всё с Петербурга, города рая и ада, в зависимости от капризов погоды, но всегда – города немножко по ТУ сторону. Города, взыгравшего в постановке вместе с колонным особняком Энгельгардта и другими реальными приметами.

Одна из вещей, делающих «Маскарад» балаганной пьесой, – сам сюжет, который не история конкретного возмездия, а история всеобщей заданности, предопределённости, приобретающей уже не житейские, но мистические черты. И чем дальше, тем рельефнее выступала эта тема. И во многом благодаря точно воспроизведённому месту действия – Санкт-Петербургу, жизнь в котором вообще напоминает существование в постоянном луче прожектора и неуютна, как неуютна жизнь человека в постоянном присутствии Бога. Всё житейское рядом с той силой, одним из проявлений которой является Питер, обнаруживает постепенно свою искусственность, лживость, обречённость. Рассыпается перед подлинной, высшей реальностью, как ложь перед правдой. Никто из персонажей «Маскарада» не имеет будущего в рамках пьесы, в рамках фальшивой системы миропорядка, в которой они функционируют и которую создают своей игрой. Какая-то жизнь для них возможна только в полной гибели всей нагромождённой лжи, накопившейся за годы, а возможно, и века. Особая обречённость Нины и Звездича, фатальность их сближения вопреки очевидным фактам предопределены именно тем, что они – наиболее законченное порождение угасающей лжи, которая их окружает. Они родились в ней. И наиболее бурно протестуют, бьются изнутри о стены, разрушают систему потому, что без неё существовать не могут, а признать свою обречённость – не хотят.

Протест Нины напоминает протест куклы против кукловода (что особенно подчёркивается в сцене смерти, когда металлические браслеты с металлическим, понятно, стуком и лязгом бьются о металлическую скамейку). Но протест Звездича (не могу не отметить игру актера Вячеслава Виноградова) есть протест ещё живого, хотя и неправильного человека, одержимый и запоминающийся. Вообще все персонажи по-разному идут к отступлению от правил игры и разрушению искусственного общества. Арбенин – со сладострастным, отчаянным злорадством, баронесса – по-бабски ревнуя, неожиданно человечный Казарин – через полную покорность. Собственно, всеобщего разрушения по ходу пьесы не происходит. Оно остаётся за кадром. Но чем дальше, тем больше проникаешься ощущением человека, втолкнутого в большую залу с мешком на голове. Ощущением томительного ожидания. Кульминации оно достигает именно там, где и задумывалось автором, – в финале.

К чёрту «Маскарад» 1917 года! Вот оно! Малообъяснимые с логической точки зрения образы – негатив Нины на огромном чёрном маятнике, Арбенин босиком, князь в обличье мертвеца, Незнакомец в позе мыслителя – всё вдруг создаёт некую мощную сюиту. Нет, не сюиту смерти, хотя смерть звучит похоже, – но пробуждения. Присутствия тех сил, которые не то чтобы разрушают мир, основанный на лжи, а как бы разом отменяют, лишая страха и сожалений. И уж не знаю, как звучало аналогичное песнопение в 1917 году, но в 2010-м, в сопровождении сцены, визуально напоминающей финал «Поминальной молитвы» Горина-Захарова, оно вызывало какое-то особое, истовое чувство внезапного перехода театра в реальную жизнь, с влажным дождём. И ещё – ощущение того, что глобальное переустройство этой жизни уже началось.

«Маскарад» закончен.


Культурная среда
Бельские просторы подписка 2017 3.jpg
Подписывайтесь на бумажную и электронную версии журнала! Все можно сделать, не выходя из дома - просто нажимайте здесь!
Октября 28, 2016 Читать далее...


PA195822.JPG
18 октября в Художественном музее им. М.В. Нестерова состоялась торжественная презентация альбома-каталога "Арт Уфа - 2015", созданный на грант главы Республики Башкортостан Рустема Хамитова. Автор-составитель каталога , искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по науке Светлана Игнатенко. Редакция журнала "Бельские просторы", чьи статьи были использованы при работе надо каталогом, была тоже награждена этой уникальной книгой.


Редакция журнала "Бельские просторы" встретилась в уютном здании ДДЮТ города Туймазы с учителями и библиотекарями района.
в Туймазах групповая.jpg
Салават Вахитов покоряет публику:
PA135875.JPG
Сергей Бекасов перехватывает инициативу:
PA135934.JPG
Ответное слово:
PA135872.JPG
И, конечно, автографы:
PA135947.JPG
Ну танцы, танцы, танцы...
PA135861.JPG
PA135842.JPG
PA135826.JPG
 

Все новости

О нас пишут

Наши друзья

логотип радио.jpg

Гипертекст  

Рампа

Ашкадар



корупция.jpg



Телефоны доверия
ФСБ России: 8 (495)_ 224-22-22
МВД России: 8 (495)_ 237-75-85
ГУ МВД РФ по ПФО: 8 (2121)_ 38-28-18
МВД по РБ: 8 (347)_ 128. с моб. 128
МЧС России поРБ: 8 (347)_ 233-9999



GISMETEO: Погода
Создание сайта - «Интернет Технологии»
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.